7


  • Учителю
  • Урок развития речи по русскому языку на тему ' Эпистолярный жанр. Открытое письмо' (7 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему ' Эпистолярный жанр. Открытое письмо' (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Урок развития речи. Эпистолярный жанр. Открытое письмо. (Урок русского языка) 7-й класс

Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Кирсанова Тамбовской оьласти

Адрес школы: 393360 Тамбовская область

г.Кирсанов, ул.Пушкинская, д.29 (8 47537) 36230

Контактный телефон: 89202369885

Цель урока: изучение открытого письма как типа речи.

Задачи:

  1. Знакомство с российскими традициями эпистолярного жанра и открытого письма

  2. Приобщение к ценностям русской языковой и художественной культуры и переписке как особой форме и среде общения.

  3. Получение навыков правильного написания открытого письма.

Предварительная подготовка:

  1. Опережающие задания:

    • Из истории открытого письма. Сообщения учащихся.

    • Функции в эпистолярном жанре открытого письма. Сообщения учащихся

    • (Сообщения учащихся при соответствующей подготовке класса могут сопровождаться слайдовыми презентациями)

  2. Создание открыток - миниисследования учащихся

    • «Поздравительная открытка».

    • «Открытка путешественника».

    • «Образовательная открытка».

    • «Рекламная открытка»

Оборудование урока.

  1. Мультимедийный экран - словарная работа, демонстрация текстов и открыток.

  2. Выставки домашних коллекций открыток учащихся






Ход урока

I. На мультимедийном экране демонстрируется репродукция картины Даниэля Герхарта и строчки стихотворения Веры Соколовой, напечатанного в газете «Московский комсомолец за 24.01.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение. Выполняются следующие задания: 1) начертите схему первого предложения, устранив пунктуационную ошибку; 2) проведите комплексный анализ слова «письма» см. Приложение 1

Картина Даниэля Герхарта
«Эпистолярный жанр повысился в цене» -
Звучит строкою из стихотворенья…
Но это только с нашей точки зренья
Эпистолярный жанр повысился в цене!
Цена письма повысилась вдвойне
Лишь с точки зрения почтовых отправлений…
Осталось нам общаться, без сомнений,
На виртуальной «скайповой» волне:
Цена письма повысилась вдвойне!
Нам и не снилось даже в страшном сне,
Куда нас заведёт глобальный кризис,
И к микрофону плотненько приблизясь,
На виртуальной «скайповой» волне
Общаемся, и счастливы вполне…
Что нам не снилось даже в страшном сне!
Но как ПИСЬМОМ сказать хотелось мне:
«Я Вам пишу… ПИШУ - чего же боле?»
И тот огонь, что в каждом жжёт глаголе
Не передать по скайпу поневоле…
Эпистолярный жанр повысился в цене!
И это всё, что Вам сказать хотелось мне…
Мне - Вам! С БУМАГОЙ и ПЕРОМ наедине!
Статья в газете «Московский Комсомолец»
за 24.01.2009 г.

II. Знакомство учащихся с задачами урока.

Слово учителя. Прозвучало стихотворение, отражающее нынешнее отношение к эпистолярному жанру. Как вы думаете, какой будет тема урока? Тема сегодняшнего урока является знакомство с эпистолярным жанром, в частности с открытом письмом, выявление его отличий от обычных писем и электронной переписки и попытка дать ответ на вопрос: нужен ли эпистолярный жанр в технократическом веке.

III. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя

Открытое письмо как наследие эпистолярной культуры имеет особое значение, т.к. открытка отражает и чувственную, и событийную, и визуальную сторону общения. В нашу жизнь они пришли на рубеже 1860 - 1870-х годов. Это время характеризуется ростом «скорости» жизни, появляются новые средства связи, развивается транспорт, расстояния, ранее казавшиеся непреодолимыми, оказываются легко доступными. В этой атмосфере всеобщей спешки традиция написания писем, длинных и наполненных личными чувствами или философскими раздумьями, оказывается не всегда уместной. Ей на помощь приходит открытка, по краткости своего текстового сообщения родственная телеграмме и призванная удовлетворить требованиям общества сократить время для письменного общения с друзьями и родственниками. Появление иллюстраций на ней было обусловлено принципиальными изменениями психологии социума, отныне требующего визуальных удовольствий везде и во всем. Открытка целиком не заменяет функцию традиционного письма, напротив, письмо и открытка мирно сосуществуют в обретении каждым своей сферы бытования. Открытки использовали не только как новый вид почтового отправления, их начали коллекционировать и даже изучать. Они выпускались на любой вкус и интерес. Можно было составить подборку видов какого-либо города или изображений цветов и животных, юмористических сюжетов или открыток, изданных с благотворительными целями. Коллекционирование открыток стало «увлечением века».


2. Беседа с учащимися об истории открытого письма и его функциях.

- Что вы знаете об истории возникновения открыток? В чем заключаются функции открытого письма? Нужны ли они сегодня, в эпоху электронной переписки? Какие разновидности открыток вы знаете? (Поздравительные, открытка путешественника, образовательные…)


3. Лексическая работа. Объяснить лексическое значение слов. Работа ведётся со словарями: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля; «Словарь русского языка» С.И. Ожегова

Эпистолярный - в форме письма, переписки

Письмо - написанный текст для сообщения чего-либо кому-либо.

Открытка - 1.Специальная почтовая карточка для письма. 2. Карточка такого формата с художественным изображением.

Адресат - тот, кому адресовано письмо.

Адресант - тот, кто адресует кому-либо письмо.

Делтиология - наука, которая изучает историю, эстетику и символику открыток. Интересно, что зарубежный термин «Делтиология» (от греческого слова, что означает маленький планшет письма) родственный отечественному «Филокартия», обозначает изучение и коллекционирование маленьких картинок и открыток, то есть не отрицает другие карточки, похожие на открытки.

3. Защита миниисследований

Исследование №1. Открытка путешественника. Одним из важнейших составляющих существования открытого письма является его функционирование в качестве своеобразной модификации эпистолярного жанра для путешественников. Открытка рассказывала о тех местах, где побывал человек, о его чувствах, о том, что он благополучно достиг следующего пункта назначения.

Именно они стали первыми почтовыми открытками, которые были выпущены в 22 сентября 1869 года австрийским правительством. Это были листочки из плотной желтой бумаги размером 123*88 мм с почтовой маркой лимонно-желтого цвета в правом углу. Рисунков на этих открытках не было. Художественная почтовая открытка появилась несколько месяцев спустя.


В июле 1870 года книготорговец Шварц из Ольденбурга выпустил открытку с небольшим рисунком, изображающим артиллериста с пушкой. В 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Берне почтовая открытка получила официальное признание. Был установлен единый международный размер открытки - 90*140 мм. А несколько позднее, в 1925 году, был введен новый стандарт, который сохранился и по сей день -105*148 мм.

Открытка путешественника - это в первую очередь видовая открытка. Первая серия немецких почтовых карточек с видами датируется 1872 годом, то есть появилась спустя два года после введения в почтовое обращение собственно открытого письма. Известно, что первым издателем подобных открыток был Дж. Х. Лошер, издавший серию видов Цюриха. В конце ХIХ столетия повсеместное распространение получили мультивидовые открытки «Gruss aus…», дословно переводимое на русский язык как «Привет из…», по часто встречающейся на них надписи, например, «Привет из Москвы». На этих открытых письмах, используя принцип монтажа нескольких изображений, обычно помещалось несколько фотографических или рисованных (раскрашенных по фотографии) видов одного города или местности, объединенных легким флореальным или орнаментальным узором.

Открытка типа «Gruss aus…» («Привет из…»). Иллюстрация из альбома «Привет из Москвы. Москва на старых открытках»

В России, где Почтовое ведомство разрешило выпускать частным издателям иллюстрированные открытки лишь в середине 1890-х годов, открытки этого типа встречаются очень редко. Более того, многие из них были отпечатаны специально для российского рынка в Германии, поэтому часто их надписи содержат орфографические ошибки. Нужно особо подчеркнуть также и тот факт, что до 1904 года на адресной стороне открытых писем разрешалось писать только адрес. Текст послания, если он был, помещался на рисуночной стороне. В виде исключения Всемирный почтовый союз разрешал на адресной стороне поздравительные надписи нейтрального характера без обращения к конкретному лицу. Чтобы это неудобство устранить, издателям приходилось выпускать рисунки на полбланка со специально отведенным местом для послания.

Когда в 1904 году адресная сторона была разделена на две половины - для адреса и для послания, - картинка стала занимать всю поверхность открыточного бланка, хотя уже в начале ХХ века появляются открытки с изображением одного конкретного вида и значительным уменьшением площади для письма, которая сводилась к узенькой полоске по нижнему краю. Очевидно, что сувенирное назначение открытки к началу ХХ века было утрачено. На смену сувенирной открытке для случайного, любопытствующего путешественника пришла открытка путешественника любопытного и целеустремленного, который приобретает не первую попавшуюся сувенирку, а тщательно подходит к выбору наиболее интересных видов тех памятников, которые особенно поразили только его, личное впечатление. Путешественник мог использовать открытку и как «фотографию на память», составлять из открытых писем по возвращении целые альбомы, как сейчас практикуется с фотоснимками. Открытки с фотографическими изображениями тех или иных мест быстро стали любимейшим объектом коллекционирования. Подобные иллюстрированные карточки были на первом месте по популярности у собирателей среди других жанров открытых писем. Известно, например, что открытки с фотографическими изображениями достопримечательностей собирал В.В. Кандинский и использовал их наряду с собственными фотоработами для создания своих будущих композиций. Поэтому многие дожившие до настоящего времени иллюстрированные видовые почтовые карточки не имеют не только отметок о прохождении почты, но и даже каких-либо посторонних надписей. Таким образом, приобретение открытки делается с целью дальнейшего воспоминания о поездке, а присутствие рядом изображенного на ней объекта является дополнительной возможностью выбора наиболее удачного снимка, передающего его характерность с наиболее выгодной для этого точки зрения. Понятно, что в этом открытое письмо предшествует массовой доступности фотографии.

Е.М. Бем. Помолись, да и в путь пустись! / Смелому Бог в помощь!
Открытка издания Общины св. Евгении.

Для путешественников выпускаются и специальные оригинальные открытки с рисунками, созданными художниками специально для этой цели. Весьма характерны в этом отношении рисунки открыток Елизаветы Бем «Помолись, да и в путь пустись! Смелому Бог в помощь!» (издание Общины св. Евгении), «И холодно, и голодно, и до дому далеко!» (два варианта рисунка: издание Э. Сванстрема и издание И.С. Лапина), «Издалека путь держу, три короба вестей несу!» и «Три дороги, три пути, по которому идти? Вправо, влево иль вперед?» (издание «Ришар»).(см. выше)

Именно такие открытки должны были подготовить ребята по своим летним впечатлениям, по мотивам путешествий героев литературных произведений (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Гомер «Одиссея», Л. Кэрролл «Алиса в зазеркалье», былина «Садко - богатый гость»…) Представление открыток и предложенных к ним текстов.

Исследование №2. Поздравительная открытка. Особое место среди открытых писем занимают поздравительные открытки. Они появились первыми. Так, самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Открытка посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.

Широкое распространение поздравительные открытки получили в конце XVIII-начале XIX века в Англии. Это были карточки, которые изготавливались, как правило, художниками вручную. Для оформления карточек использовались разнообразные и порой неожиданные материалы: сушеные цветы, кожа, резина, бархат, шелк, бисер и др.

Такие открытки освящались Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.

Первой печатной рождественской открыткой по некоторым сведениям стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу сэра Генри Коула. На карточке размером 12*7 см художник нарисовал семью, сидящую за праздничным столом, дополнив подписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Известна такая занимательная история: английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному (!) ему способу поздравления - он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с таким незатейливым рисунком.


И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Оригинальная открытка «С рождеством Христовым», изданная в Австрии в начале XX века.

Парадоксально, но главенствующий жанр открытки - поздравительный, из которого собственно она и возникла, - получил гораздо меньшее распространение, чем видовая открытка. В России, например, всегда наблюдалась нехватка открыток к праздникам, выпускаемых отечественными издателями. Немецкие издатели, снабжавшие российский, да и весь европейский рынок открытки в целом, выпускали поздравительные открытки, символика которых не соответствовала православной традиции. Поэтому открытки любой другой сюжетной принадлежности воспринимались обществом как поздравительные и часто использовались по этому назначению, хотя на них мог быть помещен снимок какой-либо местности или воспроизведена картина какого-либо художника. Собственно открытка, в том числе и обычная видовая, стала синонимом поздравительной карточки. Обращение к ней в своем послании также служило целью особо выделить его, подчеркнуть свое индивидуальное отношение к конкретному адресату. Этот же характер ее использования можно проследить и в открытках, посланных из путешествий.

Ребятам были предложены следующие темы: семейные праздники, официальные поздравления, открытки-сюрпризы. Представление открыток и предложенных к ним текстов.

Исследование №3. Образовательные открытки. Такие открытки несут определенные знания о чем-либо. Этой группе ребят было предложено представить открытки по сериям: жизнь знаменитых людей, музеи мира, мир животных и растений, свободная тема.

Репродукция с картины М.Гермашева «Со звездой», издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Репродукция с картины Г.Терне «В интерьере,, выставленная в Парижском салоне в 1907

Нелегальная рукописная сатирическая открытка «Патронов не жалеть!». 1905

Кроме того, в ходе путешествий домой обычно посылались открытки местного производства, приобретенные в ходе поездки. Знакомым, обретенным в результате путешествия, по возвращении домой посылались открытки, выпущенные в своем родном городе и с его видами. В свою очередь, новые знакомые не всегда знали эти места, поэтому открытка становилась способом межкультурной коммуникации. Этому способствовал и выпуск не просто видовых открыток, но открыток-«типов» той или иной местности. Таким образом проходил своеобразный культурный обмен визуальным опытом, который, в свою очередь, граничил с обычной практикой общения (или этикета) воспитанного человека.

Представление открыток, созданных учащимися.

Исследование №4. Рекламные открытки. Сообщение учащегося. Это нововведение было заимствовано владельцами гостиниц и ресторанов, издававшими до этого почтовую бумагу с рисунками, изображавшими в рекламных целях здания, в которых располагались эти учреждения.


«Привет из Петрограда. Поклон Анне Ефимовне и Кошке. Целую, твой В. Ротенберг».
Адресная сторона открытки С. Мюллера «Гостиница «Астория», Санкт-Петербург» с изображением фасада гостиницы.

Рекламные открытки появились во второй половине XIX века в Европе, откуда были завезены в Россию. Как ни странно, именно рекламно - сувенирным открыткам Россия обязана распространением культуры поздравления с помощью открыток. Сувенирно-рекламные карточки с элементами фирменного стиля изготовителя, вкладывались в упаковку со сладостями «Товарищества А.А. Абрикосова и сыновей». (Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), бывший крепостной, основал Товарищество «А.И.Абрикосов и сыновья» (или «Товарищество А.А.Абрикосова сыновей»). Товарищество строило заводы и фабрики. На фабриках Товарищества изготовлялись шоколад, конфеты, карамель, пастилы, варенье, сиропы, джемы, торты и другие кондитерские изделия. Традицией Товарищества была широкая благотворительность - огромные пожертвования на госпитали, больницы, школы и др. В 1918 году фабрика Абрикосова была национализирована. Ныне - «Кондитерский концерн Бабаевский» (Петр Акимович Бабаев - рабочий (до 1920 - председатель Сокольнического райисполкома)) и фабрики Эйнем.

Эти и подобные им рекламные карточки выполнялись чаще всего с применением тиснения, сложных виньеточных узоров, высечки и использованием небумажных материалов, особенно шелка. Такие карточки долго хранились покупателями, постоянно напоминая об изготовителе и побуждая приобретать его продукцию снова и снова. Многие из них сохранились до нашего времени.

Представление открыток, созданных учащимися, и предложенных к ним текстов.


IV. Беседа с классом. Реализация второй части задания.

  1. Ребята, мы с вами познакомились с исследованиями об открытых письмах, их разновидностях давайте сделаем выводы, ответив на вопросы, поставленные в начале урока. (Вопросы отображаются на экране.)

Выводы:

- Основная функция открытого письма - рассказать коротко о каких-либо событиях (информативная функция), указать местопребывания путешественника, выполнять поздравительные и рекламные функции (прагматическая функция - воздействие на сознание).

- Открытые письма - яркие представители эпистолярного жанра, соблюдающие все элементы письма: обращение, подпись, дата, местонаписание.

- Безусловно, в наше время открытые письма нужны. Они ярко, независимо от каких-либо условий несут информацию, оставляя память о событиях на долгие годы (экспрессивная функция -самовыражение).

- От обычных писем открытка отличается своей динамичностью, локальностью, чаще всего она не требует ответа, т.е. частично теряет коммуникативную функцию, а от электронных визуальной яркостью. Своеобразен и текст открытых писем, т.к. он зачастую общедоступен.

2. Ребята представляют свои коллекции открыток.

V. Итог урока.

Так нужны ли эпистолярный жанр и открытые письма в эпоху электронного общения?

  • Бесспорно. Переписка современников в любом виде - это документ эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений.

  • В эпистолярном жанре содержится власть над временем.

VI. Домашнее задание.

Придумать открытку, отображающую достопримечательности родного края. Подписать ее другу, живущему в другом городе.

Литература

  1. Тагрин Н.С. - Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978.

  2. Интернетрессурсы:

  • pedia.wedbok.ru › Штучки вокруг нас

  • www.mirpoz.ru › Главная › Инфоцентр › История открытки

  • wowshop.ua

  • www.mirpoz.ru

Ссылки:


Приложение 1


Алгоритм работы со словом с целью повышения

орфографической зоркости и развития творческих способностей учащихся.

  1. Чётко произнести слово учеником, классом.


  1. Объяснить правописание, указав изученные орфограммы.


  1. Объяснить лексическое значение слова. Работа ведётся со словарями: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля; «Словарь русского языка» С.И. Ожегова; «Толковый словарь русского языка для школьников Богуневич В.В. (корректор).


  1. Провести лексическую работу. Указать, если возможно,

    • на многозначность,

    • подобрать синонимы,

    • антонимы,

    • определить стилистическую принадлежность


  1. Провести следующие виды разбора:

    • морфологический,

    • фонетический,

    • по составу,

    • словообразовательный;

  2. Подобрать однокоренные слова.


  1. Составить словосочетания, предложение, мини-текст.


Результативность.


Данный алгоритм расширяет лексический запас учеников, развивает логику мышления, раскрывает творческие способности учащихся.





15



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал