7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе. 6 класс.

Рабочая программа по литературе. 6 класс.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. Просвещение. 2010

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 - 1016 учебный год.

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  5. Учебный план МБОУ « Бичурская СОШ № 5» на 2015 - 2016 учебный год.

Данная программа предназначена для использования в учебном процессе в среднем общеобразовательном учреждении, адресована учащимся 6 класса, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендованную последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом возрастных особенностей учащихся.

Тематическое планирование по литературе для учащихся 6 класса разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

План составлен по учебнику «Литература» под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, Москва, Просвещение.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию историко-литературного курса, формирует грамотного читателя.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения из сферы классного изучения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.


Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой документ, включающий

6 разделов:

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание тем учебного курса

  4. Требования к уровню подготовки учащихся

  5. Календарно-тематическое планирование

  6. Список литературы

Цель литературного образования

- становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


Основная задача обучения в 6 классе -

познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности.

Ученики 6 класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • итоговый: тест, включающий задания (с выбором ответа, проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий).

Место предмета: на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Раздел 2. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Устное народное творчество

2

2

Древнерусская литература

1

3

Из литературы XVIII века

3

4

Из литературы XIX века

29

5

Из русской литературы ХХ века

21

6

Из литературы народов России

1

7

Из зарубежной литературы

11

8

Заключительные уроки

2


Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Муха»

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимнее утро». Приметы зимнего пейзажа

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция, роман, сюжет (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Двусложные размеры стиха.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Теория литературы. Трёхсложные стихотворные размеры. Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере.

«Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. Рассказ о писателе.


«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва»

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям - доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».


Раздел 4. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;


В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.


Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

Литература, 6 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

План составлен по учебнику «Литература» под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, Москва, Просвещение.


п\п

Содержание материала

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Цель урока

Тип урока

Теория литература

Дата проведения урока

по плану

фактически

1 четверть

Устное народное творчество. 2 часа

1

УНТ. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни


1

Познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).

Развивать эстетический вкус учащихся.

Работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся.

Урок внеклассного чтения.

Обрядовый фольклор.


2

Пословицы и поговорки

1

Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках.

Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц.

Дать элементы конспектирования.

Организовать самостоятельное чтение.


Рассказ учителя. Беседа.

Пословицы и поговорки.


Из древнерусской литературы

1 час

3

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

1

Помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю.

Создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.

Продолжить знакомство с летописными сказаниями.

Учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении.


Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Летописи.

Из литературы XVIII века

3 часа

4

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Осуждение лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

1

Расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.

Рассказ учителя. Беседа.

Басни.

5

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

1

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Рассказ учителя.

Беседа.


6

И. А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик».

Роль власти и народа в достижении общественного блага.

1

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Рассказ учителя.

Беседа.


Из литературы XIX века (29 часов)

7

А. С. Пушкин. Лицейские годы в жизни поэта.

1

Рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта. Учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет.

Рассказ учителя.

Беседа.

Стихотворение

8

А. С. Пушкин. Стихотворения «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро».

Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. «Зимнее утро».

1

Познакомить с жанром поэтического послания. Познакомить с вольнолюбивой лирикой поэта. Рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы.

Познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением.


Урок-практикум

Жанр стихотворного послания.

Эпитет, метафора как средства создания художественных образов Тема и поэтическая идея, композиция стихотворения.


9

Двусложные размеры стиха.

1

Познакомить с размерами стиха, научить различать стихотворные размеры на примерах.

Урок-практикум

Двусложные размеры стиха.

10

Тест по лирическим произведениям А. С. Пушкина.

1


Контроль знаний


11

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картина жизни русского богатства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

1

Начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией.

Выяснить первые впечатления от прочитанного.

Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».

Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Обучение чтению.

Беседа.

Конфликт

в произведении.

12

Протест Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Роль эпизода в повести.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

1

Продолжить работу над романом. Учить анализировать отдельные эпизоды произведения.

Беседа.

Практикум.


13

Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Обучение устному рассказу.

Развитие понятия о композиции худож. произведения.

1

Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».

Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Урок развития речи.

Композиция художественного произведения.

14

Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

1


Беседа.


15

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня - крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

1

Развивать умение учащихся представлять героев, сочувствовать им, понимать их.

Беседа

Сюжет.

Повесть.

Антитеза.

16

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски. Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

1

Познакомить учащихся со стихотворением «Тучи».

Продолжить знакомство со стихотворными размерами (изучить трехсложные размеры).

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Композиция стихотворения.

17

Антитеза как основной прием в стихотворениях Лермонтова «Утес». «Листок», «На севере диком». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.


1

Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Работать над выразительным чтением.

Дать понятие «антитеза», «метафора».

Практикум

Антитеза как основной композиционный прием.

2 четверть

18

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Тема природы и человека. Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

.


1

Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Работать над выразительным чтением.


Беседа.

Практикум.

Поэтическая интонация.

19

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Записки охотника» и «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.


1

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей, духовный мир крестьянских детей.

Рассказ учителя. Беседа.

Гуманистический пафос.

20

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

1

Показать роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Понаблюдать, как через портреты героев писатель передает их характер; учить монологической речи.

Практикум.

Портрет.

21

Ф. И .Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике. «Неохотно и несмело».

1

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России

Дать учащимся возможность почувствовать красоту тютчевских стихов.


Рассказ учителя.

Практикум.


22

Ф. И. Тютчев. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. Обучение анализу стихотворения. «С поляны коршун поднялся …». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

1

Работать над выразительным чтением.

Показать роль антитезы в стихотворении.

Продолжить обучение анализу стихотворения.

Урок развития речи.

Антитеза в стихотворении.

23

А. А. Фет. Слово о поэте. Природа как воплощение прекрасного в стих. «Ель рукавом..» и «Учись у них».

1

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту фетовских стихов.

Работать над выразительным чтением.


Рассказ учителя.

Обучение чтению.


24

А. А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение тем природы и любви.

1

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту фетовских стихов.

Работать над выразительным чтением.


Рассказ учителя.

Обучение чтению.


25

Контрольная работа по стихотворениям Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

1


Урок контроля.


26

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1

Познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта.

Познакомить со стихотворением «Железная дорога». Работать с «трудными» словами из стихотворения.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.


27

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

1

Продолжить работу над стихотворением «Железная дорога».

Подвести учащихся к главному выводу Некрасова - к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.

Беседа.

Практикум.

Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика.

28.

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.

1

Продолжить знакомство с лирикой Некрасова.

Урок внеклассного чтения.

Историческая поэма.

29

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Талант и трудолюбие человека из народа. Бесправие народа. Изображение представителей царской власти в сказке Н. С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.


1

Сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове.

Познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом.

Учить определять жанр сказа;

основную идею.

Рассказ учителя.

Беседа.

Понятие о сказе.

30

Особенности языка. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония) в сказе «Левша». «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».

1

Учить давать сопоставительную характеристику героям; рассказывать о герое (портрет, история жизни);

выразительно читать по ролям;

кратко пересказывать текст.


Рассказ учителя.

Беседа.


31

Тест по произведению Н. С. Лескова «Левша»

1


Контроль знаний.


3 четверть

32

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1

Организовать «встречу» учащихся с А. П. Чеховым - писателем и человеком.

Попытаться раскрыть природу смешного в рассказах Чехова.

Урок внеклассного чтения.

Юмор, сатира.

33

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1

Продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся.

Практикум.

Художественная деталь как источник юмора.

34

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи …», «Посмотри - какая мгла …». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист …», «Чудный град …».

А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы …». Развитие понятия о лирике.

1

Расширить знания учащихся о русской поэзии XIX - начала XX века.

Продолжить работу над выразительным чтением учащихся.

Урок внеклассного чтения

Развитие понятия о лирике.

Из русской литературы ХХ века

21 час

35

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Герои рассказа Платонова. Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

1

Дать сведения из биографии А. П. Платонова.

Познакомить с повестью-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Быль.

36

А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев.

1

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Алые паруса»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Продолжить словарную работу.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

Рассказ учителя.

Обучение чтению.


37

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1

Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Сказка-быль

38

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

1

Познакомить учащихся с идейно - художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.

Объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказкой-былью».

Беседа практикум

Сказка-быль

39

Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

1

Знать жанровые особенности сказки-были; о метафорическом смысле заглавии сказки.

Уметь детально разбирать фрагмент текста; обмениваться мнениями о прочитанном; использовать в беседе прием словесного рисования; раскрыть замысел писателя - показать единство человека и природы.


Урок развития речи.

Особенности композиции и сказе-были

40

Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца».

1


Урок развития речи.

План, тема, идея.

41

Тест по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

1


Контроль знаний


42

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …»

Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь …».

Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.


1

Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны о жизни и творчестве К. Симонова, А. Суркова, Сергея Орлова, Давида Самойлова; о поэзии военных лет (общая характеристика);

понятия (эпитет, инверсия, метафора, баллада); конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России;

Уметь работать над комплексным анализом стихотворения; выразительно читать стихотворения; работать с репродукцией картины; производить сопоставительный анализ.

Беседа. Обучение чтению.


43

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта Сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.


1

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Продолжить словарную работу.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

44

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой». Образ главного героя. «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».


Знать о жизни и творчестве В. П. Астафьева; понятия (автобиографическая проза, пейзаж); содержание рассказа «Конь с розовой гривой», основные черты характера героя;

Уметь работать с текстом по самостоятельно составленному плану; отмечать особенности композиции и своеобразие языка рассказа.


Урок развития речи.

Юмор

45

Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев».

1

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

46

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

1

Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.


47

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

1

Показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

Беседа.


48

Р.р. Классное сочинение «Главный герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

1

Уметь сжато пересказывать; обсуждать содержание рассказа «Уроки французского»; пояснять мотивы поведения героя рассказа; работать с толковым словарем и иллюстрациями; выбирать эпизоды для анализа теста; составлять план сочинения.


Урок развития речи.


49

Тест по повести В. Г. Распутина «Уроки французского»

1


Контроль знаний.


50

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. «Звезда полей», «В горнице». Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

Дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии.

Отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения.

Беседа.

Лирика.

51

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Познакомить учащихся с этим интересным писателем, с его произведениями, и пробудить к ним интерес.

Беседа. Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Юмор.

4 четверть

52

Родная природа в творчестве А. А. Блока и С. А. Есенина. Чувство любви к Родине и природе. Средства создания поэтических образов.

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. Обучение выразительному чтению.


1

Показать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека ХХ века.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.

Познакомить учащихся с о традициями в поэзии ХХ века;

Поговорить о вечности темы природы в творчестве поэтов и музыкантов и разности ее проявления; о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов

Знать термины (лирический герой, эпитет, метафора); о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов

Учить беседовать по услышанному; работать с репродукциями; использовать в речи прием словесного рисования; подтверждать свои рассуждения текстом;

выразительно читать стихотворения;

определять способы создания образов;

анализировать и сопоставлять лирическое стихотворение по предложенному плану.


Беседа. Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Средства создания поэтических образов.


53

А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают…». Анализ стихотворения.


1

Познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

54

. Родная природа в произведения русских поэтов ХХ века.


1

Познакомить учащихся с поэтическим миром русских поэтов 20 века, с выразительностью художественного языка поэтов.

55

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев-чудаков. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказами «Срезал» и «Критики»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Продолжить словарную работу.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

Рассказ учителя.

Беседа.


Из литературы народов России

1 час

56

Любовь к малой родине в поэзии К. Кулиева и Г. Тукая.

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда …», «Каким бы ни был малым мой народ …». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.


1

Познакомить учащихся с поэтическим миром К. Кулиева и Г. Тукая, с выразительностью художественного языка поэтов.

Из зарубежной литературы

11 часов

57

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1

Дать понятие о мифе.

Познакомить учащихся с «Подвигами Геракла».

Учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.

Закрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.

Учить объяснять свой выбор, делая самостоятельные выводы.

Рассказ учителя. Беседа.

Мифы.

58

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Дать понятие о легенде.

Познакомить учащихся с содержанием «Легенды об Арионе».

Обогащать лексикон учащихся.


Легенда. Отличие мифа от сказки.

59

Гомер. Слово о поэте. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе.

1

Познакомить учащихся с основными событиями изучаемого произведения, обучать чтению поэмы.

Учить составлять характеристику героя на основании его поступков.

Уточнить знание учащимися текста, событийной стороны и героев в их взаимосвязи; выявить основные признаки понятий «гипербола», «постоянный эпитет», определить их роли.

Урок внеклассного чтения.

Эпическая поэма.

Героический эпос.

60

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Образ главного героя и Санчо Пансы Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.

1

Знать о жизни и творчестве М. Сервантес Сааведры, основных героев произведений и их характерные особенности; романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;


Урок внеклассного чтения.


61

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Знать о жизни и творчестве Ф. Шиллера, основных героев произведений и их характерные особенности; признаки баллады.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста.

Рассказ учителя.Беседа.

Баллада.

62

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Гека и Тома.

1

Познакомить учащихся с творчеством Марка Твена.

Знать основных героев произведений и их характерные особенности; своеобразие и особенности юмора;

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям.

Урок внеклассного чтения.

Средства создания комического.

63

Сходство и различие Тома и Гека. Юмор в произведении.

1

Познакомить учащихся с творчеством Марка Твена.

Знать основных героев произведений и их характерные особенности; своеобразие и особенности юмора;

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста; читать по ролям.

Урок внеклассного чтения.

Средства создания комического.

64

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

Знать о жизни А. де Сент-Экзюпери, основных героев произведений и их характерные особенности; понятие философская сказка; особенности притчи.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;

читать по ролям.


Урок внеклассного чтения.

Философская сказка-притча.


65

Маленький принц, его друзья и враги. Вечные истины в сказке.

1

Знать основных героев произведений и их характерные особенности; понятие философская сказка; особенности притчи.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;

читать по ролям.


Урок внеклассного чтения.

Философская сказка-притча.


66

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1

Познакомить с жизнью и творчеством П. Мериме.

Знать основных героев произведений и их характерные особенности.

Уметь самостоятельно работать с материалом учебника о писателях; показать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; беседовать по содержанию прочитанного текста;

читать по ролям.

Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.

Урок внеклассного чтения.

Новелла. Романтизм и реализм.

67

Тест по произведениям зарубежной литературы.

1


Контроль знаний.


Заключительные уроки

2 часа

68

Р. р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

1


Урок развития речи.


69-70

Резервные уроки

2





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал