- Учителю
- Урок-размышление «Быть человеком!» (урок вне классного чтения по повести В. Тендрякова «Расплата» и рассказу Л. Бородина «Вариант» в 10 классе)
Урок-размышление «Быть человеком!» (урок вне классного чтения по повести В. Тендрякова «Расплата» и рассказу Л. Бородина «Вариант» в 10 классе)
Урок-размышление «Быть человеком!» (урок
внеклассного чтения по повести В. Тендрякова «Расплата» и
рассказу Л. Бородина «Вариант» в 10 классе)
Цель: 1) познакомить с содержанием произведений В. Тендрякова,
Л. Бородина и выявить их идейную направленность;
2) продолжить работу по углубленному анализу текста, выявить
ассоциативные связи с социально-нравственной проблематикой
романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
3) сформировать нравственные качества учащихся, выработать
чувство ответственности за свои поступки.
Эпиграфы:
…быть человеком между людьми и остаться им навсегда.
Ф. Достоевский.
Быть человеком - это чувствовать свою ответственность.
А. Сент-Зкзюпери.
За все, что сотворишь ты, да воздастся тебе.
Из Библии.
Всякое зло расплату имеет.
Л. Бородин.
Оборудование: урок сконструирован с использованием ИКТ (компьютера, видеопроектора, показом презентации); грамзаписи песни «Мгновения» в исполнении И. Кобзона (муз. М. Таривердиева, сл. Р. Рождественского).
Формы и методы работы: беседа с учащимися с элементами диспута, групповая форма работы, комментированное чтение текста.
Урок начинается с музыкального вступления - песни «Мгновения».
Вступительное слово учителя: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь», - поется в песне. Жизнь быстротечна, она, действительно, как прекрасный миг. И прожить этот миг надо достойно, честно, осмысленно, чтобы «не было мучительно больно», как писал Н. Островский, «за бесцельно прожитые годы». И остаться в этом мире человеком! (Объясняю цель урока). Литература - это не только учебник жизни, литература - это наука быть человеком! Об этом сегодня поговорим на уроке. Тема серьезная, трудная, философская. Я приглашаю вас к конструктивному разговору. Мы должны обсудить прочитанные произведения современной русской литературы и понять их идейно-нравственный смысл. Мы постараемся провести параллели между сегодняшней реальностью, повестью В. Тендрякова, рассказом Л. Бородина и социально-нравственной ситуацией романа «Преступление и наказание», который вы только что прочитали.
Незадолго до смерти Ф. Достоевский писал: «Все у нас страшно насущно и страшно не решено. И вообще у нас все теперь в вопросах». Время вопросов переживаем и мы. Кто мы? Зачем мы? Куда идем? Что происходит с человеком? Поиски ответов на эти вопросы в условиях ломки привычных взглядов, крушения незыблемых авторитетов, глобальной переоценки ценностей приводят нас к Достоевскому, который всю жизнь занимался проблемой человека. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»,- писал Достоевский еще в юности.
Обращаюсь к учащимся:
- Какое впечатление произвел на вас роман «Преступление и наказание»?
- Каковы нравственные уроки произведения писателя?
- В чем видит Достоевский источник обновления жизни и нравственную норму поведения человека?
Обобщение учителя. Писатель подводит читателя к мысли о том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем, - это Евангелие. Он утверждал: «Обрести Христа - значит обрести душу». Безбожный разум, порабощенный страшной идеей, уводит человека с дороги добра. Главная истина - любить и уважать других, как самого себя, воспитывать в себе человека. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа, т.е. нужно помнить библейскую заповедь: «Не убий» - нельзя убить человека.
Современные писатели озабочены нравственным состоянием общества и снова возвращаются к теме, поднятой Ф.М. Достоевским. Один из них - В. Тендряков, написавший повесть «Расплата» в 1979 году.
Рассказ ученика о жизни и творчестве В.Тендрякова. (Презентация).
Владимир Тендряков (1923-1984) - один из честнейших и нравственных писателей нашего времени. Он отказывается от обладания писательской истины. Он ищет истину вместе с читателем. Тендряков отказывается от вымысла и находит совершенно новые принципы построения художественной прозы из документального материала. Его проза документальна, ясна и открыта. В основе произведений - психологический реализм, что роднит его с Достоевским.
Родился Тендряков в д. Макаровка Вологодской области. После окончания средней школы ушел добровольцем на фронт, где встретил свое 18-летие. В качестве связиста полка прошел трудными дорогами войны, в 1943 году в бою за Харьков был тяжело ранен, после чего демобилизован. Работал учителем сельской школы, секретарем райкома комсомола. В 1951 году окончил Литературный институт им. Горького. Автор многих широко известных романов и повестей: «Не ко двору», «Шестьдесят свечей», «Ночь после выпуска», «Охота», «Люди и нелюди», «На блаженном острове коммунизма» и другие. Герои Тендрякова почти всегда в «тугом узле» жизненных обстоятельств. Повесть «Расплата» посвящена острым вопросам современности, в основе которой лежит реальный случай - сын убил родного отца.
Обсуждение повести «Расплата». Мы должны ответить на два центральных вопроса:
- Кто виноват в преступлении, которое совершил Колька Корякин - главный герой повести?
- Почему повесть называется «Расплата»? Расплата кому и за что?
Выступления учеников. Они говорят о том, что Колька, 15-летний подросток, рос в неблагополучной семье. Обстановка в семье сложилась ненормальная: беспробудное пьянство и грубость отца, беззащитность, слабоволие матери, постоянные ссоры родителей, болезненно воспринимаемые сыном. Отец участия в воспитании сына не принимал, сказав учителю: «Мое дело - накормить и обуть. А воспитывать - ваша задача. Вам за это держава деньги платит». Коля стал ненавидеть отца, жалел мать и во время очередного избиения матери снял со стены ружье и выстрелил в отца. А на допросе сказал: «Мне смотреть и ничего не делать! Я его предупреждал, что убью, если мамку тронет». Подростка ждет суд и наказание.
- Как к преступлению Коли отнеслись окружающие его люди? Считают ли они себя виноватыми в случившейся трагедии?
Примерные ответы. Виноватыми себя в этой трагедии считают многие. И бабушка Коли (мать отца), которая питала ненависть к не родившемуся еще ребенку, и жена Анна (мать Коли), обвинившая себя в долготерпении, и учитель Аркадий Кириллович Памятнов, который на уроках литературы призывал бороться со злом, и Людмила, подруга матери, нашедшая для Анны такого страшного мужа. С сочувствием относится к Коле и следователь Сулимов, он понимает, что виноватых много, все шло к этой трагедии, а наказан будет только Коля. У Памятного происходит конфликт с учителями школы, которые не захотели взять на себя часть вины в случившейся трагедии, и со своим классом, который был на стороне Коли. Одноклассники считали Корякина чуть ли не героем, оправдывали убийство отца. А Соня Потехина даже гордится Колей. (Вспомните Соню Мармеладову, которая считает убийцу Раскольникова самым несчастным человеком на свете).
- Можно ли гордиться Колькой?
- Как Колька Корякин сам оценивает случившееся?
Комментированное чтение главы 11 (часть 2) - эпизод «Соня на свидании с Колей»: «Палач я. Я теперь хуже его…Он человек…не зверь. Он не совсем плохим был. Совсем плохих людей на свете не бывает. Я это только сейчас вот понял. Мой отец любил меня, Соня».
- Согласны ли вы с мнением героя Тендрякова? ( Ответы учеников).
- Так расплата - кому? И за что?
Выводы по повести. Расплата отцу Коли - Рафаилу Корякину - за неправедную, бестолковую жизнь, в его сердце не осталось места для любви, жили только там ненависть и злоба. Матери Евдокии - за нелюбовь к сыну, которая принесла страдание даже внуку. Жене Анне (матери Коли) - за смирение, покорность. Супругам Пуховым - за обеспеченную жизнь, черствость. Расплата, кара, возмездие всем людям, близким, родственникам, за равнодушное отношение к судьбе человека, сына, внука, одноклассника. Все знали, как живет Коля, и ничего не делали. Вспоминается мудрое изречение: «Не бойся друга - в худшем случае он предаст тебя, не бойся врага - в худшем случае он убьет тебя, бойся равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершается зло на земле».
Своеобразным вариантом романа «Преступление и наказание» является рассказ Леонида Бородина «Вариант».
Ученик рассказывает о жизни и творчестве писателя. (Презентация).
Л. Бородин - лауреат международных премий за книги, вышедшие за рубежом. Имя его стало известно благодаря публикациям в журналах «Юность» и «Современник». За свои убеждения дважды сидел в лагерях. Десять лет жизни проведены им не на свободе.
Родился он 14 апреля 1938 года в Иркутске в учительской семье. В 1956 году поступил в Иркутский университет на исторический факультет. Пересмотрел свои взгляды на историю страны, попытался создать студенческий кружок и свой печатный орган, захотел выяснить причины извращения социализма. Организация была раскрыта органами КГБ. Был исключен из комсомола и университета. Часто менял место работы. Организовал ряд христианских кружков. Поступил во Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов (ВСХСОН). По делу этого союза был арестован в 1967 году и до 1973 года сидел в лагерях, где и начал писать. Первая книга - «Повесть странного времени» - вышла в 1978 году. В 1980 - повесть «Третья правда», принесшая автору международную известность. В зарубежных журналах появляются повести «Правила игры», «Расставание», «Полюс верности». В 1982 году за публикацию книг за рубежом писателя вновь арестовывают. Благодаря перестройке вышел из пермского лагеря в 1987 году. Л. Бородин верен народной правде, болеет за судьбу России. Его произведениям свойственны остросюжетность, детективность. Проза Бородина одновременно и жестка, и сентиментальна, в ней есть реализм сегодняшнего дня и романтизм, до пределов обостренный обстоятельствами его жизни. Для его произведений характерна нравственно-философская проблематика: проблема правды и лжи, добра и зла, взаимоотношений между человеком и властью.
Обсуждение рассказа «Вариант» (1989 год).
-
Охарактеризуйте эпоху, в которую живут персонажи рассказа Бородина.
-
Каковы цели и задачи политической организации, в которую объединились молодые люди?
-
Какими качествами обладает Андрей - главный герой рассказа? В какой семье он вырос?
-
Каков вариант борьбы с несправедливостью жизни предлагает Андрей?
-
Оправдывает ли преступление героев жестокость сталинского времени?
-
« Всякое зло расплату имеет»,- говорит дед Андрея. Какова цена расплаты за совершенное зло?
-
Как идейный смысл рассказа Л. Бородина соотносится с нравственной проблематикой романа Ф. Достоевского? Герой Бородина и Раскольников. Сходства и различия?
Выводы и обобщения по рассказу.
-
В рассказе Л. Бородина события происходят в середине 50-х годов, когда был разоблачен культ личности Сталина, и о его преступлениях против своего народа узнала вся страна. Мать Андрея - ярая сталинистка - от этой правды умерла. О тоталитарном режиме, искалечившем судьбы миллионов людей, вы узнаете из произведений А. Солженицына,
В. Шаламова, А. Жигулина и других писателей.
-
Андрей, главный герой рассказа, создает подпольную молодежную организацию, чтобы открыть народу правду, бороться с несправедливой властью. Но мирные средства борьбы не помогали (агитация, листовки), «подпольная группа находилась в состоянии кризиса». Л Бородин пишет: «Шалости уже не удовлетворяли. Оптимизм юности столкнулся с действительностью, которая не торопилась меняться и преобразовываться, народ не просыпался…» Андрей говорит друзьям: «Мы потерпели фиаско… И причина одна - Россия не готова, мы преждевременные скороспелки». И предлагает свой вариант борьбы - карать тех, кто участвовал в арестах и допросах невинных людей. Объектом для возмездия выбирает Колганова, в отставке подполковника КГБ, который на допросах «прижигал губы спичками, бил ногами, пытал голодом, прищемлял пальцы…»
-
Андрей вступает на путь террора.
- Вспомните примеры из русской истории. Чем закончилась борьба революционеров - террористов? (Ответы ребят).
- Почему герой Бородина выбирает такой путь борьбы?
Анархические наклонности можно было заметить у Андрея еще в детстве.
Учащиеся называют такие черты молодого человека, как целеустремленность, честность, обостренное чувство справедливости, уверенность в себе, непреклонность, бескомпромиссность, умение доводить начатое дело до конца, не отступать от своих решений ни при каких обстоятельствах. Это было развито до фанатизма и это делало его лидером с детских лет.
-
Андрей приводит свой приговор в исполнение - убивает Колганова Михаила Борисовича «за преступления против человечности».
- Какие страшные последствия имел этот самосуд?
Вспоминаются предостережения Ф. Достоевского: одно преступление ведет за собой другое (случайно убит милиционер, у которого силой отобрали пистолет для «варианта» борьбы со злом); если путь насилия выбирает изначально благородный человек, он становится преступником и мучается угрызениями совести. Как и Раскольников, герой Бородина не может покончить с собой за безвинно пролитую кровь.
После ареста друга Кости Андрей «вдруг осознал себя мятущимся и мечущимся, рассеянным и растерянным. Он не знал себя таким, он боялся себя такого!... Но это была еще не вся мера расплаты за сомнение. Подкрадывался страх. Сначала была фраза: «Пусть они попробуют взять меня!» Тут же вылупилась другая: «Легко не дамся!» И тогда змеей выполз страх!... И тогда город превратился в его врага. Каждый прохожий потенциально был враг». Появляется, как у Раскольникова, ненависть к людям.
- Зачем Андрей едет на Урал?
Страх разоблачения гонит Андрея на Урал к деду, где он хочет скрыться от наказания и где к нему приходит прозрение: «Какой мышиной возней представлялась ему отсюда его деятельность в Питере, …и все эти споры и принципы, ради которых перекраивались судьбы, ради которых даже убивали людей…» Автор приводит своего героя к выводу, что бунт одиночки является несостоятельным и трагическим. Андрей понял свою ошибку: «Он вступил в конфликт с государством, и ему предстояло погибнуть в неравной бессмысленной борьбе».
Вспомним слова деда, который говорит своему внуку: «Всякое зло расплату имеет». Андрей за убийство расплатился самым дорогим - собственной жизнью…
Условия не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитать в себе совестливость. Подтверждением этой мысли может быть история Клода Изерли, сбросившего бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое преступление совершил. В любых обстоятельствах надо оставаться человеком!
- Что значит быть человеком? (Обобщение по теме урока).
Быть человеком - значит уважать себя и других. Быть человеком - значит уметь понимать другого человека, уметь разделить чужую радость и чужое горе. Это значит иметь душу. Важнее всего человеческое в человеке! Быть человеком - значит чувствовать ответственность не только за свои поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня Мармеладова чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему она разделяет с ним судьбу.
Мотивы преступления у героев Ф. Достоевского и Л. Бородина разные, а результат один - в жертву принесены чужие жизни. Нельзя к прекрасной цели идти через насилие. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа
Ф. Достоевского «Преступление и наказание», повести В. Тендрякова «Расплата» и рассказа Л. Бородина Вариант».
Каждый из нас должен извлечь нравственные уроки из прочитанных произведений и сделать выбор в пользу добра или зла.
Рефлексия. Ученик читает стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя».
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Вывод: Ребята, выбор за вами!