- Учителю
- Урок Жизнь и творчество Н.Рубцова
Урок Жизнь и творчество Н.Рубцова
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПОЭТА
ТЕМА: «Жизнь и творчество Н.М. Рубцова».
Цели:
-
Познакомиться с миром мудрых и светоносных рубцовских стихов. Вызвать интерес к его творчеству.
-
Учить слушать и понимать поэзию.
-
Воспитывать чувство прекрасного.
Хочу запеть про тонкую рябину,
Или про чью-то горькую судьбину,
Или о чем-то русском вообще.
Н. Рубцов
Ход урока
1ый ведущий:
-
Поэзия Николая Рубцова открывает то направление в поэзии 60х - начала 70х годов XX столетия, которое литературоведы назвали «тихой лирикой» - очевидно, за ориентацию на строгий классический размер, за стремление к глубине и ясности, за простоту, добро и правду.
В самом деле, что может быть проще:
1ый чтец:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро.
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
(«В горнице»)
2ой ведущий:
-
В поэзии Н. Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ночь в ней светит хоть одна одинокая звезда и загорается для уставшего путника приветливый огонек в конце.
2ой чтец:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуту потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей Земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.
(«Звезда полей»)
3ий ведущий:
-
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Елецк на Северной Двине, в полуторостах километрах выше Архангельска. В стихотворении «Детство» поэт вспоминает:
3ий чтец:
Мать умерла. Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон.
И за окошком скудную природу.
Откуда только - как из-под земли! -
Взялись в жилье и сумерки, и сырость,
Но вот однажды все переменилось:
За мной пришли, куда-то повели…
Я смутно помню позднюю реку,
Огни на ней, и скрип, и плеск парома,
И крик: «Скорей!» Потом раскаты грома
И дождь… Потом… Детдом на берегу.
3ий ведущий:
-
Настоящей родиной поэта стало село Никольское (В стихах Н. Рубцова «Деревня Никола»). Семь лет, проведенных здесь, в глухом уголке северной Руси, сделались человеческой основой поэта. Затем учеба в Тотьме в лесотехническом техникуме. С 1952 по 1959 год - годы странствий на море. Сначала работа на рыбацком судне, потом служба в Военно-Морском флоте.
1ый ведущий:
-
В 1962 году Н. Рубцов поступает в литературный институт в Ленинграде (Петербурге). Заметим, что в Литинститут поэт пришел уже с немалым жизненным багажом и главное, - со своим творческим голосом: ведь к этому времени было создано немало стихов, в том числе и знаменитое «Добрый Филя», в котором под маской иронии скрыта большая проблема сельского труженика тех лет, который «любит скотину, ест любую еду». «Мир такой справедливый, даже ничего не скрыть», - с глубокой запрятанной под саркастической фразой горечью говорит поэт.
4ый чтец:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живет.
Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый,
Даже нечего скрыть…
-
Филя! Что молчаливый?
-
А о чем говорить?
1ый ведущий:
-
В своем интересе к судьбе русской деревни Рубцов не одинок. Почти в это же время появились «деревенские» рассказы Виктора Астафьева, Василия Белова, «чудики-правдоискатели» Василия Шукшина.
2ой ведущий:
-
По воспоминаниям тех, кто знал, видел Н.М. Рубцова, давайте и мы представим его!
Чтецы:
-
Глазами С. Викулова мы видим Рубцова, студента Литинститута, на творческом семинаре в Вологде: «… на нем дешевенький и уже не новый костюм, валенки, и - что особенно привлекало внимание - шарф на шее, серенький, не новый, который он не снимал в помещении». Был он невелик ростом и очень худ, с тонкими чертами лица. И щеки, и лоб были бледны, глаза глядели сосредоточенно и одновременно застенчиво, робко, мягко… И настороженно… говорил негромко, отрывисто, как это бывает с нервно организованными натурами».
-
Вспоминает Вад. Кожинов: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время всегда оставался «скитальцем» по самой своей сути».
-
«Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нем с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали в нем с замкнутостью. Но вот он становился ясным и добрым, как солнечное утро. Ходил по улице, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или желтые листья. И дети, безошибно чувствую доброту, тянулись к нему», - вот таким остался Рубцов в памяти Виктора Короткова.
3ий ведущий:
-
Проблема творческой личности, деградирующей как личность человеческая, - волнует Рубцова всегда. В 1962 году он пишет стихотворение «В гостях». Возникает мотив омерзительной и опасной для творца стадности - элитарной.
Чтец:
Поэт, как волк, напьется натощак.
И неподвижно, словно на портрете,
Все тяжелей сидит на табурете,
И все молчит, не двигаясь никак.
А перед ним, кому-то подражая
И суетясь, как все по городам,
Сидит и курит женщина чужая…
-
Ах, почему вы курите, мадам?
И все они опутаны всерьез
Какой-то общей нервною системой:
Случайный крик, раздавшись над богемой,
Доводит всех до крика и до слез!
1ый ведущий:
-
В это же время в нашей поэзии происходит значительное явление: в противовес шумной «эстрадной поэзии», для которой Россия, по словам одного из поэтов, ограничилась трибуной Политехнического, возникает иное направление. Тема Родины, проблема человека во всей полноте его жизненных связей, проблема красоты, нравственности - все это, органически присущее русской поэзии всех времен, волновало молодых поэтов - друзей Рубцова.
Чтец:
Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.
О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.
О, Русь - великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты.
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен…
(«Душа хранит»)
2ой ведущий:
-
Первая книга поэта выходит в 1965 году (тоненькая «Лирика» Архангельского издания). Подлинным же итогом всей его предыдущей работы стал сборник «Звезда полей», вышедший в 1967 году. Это была уже книга яркого, самобытного поэта. В 1970 году выходит книга новых стихов «Сосен шум» - последняя их прижизненных изданий. Поэт успел подготовить к печати книгу «Зеленые цветы», но она вышла уже после смерти поэта. Н.М. Рубцова не стало 19 января 1971 г. он не дожил до 35-летия несколько дней.
3ий ведущий:
-
Поэзия Н. Рубцова удивительно лирична. «Секрет Рубцова» в том, что он в своих творческих поисках ориентировался как на многовековую народную традицию, так и на обширное наследие русских классиков. Самые разные школы встретились в поэзии Рубцова: «тютчевская», «некрасовская», «есенинская». Примеры можно умножить. Но дело не столько в них, сколько в том, что все это живое наследие было одухотворено мироощущением человека нашего времени, проявившемся в конкретном человеке - Н.М. Рубцове, который, прорываясь сквозь трагизм собственного бытия, смог выразить нечто главное для всех нас. Причем выразить с предельной душевной открытостью и поэтической искренностью.
1ый ведущий:
-
Многие исследователи творчества Рубцова отмечают, что дорога жизни, выбор пути, судьбы - центральная тема его поэтического сознания, и поэтому образ «пути-дороги» (а с ними связаны темы разлук, прощаний, встреч, отъездов) - его основной поэтический образ.
Чтец:
Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист,
Но превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душою…
(«Доволен я буквально всем…»)
2ой ведущий:
-
О многом заставляет задуматься, будит воображение стих «Русский огонек». Читателю видится, как в темную беззвездную ночь, когда подступило отчаяние, заплутавшемуся путнику последней надеждой мелькнул огонек приютившего его дома.
Скромное жилище, каких много на Руси, где в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых. Старуха с тусклым взглядом, но обжигающим душу вопросом к пришельцу: «Скажи, родимый, будет ли война?… Не будет, говоришь?… Дай Бог, дай Бог!». И каждому из нас открывается в словах «За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью» мудрость, доброта, доверчивость. Один из критиков отнес «Русский огонек» к лучшим антивоенным стихам.
Чтец:
Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели.
Оцепенели маленькие ели.
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег,
- Вот печь для вас и теплая одежда… -
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она сосем, казалось, задремала…
Как много желтых снимков на Руси,
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
-
Скажи, родимый, будет ли война? -
И я сказал: - Наверное, не будет.
-
Дай Бог, дай Бог…
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… -
И вдруг опять:
-
Не будет, говоришь?
-
Нет, - говорю, - наверное, не будет.
-
Дай Бог, дай Бог…
И долго на меня
Она смотрела как глухонемая
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей?
Ведь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья…
-
Господь с тобой! Мы денег не берем!
-
Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь, расплатимся любовью…
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя…
(«Русский огонек»)
3ий ведущий:
-
Важнейшая «сфера бытия» в поэзии Н. Рубцова - природа, этот живой образ вечности, внеличностных ценностей. Не случайно это слово - природа - одного корня со словами род, родить, Родина. Образ природы в поэзии Рубцова обладает удивительной объемностью. Это не часть земли, и не предмет простого любования, это мир, Вселенная, в которой живет человек и частью которой он является.
Чтец:
Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина
Я ничего не забыл!
Школа моя деревянная!…
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
(«Тихая моя Родина»)
1ый ведущий:
-
В настоящее время книги Рубцова переиздаются, его стихи включены в хрестоматии школьников, без них не обходится ни одно антологическое издание русской поэзии. На стихи Н.М. Рубцова написано немало песен. (Прослушивание любой песни).
2ой ведущий:
-
Хочется закончить урок словам критика Василия Обожурова: «… Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовет она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…»
Домашнее задание.
Подготовить ответы на вопросы:
1я группа:
-
Случайно ли, по вашему мнению, в стихах Рубцова столь часто встречается слово «душа»? О чем это говорит? Стихи: «Журавли», «Душа хранит», «Выпал снег», «Старые дороги», «На озере», «В минуту музыки», «Ночь на родине», «В глуши», «У размытой дороги».
2я группа:
-
Почему Тютчев - любимый поэт Рубцова? Докажите.
3я группа:
-
Почему думается о вечном, когда читаешь стихи Рубцова? Какие стихи выбрали бы вы, представляя поэта человеку, не знающему его творчества, как попытались бы пробудить интерес к его поэзии?
4я группа:
-
В древности человек нередко обращался к заклинаниям, которые помогали достичь цели. Читая стихи Рубцова, мы тоже порой слышим как бы гимн - заклинания. Вера во что заложена в них? Можно ли судить по ним о духовных ценностях поэта?
Стихи: «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…», «Видения на холме», «О Московском Кремле», «До конца».