7


  • Учителю
  • Урок литературы в 10-ом классе Искусство стилизации. Стилизация как художественный прием

Урок литературы в 10-ом классе Искусство стилизации. Стилизация как художественный прием

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Искусство стилизации. Стилизация как

художественный приём.

Эпиграф: «Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает…»

Цель: знакомство с искусством стилизации - подражание стилю писателя.

Воспитательная цель: воспитание интереса к стилизации, или

перепеву, к красоте и выразительности художественного слова.

Учитель. Ребята, мы иногда читаем незнакомый текст и догадываемся, кто его автор. Например, прочитав стихотворение, говорим: это Пушкин.

- Как узнали? (по стилю).У каждого писателя свой неповторимый стиль, характерный только для него. Поэтому в литературоведении существуют такие понятия, как стиль Пушкина, стиль Лермонтова, Гоголя, Есенина.

А сейчас я предлагаю вам 2 стихотворения из книги «Парнас дыбом». Это книга юмористических подражаний разным поэтам. Авторы - ученые, писатели, педагоги Паперная, Розенберг, Френкель.

Словарная работа.

Парнас. 1) Гора в Греции, на которой, по поверьям древних греков, жили музы. 2) (в перен.) Употр. как символическое обозначение мира поэтов и поэзии.

Дыбом - встать на дыбы (лошадь); волосы стали дыбом

(о человеке): от страха, от волнения, от чрезмерного веселья….

Итак, как бы выглядело известное детское стихотворение

« Жил - был у бабушки серенький козлик», если бы его

написали известные вам поэты.

(на экране)

Наша бабка горько плачет: - Кто мог написать

Где мой козлик, где он скачет? это стихотворение? (А.Барто).

Полно, бабка, плачь не плачь

В лес умчался твой рогач - Как вы догадались?

А живут в лесном посёлке

Живодеры, злые волки, - Тот же стих, размер, ритм.

А напали на него

Ни с того и ни с сего.

Повалили Козу на пол,

Оторвали Козе лапы, - Отдельные слова и строки

Сгрызли спинку, шейку, грудь - позаимствованы из шедевров

Козу нам уж не вернуть. Агнии Барто.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки…

Ни за что его не брошу,

Потому что он хороший.

«Наша Таня громко плачет…»,

«Уронили мишку на пол…».



- А кто бы мог написать о козлике так?

(на экране)

Одна в глуши лесов сосновых

Старушка дряхлая жила.

И другом дней своих суровых - это стихотворение мог

Имела серого козла. написать (кто?) А.С. Пушкин.

-------------------------------------------------

Козел, томим духовной жаждой, В нём соединились отдельные

В дремучий лес ушёл однажды; слова и словосочетания

И растерзал его там волк. из двух произведений поэта

Козлиный глас навек умолк. поэта: «Няне» и «Пророка».

-------------------------------------------------

Остались бабушке лишь ножки

Утехою минувших дней

И память о козле больней,

Лишь поглядит на козьи рожки.

-----------------------------------------------

Одна, одна в лесной глуши

Тоскует о козле в тиши.

«Няне» «Пророк»

Подруга дней моих суровых, Духовной жаждою томим,

Голубка дряхлая моя! В пустыне мрачной я влачился,

Одна в глуши лесов сосновых И шестикрылый Серафим

Давно, давно ты ждёшь меня. На перепутье мне явился.

Оба стихотворения о сереньком козлике -

- это примеры литературной стилизации. Подражание А.С. Пушкину.

Урок литературы в 10-ом классе Искусство стилизации. Стилизация как художественный прием

Основная часть урока

- Запишите тему урока, эпиграф (смотри выше).

- Мы сегодня попробуем разобраться в этом интереснейшем жанре.

Смотрим на экран.

На экране: Стилизация (перепев) - это произведение, представляющее собой стилистическое подражание манере писателя (запись в тетради)

На экране: Перепев - повторение того, что было сказано раньше.

Не нужно путать стилизацию с пародией, т. к. пародия - это передразнивание.



Учитель. История стилизации стара как мир. Она существует давно.

Стилизацией занимались и во времена Пушкина. И чем талантливее поэт, чем весомее его духовный вклад в жизни народа, тем больше было желающих воскресить его бесценные творения, пользуясь искусством стилизации.

Большое количество перепевов появилось на творчество Пушкина. Первые стилизации появились, когда были ещё живы друзья поэта. Больше всего подражали «Евгению Онегину».

Кто только не брался за это дело!

Кто только не пытался « осовременить «Онегина»!

(на экране) Дмитрий Минаев в 1860 г.

Александр Архангельский в 1920 г.

Александр Хазин в 1940 г.

Мы остановимся на стилизации Александра Хазина, который предметом своего перепева выбрал роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Урок литературы в 10-ом классе Искусство стилизации. Стилизация как художественный прием

Немножко о новаторском замысле Пушкина, о стилизации романа

«Евгений Онегин», о трагических последствиях этого литературного подражания.

« Евгений Онегин» - роман удивительной творческой судьбы

Пушкина. Поэт работал над своим детищем довольно долго.

Более семи лет, с 1823 по 1830 год. Это единственное произведение,

над которым великий Пушкин работал так долго. Сам замысел создания

такого произведения был новаторским:

поэт искал новый сюжет, искал нового героя, а значит,

необходимо было найти и новый стиль!

Так, роман складывался из строф и глав, созданных

в разное время,

в разных обстоятельствах,

в разные периоды творчества поэта.

В итоге Пушкин сказал о романе: «Это лучшее моё творение».

Но прежде чем начать говорить о «Возвращении Онегина» Хазина, нужно

Вспомнить, кто же такой герой Пушкина - Евгений Онегин.

Мы знаем, что Онегин - герой своего времени, что «родился на брегах Невы»,

т.е. в Петербурге.

- Что вы можете сказать о жизни героя романа?

Краткие выступления подготовленных учащихся о событиях, происходящих в романе, о Евгении Онегине (получил светское воспитание, вел обычный образ жизни столичной молодежи: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту,- но скоро все это ему наскучило).



Учитель (дополняет). По замыслу Пушкина, должна быть 10 глава, задуманная еще в 1829, написанная поэтом в Болдине в 1830 году. Но она была сожжена. В рукописи есть помета: «19 октября сожжена X песнь».

В ней Пушкин описал великие исторические события своего времени: Отечественную войну 1812 года. Восстание декабристов. Какую-то роль в восстании декабристов сыграл и Онегин. Он, осужденный вместе с друзьями-декабристами, попадает солдатом на Кавказ.

Но эта глава так и осталась незаконченной по вполне понятным причинам. И по воле поэта она потерялась для нас. Роман остался как бы незавершенным. И Александр Хазин решил исправить это дело. Он написал 11 главу, «Возвращение Онегина». И благодаря Хазину, Евгений Онегин попадает в 40 годы XX века. Глава была опубликована в журнале «Ленинград» (1946), тиражом всего 25 тысяч

экземпляров.



Урок литературы в 10-ом классе Искусство стилизации. Стилизация как художественный прием





Больше публикаций не было: Секретарь ЦК и одновременно Ленинградского (1912-1976) обкома и горкома ВКП (б) Андрей Жданов раскритиковал в пух и прах, из автора чуть не сделали изгоя.

Смотрим на экран.



Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»



14 августа 1946 г.



э 274. п. 1г - О журналах «Звезда» и «Ленинград».



ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно…

……………………………………………………………………………………

… ЦК отмечает, что особенно плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных стихотворении Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция журнала «Ленинград» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному. Журнал напечатал ряд ошибочных произведений («Случай над Берлином» Варшавского и Реста, «На заставе» Слонимского). В стихах Хазина «Возвращение Онегина» под видом литературной пародии дана клевета на современный Ленинград. В журнале «Ленинград» помещаются преимущественно бессодержательные низкопробные литературные материалы…



Учитель.

После такой грозной критики Александр Хазин надолго исчез с литературной сцены. К счастью, его приютил в своём театре Аркадий Райкин. Он артист, пародист, юморист, читал со сцены произведения Хазина, правда, не называя фамилии автора. И только в 90-е годы в связи с демократией произошло возвращение талантливейшего сатирика.

Смотрим на экран. «Только не поймите меня правильно!..»Урок литературы в 10-ом классе Искусство стилизации. Стилизация как художественный прием

Приснопамятное Постановление навсегда закрыло для Александра Хазина двери в издательства, хотя он был членом Союза писателей с 1934 года. После разгромного Постановления он не печатался, хотя много писал для эстрады - Аркадий Райкин взял его заведующим литературной частью в Ленинградский театр миниатюр. Для сцены Александр Абрамович писал под псевдонимом «Балашов». Многие его фразы стали крылатыми: «Только не поймите меня правильно!..» или «Партия учит нас, что газы при нагревании расширяются...» (из интермедии «Волшебники живут рядом»).

Александр Хазин писал романы, пьесы, рассказы, поэмы, но все это осталось неизданным до сих пор... Более того, по-прежнему практически недоступным для читателей остается и «судьбоносное» для Хазина произведение - «Возвращение Онегина». Хотя оно дважды публиковалось, в сборниках «Русская литература XX века в зеркале пародии» (М, Высш. школа, 1993) и «Судьба Онегина» (М.: (1912-1976) Ассоциация Экост, 2001), но найти эти издания сложно, а в Интернете «фрагменты одиннадцатой главы» до настоящего времени не были представлены.

Надеюсь, данная публикация позволит всем желающим ознакомиться с этим неординарным произведением и рассчитываю, что общими усилиями удастся подготовить комментарии и пояснения к нему (для этого открыт форум «Коллекции»).

Коллекционер



Именно потому сегодня появилась возможность познакомить вас с фрагментами этого произведения (внимание на экран).

Итак, читаем главу 10 «Возвращение Онегина», написанную поэтом - сатириком Александром Хазиным.



1

Перед Онегиным, как прежде,

Из шума утренних забот

В суровой каменной одежде

Знакомый город предстает.

Идет Евгений пораженный,

А Ленинград неугомонный

Уже приветствует его,

Младого друга своего.

Вот сад, где юностью мятежной

Бродил Онегин. Вот едва

Шумит державная Нева,

Бия волной в гранит прибрежный,

И вновь сверкает без чехла

Адмиралтейская игла.





2

У друга нашего немало

Забот и неотложных дел,

Но, как положено, сначала

Идет Онегин в Жилотдел.

О, здесь моя бессильна лира,

Здесь музы требуют Шекспира,

И я там был, и я страдал,

И я там горя похлебал.

Вот он стоит с надеждой зыбкой,

Наивный пушкинский чудак,

Его же вопрошают так,

С весьма сочувственной улыбкой:

- Где вызов ваш и где наряд,

Как вы попали в Ленинград?



3

Затем вопрос поставлен твердо:

- Где проживали раньше вы?

Онегин отвечает гордо:

- Родился на брегах Невы.

- В каком прописаны вы доме?

- Описан я в четвертом томе,

И описав меня, поэт

Не дал мне справки...

- Справки нет?!! -

Спросил уныло голос женский.

- Тогда помочь не можем вам,

Сегодня вы явились к нам,

А там придет товарищ Ленский,

Приедет bell-Татиана,

Вас много там, а я одна.



4

Кругом шумит, кипит работа,

А город выкрашен и нов,

И рвут поводья кони Клодта,

Как будто вспомнив дни боев.

Свернул Онегин на Литейный,

И вдруг восторг благоговейный

На миг остановил его.

Мой долг сказать вам отчего.

Он не Венеры Медицейской

Увидел вдруг прекрасный взор,

Нет, на него, глядя в упор,

Девица в форме милицейской

Стоит совсем невдалеке

С волшебной палочкой в руке.



5

И, регулируя движенье,

Глядит на пеших с высоты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

То ручкой вдруг о ручку хлопнет,

То вдруг изящной ножкой топнет,

То, сделав плавный оборот,

Как лебедь, мимо проплывет.

Вот с целым ворохом бумажным

Бежит студент, едва дыша,

Вот по бульвару не спеша,

Идет стекольщик с видом важным,

Как будто он уже давно

В Европу застеклил окно.



6

Пока меня унес куда-то

Мой легкомысленный Пегас,

Онегин бродит. Бледноватый,

Туманный день уже погас,

А у бедняги в Ленинграде

Нет ни его друзей, ни дяди,

Семейство Лариных, Трикэ

Еще в Ташкенте, вдалеке.

Из всех он здесь один остался;

Уже вечерняя пора,

А выйдя из дому с утра,

Наш бедный друг проголодался.

Но что же делать, если он

Еще нигде не «прикреплен».



7

В трамвай садится наш Евгений.

О, бедный милый человек!

Не знал таких передвижений

Его непросвещенный век.

Судьба Евгения хранила,

Ему лишь ногу отдавило,

И только раз, толкнув в живот,

Ему сказали: «Идиот!»

Он, вспомнив древние порядки,

Решил дуэлью кончить спор,

Полез в карман... Но кто-то спер

Уже давно его перчатки,

За неименьем таковых

Смолчал Онегин и притих.



8

Идет широкими шагами

Онегин дальше. Вот вдали

Легко вздымаясь над волнами

Идут к причалу корабли.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

И с ними (новый вариант)

Выходит старший лейтенант.

Уже цветут деревья скверов,

Шум у Гостинного двора,

Спешит и мчится детвора

В Дворец советских пионеров

И, как взлетевший вверх амур,

Висит под крышей штукатур.



9

Евгений слышит голос нежный,

Когда-то волновавший кровь,

Быть может, вдруг в душе мятежной

Былая вспыхнула любовь.

Друзья, мне радостно и больно,

Мое перо дрожит невольно,

Онегин видит в вышине

Свою Татьяну на окне.

С утра в домашней спецодежде

Она ведро и кисть берет

И красит стены, и поет:

«Пускай погибну я, но прежде

Я дом свой выкрасить должна,

Привычка свыше нам дана».



10

Свернув от Невского направо,

Идет Онегин дальше. Вдруг...

- Не Юрий ли Михайлыч?.. Право,

Ах, Юрьев, старый милый друг!

Еще при мне ваш дерзкий гений

Блистал в театре... - Да, Евгений.

- Вы сохранились. - Очень рад.

- Что есть в новинках? - «Маскарад».

Тут наш Онегин рассмеялся:

- Так изменилось все кругом,

В краю советском молодом,

Но вот репертуар остался,

В театрах молодой страны

Преданья древней старины.



11

А с современниками горе,

Усвоив правило одно,

Театры все сидят у моря

И ждут Погодина давно.

А если он их вдруг забудет,

Тогда в театрах «Так и будет»,

Как было раньше на сто лет,

Когда Онегин ездил в свет,

Когда оставив скуку балов,

Иль разговоры милых дам,

В партер входил Онегин сам,

Иль с кучкой модных театралов.

Смеялся Лидин, их сосед,

Когда на сцене был Янет.



12

Идет наш друг, глядит на Невский...

Не здесь ли ночью у перил

Стоял когда-то Достоевский,

Не здесь ли Гоголь проходил,

Не здесь ли Бородин печальный

Для берегов отчизны дальней

Музыку нежную слагал,

Спеша куда-нибудь на бал?

Здесь с Пушкиным встречался Глинка,

И мчался Лермонтов младой,

Лениво шел Крылов домой...

Но это все уже старинка,

Известно всем, что Михалков

Намного выше, чем Крылов.



13



Герой Советского Союза

Идет по Невскому, спешит,

И с одобреньем сам Кутузов

На ордена его глядит.

О, слава, слава Ленинграду!

Прошли мы грозную блокаду,

Сражаясь, веря, для того,

Чтоб быть достойными его.

...............................................

1946 г.

●●●●●●●●●●

Дополнительная информация для учителя (из Википедии).

/ Родился Александр Хазин 29 апреля (12 мая 1912 года) в Бердичеве (ныне Житомирская область, Украина). Литературой занимался с начала 30-х годов; в 1931 году начал публиковать свои стихи. Член СП СССР с 1934 года.

В 1939 году он окончил Электротехнический институт в Харькове. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом фронтовой газеты «Знамя Родины».

С 1946 года жил и работал в Ленинграде.

В сатирической поэме «Возвращение Онегина» (фрагменты были опубликованы в журнале «Ленинград» (1946, № 10) в разделе «Литературные пародии») запечатлен послевоенный ленинградский быт.

Эта поэма исполнялась по радио А. И. Райкиным , предполагавшим сделать на её основе целый спектакль. Упоминание «некого Хазина» и его «порочного пасквиля» в партийном постановлении 1946 «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и докладе А. А. Жданова сам писатель позднее уподобил асфальтовому катку, который расплющил его жизнь. В течение нескольких лет писал для эстрады под псевдонимом А. Балашов. К концу 50-х гг. возобновилось сотрудничество с А. И. Райкиным и его театром. (В 1958-1967 годах заведующий литературной частью Ленинградского театра миниатюр.) Монологи, сценки, интермедии Хазина вошли в спектакли «Человек-невидимка» (1955), «Времена года» (1956), «Белые ночи» (1957). Автор целого спектакля «Волшебники живут рядом» (1964). Хазин писал для многих артистов: прозаические и поэтические монологи для Г. Т. Орлова («Цель жизни», «С любовью не шутят», «Честное слово»), для М. В. Мироновой и А. С. Менакера (сценка «Ангел»), для Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березина. Обладал тонким юмором, никогда не гнался за количеством «смехов». Как только позволили обстоятельства, организовал вместе с И. М. Меттером при Ленинградском Доме писателей театрализованный альманах «Давайте не будем», каждый выпуск которого становился событием в городе. В 1970-х годах Хазин работал над сатирическим романом «И.О.», поэмой «Акулина», повестями и рассказами, опубликованными после его смерти.

Умер 20 ноября 1976 года. Похоронен на Комаровском кладбище[2].

Супруга - актриса ленинградского Театра комедии, Т. В. Сезеневская, наибольшую популярность которой принесла роль Марьяны, одной из дочерей мачехи в фильме «Золушка».





●●●●●●●●●●



После прослушивания главы «Возвращение Онегина» А. Хазина класс делится на 5 групп.

Каждая группа получает задание проанализировать по 3 строфы и доказать, что «Возвращение Онегина» - это не оригинальное произведение, а литературная стилизация.







Шумит державная Нева… (из «Медного всадника»)

И вновь сверкает без чехла

Адмиралтейская игла (из «Медного всадника»)

Хазин писал 11-ю главу после войны, а во время Великой Отечественной войны шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейство были в чехлах, т.к. город постоянно бомбили и золоченые шпили привлекали внимание врага.

Стилизация - это неумирающий жанр.

Мы познакомились с его особенностями, с одним из интереснейших представителей этого жанра Александром Хазиным.

Подведение итогов.

- Как вы считаете, просто ли написать стилизацию? Конечно, очень нелегко.

- Что требуется от поэта - стилиста? (прекрасное знание творчества писателя и особенностей его стиля).

- Понравилась вам стилизация Хазина? Чем?

Вывод учителя. Как мы убедились, стилизация Хазина очень близка пушкинскому роману. Им обоим свойственна стилистическая полифония, т.е. сочетание нескольких стилей: художественной литературы, официально-делового, разговорного.

Домашнее задание: написать каждому по одной онегинской строфе, попытаться сделать стилизации.



Использованная литература.

  1. Газета «Русский язык» №12 (228), март 2000. Страница 2.

Урок составлен на основе статьи С. Гиматдиновой

«Искусство стилизации».

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%</ Использован материал из Википедии.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал