7


  • Учителю
  • Конспект урока моделируюшего типа 'Все во мне, и я во всем'

Конспект урока моделируюшего типа 'Все во мне, и я во всем'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок моделирующего типа по творчеству Ф.И.Тютчева «…Всё во мне, и я во всём»


Тип урока Урок моделирующего типа

Тема «…Всё во мне, и я во всём»

Цели

1. Познавательные:

Познакомить обучающихся с лирикой Ф.И.Тютчева;

углубить знания обучающихся о символическом образе;

научить выделять основные мотивы лирики, определять

идею, развивать концепцию;

научить понимать авторскую позицию, грамотно её выражать;

составлять схемы-модели.

2. Развивающие:

развивать умение работать в группах: планировать работу, продумывать

задания, распределять материал, обязанности между членами группы;

развивать навыки анализа и интерпретации поэтического текста.

3. Воспитательные:

воспитывать любовь к природе, Родине;

показать, что человек способен реализоваться только через чувство любви

ко всему сущему.

Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, распечатанные тексты стихотворений Тютчева, мультимедийный проектор


На уроке «…Всё во мне, и я во всём» в центре внимания десятиклассников лирика Ф.И.Тютчева. Центральными образами становятся образ природы, образ Мира, образ возлюбленной.

В начале урока звучит стихотворение «Тени сизые сместились», в котором акцент делается на строку «…Всё во мне, и я во всём». Это состояние души звучит во многих стихах поэта, его можно трактовать по-разному. Допустим, что мы с ребятами пришли к такому толкованию:

Человек неразрывно связан с окружающим миром, внешний мир проникает в душу человека и определяет его самосознание, при этом сам человек способен воздействовать на этот мир своей энергией, словом, делом.

Это утверждение можно взять за основную идею урока.

I этап урока: разработка концепции. В её основу положены строки Ф.И. Тютчева «…Всё во мне, и я во всём» Смысл задания: нужно определить

идею, развить концепцию, предложить модель урока, отобрать произведения необходимые для реализации задания.

Допустим, учащиеся сформулировали идею так: Ф.И.Тютчев в своих стихотворениях выражал беспокойство за судьбу планеты, тревогу по поводу того, что возобладают силы зла и человечество ждет гибель. Он кожей ощущал хаос и мечтал о гармонии, он одним из первых в мировой поэзии предугадал катастрофичность цивилизации. Он всем существом почуял, что мы, земляне, "плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены". Мы прочитаем у него и о космосе души, о таинствах природы и человека, о необыкновенном, божественном чувстве-любви.

Концепция урока тоже должна быть предложена учащимися, учитель только направляет ход их мысли.

Предположим, что концепцией урока может стать беспокойство о судьбе человечества, цивилизации, осмысление роли человека во времени и пространстве.

II этап: отбор произведений, который диктует концепция. Вместе с ребятами предлагаем стихотворения, которые условно можно разделить на тематические группы: пейзажная лирика, философская лирика, любовная лирика.

III этап: планирование групповой работы. Для такого нетрадиционного урока нам потребуется разделить ребят на группы по интересам заранее

(учащиеся дома прочитывают стихотворения, необходимые для работы каждой группы).

На следующем этапе моделирования урока коллективно придумывается задание для каждой группы (опять же исходя из концепции урока). Вот результаты нашей работы.

Первая группа работает над заданием: показать слияние человека и природы в лирике Тютчева, доказать, что для него природа - это второе имя жизни, природа - некий мир, необъятный мир, в котором растворяется и другой необъятный мир - души человеческой.

Задание для второй группы: показать, что философская система Тютчева строится на оппозициях: реальность/ирреальность; присутствие/отсутствие; пространство/время.

Третья группа ребят отвечает на вопрос: « Что для Тютчева любовь?» Если мы говорим о том, чем жила и что чувствовала его душа, то мы всегда говорим о любви.

На обсуждение и реализацию задания учащимся дается 7-10 минут. Работу они самостоятельно делят между членами группы.

Тема природы реализуется учащимися на примерах стихотворений «Весна», «Любовь земли и прелесть года...», «Вечер», «Как тихо веет над долиной...», «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...»), «Летний вечер» («Уж солнца раскаленный шар...») и др.

Уже здесь присутствует характерное для Тютчева одухотворение природы, очеловечивание ее.

Учитель задает вопрос: «Осенний вечер» («Есть в светлости осенних вечеров...») - это стихотворение о природе или о мире чувств?

Отвечая на поставленный вопрос, учащиеся выступают с результатами работы в группах.

В стихотворении мир чувств человека сливается с природой. «В душном воздухе молчанье...» - опять слияние человека с природой. У Тютчева в описании природы часто появляются слова, характерные для живого существа («прячется», «гаснет», «немеет», «не может», «тревожит»), и в то же время, когда речь идет о человеческой душе, появляются слова, характерные для мира природы:

Так и в груди осиротелой,

Убитой хладом бытия,

Не льется юности веселой,

Не блещет резвая струя, -

Но подо льдистою корой

Еще есть жизнь, еще есть ропот -

И внятно слышится порой

Ключа таинственного шепот!


«Еще земли печален вид...» - описывается ранняя весна, но, одновременно, и пробуждение души, однако границу определить трудно:


Но что же вдруг тебя волнует,

..................

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

С сердечной любовью к родной природе, с чутким вниманием, умной печалью пишет Тютчев стихи об осени и зиме, о весне и лете, о грозах и звездах…

Принято считать, что природа - это фон стихов Тютчева, место действия, пейзаж. В действительности для него природа - это второе имя жизни.

Природа - некий мир, необъятный мир, в котором растворяется и другой необъятный мир - души человеческой.

Все стихотворения Тютчева - о природе, в таком широком понимании слова.

Но важно еще и то, что в стихах Тютчева о природе нетрудно уловить глубокое чувство родного русского пейзажа.

Есть одна очень важная черта в тютчевских стихах о природе. Поэт не только отдавался очарованию мгновения. Ему хотелось охватить природу в целом, объять ее - чувством и мыслью. Такой взгляд на природу хочется назвать мудрым, потому что поэт не питал иллюзий, будто природа им познана. Мудрым - потому, что он напряженно и тревожно всматривался в нее и задавал ей вопросы. Это сказано устами уже старого человека, который умел сливаться с природой и одушевлять ее:


Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.


В качестве вывода учитель помогает учащимся первой группы составить схему:

Человек - суть природа

Природа - суть человек

Логически размышляя, можно прийти к тождеству

Человек = Природа

Ребята, работающие над философским аспектом лирики Тютчева, анализировали стихи: «На возвратном пути», «Последний катаклизм», «Колумб», «Как океан объемлет шар земной», «Silentium!». Они отмечают, что тютчевское слово - особое слово. Оно позволяет нам создать абстрактную конструкцию тютчевского мира.

Центром в мироощущении Тютчева стоят оппозиции реальность/ирреальность; присутствие/отсутствие; пространство/время. Время - пространство - смерть - равно могущественные и враждебные человеку силы в глазах Тютчева. Именно они заставляют его "такой болезненной живостью и настойчивостью" испытывать "сознание непрочности и хрупкости всего в жизни".

Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство: «Пространство пожирает нас». «Ах, как я ненавижу отсутствующих, которых люблю» .

Но в то же время целый ряд его стихотворений посвящен пространству. Например, «На возвратном пути»:


...Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья -

Жизнь отошла - и, покорясь судьбе,

В каком-то забытьи изнеможенья,

Здесь человек лишь снится сам себе.

Как свет дневной, его тускнеют взоры,

Не верит он, хоть видел их вчера,

Что есть края, где радужные горы

В лазурные глядятся озера…

В этом стихотворении присутствуют жажда бытия и ощущение хрупкости бытия.

Бытие для Тютчева лежит в основе всего. Бытие - это непосредственная, сиюминутная реальность, противостоящая смерти. В этом смысле оно противопоставлено времени: все прошедшее = умершее. Но есть

и сила против прошедшего - память (поэтому столько стихотворений посвящено памяти).

Мир воспоминаний для Тютчева двойной: он поэтичен и страшен одновременно. Смерть, как и жизнь, течет. Настоящее у поэта хрупко, прошедшего нет, оно - тень; но и на настоящее тоже можно смотреть как на тень, как на прошедшее. Реальное для Тютчева оказывается в тени. В стихотворении «Последний катаклизм» поэт предсказывает:


Когда пробьет последний час природы,


Состав частей разрушится земных:


Все зримое опять покроют воды,


И божий лик изобразится в них!

Мир для Тютчева - это загадка. Отношения человека и мира - не определены:

1 мир - загадка, которую надо разгадать;


2 мир - бессмыслен, и человек гибнет, пытаясь найти смысл в бессмысленном;


3 мир создан и имеет смысл, но акт творения продолжается в разумном бытии человека - в его слове. Человек - участник продолжающегося творения. В стихотворении «Колумб» Колумб не открывает мир, а создает его:

Тебе, Колумб, тебе венец!


Чертеж земной ты выполнивший смело

И довершивший наконец

Судеб неконченное дело,


Ты завесу расторг божественной рукой -

И новый мир, неведомый, нежданный,


Из беспредельности туманной


На божий свет ты вынес за собой.


Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое "сегодня" или "вчера" есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. "Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко - он ничто. Его присутствие - не более как точка в пространстве, его отсутствие - все пространство", - писал Тютчев. Смерть же он считал единственным исключением, которое увековечивает людей, выталкивая личность из пространства и времени.

Тютчев отнюдь не считал, что современный мир построен должным образом. По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему он превышает практические и духовные запросы человека. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о "двойной бездне" - о бездонном небе, отраженном в море, тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу. Человек включен в "мировой ритм", чувствует родственную близость ко всем земным стихиям: и "ночной", и "дневной". Родным оказывается не только Хаос, но и Космос,

"все звуки жизни благостной". Человек живет на грани двух миров: дня и ночи (света и тьмы).

Тютчев считает истинным внутренний мир человека, который проявляется в ночи. Об этом он говорит в стихотворении "Silentium!". Истинная жизнь человека - жизнь его души:


Лишь жить в себе самом умей -


Есть целый мир в душе твоей


Таинственно-волшебных дум...


Два божества - то Смерть и Сон...


"Природа", "стихия", "хаос", с одной стороны, космос - с другой. Это едва ли не важнейшие из тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии.

Философская идея Тютчева о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о том, что истина скрыта от человека в пугающей бездне, выразилась в его лирике.


Учащиеся второй группы делают вывод в виде схемы-модели:

Бытие человека бесконечно во времени и пространстве.

Человек - суть частичка Вселенной (Космоса).

Внутренний мир Человека - суть Космос.

Вывод:

Человек = Космос

Третья группа начинает работу со стихотворения:

Я очи знал, - о, эти очи!


Как я любил их, - знает Бог!


От их волшебной, страстной ночи


Я душу оторвать не мог.


В непостижимом этом взоре,


Жизнь обнажающем до дна,


Такое слышалося горе,


Такая страсти глубина! -


Так описывает поэт глаза любимой, в которых видит прежде всего "волшебную, страстную ночь". Они манят его, но не успокаивают, а заставляют волноваться. Любовь у Тютчева и наслажденье, и роковая страсть, но главное - это путь к познанию истины, ибо именно в любви жизнь обнажается до дна, в любви человек максимально приближается к самому важному и самому необъяснимому. Именно поэтому для Тютчева так важна самоценность каждого часа, каждой минуты быстротекущей жизни.

Если мы говорим о том, чем жила и что чувствовала душа поэта, то мы всегда говорим о любви.

Любовная лирика Тютчева занимает особое место. Здесь особая страсть и целомудрие, свет, прозрачность и трагизм. Это чувство для Тютчева - самое прекрасное, божественное: "О Господи, дай жгучего страданья…", т.к. нет ничего ужаснее, чем мертвая душа. Даже страдание для души благодатнее, чем равнодушие, забвение.

Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Такой

судьбой была его встреча с Еленой Александровной Денисьевой. Ей посвящен цикл стихотворений, представляющий как бы лирическую повесть о любви поэта - от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.

Первое стихотворение "Денисьевского цикла" - косвенная, скрытая и жаркая мольба о любви:


Пошли, Господь, свою отраду


Тому, кто жизненной тропой,


Как бедный нищий мимо саду


Бредет по знойной мостовой.


Весь "Денисьевский цикл" - самоотчет, сделанный поэтом с великой строгостью, с желанием искупить вину свою перед этой женщиной. Радость, страдание, жалобы - все это в стихотворении "О, как убийственно мы любим...":


Ты помнишь ли при вашей встрече,


При первой встрече роковой,


Ее волшебны взоры, речи


И смех младенческо-живой?


А через год:


Куда ланит девались розы,


Улыбка уст и блеск очей?


Всё опалили, выжгли слезы


Горячей влагою своей.


Позднее поэт отдается собственному чувству и проверяет его - что в нем ложь, что правда.

О, как убийственно мы любим!


Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,


Что сердцу нашему милей!..


В этом цикле любовь несчастна в самом ее счастье. Отношения любви у Тютчева захватывают всего человека, и вместе с духовным ростом любви в нее проникают все слабости людей, вся их "злая жизнь", переданная им из общественного быта. Например, в стихотворении "Предопределение":


Любовь, любовь - гласит преданье -


Союз души с душой родной -


Их съединенье, сочетанье,


И роковое их сиянье,


И... поединок роковой...


Отстаивая свою любовь, поэт хочет уберечь ее от внешнего мира:


Все, что сберечь мне удалось,


Надежды, веры и любви,


В одну молитву все слилось:


Переживи, переживи!


Среди стихотворений, посвященных Денисьевой, быть может, самые высокие по духу те, что написаны после ее смерти. Происходит как бы воскрешение возлюбленной. Делаются печальные попытки исправить после ее смерти не исправленное при жизни. В стихотворении "Накануне годовщины 4 августа 1864 года" (день смерти Денисьевой) запоздалое раскаяние в грехах перед нею. Мольба обращена не к Богу, но к человеку, к тени его:


Вот тот мир, где жили мы с тобою,


Ангел мой, ты видишь ли меня?


Даже в печальных строках у Тютчева брезжит свет надежды, которая дарит человеку отблеск счастья.

Познав сладость и восторг любви, Тютчев остался лучезарен и чист, передав нам то светлое, что выпало ему на жизненном пути.


Учитель после выступлений учащихся цитирует А.С.Кушнера, который в своей книге "Аполлон в снегу" написал о Ф.И. Тютчеве: "Тютчев не сочинял свои стихи, а... проживал их... "Душа" - вот слово, пронизывающее

всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?"

С этими словами трудно не согласиться. Они помогут нам сделать вывод:


Душа - суть любовь.

Человек - суть душа.

Значит:

Человек = любовь


Выводы всех трех групп обсуждаются, после обсуждения приходим к выводу, что лирику Ф.М.Тютчева нельзя делить на пейзажную, философскую и любовную. Лирика Тютчева едина. Тютческий пейзаж, по сути, - совсем не пейзаж, а модель мира. Детали пейзажа могут быть носителями самого разного смысла. Разный смысл также могут нести и любовные, политические, философские стихотворения Тютчева.


Если сложить все схемы-модели, полученные в результате творческого поиска учащихся во главе с учителем, то строка Тютчева «…Всё во мне, и я во всём» приобретает глубинный смысл. Человек связан со всем миром, с космосом. Он частица мироздания, очень маленькая частица. Но при этом каждый человек заключает в себе целый Космос. Судьба человечества, цивилизации, космоса в руках каждого отдельно взятого человека. Спасение в необыкновенном, божественном чувстве любви, которое в душе каждого человека.

В качестве домашнего задания можно предложить ребятам написать эссе на тему «Любовь спасет Мир». Теперь эта тема для учащихся не будет звучать банально.

Рефлексия

В целом после проделанной на уроке работы осталось ощущение

удовлетворённости результатом:

во-первых, моделирование позволяет каждому учащемуся почувствовать себя творцом, строящим урок, исходя из собственной концепции.

во-вторых, результат оказался вполне реализуемым.

в-третьих, урок такого типа кажется интересным ещё и тем, что вполне может обернуться дискуссией. Ведь нет заранее известного результата разговора, особенно когда учителем "связаны" разные поэтические произведения. И в этом случае ребята могут стать как сторонниками, так и оппонентами преподавателя. Этого не нужно бояться: что может быть более важно на уроке литературы, чем диалог учителя и учеников, вызванный хорошим литературным материалом.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал