7


  • Учителю
  • Статья 'Влияние акмеизма', для подготовки учителя к уроку литературы

Статья 'Влияние акмеизма', для подготовки учителя к уроку литературы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Влияние акмеизма на мировоззрение старших школьников

Асеева Д.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 5 с УИОП»

До недавнего времени в связи с идейно-политической ситуацией в нашей стране литературный период конца XIX - начала XX в.в. являлся закрытой темой как для массового читателя, так и для изучения в школе. По этой причине исследовательской работы в плане методики преподавания данной темы долгое время почти не проводилось. Вплоть до начала 1960-х годов сколько-нибудь значительных работ об акмеизме, созданных историками литературы, также не появлялось.

После официального "открытия" культуры Серебряного века литература

модернизма стала широко исследоваться культурологами, лингвистами,

литературоведами, методистами. В это же время впервые в программу для общеобразовательных учреждений вводятся произведения ранее никогда не изучавшиеся в школе.

На сегодняшний день изучение культурного пласта, именующегося

Серебряным веком, является неотъемлемой частью всех программ по литературе (см.1.2.). К сожалению, до сих пор мы не можем сказать, что создан единый труд, который был бы полным и с литературоведческой, и с методической точки зрения.

Таким образом, актуальность работы обусловлена обращением к теме,

недостаточно разработанной в методической литературе.

Трудности изучения лирического произведения в школе предопределили исследовательский интерес к методам и приемами анализа стихотворения в старших классах. Вследствие чего я не только изучила психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников, но и попыталась совместить их с целями и задачами образовательного процесса.

Объектом работы явилось рассмотрение акмеизма как идейно - художественного направления XX века, а предметом - рассмотрение изучения данной темы встарших классах.

Методологическая база работы

В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на следующих принципах:

1) системного анализа, в основе которого лежит наблюдение над лирическим произведением с точки зрения специфики и функциональности его элементов;

2) интерпретации как основополагающего принципа герменевтики,

предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов художественного произведения на язык объективного знания;

3) компаративного анализа, применяемого в данной работе как к собственно художественным высказываниям, так и к методическим разработкам;

4) метод экстраполяции психологических исследований возраста

старшеклассников (работы И.С. Кона, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др.) в сферу их практического применения.

Новизна работы заключается в рассмотрении темы «Модернизм» сквозь призму одного идейно - художественного направления (акмеизм), в конкретизации данного феномена и особенностях его применения

теоретических знаний с точки зрения практикующего педагога.

Практическая значимость заключается в описании механизма анализа

лирического произведения, в моделировании темы, в возможности использования материалов в практике преподавания курса в 11 классе общеобразовательной школы.

Тема «Акмеизм» изучается в 11 классе обзорно и в монографических

темах. В программах для общеобразовательных учреждений данная тема представлена с небольшими вариациями в разделе «Серебряный век русской поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький, Т.А. Калганова,

В.Я.Коровина предлагают изучение этой темы обзорно с разбором

избранных стихотворений (на материале произведений Н. Гумилева).

В.Г. Маранцман в разделе «Литература 30-х годов» обзорно рассматривает жизнь и творчество Осипа Мандельштама, а в разделе «Литература 40-х годов» Анны Ахматовой.

Гумилева и стихотворений М. Цветаевой).

Уроки изучения лирики


Уроки по изучению лирики можно рассмотреть в связи с их формой и

содержанием.

По форме уроки можно классифицировать следующим образом:

1)Урок-лекция

В современной педагогике понятие «лекция» означает не просто чтение заранее подготовленного конспекта, а устное изложение значительного по объему материала с использованием приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Иногда на уроках учитель ограничивается анализом одного, указанного в программе стихотворения. Отсюда - скудность вызываемых ассоциаций, неумение видеть за поэтическим произведением поэзию в целом.

Нередко работа над поэтической речью, над словесным образом сводится лишь к перечислению эпитетов, метафор или сравнений.

Лекция помогает ученикам вырабатывать самостоятельность мышления,

развивает умение отбирать и интерпретировать изложенный материал,

выстраивать систему знаний. Образцовая речь учителя способствует

формированию навыка логического изложения и литературного строя речи.

Лекция предусматривает строгий детальный план изложения; она экономит учебное время и поэтому является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации.


а) собственно лекция

На этом уроке учитель рассказывает о жизненном и творческом пути

автора, истории создания; дается образец анализа.

б) урок-новелла

Урок строится по принципу повествования о писателе и произведении.

Материалом для урока может служить только произведение, небольшое по объему и имеющее интересную и важную для анализа произведения историю создания.

Урок-новелла - это монолог учителя, но от обычной лекции он отличается сюжетностью, особой интонацией, а главное - образностью рассказа, напоминающего художественное произведение.

в) урок-путешествие в мир поэта

На данном уроке учитель пробует совершить с учениками такое

путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности

Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала,

закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.

Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью

учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся, их поведения.

В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка

участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного рода занятий.

5)Урок-концерт

Структурная особенность урока - это программа концерта. В отборе и

порядке следования стихов необходимо тематическое единство.

По содержанию мы выделяем следующие уроки:

1) Урок-«монолог»

Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и

класса - всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа

лирического произведения.

2)Урок изучения основ теории литературы

На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.


3)Урок работы над критическим материалом

Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического произведения.

Предложенная классификация дает возможность учителю, во-первых, найтиформу, адекватную субъективным представлениям учителя об избранном материале; во-вторых, жанровое многообразие уроков соответствует задаче культуросообразности образовательного процесса: предполагает проведение урока об искусстве в формах самого искусства

«Интерес к поэзии - это показатель духовности, эмоциональной

отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость

нравственную». Задача книги - поделиться с учителями конкретными

наблюдениями, предложить свои варианты изучения.

Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт

анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами.

Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии» воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему миру человека, к состоянию его души.

В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к

одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается стремление к самоанализу».

- В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма

(схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является

универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.

Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной необходимости

Убеждена, что в акмеизме как идейно - художественном направлении

наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.

Кроме того, историко - культурный подход, предложенный при отборе

материала, способствует формированию целостного и многогранного видения истории художественной культуры XX века.

Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе. Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения урока остаются за субъективным выбором учителя.


Литература


1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991.

2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения /

Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.

3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в

школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001.

4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. - М.: Просвещение. - 1987.

5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов

пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение. - 1973.

6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к

газете «1 сентября».-2000. - №45.- с.8-9.

7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. //

Русская словесность. - 2001. - №6. - с.20-29.

8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.

9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.

- 1986. - №3. - с.36-41.

10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта

работы. - М.: Просвещение. - 1990.

7




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал