- Учителю
- Конспект урока «Иконостас православного храма» по истории православной культуры земли Смоленской в 8 классе
Конспект урока «Иконостас православного храма» по истории православной культуры земли Смоленской в 8 классе
Тема урока
«Иконостас православного храма»
Автор-разработчик Токарева Т.В.
Цели урока.
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей и структурой построения православного иконостаса;
- закрепить знания о Богородичных иконографических сюжетах.
Развивающие:
1. Совершенствовать:
- навыки самостоятельной работы,
- умение выделять из выступления необходимую информацию для записи.
2. Развивать:
- навыки самооценивания и оценивания ответов одноклассников;
- навыки сравнительного анализа.
3. Уметь:
- убедительно излагать подготовленный материал;
- фиксировать новую информацию в виде таблицы.
4. Расширять лексику обучающихся в пределах темы урока: иконостас, местный, праздничный, Деисус, пророческий, праотеческий, Царские врата, тябло.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к духовным ценностям своего народа,
- развивать нравственные качества личности на основе христианских идеалов.
Тип урока: виртуальная экскурсия-исследование.
Ход урока
1. Организационная часть урока
2. Актуализация опорных знаний
Слайд № 1.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами ознакомились с иконографическими сюжетами икон Божьей Матери.
Слайд №1. Назовите эти сюжеты. (Ответы учащихся).
У вас на столе лежат рабочие листы с названием иконографических сюжетов и их определениями. Вам необходимо стрелочкой соотнести название сюжета и его описание. Надеюсь, что затруднений в работе не будет и вам хватит 2 минуты на выполнение работы.
(После выполнения задания) А сейчас займемся взаимопроверкой: передайте рабочие листы справа сидящему товарищу, а вам придет рабочий лист слева.
Слайд № 2.
Сверьте правильность выполнения задания со слайдом и поставьте соответствующую оценку. Без ошибок -«5», 1-2 ошибки - «4»,
3-4 ошибки - «3».
Обучающиеся занимаются взаимопроверкой и озвучивают результаты.
3. Сообщение темы и определение целей урока
Слайд № 3.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Слайд № 4.
«Иконостас православного храма»
Что? Зачем? Как?
(Создание проблемной ситуации)
Ваши предположения:
Что мы сегодня узнаем об иконостасе? (Ответы учащихся)
Зачем нам нужны эти знания? (Ответы учащихся)
Как мы получим эти знания? (Ответы учащихся)
Слайд № 5. План урока.
1. История возникновения иконостаса и его краткая характеристика.
2. Исследование всех рядов классического иконостаса.
3. Символика предназначение рядов иконостаса.
4. Закрепление знаний. Кроссворд «Иконостас»
4. Изучение нового материала.
Слайд № 6. (Схема иконостаса)
Учитель. Прежде чем, мы начнем исследовать православный иконостас, обратите внимание на рабочий лист со схемой иконостаса, которую нужно заполнять в процессе восприятия материала и на второй раздел рабочего листа «Это надо запомнить» - здесь вы будете записывать термины, определения, которые для вас покажутся новыми, которые вас заинтересуют.
Слайд № 7.
А теперь мы начнем нашу виртуальную экскурсию, где будем постепенно исследовать устройство классического православного иконостаса. По первому вопросу нашего плана выступит Саша Ковалев и тема его доклада так и звучит «История возникновения иконостаса и его краткая характеристика».
Рассказ ученика.
Слайд № 8.
Слово «Иконостас» происходит от слова «икона» и греческого слова «stasis», что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы».
Слайд № 9.
Иконостас - самая объемная и заметная часть храма, это алтарная перегородка, которая представляет собой сплошную стену, составленную из икон, и обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы.
Состав икон четко регламентирован, и расположены они в строго определенном порядке. На иконостасе помещаются иконы Христа, Божией Матери, апостолов, пророков, двунадесятых праздников (это самые главные праздники Православной Церкви), а также того святого или праздника, которому посвящен храм. Обычно иконостас богато украшен, поэтому часто это еще и самая красивая часть храма.
Слайд № 10.
В русских храмах домонгольского периода (XI-XII вв.) иконостас обычно представлял собой деревянную балку, и называлась она «ТЯБЛО», на которую ставились иконы. Иногда среди икон был «Деисус» или как еще его называют «Деисис», написанный на одной доске и помещавшийся над Царскими вратами.
Слайд № 11.
Древнерусские храмы в основном были деревянные, их неудобно было расписывать, и потому иконы в них стали играть большую роль, чем в Византии. Иконы группировали по сюжетам и расставляли на тяблах. Но ранее XIV в. о высоком иконостасе ничего не известно.
Слайд № 12.
Самые ранние иконостасы были одноярусными,
(Слайд № 13) затем добавился еще один ярус и они стали двухъярусными.
Слайд № 14. Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящий из трех ярусов (по-древнерусски - чинов): местного, праздничного и деисуса. Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком.
Слайд № 15. К концу XIVстолетия появляется четвертый - пророческий,
(Слайд № 16) а в конце XVI в. пятый - праотеческий. Русский высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. XIV - нач. XV вв.
И к XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим.
Учитель.
Ребята, как вы поняли из рассказа Саши, иконостас в церкви был не всегда. В первые века алтарь был видим всем молящимся и отделялся от них лишь решеткой. Сейчас Царские врата также часто устраиваются решетчатыми, а сам иконостас редко доходит до потолка. Как вы думаете, почему так устроен иконостас? Это делается для того, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны во всем храме.
Посмотрим теперь на иконы. Ребята, Слушая мой рассказ, не забывайте заполнять схему иконостаса.
Традиционно иконостас украшается иконами в несколько рядов.
Есть несколько важных моментов, зная которые, вы научитесь легко разбираться в сложной символике иконостаса. Не забывайте, слушая меня, заполнять схему иконостаса.
Первый ряд.
Слайд № 17
Когда вы входите в незнакомый храм, стоит обратить внимание на изображения нижнего ряда. Местный ряд состоит из достаточно свободной композиции икон, обращенных непосредственно к молящимся. Здесь всегда находятся самые большие иконы.
Давайте обратимся к крайнему образу справа. Это так называемая "храмовая икона". Она всегда подскажет, в честь какого праздника или святого освящена церковь, в которой вы находитесь. На том же месте слева - "икона местного ряда". По ней мы можем определить, какого святого наиболее почитают в этих краях.
В центре местного ряда мы видим Царские врата.
Слайд № 18.
Подойдя к Царским вратам, мы увидим на них небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Над Царскими вратами находится "Тайная вечеря" - символ таинства Евхаристии.
Слайд № 19.
Справа от Царских врат - большая икона Спасителя, слева от них - икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных (слева) и южных вратах (справа) - архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы).
Остальные иконы местного ряда могли быть любыми (по усмотрению создателя храма).
Второй ряд.
Слайд № 20.
Это так называемый «праздничный» ряд.
Слайд № 21.
Его еще можно назвать историческим, потому что он знакомит нас с событиями Евангельской истории, которые составляют суть праздничных литургических богослужений, то есть главные двунадесятые праздники. (Первая икона здесь - Рождество Пресвятой Богородицы,
Далее идут
Введение во Храм, Благовещение,
Рождество Христово,
Сретение,
Богоявление,
Преображение,
Вход в Иерусалим,
Распятие,
Воскресение,
Вознесение,
Сошествие Святого Духа,
Успение.
Необходимо отметить, что количество праздничных икон может быть разным, но все они повествуют о годовом литургическом круге.
Третий ряд.
Слайд № 22.
Посмотрим на иконы следующего ряда. Он называется Деисус.
Деисусный чин (деисус - по-гречески «моление») в иконостасе представляет собой краткую редакцию изображения Страшного Суда. Представленные в определенном порядке Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, святители молят Христа помиловать грешников. В центре - икона Спас в Силах, образ Небесного Судии.
Слайд № 23.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери") находится изображение "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами, что символизирует землю, синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.
Слайд № 24.
Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева - икона Божией Матери. Как называется этот иконографический сюжет? (Ответы учащихся: (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке - это Агиосоритиссы). Эта икона имеет еще одно название - "Заступница". Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.
Четвертый ряд.
Слайд № 25.
Если иконы первых трех рядов являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит нас во времена ветхозаветной Церкви. Этот ряд называется «пророческим» и состоит из однофигурных икон с изображением пророков, провидевших явление Христа - Спасителя Мира. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос.
Слайд № 26.
Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери. Кто скажет, как называется этот иконографический сюжет? Почему? "Оранта", или "Молящаяся", так называется изображение Пречистой Девы с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на медальоне.
Пятый ряд.
Слайд № 27.
Этот ряд называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы - от Адама, Ноя и до Моисея.
Слайд № 28.
В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица" - символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога во искупление человеческого грехопадения.
Слайд № 29.
Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.
Еще в 1667 г. Московский собор предписал по образцу древних византийских храмов установку креста с Распятием в завершении иконостасов. Эта традиция широко распространилась по России. В конце XVII века уже трудно найти иконостас, не увенчанный резным Распятием. При этом весь иконостас является подножием Креста и может читаться как образ Голгофы.
Слайд № 29.
Но нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах. В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, более распространенным, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.
5. Закрепление изученного материала.
Слайд № 30. Итак, мы с вами совершили экскурсию, где провели исследование классического православного иконостаса. Скажите, пожалуйста, вы успели заполнить схему иконостаса? А какие слова вам показались незнакомыми, новыми? (Учащиеся называют).
А сейчас мы переходим к разгадыванию кроссворда.
Как называется наш кроссворд? Ответ: «Иконостас».
Кроссворд составлен на основе того материала, который мы с вами изучили на уроке. Я думаю, затруднений у вас не будет. Приступаем к работе.
Слайд № 31.
После разгадывания, учащиеся сверяют свои ответы со слайдом и оценивают результат. Против каждого ответа ставят «+», если правильный ответ и «-», если ответ неверный.
Ребята, как вы думаете, мы с вами сумели решить те цели, которые выдвигали в начале урока? А какой же вывод можно сделать в итоге нашего урока? Попробуйте, сформулировать этот итог. (Ответы учащихся).
-
Иконостас представляет собой характерное достижение православной культуры.
-
Классический иконостас имеет 5 рядов.
-
Является неотъемлемым элементом храмового строительства.
-
Состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон.
-
Своеобразная иллюстрация богослужения.
Изучение иконостаса у нас не заканчивается. На следующем уроке мы будем знакомиться с иконостасом Смоленского Успенского кафедрального собора. Я уверена, что нам это будет не трудно, потому что схему иконостаса вы уже знаете.
6. Оценивание работы учащихся.
Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке и я хочу, чтобы вы назвали те оценки, которые получили в ходе урока. Учащиеся зачитывают оценки со своих рабочих листов.
Саша сегодня получает дополнительно еще одну «5» за сообщение в начале урока.
Домашнее задание: 1. Читать материал из учебника на стр.
2. Выучить схему иконостаса.
3. Творческое задание: подготовить сообщение об Успенском Кафедральном соборе в Смоленске (по желанию).
Итог урока.
А сейчас мне бы очень хотелось, чтобы вы высказали своё мнение об уроке с помощью вот этих цветных карточек. Понравился урок - вы выставляете зеленую карточку, не все понравилось - синюю карточку, совсем не понравился - красную.