7


  • Учителю
  • «Секреты стилистики. Правила хорошей речи» Элективный курс русского языка в 9 классе

«Секреты стилистики. Правила хорошей речи» Элективный курс русского языка в 9 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цели курса "Секреты стилистики. Правила хорошей речи" раскрыть учащимся лексическое, синтаксическое и фонетическое   богатство русского языка, научить правильно использовать в речи тропы и стилистические фигуры, избегая ошибок. Этому учит стилистика - наука об умелом вы
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Российской Федерации

Главное управление общего и профессионального образования Иркутской области

Отдел образования администрации МО «Братский район»

МКОУ «Вихоревская СОШ № 2»

«Секреты стилистики. Правила хорошей речи»

Элективный курс русского языка в 9 классе


Разработала: учитель русского языка

и литературы

высшей категории

Храмова Ирина

Геннадьевна


Вихоревка, 2012г.


Занятие 1 Вводное. Ориентационное.

Тема: Лексическая стилистика.

Цель: Сориентировать учащихся на гуманитарный курс данных занятий; выяснить первичные знания по лексической стилистике, углубить знания по лексической стилистике, системным связям слов, темой. Уметь перерабатывать учебную информацию, применять полученные знания на практике. При решении стилистических задач.


Человек нашел слова для всего,

Что обнаружено им во вселенной.

С.Я.Маршак.


  1. Слово учителя о целях и задатках раннего курса

  2. Тест по входной диагностике с целью выявления знаний учащихся по лексической стилистике.

  3. Лексическая стилистика

  1. Словарный состав языка - это его главное богатство. Как правильно употреблять слова в различных ситуациях, выявлять ошибки в словоупотреблении, исправлять их - этому учит лексическая стилистика (Лексический означает словарный).

И круг наших интересов будет Страна слов. С. Я. Маршак справедливо заметил, что нет предмета во вселенной, для которого не придумал бы слова человек. «Но этого мало, он назвал всякое действие и состояние. Он определил слова свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства,» - читаем мы дальше. Это значит, что в словах получает полное отражение работа человеческой мысли. Окружающий нас мир вещей, природные явления, качества и действия запечатлены в словах, и они не изолированы друг от друга, а представляют собой сложную систему.

  1. Системные связи слов легче запомнить в близких понятиях: 1) породы деревьев (ель, сосна, береза, осина); 2) птицы (орел, сокол, сова, воробей); 3) хищные животные (лев, тигр волк); 4) домашние животные (собака, кошка, конь, корова).

  2. Такие слова называются тематическими группами. Они очень разнообразны и охватывают не только предметы, а их признаки (по цвету: красный, желтый, голубой; по размеру: маленький, большой; по пространству: далекий, приближенный, недосягаемый), действия (название речи: говорить, произносить, бормотать, шептать, беседовать, скандалить, глаголить; движения: ходить, бегать, ползать, плыть).

  3. Есть закрытые тематически группы слов. В них входит строго ограниченное количество единиц слов (название дней недели, месяцев, времен года, сторон света). Однако гораздо больше открытых тематических групп слов, так как они охватывают весь окружающий мир.

  4. Слова также объединяются в родственные гнезда.

- Какие слова являются однокоренными? (дом, домик, домишко, домище, домашний, домовой, домовитый)
Подобные связи слов основаны на словообразовании: у них одинаковые корни, но разные приставки, суффиксы.
Но не всегда словообразовательное родство столь очевидно.
- Попробуйте определить, можно ли считать родственными слова (по рядам): водитель-водник; лень-олень; пятка-пятак-пятно? Нет.
У них мнимое созвучие корней, но разные «родственники». - Составьте гнездо однокоренных слов к этим словам.
В то же время очень часто мы не узнаем настоящих родственников среди слов, так как смысловые связи очень прозрачны в этих словах:
супруг имеет общий исторический корень со словом
упряжка, им родственны глаголы запрягать, сопрягать. Правда приставка су очень редко встречается в словах: сутки. И что осталось от этого? Глагол ткнуть. - Попробуйте объяснить почему сутки так называются? («соткнули» день и ночь, и получились сутки).
Такие родственные связи слов в русском языке стали затемненными. И мы очень часто не можем объяснить происхождение слов. А этим занимается наука о русском языке - этимология.

- Объясните происхождение слов и родство слов: ухо и подушка (под ухо)
облако и волочить, влачить (раньше было обвлако)

  1. Слова в русском языке объединяются и в части речи.

- По каким критериям?

  1. Итак, лексика - это сложная система, которой человек должен уметь пользоваться.

  1. Поиск нужного слова.

  1. Мы часто повторяем, что русский язык велик и могуч, в его лексиконе десятки тысяч прекрасных, точных и нужных слов. Однако при этом наша речь часто бедна и невыразительна. -Что происходит? Почему мы не используем богатство родного языка и не заботимся о культуре речи?
    Очевидно, причиной тому наша леность, нежелание или неумение выбрать из множества похожих слов самое нужное, которое точно передаст нашу мысль. Ведь чем больше слов в языке, тем труднее в них разобраться: берем первое попавшееся слов, а потом оказывается: выбор был неудачный, мысль выращена неясно.
    Речевые ошибки - это зло, и с ним нужно бороться. Но как?
    -Помните пословицу: слово не воробей, вылетит, не поймаешь?
    -Как вы её понимаете?(что сказал, уже не воротишь. Прежде чем сказать, подумай , о чем и что хочешь сказать, подбери правильное слово).
    -Исправьте речевые ошибки:

  1. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому (противопоставлена)

  2. Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку (седую)

Неправильный подбор слов часто приводит к абсурдности, комизму высказывания даже у журналистов:

  1. Эту передачу слушали по радио на двух континентах - в Арктике и Антарктике (но ведь Арктика - это не континент!).

  2. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа (Что же получается 24 часа + 2=? Нужно сказать: световой день увеличивается на 2 часа).

Бойтесь ребята, таких ассоциативных ошибок, когда одно понятие заменяем другим (сутки - день, седая - седобородая). За это нас могут высмеять!

- Исправьте ошибку:

  1. Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване (нужно: в подвенечной фате, а саван - погребальный убор!).


  1. В других случаях мы стремимся украсить нашу речь, не хотим во всеуслышание говорить о горе, бедах, заменяя смягчающими выражениями грубый смысл высказывания. Стилисты называют это эвфемизмами.


  1. Один ученик раскаялся, заявив: «Мы все еще уделяем недостаточно большое внимание домашних заданий (нужно: не выполняем или плохо выполняем).

  2. В нашей работе все еще встречаются недостатки мешающие успешному преодолению отставания (Надо: мы работаем все еще плохо или в нашей работе еще есть недостатки).

  1. Нужно остерегаться в речи и логических ошибок «Речь должна законам логики»,- Аристотель. Если мы нарушаем логику - это алогизм. Это сопоставление несопоставимых понятий.

  1. Речь героев Гоголя отличалась от других героев (от речи других героев!).

  2. Сравним результаты первого кризиса со вторым (с результатом второго!).

  3. Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных блюд (Что ели гости: национальные блюда или разнообразный подбор?).

  4. Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывок из его творчества (отрывки из его произведений!).

  5. При хорошем уходе каждое животное будет давать по двенадцать литров молока (Думается, что не любое животное, а корова).

Поиск нужного правильного слова - трудная, кропотливая работа, недаром поэты говорят даже «о муках слова», потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не дается, ускользает:


Нет на свете мук, сильнее муки слова!
Тщетно с уст порой безумный рвется крик,
Тщетно сжечь порой любовью голова:
Холоден и жалок нищий наш язык.

Ноусон.

В обыденной речи нам, как правило, хватает слов, нужно только вдумчиво их использовать, не калечить язык.

К уроку:

Занятие 2

Тема: Притяжение слов

Цель: развивать потребность к овладению родным языком, нормами произношения; развивать мотивацию собственной учебной деятельности; развивать творческую и созидательную деятельность; формировать высокий уровень владения русским языком.

Взял трамвай и поехал в школу.


  1. Притяжение слов. Лексическая сочетаемость.
    В русском языке много слов, которые как бы притягиваются друг к другу: стадо коров, табун лошадей, стая волков, караван верблюдов.
    Поэтому кажется смешным такое высказывание юного натуралиста:

  1. Вдали показалась стая уток и зайцев.

  2. На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия (повизгивать может собака).

В этих примерах нарушена лексическая сочетаемость.

Лексическая сочетаемость - способность слов соединятся друг с другом.

- Соедините слова:

длинный путь

длительный период

долгий кредит

долговременный сборы

продолжительный

Русский человек легко чувствует лексическую сочетаемость и соединяет слова. Он никогда не скажет: я взял автобус или взял трамвай и приехал. У нас говорят только: взял такси. А иностранец легко соединит такие слова по правилам своего языка и скажет:
- я взял самолет и прилетел к вам в гости.
- Чтобы соединить слова, на что мы смотрим? (на их лексическое значение). Если мы этого не учтем, то получится лексическая несочетаемость: фиолетовый апельсин, кожаные очки, кричат шепотом, спят бегом. Это абсурдно и смешно! Так не говорят!

- Исправьте ошибки по лексической сочетаемости:

  1. Преклонить голову (колени!)

  2. Склонить колени (голову!))

  3. Одержать поражение (победу!)

  4. Потерпеть победу (поражение!)

  5. Круглый час, месяц, неделю (год, сутки!)

  6. Глубокий день (ночь!)

  7. Глубокая весна (осень!)

  8. Бархатный месяц (сезон!)

  9. Заплетаются зубы, губы (язык!)


  1. Правила соединения слов в речи определяет и грамматическую сочетаемость.

Грамматическая сочетаемость - возможность соединения одних частей речи с другими. Она допускает соединения существительных с прилагательными, существительных и числительных, существительных и местоимений, и так далее, но не допускает соединения
прилагательных с числительными
притяжательных местоимений и глаголов

(Нельзя же сказать «большое сто», «красивое пять», «моя твоя не понимает»)

  1. Сочетаемость слов играет важную роль в художественной речи. Здесь законы притяжения слов особые. Ограничения семантической сочетаемости не распространяется на перенос словоупотребления: образные выражения: черные мысли, горы летят, щеки горят, могут показаться бессмысленными, если их понимать в прямом смысле. Однако это метафоры и они нам понятны.
    Многие поэты и писатели нарушают лексическую сочетаемость слов, придавая словам новые оттенки значения:

Седой зимы угрозы (Пушкин).
Резиновая мысль (И. Ильф и Петров).
Очевидная атака захлебнулась (Симонов)
потеряли надежду смять его полк (Симонов).

Многие подобные сочетания в языке становятся устойчивыми.
Стилистическая сочетаемость, её нарушении используют и юмористы:

  1. Абсолютно с родинкой (Ильф и Петров)

  2. Гения признали заживо

  3. Он был назначен директором по собственному желанию.

  4. Фильмы: «Влюблен по собственному желанию», «наедине со всеми», «Воспоминания о будущем».

Это используют поэты и писатели для неожиданных образов, яркой речевой экспрессии. А в повседневной речи нарушение лексической сочетаемости может стать грубой ошибкой:

- Исправьте:

  1. Она лежала не смыкая взгляда своего (смыкать можно глаза!).

  2. Учитель прочитал беседу. (лекцию! А беседу провел!).

  3. Мы уделяем большое значение домашним заданиям (Придаем значение, а уделяем внимание!).

  4. Школьники улучшают уровень своих знаний (улучшают качество, повышают уровень!).

  5. Работник завершил обязательства (Завершить план, но выполнить обязательства!).

  6. Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты (Производят в офицеры, а в солдаты могут разжаловать!).

  7. Старое, умирающее страстно сопротивляется новому (отчаянно сопротивляться).


  1. Самостоятельная работа.
    Исправь стилистическую ошибку ( по карточкам).

Занятие 3

Тема: Речевая избыточность или многословие.

Краткость - сестра таланта.

А.П. Чехов

Цель: познакомить учащихся с новыми понятиями речевой избыточностью и многословием (тавтологией и плеоназмом) и речевой недостаточностью; формировать высокий уровень владения русского языка; формировать умения правильного выбора языковых средств речи; развивать мотивацию собственной деятельности; развивать умение логически мыслить.

Он был мертв и не
скрывал этого…
их предводитель умер, и
они выбрали мертвого из
числа живых.
Из детектива романов.

Повторение изученного.

  1. Что такое семантическая несочетаемость ( по происхождению, по смыслу слов: стеклянный суп, горячая лупа, железные тучи, прислонится к ветру). Что такое лексическая сочетаемость? (соединение одних частей речи с другими: большое сто, крупное пять, моя твоя не понимает).

  2. Ал

  1. Как вы понимаете слова записанные на доске? Почему смеетесь? Чего в них много? (много лишних слов!)

- Мы часто впадаем в грех и употребляем излишние слова, то есть страдаем речевой избыточностью. Скорей всего и не думаем о красоте слова, когда садимся писать заявление или объяснительную.
- «Мною обнаружен повесившийся труп мертвого человека».
-«Мы вчера ездили в поездку в г. Братск».
- Простить это можно человеку необразованному, но человеку с высшим образованием простить нельзя. И он тяжело бывает подчас сказать коротко, но ясно. Французский ученый, философ, писатель Паскаль заметил; «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». Да, чтобы сказать кратко и ясно, нужно кропотливо поработать со словом, а это дается нелегко и не всем. «Краткость сестра таланта», - утверждал А.П. Чехов.

Экономное и точное выражение мысли - важнейшее требование стилистики, которое очень часто мы не выполняем.

Из ученического сочинения:

  1. «Силы «темного царства» объединились воедино против бросившей им вызов натуры, стремящейся вырваться на свободу из затхлого мира диких и кабановых».

  2. «Жители города Калинова живут однообразной безрадостной жизнью».

  1. В последнем предложении употреблено три одинаковых слова! Тесное неоправданное употребление рядом однокоренных слов порождает - тавтологию (классический пример: масло масляное).
    - Вот примеры тавтологии из сочинений, с уроков: «Можно спросить вопрос?», «Например такой пример», «Умножить во много раз», «возобновить вновь».


  1. Очень часто в речи мы используем лишние уточняющие слова - : (это плеоназм - излишества).


  1. «Ваня и Петя вдвоем вместе пели одну песню» (А они не вместе и могли петь одну песню?).

  2. «Он говорил, жестикулируя руками» (А можно и ногами жестикулировать?).

  3. «Макет, который так старательно клеили ребята, Вадим истоптал ногами» (А можно истоптать руками?).

Плеоназмы возникают при употреблении ненужных определений (главное суть, ценные сокровища, темный мрак); лишних обстоятельств (вернуться обратно, упал вниз); употребление лишних слов синонимов (закончил, завершил, выполнил задание).

Примеры плеоназма ( найти и исправить вместе):

  1. Работали молча, без слов.

  2. Красноармеец бредил о своей родной семье.

  3. Я строил планы на будущее.

  4. Рабочий у станка простаивал без дела.

  5. В истории началось поступательное движение вперед.


  1. Очень часто тавтология порождается соединением иноязычных слов с русскими, которые дублируют их значения. Это скрытая тавтология - русское слово повторяет значение заимствованного ( 1. Памятные сувениры - сувенир с французского - подарок на память; 2. Биография жизни - (биография - это жизнеописание); 3. необычный феномен; своя автобиография; мизерные мелочи; ведущий лидер; в конечном итоге).


  1. Однако некоторые сочетания подобного типа закрепляются в языке. И это связано с изменением значений входящих в них слов: реальная действительность, экспонаты выставки, букинистическая книга, монументальный памятник.
    В речи могу т сталкиваться и однокоренные слова, которые не имеют синонимов: словарь иностранных слов, Бригадир первой бригады, загадать загадку, постелить постель, «Живой как жизнь» (Гоголь).


  1. Использование плеоназмов, тавтологии в литературе.

  1. В У.Н.Т. широко используется как стилистические приемы плеоназмы: путь - дороженька, море - окиян, грусть- тоска; тавтология : служить службу, всякая всячина, горе горькое и другие.

  2. Юмористы используют тавтологию в качестве каламбура:

  1. «Позвольте вам этого не позволить» (Гоголь).

  2. «Писатель пописывает, а читатель почитывает» (Салтыков - Щедрин).

  3. Название фильма: «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

В юмористических текстах нагромождение одинаковых слов выражает комизм описываемой ситуации.

  1. Поэты, как к средству выразительности, часто прибегают к тавтологии: «И вдруг белым - бела березка в угрюмом ельнике одна».

  2. Важную смысловую функцию выполняет тавтология в заголовках газет статей: «Крайности Крайнего Севера», «Случаен ли несчастный случай?» , «Устарел ли старика велосипед?».

  3. Тавтологическое повторение может придавать высказыванию особую значительность: «Победителю - ученику от побежденного учителя» (В.А. Жуков в надписи на портрете)


  1. Закрепление.
    Самостоятельная работа.
    Попробуйте устранить тавтологию и плеоназмы в предложениях.

Занятие 4

Тема: Осторожно: полисемия!

Молодая была уже не молода…

Ильф и Петров.

Цель: познакомить учащихся с понятием полисемии, каламбуром; формировать умение правильного выбора языковых средств; развить мотивацию собственной учебной деятельности; формировать высокий уровень овладения русским языком; развить умение логически мылить; помогать овладевать научными и исследовательскими навыками.


  1. Повторение.
    - Что такое речевая избыточность? Приведите примеры.
    - Речевая недостаточность?
    - Как используется в художественной литературе, поэзии, газетах, журналах тавтология и плеоназмы? Для чего?

  1. Термин полисемия переводится на русский язык как многозначность.
    - Какие слова называются многозначными?
    - Как мы должны выбирать значение многозначного лова в речи? (в зависимости от контекста и значения слова).
    - Какую игру слов вы видите в эпиграфе? Объясните значение слов «молодая» и «не молода» (1 только что вступившая в брак; 2 юная, не достигшая зрелого возраста).
    - Определите значение слова «молодой» в словосочетаниях: молодой ср, молодое вино, молодой загар, молодое дерево.
    - Сколько же значений у этого слова? (5)
    - Каких слов в русском языке больше: однозначных или многозначных? (многозначных)

  2. Задание.
    Составьте со словами дом, тихий, идти предложения, показав разные значения слов ( по рядам).

  1. Странно выйти мне из дому (жилище)
    Всем домом правила Софья (домашнее хозяйство).
    Серый дом стоял около школы (здание).
    Три дома на праздник зовут (семья).
    Дом наш был в движении (семья).

  2. Твой тихий голос я слышу (без шума).
    Тихий нрав твой меня покорил (спокойный)
    Мне нравится тихая езда (медленная).
    Сегодня тихая погода (без ветра).
    Твоё тихое дыхание усыпило меня (ровное).

  3. Я иду по улице (двигаться).
    На Русь идут половцы войною.
    Письмо шло ровно неделю.

  4. Часы идут, за ними дни проходят.
    Про тебя идут какие-то толки.
    Как идут выборы?
    Тебе идет красный цвет!
    Я пойду на все, лишь бы сдать экзамен!
    Пар идет из кастрюли.


  1. Как в толковом словаре показаны разные значения слов? В какой последовательности? ( 1 основное значение (прямое) 2 производные (переносные)).


  1. Новые значения слова говорят о богатстве языка, о его гибкости, выразительности.
    Художественные слова находят в многозначности неисчерпаемый источник выразительности речи. Можно так построить фразу, что многозначное слово будет восприниматься сразу в прямом и в переносном значении, придавая речи комизм: Радио будит мысль даже в те часы, когда очень хочется спать. Такая игра слов называется каламбуром. Каламбур - игра слов, в основе которого лежит юмористическое переосмысливание разных значений слов.


  • Найдите каламбуры:
    труднее всего провести время.
    Дети - цветы жизни, не давайте им однако распускаться.
    весна хоть кого с ума сведет, лед и тот тронулся.

Мысль, выраженная в каламбуре, гораздо ярче, рельефнее, острее; особое внимание притягивается к обыгрываемому слову.

Каламбуры украшают речь, остроумную беседу («Герой не моего романа» А.С. грибоедов)


  1. Шутки, построенные на каламбурах:

  • Ученику нужно найти х в уравнении . Он подчеркнул букву х и заявил: «Я уже нашел икс в уравнении!»

  • Может ли дождь идти два дня подряд?
    - Конечно. Я сам помню, как дождь однажды шел 2 дня подряд.
    - Как же подряд? Ведь между одним днем и другим была ночь?


  1. Найдите каламбур (многозначного слова, на котором основаны шутки).

  • Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.

  • Не бросайтесь словами, соблюдайте технику безопасности.

  • Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

  • Жаль, что и близкие иногда бывают недалекими.

  1. Очень часто полисемия, то есть многозначность приводит к недоразумениям, непониманию между людьми:

  • Учитель спрашивает мальчика : «Кем работает твоя мама?». И слышит ответ : «Старшим научным сотрудником». Но учителю захотелось уточнить:
    - В какой области?
    -В Московской,- ответил мальчик.
    (он не понял, что нужно было указать область научных знаний).

  • Экскурсовод:
    - На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших ребят.
    Первоклассник:
    - И ребят за это не наказали?
    Вопрос: Что ребенок не понял?


  1. Задание.
    Исправьте речевые ошибки,, основанные на полисемии (самостоятельно по карточкам).


Вывод
Небрежно обраться с многозначными словами нельзя.


Занятие 5


Тема: Не путайте слова - тезки.

(Омонимы, омографы, омофоны).


Цель: познакомить учащихся с новыми пластами лексики - омофонами и омографами; формировать умение правильного выбора языковых средств; развивать мотивацию собственной учебной деятельности; развивать умение логически мыслить и не путать в речи омонимы, омофоны и омографы; формировать потребность самостоятельно добывать знания; помогать овладевать научными и исследовательскими знаниями.

- Я слово малое - предлог,
Но падежа сжимаю повод.
- А вы кто, тезка? - Я предлог,
Что значит вымышленный повод.
Я. Козловский. Тезка.

  1. Работа с текстом.
    Исправление речевых ошибок, связанных с многозначностью (полисемией).



  1. - Прочитайте эпиграф к уроку. Интересны рифмы, не правда ли?! Слова предлог одинаковы по звучанию. А вот одно ли у них значение?
    - Определите значение слов предлог.
    Это, ребята, омонимы - слова совпадающие в произношении и написании, но имеющие разные лексические значения. От греческого онима - имя,. омос - одинаковый.
    - определите значения слов
    1ряд - коса (трехзначное), колония (двухзначное).
    2 ряд - ключ (двухзначное), лавка (двухзначное)
    3 ряд - полотно (двухзначное, бокс (3-4 значное).

  2. Слов, которые совпадают по звучанию и написанию, но отличаются по значению, очень много в речи.
    В их составе выделяют слова, относящиеся к разным частям речи и совпадающие только в одной форме - это омоформы:

пари (сущ.) - пари (гл., пов. Нак.),

Печь (сущ.) - печь (гл., н.ф.).

Прочитайте и выпишите омоформы:

Снег сказал:
-Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю.
Отраженных голубей.

Упражнение 39 письменно.


У А.С. Пушкина:
- Вы щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!


- Здесь совпали слова по калачу и поколочу только по звучанию, в написании нет совпадений.
Это омофоны - слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению. От греческого омос - одинаковый, фоне - звук.
- Омофония возникает при совпадении в речи не только отдельных слов, частей речи, но и нескольких слов. Например:

Не вы, но Сима страдала невыносимо, Водой Невы носима.

Примеры омофонов:
Омофония является неисчерпаемым источником каламбура:

  • Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз (Даль)

  • Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков).

  • Не под дождём - постоим да подождём (пословица)


- Сочините сами каламбур: Роман - роман; компания - кампания; орел - орёл.
- Попробуйте произнести:

  • Во все колокола звонят (можно подумать в овсе)

  • Он же ребенок (он жеребенок)

  • Тише же, ребята (тише жеребята)

- Вспомните свои шуточные вопросы, загадки, основанные на омофонии:

  • Что делал слон, когда пришел на поле он?

  • Ел старик хлеб с ухой. Откуда рыбьи кости?

- Омофоны нужно правильно писать, не путая безударные гласные:
Он у нас часок посидел. Он совсем поседел от горя. Мать свела ребенка в школу. Ласточка свила гнездо. Флаг развевается на крыше. Ребенок развивается быстро. Разредить морковь на грядке. Разрядить ружьё.

- Вспомните свои примеры омофонов, различающихся безударной гласной. Упражнение 40.


  1. Омофонию устраняет письменная речь. Написал слово и понял, что оно значит в этом контексте.
    А вот омографы трудно различить.
    Омографы - слова, совпадающие на письме, но имеющие ударение на разных слогах звучащих по-разному.
    От греческого омос - одинаковый, графо - пишу.

Примеры:
замок - замок сорок -сорок кружки -кружки

Стрелки - стрелки засыпали - засыпали попадали - попадали
- Ударение на письме не принято обозначать и омографы могут стать причиной неверного понимания текста. Как прочитать предложение:

  • Стрелки остановились (или стрелки или стрелки)

  • Все (или всё) это знали давно.

  • Они все (или всё) стояли и глядели в окно вагона.

- Контекст помогает выяснить смысл слов, имеющих омографы.

  1. Использование омонимов в художественной речи

  1. Омонимы привлекают писателей - юмористов:
    Серая ворона, черного ворона, утром ругала, присев на сучок, новость о том, разнесли во все стороны, сплетницы - кумушки, сорок - сорок.

  2. Омонимы и омофоны используют как изобразительно - выразительные средства, ведь это слова одинаковые по звучанию, но разные по семантике. Они используются как рифмующиеся слова, для создания каламбуров.

  • А что делает супруга
    Одна в отсутствии супруга?

  • Защитник вольности и прав
    В сем случае совсем не прав.

(найди и объясни значение омонимов).


  • Помещику однажды в воскресенье
    Поднес презент его сосед.
    То было некое растенье,
    Какого, кажется, в Европе даже нет.
    Помещик посадил его в оранжерею,
    Но как он сам не занимался ею
    (Он делом занят был другим:
    Вязал набрюшники родным),
    То раз садовника к себе он призывает
    И говорит ему: «Ефим.
    Блюди особенно ты за растеньем сим;
    Пусть хошрошенько прозябает.»
    Зима настала между тем.
    Помещик о своем растенье вспоминает
    И так Ефима вопрошает:
    «Что! Хорошо ль растение прозябает?»
    «Изрядно, - тот в ответ, - прозябло уж совсем!»
    Пусть веяк садовника такого нанимает,
    Который понимает,
    Что знчит слово «прозябает».

К. Прутков.


  1. Самостоятельная работа. Страница 45 упражнение 35 определить переносное значение выделенных слов в тетради. «Практическая стилистика»Л.В. Шустровой.


Сосна - сосна везти - вести

Вместе - в месте рак - рак

Под нос - поднос пол - пол
Клуб - клуб рожа - рожа




Занятие 6


Тема: Различайте паронимы.


Цель: познакомить учащихся с явлением паронимии; формировать высокий уровень владения русским языком, формировать умение правильного выбора языковых средств; развивать творческую и созидательную деятельность; развивать потребность к овладению родным языком, нормами произношения.


  1. - Кто сыграл заглавную роль в фильме «Анна Каренина»?
    - Мы помним две экранизации этого романа Л.Н.Толстого; первый раз в заглавной роли выступила Алла Тарасова, второй - Татьяна Сомойлова.
    - А не скажете, кого подобрали для заглавной роли экранизации «Война или Мир» Толстого?
    - Этого вам никто не скажет…

  2. - Почему этот роман закончился безнадежным отрицанием? (Слово «заглавный» означает «относящийся к заглавию, содержащий заглавие, являющийся заглавием, названием чего-либо». А в названии «Война или Мир» нет имени героя, роль которого можно сыграть, поэтому в экранизации нет заглавных ролей, а есть только главные).

Нельзя сказать:

  • Заглавный для судьбы шаг - выбор профессии. (главный!)

  • Девочка будет играть заглавную роль в пьесе «Голубой портрет» (здесь только главные роли).


  1. Такие лексические ошибки возникают в речи из-за неправильного употребления паронимов.
    Паронимы - однокоренные слова, разные по значению, но сходные, хотя не тождественные по звучанию.

- Какие выделяют паронимы по строению? (Самостоятельная работа страница 46 «Практическая стилистика»).


  1. - Какие речевые ошибки вызывает смешение паронимов?
    Самостоятельная работа (стр 46 «Практическая стилистика» Шустровой).

  2. Чтобы не смешивать паронимы в речи, нужно внимательно относится к созвучным, похожим словам, анализировать оттенки их значений.
    Найдите ошибки в употреблении паронимов:

  • Лариса сама била придворных, если они не могли ей угодить (нужно дворовых).

  • Путник связан крепкими узлами (нужно узами) с декабристами.

  • Заветы отцов перевоплощаются (нужно воплощаются) в жизнь.

  • Татьяна любила вставать с зарницей (нужно с зарей).

  • Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь в деревне, где она встретила Онегина (нужно праздную).

А вспомните, как вы сами часто неправильно употребляете слова надеть и одеть.

Одеть - употребляется без предлога кого?

Надеть - с предлогом на кого?

- Определите, как правильно нужно сказать надеть и одеть:

  • На мебель надели чехлы.

  • Надень пальто, на улице холодно.

  • Обновка так понравилась Лене, что она надела её и вертелась перед зеркалом.

  • Петя, надень очки!

  • Он взял её руку и надел ей кольцо на палец.

  • Мама одела дочку в школу.

  • Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан.

  1. Найдите смешение паронимов в предложениях, взятых из сочинений абитуриентов, которые хотели поступить на филфак, но паронимы их подвели.

  • День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет (брезжил.

  • В ночлежке Костылева на нартах (нарах) ютятся её обитатели.

  • Обломов был знаменем (вместо знамением) своего времени.

  • Драматург изображает закостенелое мещанство (закосившее).

  1. Нужно уметь употреблять в речи паронимы!:
    Мы говорим:
    выплатить пенсию, гонорар, зарплату, долг;
    оплатить расходы, убытки, проезд;
    заплатить за проезд, за телефон, переговоры.

Абонемент - право пользоваться чем-либо в течении определенного срока.

Абонент - обладатель абонемента.
дипломат - дипломант
индеец - индиец
дефект - эффект
вдохнуть - вздохнуть.

  1. Самостоятельная работа.

  • Страница 46-47 задание 37,38. «Практическая стилистика» Шустровой.

  • Страница 48 упражнение 41 исправление ошибок.

Занятие 7

Тема: Умело используйте синонимы и антонимы.

Цель: обобщить знания учащихся о синонимах и антонимах, о гнездах и рядах синонимов, познакомить с семантическими и стилистическими синонимами, антитезой; формировать умение правильного выбора языковых средств; развивать творческую и созидательную деятельность.


  1. Повторение мастерства прошлого занятия .
    - Какие слова называются словами - тезками? (омонимы, омофоны, омографы)
    - Чем они отличаются друг от друга?
    - Что нужно знать, чтобы не совершать ошибок в речи с использованием омонимов, омофонов и омографов?
    - Какие слова называются паронимами. Приведите примеры.
    - Каким должен быть человек, который не будет допускать ошибок в речи, связанной с паронимией?

  2. Страница 48 упражнение 41 «Практическая стилистика русского языка»

  1. Самостоятельная работа
    Конспект страница 40-41 «Практическая стилистика русского языка» Л.В.Шустрова. Синонимы, стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

  2. Закрепление

  • Упражнение 32 страница 41 «Практическая стилистика русского языка» Л.В.Шустровой.

  • Исправьте ошибки в употреблении синонимов.

  1. Князь Андрей искренне влюбляется в Наташу (сильно, пламенно, искренне).

  2. Многие животные в пустыне бросаются в спячку (впадают).

  3. Трудности не пугают, не страшат героя (многословие, один синоним лишний).

  4. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи (погружаешься).

  1. Такие ошибки возникают из-за неумелого выбора синонимов из синонимического ряда. Ведь синонимы образуют семантические (смысловые) и стилистические ряды (гнезда).

Семантические Стилистические

Буря - сильный, разруш. ветер. Спать (общеупотреб.)

Ураган - буря, необыч. По силе. Почитать (книжн стиль)

Шторм - буря на море. Дрыхнуть (просторечн.)

Холодный взгляд/воздух, глаза щеки очи ланиты

Бесстрастный, морозный,

Безучастный, студеный,

Равнодушный, леденящий.

- Градация основана на синонимии. Подберите синоним в сторону возрастания:


  1. Антонимы
    - Какое высказывание больше затронуло ваше воображение и почему? (благод. Антонимам ).

1)

  • Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и скрытные, откровенные и хитрые.

  • Есть люди очень разные по характеру, умственным способностям, внешним данным.

- Почему в языке появились антонимы? (из-за характера нашего восприятия действительности).
Антонимы тесно связаны между собой: добрый вызывает в представлении слово злой; далеко напоминает о слове близко, горевать о слове радоваться.


2)

- Антонимы группируются парами по качеству, времени, пространству, состоянию, количеству: высоко - низко, плакать - смеяться, утро - вечер, много - мало.
-Почему, как вы думаете, антонимы создают пары, а синонимы ряды?

Антонимы часто используются для создания антитеза - стилистической фигуры, состоящей в противопоставлении сравниваемых понятий.

  • Пословицы:
    Ученье - свет, а не ученье - тьма.
    Недорого начало, похвален конец.
    Язык длинный, мысли короткие.
    Мал телом, да велик делом.

  • Заглавия произведений:
    Л.Н.Толстой «Война и Мир»
    А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
    К.Симонов «Дни и ночи», «Живые и мертвые»

  • Писатели при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения героев:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.

3) Другой стилистический прием, состоящий в сочетании слов с противоположным значением - оксюморон. (в переводе с греческого означает «остроумно-глупое», сопоставление несопоставимого).

  • «Живой труп», «Горящий снег», «Мертвые души», «Оптимистическая трагедия» - названия произведений.

  • «Мама, ваш сынок прекрасно болен» (В. Маяковский)
    «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной» (А. Ахматова о царскосельской статуе)
    «Убогая роскошь наряда (Н. Некрасов)

«Пышное природы увяданье А.С.Пушкин)

  1. Работа с учебниками страницы 42-43 «Практическая стилистика русского языка» Л.В. Шустрова об ошибках в речи при употреблении антонимов.

  2. Закрепление
    Исправьте ошибки

  • Учеба у Ивана улучшается всё хуже и хуже.

  • Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой…

  • Мы знаем, что еще живы сейчас предки А.С. Пушкина.

  • Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет горизонтально.

  • В нашем классе учатся разные ребята: есть очень одаренные, умные и ленивые, любознательные и пытливые.

Занятие 8


Тема: Стилистическая окраска слов.

Цель: учить употреблению слов в разных речевых ситуациях, в разных стилях, развивать творческую и созидательную деятельность, развивать мотивацию собственной учебной деятельности; развивать умение логически мыслить, формировать потребность самостоятельно трудится.

… Важен в поэме стиль, отвечающий теме.

Н.А. Некрасов.


  1. При употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи.
    - Какие вы знаете стили речи? Охарактеризуйте их. (книжные: научный, публицистический, официально - деловой, стиль художественной литературы, разговорный).

- В каком стиле вы употребляете слова:

  • Квантовая теория, эксперимент, монокультура (научный).

  • Агрессия, ознаменовать, провозгласить, избирательный кампания (публицистический).

  • Воспрещается, предписать, надлежащий (официально - деловой.

  • Нахал, ругаться, нестись, ябедник (разговорный).

Для каждого стиля уместны сои слова. Даже в зависимости от содержимого речи, от обстановки, в которой рождается слово, оттого, как относятся друг к другу говорящие мы употребляем разные слова. Если, к примеру, вы захотели пить, вам не придет в голову обратится к другу с такими словами:
«О мой любезный соратник и друг! Утоли мою жажду животворящий влагой!»

Если слова используют неуместно, это речевая ошибка, они придают речи комичное звучание.

Исправьте ошибки:

  • Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоема.

  • Чичиков мошенник, он рвется в миллионщики и мечтает катиться за счет дураков - помещиков.

  • В образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который кружит голову и дочке и матери, безбожно врет и хватает взятки.

Используя речи такие стилистически окрашенные слова, мы выражаем отношение к предмету разговора:

Двое спорили:
- Я не могу относиться серьезно к тому, что говорит этот белобрысый юнец, - сказал один.
- И напрасно, - возразил другой, - доводы этого белокурого юноши весьма убедительны.


Выделяют слова в составе оценочной лексики

Эмоционально окрашенные экспрессивно окрашенные

(Слова, которые передают к экспрессивной лексике

Отношение говорящего относятся слова, усиливающие

К их значению) выразительность речи

Эмоциональный - основанный Экспрессия - выразительность.

На чувстве, вызываемый эмоциями. Несчастье, горе, бедствие,

Эмоциональная лексика катастрофа; не любишь,

Выражает различные чувства. Ненавижу, презираю,

Симпатичный, обаятельный, питаю отвращение.

чарующий, восхитительный, смазливый;

провозгласить, сболтнуть, ляпнуть.


Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать самые различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях: шутливое (благоверный), ироническое (соблаговолить, хваленый), фамильярное (недурственный, шушукаться), неодобрительное (педант), пренебрежительное (малевать), презрительное (подхалим), уничижительное (хлюпик), вульгарное (хапуга), бранное (дурак).

Оценочная лексика требует внимательного к себе отношения. Неуместное использование такой лексики может придать речи комическое звучание:

  • Ноздрёв был заядлый забияка.

  • Все гоголевские помещики дураки, тунеядцы, бездельники и дистрофики.

  • Мне безумно нравятся произведения Гоголя, я его боготворю и считаю себя жертвой его таланта.

И работая над своим сочинениями, вы должны выбирать лексику в соответствии со стилем, в котором вы пишете сочинение.

Исправьте ошибки:

  • Моё знакомство с Пушкиным состоялось со «Сказки о рыбаке и рыбке»; когда маленькая курносая девочка залезла на диван (слова сниженные по стилистической окраске) и, ставшись калачиком (свернувшись), начала по складам читать первые строки сказки (по слогам читают слова, а не строки!). и начиная с этого момента (официально-деловая речь), у меня завязалась крепкая дружба с поэтом (разговорная лексика).

  • Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнулась на лице светской дамы.

  • Татьяна является (канцеляризм) моим любимым литературным героем.

  • Когда жандарм сообщает о приезде настоящего ревизора, все чиновники приходят в окаменение.

  1. Работа по «Практической стилистике» самостоятельно страницы 36-37 «Канцелярит». Когда пишите или говорите, используйте яркую эмоционально - экспрессивную лексику, которой так богат наш язык. Не обедняйте свою речь, но используйте её в соответствии со стилем, тогда ваши сочинения могут быть процитированы как образец хорошего стиля.

  2. Закрепление
    Упражнение 39 страница 29 (текст).

29




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал