7


  • Учителю
  • Мероприятие по творчеству М. Цветаевой

Мероприятие по творчеству М. Цветаевой

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СТУПИНСКИЙ АВИАЦИОННО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ А. Т. ТУМАНОВА»









Разработка мероприятия

Литературный вечер «Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"

... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.









Преподаватель русского языка и литературы: Позняк О. А.













Литературный вечер "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"

... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью М. Цветаевой, ее творчеством, в котором «душа, не знающая меры» раскрывается сначала щедро и ясно, а затем уходит в себя; показать сложность и трагичность ее пути, умение работать упорно, самозабвенно. 2. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. 3. Отметить музыкальность поэзии Цветаевой; формировать эстетический вкус учащихся; реализовать межпредметные связи, в частности, литературы и музыки. 4. Воспитывать желание понять внутренний мир великого человека, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов.

Оформление: • Портрет Марины Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины под ними слова:

«В молчанье твоего ухода

Упрек невысказанный есть».

Б. Пастернак. • Плакаты с высказываниями поэтессы.

"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд".

"Мы цепи таинственной звенья".

"Возьмите… стихи - это и есть моя жизнь".

• Стенд с фотографиями семьи Цветаевой-Эфрон.

• Презентация.





















Ход мероприятия

СЛАЙД 1, 2 (Звучит романс «Ночь» на стихи М. Цветаевой).

СЛАЙД 3

1 ведущий: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

СЛАЙД 4

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звёзд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в её стихи. Пылающая и горькая на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием:

СЛАЙД 5

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет;

Моим стихам о юности и смерти,

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

СЛАЙД 6 (Звучит романс Цветаевой «Посвящение женщине»).

Сегодня настало ее время. Марину Цветаеву любят миллионы людей, ее строчки стали крылатыми. А иные ее стихи кажутся давними и привычными, словно существовали всегда - как русский пейзаж, как рябина у дороги, как полная луна, и как вечный женский голос, перехваченный любовью и страданием. Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить… через 100 лет», - писала Цветаева. Утечет много воды и не только воды, но и крови, потому что жизнь М. Цветаевой, её творчество пришлось на 30-ые годы катастрофического ХХ века. И чем дальше мы уходим от года её смерти, тем лучше помним её судьбу. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории её жизни и любви.

СЛАЙД 7 (Звучит «Вальс» Шопена).

2 ведущий. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. По происхождению, семейным связям, воспитанию М. Цветаева принадлежала к научно- художественной интеллигенции.

СЛАЙД 8

Отец, Иван Владимирович Цветаев, - сын священника, филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Мать - Мария Александровна Мейн - вторая жена Ивана Владимировича, была блистательной пианисткой, ученицей Рубинштейна, пожертвовавшей музыкальной карьерой во имя семьи, а также переводчицей художественной литературы с английского и немецкого языков. Главнодействующим в формировании ее характера Марина считала влияние матери - "музыка, природа, стихи, Германия…Героика…". К этому перечню Цветаева, вспоминая детство, обычно добавляла еще одно, немаловажное - одиночество. Оно стало спутником на всю жизнь, необходимостью поэта, несмотря на внутренние героические усилия его преодолеть. Мать жила музыкой, отец - музеем. (Звучит запись романса «Кто создан из камня»).

СЛАЙД 9

3 ведущий. Своих детей Цветаевы растили не только «на сухом хлебе долга», они открыли им глаза на никогда не изменяющее человеку чудо природы, одарили многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появляется глубокая страсть - книги. Вот что писала об этой срасти лучший исследователь жизни и творчества поэтессы Анна Саакянц: «Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18-ти годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой ... Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейнe, Гете, книги, связанные с Наполеоном и многие другие». Любовь к книгам не могла не отразиться и в творчестве М. Цветаевой. Вот одно из первых ее стихотворений «Книги в красном переплете».

СЛАЙД 10

Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тотчас же к вам, бывало. - Уж поздно! - Мама, десять строк! .. Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки ... Как хорошо за книгой дома Под Грига, Шумана, Кюи Я узнавала судьбы Tома. Темнеет ... В воздухе свежо ... Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры ... Кладбище... Вещий крик совы....

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

"Позвольте, я наследник трона!"

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы? О, золотые времена: Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

СЛАЙД 11

Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: "Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок". Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: "Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь". Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах. Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.





СЛАЙД 12

4 ведущий. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки) , печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу». Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, «сделать это сама». Только в данном случае «это» было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.

СЛАЙД 13

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота - ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы -

Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты

Закон звезды и формула цветка.

СЛАЙД 14

Цветаева жила очень напряженно, непотаенной душевной жизнью. Стихи были для нее почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все. В ее ранних дневниковых стихах подспудно вызревал и временами уже давал о себе знать великолепный цветаевский психологизм. Она точно схватывала и умела передавать словом, интонацией, ритмикой тонкие и трудновыразимые нюансы своих переживаний, глубоко запрятанных чувств, мечтаний, надежд. Уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность Цветаевой, формируются важнейшие темы ее творчества: Россия, любовь, поэзия. (Звучит романс «Вот опять окно» муз. В. Дашкевича).

СЛАЙД 15

5 ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. На одном из заседаний «Мусагета» свой «Вечерний альбом» Цветаева подарила Максимилиану Волошину. С этого времени началась дружба Цветаевой и Волошина, описанная ею в очерке «Живое о живом».

СЛАЙД 16 (На экране портрет М. А. Волошина).

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как родник,

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, жалеющий, не смятый;

(Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!) Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник…

Ты вспомнишь все…

Ты сдержишь крик…

- Пусть я лишь стих в твоем альбоме! Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между "землей" и "небом", между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным и - мире - конфликта цветаевской поэзии: быта и бытия.

СЛАЙД 17

2 ведущий. Марина Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был факт, не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: "Проза поэта - другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово, и даже часто - мое. " Однако в отличие от поэтических произведений, где искала емкость и локальность выражения, в прозе же она любили распространить, пояснить мысль, повторить ее на разные лады, дать слово в его синонимах. Проза Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости, значительности. Мелочи как таковые, у Цветаевой просто перестают существовать, люди, события, факты всегда объемны. Цветаева обладала даром точно и метко рассказать о своем времени.

СЛАЙД 18

Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с Пушкиным и что о нем узнала сначала. Она пишет, что Пушкин был ее первым поэтом, и первого поэта убили. Она рассуждает о его персонажах. Пушкин "заразил" Цветаеву словом любовь. Этому великому поэту она также посвятила множество стихов. Пушкин - это первое потрясение и первая любовь Цветаевой в литературе. Пушкин был для неё первым поэтом и её первого поэта - убили…, она поделила мир на поэта - и всех. Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям-

Нет места. В изглавье, в изножье,

И справа и слева - ручищи по швам-

Жандармские груди и рожи

Кого ж это так - словно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет! С проходного двора-

Умнейшего мужа России. Пушкин для Цветаевой - гений полёта, бега, борьбы и … любовь. Любовь - нежность, любовь - страсть, любовь - трагедия. Но всегда стремление к нравственной чистоте, нравственной победе, к самоочищению. Вот что поэтесса писала о пушкинской Татьяне: «У кого из народов такая героиня: смелая и достойная, влюблённая - и непреклонная, ясновидящая - и любящая. Ведь в отповеди Татьяны - ни тени мстительности. Все козыри были у неё в руках, чтобы отомстить, чтобы унизить, втоптать в землю Онегина, она всё это уничтожила только одной обмолвкой: «Я вас люблю,- к чему лукавить?»

СЛАЙД 19 (Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной» сл.М.Цветаевой).

СЛАЙД 20

3 ведущий. А потом в жизни Цветаевой были другие поэты, её спутники, её учителя, её друзья, которые любили её даже за промахи и искренне радовались её успехам. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми 19 - начала 20 века. Им она посвящала стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей.

СЛАЙД 21 (Бетховен «Лунная соната», 3ч.)

Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными, но оказался «пасынком» среди них, был отвергнут ими, предан и мучительно умер. Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое, -ах, нельзя! Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим - сон глубок.

СЛАЙД 22

Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви». О Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! - и сердце своё в придачу. (Звучит романс Цветаевой «По улице моей»).





СЛАЙД 23

4 ведущий. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов. У каждого поэта - своя столица. Мандельштам - поэт сурового Петербурга. Цветаева - певец Москвы. - Москва! - Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси - бездомный. Мы все к тебе придем. Клеймо позорит плечи, За голенищем нож. Издалека - далече Ты все же позовешь. На каторжные клейма, На всякую болесть - Младенец Пантелеймон У нас, целитель, есть. А вон за тою дверцей, Куда народ валит, - Там Иверское сердце Червонное горит. И льется аллилуйя На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля!

СЛАЙД 24

5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к поэту Максимилиану Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь. Ему было семнадцать, ей - восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину, которую она хранила всю свою жизнь ... Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это - потрясение, это невозможный накал страстей. (Звучит романс Цветаевой «Я тебя отвоюю»).

СЛАЙД 25

Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. В январе 1912 года Сергей Эфрон и Марина Цветаева обвенчались. Я с вызовом ношу его кольцо! - Да, в Вечности - жена, не на бумаге! Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза - прекрасно-бесполезны! Под крыльями раскинутых бровей Две бездны. В его лице я рыцарству верна, - Всем вам, кто жил и умирал без страху! Такие - в роковые времена- Слагают стансы - и идут на плаху.

СЛАЙД 26

5 ведущий. Любовь к Сергею Эфрону была пылкой, романтической и патетической. «Сережу я люблю бесконечно и навеки... Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внутренне и внешне... Он блестяще одарен, умен, благороден. Если бы вы знали, какой он пламенный, великодушный, глубокий юноша! За три или почти три года совместной жизни ни одной тени сомнения друг в друге. Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не переменилась,- люблю все то же и живу все так же, как в 17 лет. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча - чудо». Первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами. Она много писала, вдохновленная Эфроном, потому что не просто любила, она благотворила мужа.

СЛАЙД 27 (Стихи звучат на фоне музыки Эра «Морские цветы»)

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом по стеклам.

Чтоб было всем известно!

Что ты любим, любим! Любим! Любим!

Расписывалась радугой небесной. Как я хотела, чтобы каждый цвел В веках со мной, под пальцами моими, И как, склонивши лоб на стол, Крест-накрест перечеркивала имя… Но ты, в руке продажного писца зажатое, Ты что мне сердце жалишь Не тронутое мной, внутри кольца Ты уцелеешь на скрижалях

СЛАЙД 28

5 сентября 1912 года родилась их первая дочь Ариадна.

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной - и всем чужой,

Пленительной амазонкой,

Стремительной госпожой И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала -

И всех молодых поэм

И многих пронзит, царица,

Насмешливый твой, клинок,

И все, что мне - только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,

И все при тебе - тихи,

Ты будешь, как я -

бесспорно -

И лучше писать стихи …

Но будешь ли ты - кто знает -

Смертельно виски сжимать,

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

СЛАЙД 29

2 ведущий. В 1914 года Сергей, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата милосердия. На несколько лет - томительная разлука. До революции Марина выпустила 3 книги, сумев сохранить собственный голос среди пёстрого многоголосья литературных течений. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессы; бедствие народа - вот что пронзало её душу. (На фоне музыки Моцарта, симфония № 40)

Мать крест надевала солдату,

Мать с сыном прощалась навеки…

И снова из сгорбленной хаты:

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои горы!

СЛАЙД 30

В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без враждебности и раздражения. Всей своей душой она была на стороне голодных и демонстративно подчёркивала: «Себя причисляю к рвани!» Существует мнение, что политика была ей чужда. Конечно, Цветаева не занималась политикой, но, как незаурядная личность, она ощущала трагизм революционных событий, не принимая жестокости, насилия, убийств… 1917 год - это ещё и год рождения второй дочери, а затем гражданская война, снова надолго разлучившая Марину и Сергея. Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой Армии. А Марина почти три года жила в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету: «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля…весь запас». А на руках две дочери: Ариадна - старшая, и Ирина - трёх лет. Она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех. Она была слишком неумела в быту.

СЛАЙД 31

3 ведущий. (На фоне музыки Рахманинова, 3 концерт): Осенью 1919 года, в самое тяжёлое, голодное время, Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20 - го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски. Своей крошечке, своей безвременно ушедшей доченьке она посвятила стихотворение «Две руки»: Две руки, легко опущенные

На младенческую голову,

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую у тьмы выхватывая -

Младшей не уберегла.

Две руки - ласкать - разглаживать

Нежные головки пышные

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.

СЛАЙД 32

Душа поэтессы разрывается от боли и тревоги не только из-за того, как сложится её дальнейшая жизнь (муж в эмиграции, связи с ним нет), но и за будущее России, раздираемой всеобщей братоубийственной ненавистью. Как ни удивительно, никогда она не писала так вдохновенно, напряжённо и разнообразно. Но голос её резко изменился: из стихов навсегда ушли прозрачность, лёгкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором. Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем,

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите всё моё добро,

Скажите - или я ослепла?

Где золото моё? Где серебро?

В моей ладони горстка пепла.

СЛАЙД 33

4 ведущий. С 1912 по 1920 годы Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Знали её лишь завзятые любители поэзии. Для поэта это подлинная трагедия. Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обречённого. Он не мог вернуться в Россию. Марина делает решительный шаг: в1922 году едет с дочерью к мужу в Берлин, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась её 17-летняя Одиссея за рубежом - сначала недолго - Германия, потом - Чехия, где они прожили более трёх лет. Здесь, в Чехии, в 1925 году родился у них сын Георгий. В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло». Но вновь судьба замкнула её выход к читателю.

СЛАЙД 34

И, наконец, Франция.… Здесь Марина прожила тринадцать с половиной лет. В 1926 году в одном из парижских клубов состоялся её литературный вечер, который принёс ей триумф, известность, но и одновременно зависть и нелюбовь очень влиятельных людей. В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Горькое чувство безысходности усилилось тоской по родине. Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе места в чужой стране. Вот что пишет М.Цветаева в своем дневнике в те годы: «Я здесь никому не нужна. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…»

СЛАЙД 35

Руку с того родного света, из России, протянул ей Борис Пастернак. Свершилось чудо: 27 июля 1922 года почтальон принёс Марине письмо. (На фоне музыки Шопена «Экспромт - фантазия»)

«Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе читал брату Ваше -! «Знаю: умру на заре!» и был перебит подкатившейся к горлу волной рыдания. Вы - несравненный мой поэт!» Два человека - он и она! - разновозрастных, равномощных в даровании своём обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как в самом крепком из земных объятий. «Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение. Какие удивительные стихи Вы пишете! Вы - большой поэт!»

СЛАЙД 36

Рас-стояния: вёрсты, мили

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояния: вёрсты, дали…

Нас расклеили, распаяли

В две руки развели, распяв,

Но не знали, что это сплав

Который уж, ну который - март?

Разбили нас - как колоду карт! «Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом, благодаря Вам», - писала в ответ Пастернаку Марина Цветаева. Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали и запоминали.

СЛАЙД 37

5 ведущий. Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти о России. Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Ты, в погудке дождей и бед - То ж, что Гомер в гексаметре. Дай мне руку - на весь тот свет! Здесь - мои обе заняты. Цветаева была патриотом своей родины. Она не просто тосковала по России, она гордилась ей. Позже 12 мая 1932 года она напишет о следующие строки:

СЛАЙД 38

О неподатливый язык! Чего бы попросту - мужик, Пойми, певал и до меня: - Россия, родина моя! Но и с калужского холма Мне открывалася она Даль, - тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль - всю ее с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Ты! Сей руки своей лишусь Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля Гордыня, родина моя!

СЛАЙД 39

Цветаева гордилась своей родиной и мечтала вернуться домой в Россию. В 1937году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же 39-м году дочь и муж были арестованы, а в августе 1941 года был расстрелян Сергей Эфрон. (Звучит романс Цветаевой «Я зову дождь»).

СЛАЙД 40

2 ведущий. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Значит жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично.

СЛАЙД 41

Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Она покончила собой. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. «Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня. Здоровы были мы - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник - доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая». (Звучит романс Цветаевой «Настанет день»).

СЛАЙД 42

Как Н. Заболоцкий, Осип Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима. Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти - слепоты куриной И маков набрав букет, ЧТО звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь - могила, Что я появлюсь, грозя ... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились ... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли ... - И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли.

СЛАЙД 43 (Звучит романс Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»).









СЛАЙД 44

1 ведущий. Марину Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать - по особому распеву, неповоротным ритмам, не общей интонацией. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала также конкретность этой домашней лирики. При всей своей романтичности юная Цветаева не поддалась соблазнам того безжизненного, мнимого многозначительного декадентского жанра. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути. Марина Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза. Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком.

СЛАЙД 45 ( Звучит музыка Бетховена. ) «Цветаева звезда первой величины. Кощунство кощунств - относиться к звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных ископаемых. Звезды - это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам непостижима...» - так отозвался о творчестве Цветаевой, поэт Латвии О. Вициетис. Мне кажется, что время увидело Марину Цветаеву, признало ее нужной и позвало. Она пришла уверенно, ее позвал ее час, ее настоящий час. Теперь видно - в чем и насколько она была впереди. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

СЛАЙД 46

Учитель. М. Цветаева.

Не дожила и не допела,

На родине поэт-изгой,

Где мясорубка ее съела,

Измявши телом и душой.

Неброско серенькая мышка,

И глаз крыжовниковых взгляд,

И бус янтарь,браслеты,стрижка,

С огромным поясом наряд.

В России,словно чужестранка,

В душе пылающий огонь.

Незащищенной "парижанкой"

Смердящую вдыхала вонь

Сороковых годов помойки.

Голодной нищенкой живя,

Не дождалась посудомойки

Работы-приняла земля...

Клочка при жизни не хватило,

Все примеряла на себя

Крюки для виселиц Марина...

Зато хватило ей гвоздя.

И три предсмертные записки

Оставила,зайдя в тупик,

Поэту,сыну-самым близким,

"Товарищам всем дорогим"...

Похоронили не отпетой.

"Другого нет вам ничего..."-

Так прежде сын ее ответил-

Как крест поставив на чело.

И капля эта довершила

Самоубийства приговор-

"Самосожженную" Марину

Не понял Мур(или Георг).

И в жажде жить,как он лишь хочет,

Опеку матери презрев,

Тем подтолкнул в объятья ночи

Смертельной,сам не уцелев.

Погиб ее строптивый "идол",

И жизнь в бою судьба отдать

Его заставила-как символ,

Быть может,то-ведь предал мать.

В году том расстреляли мужа,

Забрали дочь в НКВД,

Сковала страхом жизни стужа-

Нет утешения нигде...

Двадцатый век не плакал долго

По современнице своей.

И лишь спустя полвека Бога

Спросили грех простить тот ей,

Что звется "грех самоубийства",

Сумев трагедию понять

Души,не снесшей кровопийства

Земной юдоли,и воздать

Ей запоздалое признанье.

И вот уже в Москве стоит

Той поэтессе чрезвычайной

Из бронзы памятник отлит.

Закончилось не только лето

В сорок-злопамятном году,

А оборвалась жизнь поэта,

Войдя в смертельную петлю.

(Звучат колокола)

И затерялася могила.

"Я так больна-уже не я..."-

Последние слова Марины,

Смотревшей в дверь небытия.

Не дожила и не допела,

В салонных глянцах не была...

Но в откровеньи неподдельном

Звучат стихов колокола...

СЛАЙД 47 (Звучит романс Цветаевой «Любовь обманная страна»).















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал