7


  • Учителю
  • Разработка урока по литературе

Разработка урока по литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы по изучению драматургии Горького


«Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне»

Цель урока - формирование у учащихся представления о цели номинации героев в драматических произведениях на примере драмы М. Горького «На дне».

Задачи: дать начальное представление о социально-философской драме как жанре драматургии; познакомить с историей создания пьесы; определить философский смысл названия пьесы Горького «На дне»; познакомить с идейным содержанием пьесы; формировать представление о действующих лицах пьесы; выяснить цель горьковских номинаций; развивать умение анализировать драматическое произведение.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока: урок-беседа с элементами комментированного чтения.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, индивидуальные сообщения учащихся, игра-викторина.

Оборудование: портрет М. Горького, текст пьесы.

Ход урока

I. Слово учителя (из истории создания пьесы М. Горького «На дне»).

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»

Причины столь обостренной реакции - в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во - первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во - вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.

Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.

«На дне» - программная для Горького пьеса: создававшаяся на заре только что наступившего XX столетия, она выразила многие его сомнения и надежды в связи с перспективами человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть необходимые для того источники творческих сил. Это заявлено в символичном времени действия пьесы, в ремарках первого акта: «Начало весны. Утро».

II. Анализ драмы

1.Проверка первичного восприятия:

- А каковы ваши впечатления от прочитанной пьесы Горького? (Мрачные тона, неприятная обстановка, неблагополучные персонажи. Каждый живёт, как ему хочется. Каждый озабочен собственными проблемами. Герои как будто не слышат друг друга. Слова звучат из разных углов. Говорят сразу все присутствующие, не дожидаясь ответа, слабо реагируя на чужие замечания, но каждый, почти не слушая других, говорит о своём. Полное разобщение людей, оказавшихся под одной крышей. Звучит проблема правды, смысла жизни и т.д.)

2. Анализ названия пьесы.

Беседа:

Учитель: Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» (последнее стояло на афише премьерного спектакля). Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии?

Ученик: «Ночлежка» - слишком конкретное заглавие, «Без солнца» - показывает условия жизни. Название же «На дне» - предельно обобщенное (более обобщенное, чем «На дне жизни»), ёмкое, философски заостренное (существование вне нормы, дно души), и в отличие от варианта «Дно» показывает процесс скатывания «на дно», а не констатирует факт.

Учитель: Как вы понимаете название пьесы: «На дне»? (дно жизни, дно души, самый низший, некуда ниже падать).

- Да, ребята, вы правы. Дно в пьесе действительно многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии соотнесены обстоятельства жизни и душа человека. «Дно - это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил - «когда некуда больше идти». Горький соединял веру в человека - «вместилище Бога живого», способного «бесконечно совершенствоваться», веру в жизнь - «движение к совершенствованию духа» - и прозябание «на дне жизни».

Запишем выводы в тетрадь. На них можно опираться при написании сочинения. Богочеловек и «дно» - контрасты, а контраст заставлял искать невидимые, но существующие тайные законы бытия, духа, способные «гармонизировать нервы», изменить человека «физически», вырвать его со дна и вернуть «в центр процесса жизни». Эта философия реализована в системе образов, композиции, лейтмотивах, символике, в слове пьесы.

3. Характеристика обстановки, места действия

Учитель: Давайте посмотрим на обстановку происходящего, на место действия.

Учащиеся подбирают цитаты из текста: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня - хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и - рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер. Начало весны. Утро» [1, с.9].

««Пустырь» - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его - высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него - кусты бузины. Направо - темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево - серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной - узкий проход. В серой стене два окна: одно - в уровень с землей, другое - аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены - куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях - Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли - рожа Бубнова» [1, с.39].

«Клещ (входит из сеней). Холодище... собачий...» [1, с.15].

При подборе цитат и сопутствующем анализе, необходимо, чтобы прозвучали подобные слова: Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Попавшие в подвал принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна, они отщепенцы общества, и никому не удается выбраться отсюда. Важная деталь: внутри ночлежного дома не так мрачно, холодно и тревожно, как снаружи. На дворе ранняя весна, недавно сошел снег. «Холодище… собачий...», - говорит, поеживаясь, Клещ, входя из сеней. В финале на этом пустыре повесился Актер.

4.Работа над персонажами драмы

Учитель: Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения автор сообщает до начала действия? (Ученики читают и анализируют афишу).

- Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?

Вывод: М. Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других - имена и фамилии, у третьих - лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «дне» жизни.

5.Составление характеристик персонажей (индивидуальные задания).

Бубнов

Особое место среди ночлежников занимает Бубнов. В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.

Для него обитатели подвала - это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова - это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было - было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел - стал как бубен гол» и др.

С одной стороны, Бубнов - промотавшийся человек, а с другой - он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» [1, с.62]. Понятия чести и совести для него значения не имеют.

Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты - любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» [1, с.49].

Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М. Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек - существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле - лишние», [1, с.22] - говорит он Насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.

Сатин

Особый интерес М. Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием - рычанием своеобразного антихриста - открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть - творение Сатанаила, а душа человека и солнце - творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и с песней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу» Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют!» [1, с.38].

Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков. Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М. Горькому называть этого босяка Константином, что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» [1, с.58].

Известно, что многие мысли Горького в драме высказывает Сатин.

Лука

Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М. Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.

Для Луки все люди одинаковы: «А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» [1, с.19]. Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит…» [1, с.23].

Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает. Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа.

Но есть и другое толкование его имени. По В.И. Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» - это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!» [1, с.54].

Актер

Герой назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички…» [1, с.36].

Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего. Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».

Персонаж драмы М. Горького - это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.

Этот образ высоко оценил А.П. Чехов.

Барон

По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.

Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода.

Лука называет его «испорченным бароном», а Настя - «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем-нибудь я родился…а?» [1, с.59]. Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

Клещ

Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена» [1, с.16]. Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти». Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает» [1, с.13].

Отсюда и фамилия персонажа: клещ - насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.

Квашня

Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению.

Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки.

Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь.

Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет». С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» [1, с.63].

Настя

Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» [1, с.55].

В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу» [1, с.57]. На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.

Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».

Костылев

Содержатель ночлежки Костылев - существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».

Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.

Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

Для М. Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

6. Игра-викторина: Кому из героев принадлежат слова?

1. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» (Настя)

3. «Что было - было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». (Бубнов)

4. «А…ведь зачем-нибудь я родился…а?» (Барон)

5. «Вон что-о! Ого-го! Это - ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника - на каторгу, а сама…» (Пепел)

6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» (Квашня)

8. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!» (Анна)

9. «А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» (Лука)

10. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа)

11.. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена» (Клещ)

III. Итоги урока.

Вопросы:

1. В чем особенность драмы Горького

2. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?

3. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?

4. Какова же цель номинации действующих лиц?

Вывод: итак, ночлежка Костылева - это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни.

В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Однако их объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

Записать!!!

Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.

IV. Домашнее задание. Ответить на вопрос: В чем правда для Бубнова, Луки и Сатина?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал