- Учителю
- Мастер- класс на тему 'Развитие функциональной грамотности чтения на уроках литературы, через стратегии активного обучения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Мастер- класс на тему 'Развитие функциональной грамотности чтения на уроках литературы, через стратегии активного обучения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Развитие функциональной грамотности чтения на уроках литературы, через стратегии активного обучения на примере рассказа
Л.Н. Толстого «После бала»
Калагина Н.А.
КГУ «Саумалкольская школа-гимназия №2», с. Саумалколь, Казахстан.
В условиях развития современного образования для подготовки конкурентоспособной личности, которая способна использовать приобретенные академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях, большое внимание уделяется такому понятию как «функциональная грамотность чтения».
Говоря об уроках русского языка и литературы «грамотность чтения» необходимо понимать не буквально, как технику чтения, а в современных условиях образования как способность к пониманию разных видов текстов, которые изучаются, рассматриваются нашими учащимися в рамках школьной программы и рефлексии на основе прочитанного.
Каждый учащийся, в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей, должен уметь размышлять над содержанием текста, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном и использовать полученную информацию в жизненных ситуациях.
Например, рассмотрим урок литературы по развитию функциональной грамотности на тему: «Способна ли одна ночь изменить жизнь?» по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
Цель урока: научиться анализировать поведение человека в разных жизненных ситуациях на примере рассказа «После бала».
Задачи:
образовательная: научить анализировать художественное произведение;
развивающая: создать условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе;
воспитательная: воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в групповом взаимодействии; формирование нравственных качеств.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: кластер, таблица «Лист ожиданий», стратегии: «Направленное чтение», «Перефразирование», «Я-ТЫ-МЫ».
Форма работы: групповая, коллективная.
Ход урока
-
Вводно-мотивационный этап урока
Деление на группы проводится методом «Собери пазлы» (предложены картинки с изображением иллюстрации из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»).
Слово учителя:
- Что изображено на данных картинках? (наказание, бал)
- Что объединяет эти картинки?
- Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока.
- В течение минуты каждый для себя формулирует цель урока. Озвучьте.
Слово учителя:
Ребята, сегодня наш урок необычен, необычен тем, что он построен на сравнении (антитезе), которую как прием, с целью раскрытия темы произведения, использует автор. Нам необходимо доказать, что 1 и 2 части рассказа противопоставляются. Проанализировать поведение героев в разных ситуациях.
II. Информационно-операционный этап урока
Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может
сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело
в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»
( Л.Н.Толстой, из рассказа «После бала»)
Слово учителя: ребята, у каждого из вас на столах лежит "Лист ожидания от урока", в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность в начале урока и в конце. В начале урока - насколько вы готовы к нему. В конце урока - насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он, вам был интересен.
Лист ожидания от урока
В начале урока
В конце урока
Учащимся предлагается ознакомиться с текстами (каждой группе предоставляется текст, с которым ребята будут работать, отрывки из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»), используя стратегии: «Направленное чтение», «Я- ты-мы», «Перефразирование».
Слово учителя:
Сейчас мы с вами попытаемся окунуться в атмосферу рассказа. Вы будите читать предложенные тексты, обсуждать, отвечать на вопросы, составлять кластер на заданную тему, делать выводы о прочитанном. В начале работы давайте определим: категорию текста, формат текста, тип текста.
Категория текста: для личного чтения
Формат текста: непрерывный
Тип текста: повествование
1 группа
Текст задачи № 1 «Описание главного героя, характеристика. Его душевное состояние на балу и после бала»
Задания
-
Аспект «Доступ и извлечение» - направлен на поиск информации, которая в тексте представлена в явном виде.
-
Кто рассказывает о себе и своей жизни?
-
В каком университете учился главный герой повествования?
-
Выбери правильный вариант ответа. Что умел делать хорошо главный герой повествования:
А) Умел хорошо рассказывать истории; В) Умел хорошо танцевать;
С) Умел хорошо ездить на лошади.
4) Запишите слово, пропущенное в тексте: «То, что хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время …»
5) Иван Васильевич о себе говорит: «Был я очень … и … малый, да ещё и …. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки ещё не были в моде), кутил с товарищами…» Восстановите текст:
А) Весёлый и бойкий, да ещё и богатый; В) богатый и бойкий, да ещё и весёлый; С) богатый и весёлый, да ещё и бойкий.
-
Аспект «Интеграция и интерпретация»- направлен на извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
-
Какая главная идея передается в тексте? Как бы по-другому Вы озаглавили данный текст?
-
Объясните, какая информация из текста стала наиболее важной для Вас? Почему?
-
Зачем читателю необходимо знать об авторе и рассказчике? Какой образ жизни он вел?
-
Аспект «Осмысление и оценка» - направлен на сопоставление содержания текста с собственным мнением и опытом.
-
Автор рассказа говорит: «Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого». Как вы думаете от чего?
-
Составьте «Логическую цепочку» поведения героя во время бала и после.
-
На балу
После бала
-
От счастья не может заснуть. 2. Полковник бьет по лицу солдата. 3. "Мне было стыдно". 4. Обнимал весь мир своей любовью. 5. Не может заснуть от увиденной картины 6. Я был не я, а какое - то неземное существо. 7. Варенька затмила всех. 8. Картина экзекуции. Рядом фигура полковника. 9. Иван Васильевич любуется ею. 10. Бал: музыка, танцы. 11. Пьян любовью.
12. Звуки флейты и барабана. 13. Это была нехорошая музыка.
-
Почему потерпела крушение, такая сильная любовь? Аргументируйте свой ответ.
-
Что становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?
-
Иван Васильевич отказывается от государственной службы. Прав ли он? Согласны ли Вы с его решением?
2 группа
Текст задачи № 2 «Полковник на балу и после бала»
-
Аспект «Доступ и извлечение».
-
Найдите описание полковника на балу. После бала. О чем говорит его портретное описание?
Задания на соотнесение
-
Заполните таблицу «Полковник на балу и после бала». Найдите соответствия между левой частью таблицы и правой.
«Полковник на балу и после бала»
На балу
После бала
-
Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?
-
Аспект «Интеграция и интерпретация»
-
На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
-
Полковник искренен в отношении к дочери и к участникам бала?
-
Согласны ли вы с мнением, «что человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире». Используя стратегию «Перефразирование», напишите свое понимание цитаты.
Цитата
Перефразированная цитата
«… человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире».
-
Аспект «Осмысление и оценка»
-
Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Аргументируйте свой ответ.
-
Можно предположить, что полковник носит маску, так ли это? Двуличен он, лицемер он или что-то иное скрывается в его душе?
-
Как Вы считаете, понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника? Докажите.
3 группа
Текст задачи № 3 «Описание бала и описание улицы»
Задания
-
Аспект «Доступ и извлечение».
-
Какими эпитетами обрисован бал?
-
Какой музыкальный мотив звучит непрерывно?
-
Как на балу выглядела Варенька? Восстановите текст (запишите слова через запятую): «Она была в … платье с … поясом и в … лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в … атласных башмачках».
-
Что танцевала Варенька и ее отец?
А) Мазурку; В) вальс; С) кадриль.
5) Что надел на себя отец Вареньки, перед тем как танцевать с ней?
А) Шпагу; В) замшевую перчатку; С) мундир.
6) Что представляет описание улицы?
-
Аспект «Интеграция и интерпретация».
-
Какое социальное положение у Вареньки? У Ивана Васильевича?
-
Как вы думаете, как относится к отцу Варенька?
-
С помощью, какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
А) Замшевая перчатка; В) белые усы и бакенбарды;
С) блестящие глаза и радостная улыбка; Д) «домодельные» сапоги.
4) «Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его … » О чём говорит Иван Васильевич?
-
Аспект «Осмысление и оценка».
-
Какая деталь портрета Вареньки Вас удивила? Почему? Аргументируйте свой ответ.
-
У вас есть возможность изменить рассказ. Воспользуетесь ли вы этой возможностью? Если да, то объясните, почему?
4 группа
Текст задачи № 4 «Бал и наказание солдата»
Задания
-
Аспект «Доступ и извлечение».
-
Какие качества натуры полковника проявляются в сцене на плацу?
-
Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова?
-
Какую музыку услышал Иван Васильевич, когда вышел на поле, где был дом Вареньки?
А) Весёлую, звонкую; В) жёсткую, нехорошую; С) грубую, резкую.
-
Аспект «Интеграция и интерпретация»
-
Почему Л.Н. Толстой в описании противопоставляет две части рассказа?
-
Найдите в словаре определение слова «контраст»?
-
Автор использует повтор одной и той же стилистической фигуры (синтаксический параллелизм): «Всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом двигалась … статная фигура полковника…». С какой целью?
А) Воспроизвести унылый свист флейты; В) показать полковника в новой роли; С) передать ужас совершающегося.
-
Аспект «Осмысление и оценка»
-
Пронаблюдайте над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: 1) время действия; 2) место действия; 3) цветовая гамма; 4) музыка, сопровождающая эпизод; 5) описание центральных персонажей - Вареньки, солдата; 6) описание полковника; 7) чувства героя.
-
Составьте сравнительную характеристику полковника и наказываемого.
-
Могли полковник поступить иначе?
IV. Контрольно-оценочный этап урока
Учащиеся представляют работы групп.
Слово учителя:
- Давайте вновь обратимся к эпиграфу урока (Может ли человек сам решить, что хорошо и что дурно, в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека?) - - Разрешились ли эти вопросы для Ивана Васильевича?
- Так что же решает судьбу человека: общество, случай или он сам?
Запись вывода в тетради.
Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.
- Что же помогло нам прийти к раскрытию главной мысли произведения Л.Н. Толстого? (Анализ композиции произведения).
Таким образом, сегодня мы убедились, что одним из путей успешного раскрытия идейного содержания произведения может стать анализ композиции художественного произведения.
-
Рефлексия. Заполните вторую часть «Листа ожидания».
-
Домашнее задание. Попробуйте в домашнем сочинении порассуждать над вопросом: "Неучастие в жестокости, во лжи - это форма протеста или способ выживания?". Свои размышления вы должны подкрепить примерами из художественной литературы или из жизни.
Список литературы
1. Л.Н. Толстой "После бала". // Русская литература: хрестоматия/ Сост. : И.Ю. Хлызова, С.М. Алтыбаева, Ж.Х. Салханова и др. - Алматы: Издательство «Мектеп», 2008.- С. 312.
2. Н.С. Шер " Рассказы о русских писателях". - Москва: Издательство " Детская литература", 1964. - С.186.
3. В.Я. Коровина " Развитие речи учащихся 5 - 10 классов в процессе изучения литературы в школе". - Москва: "Просвещение", 1985. - С. 219.
4. И.А. Фогельсон "Литература учителя" (раздел "Л.Н.Толстой"). Москва: "Просвещение", 1990. - С. 76.
5. П.И. Сергеенко " Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой". - Москва «Просвящение», 1959.- С. 47.