- Учителю
- Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэзии серебряного века
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэзии серебряного века
СЛАЙД 1
«Серебряный век русской поэзии»…
Этим термином называют конец XIX - начало XX века, когда произошел небывалый взлет поэзии. Временные рамки «Серебряного века» - примерно последние 10 лет XIX века и начало XX (до октябрьской революции).
СЛАЙД 2
Годом расцвета поэзии Серебряного века принято считать 1910 год - когда наибольшей славы достигли Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и уверенно вышли на поэтическую арену Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
СЛАЙД 3
По-разному, зачастую трагично сложились дальнейшие судьбы этих поэтов, многие не приняли революцию, эмигрировали за границу. Однако их вклад в русскую литературу и культуру поистине велик.
И сегодня мы прослушаем песни, которые появились спустя 100 лет после написания текстов поэтами серебряного века, в музыкальной трактовке современных исполнителей.
Из курса литературы, вы, вероятно, помните, что в поэзии серебряного века выделялось 3 направления: символизм, акмеизм и футуризм.
СЛАЙД 4
У каждого из этих литературных течений были свои программы, манифесты, стилистические особенности, но все они опирались на общие основы - осмысление отношения человека к жизни, духовной перестройке мира.
На рубеже веков поэзия господствовала на гимназических и студенческих вечеринках, в литературных кружках и салонах, на страницах газет и журналов. Поэты говорили, советовали, призывали искать правду. Причем поэтами были не только мужчины, но и женщины.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Автор этого пророческого стихотворения, написанного в 1913 году - Марина Ивановна Цветаева.
СЛАЙД 5
Ее лирическая героиня всегда удивительно жизнелюбива, поэтому каждый день должен быть наполнен, насыщен, должен стать «безумным». При этом в творчестве Цветаевой часто возникает тема смерти, размышления об уходе из жизни.
Знаменитый цикл «Стихи о Москве», посвящен родному городу. Тема творчества не просто присутствует в лирике Цветаевой. Для нее очень много значили ее поэты-современники. Она умела восхищаться талантом другого, оценивать все, что написано собратьями по перу. Сама Цветаева никогда не входила ни в какие литературные объединения, существовала обособленно и была лишена чувства зависти.
Ну и конечно в ее творчестве присутствует тема любви, которая очень многолика. Она может быть игрой и испытанием, может быть нежной и безоглядно страстной, мудрой и трагичной.
Ведущим мотивом всего творчества Цветаевой становится тема судьбы, разделяющей людей, которые предназначены друг другу.
И мы послушаем композицию на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…», известную по кинофильму «Ирония судьбы или «С легким паром!», где ее исполняла А.Пугачевой. Сегодня она прозвучит в исполнении группы «Сурганова и оркестр».
СЛАЙД 6
Звучит композиция группы «Сурганова и оркестр» «Мне нравится…»
СЛАЙД 7
Основным направлением в поэзии серебряного века был символизм. Поэты символисты ограничивались намеками и внушениями, выражали идеи посредством символов. Самые простые явления имели для них высший таинственный смысл.
Звучит фрагмент композиции на стихи К.Бальмонта в исполнении Ф.Киркорова
Этот музыкальный фрагмент в исполнении Филиппа Киркорова на стихи поэта-символиста Константина Бальмонта.
СЛАЙД 8
Это поэт-романтик. В его поэзии постоянно присутствует еле уловимый «миг красоты», образы мимолетны, неустойчивы. Свои поэтические строки он называл «солнечной пряжей».
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Одним из основоположников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был Валерий Яковлевич Брюсов - поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
СЛАЙД 9
Писать стихи Брюсов начал еще ребенком, а к началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов - Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме.
В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. Он принимал активное участие в организации журнала "Весы" (1904-1909), ставшего рупором русского символизма.
Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явлениям в искусстве, Брюсов - один из основоположников модернистской поэзии в России. В 1894-95-м годах он издает три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии». Это была первая коллективная декларация модернизма в России.
К концу 90-х годов XIX века В. Брюсов становится одним из наиболее ярких поэтов символистской ориентации. В 1900 году вышел поэтический сборник «Третья стража», в котором осмысливается современность через углубление в историю и мифологию.
В поэтическом сборнике «Граду и миру» (1903) отразились впечатления и размышления, вызванные от поездки по Италии и Франции, где произошло знакомство Брюсова с культурой эпохи Возрождения.
И следующая композиция, которую мы послушаем на стихи из этого сборника, называется «Облака».
Звучит музыкальная композиция «Облака»
СЛАЙД 10
На смену символизму пришел акмеизм. На вопрос: «Что такое акмеизм?» дал краткий и точный ответ Мандельштам: «Акмеизм - это была тоска по мировой культуре».
По замыслу акмеистов, новое направление должно было реформировать символизм. Они призывали полюбить «этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время».
Вашему вниманию предлагается романс на стихи поэта-акмеиста Николая Гумилева в исполнении Николая Носкова.
СЛАЙД 11
Звучит романс «Однообразные мелькают…» в исполнении Н.Носкова
Николай Степанович Гумилев (1886-1921) родился в Кронштадте. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет - стихотворение в газете «Тифлисский листок».
Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет. Переломный момент - знакомство с философией Ф. Ницше и стихами символистов.
В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (своей будущей женой и поэтессой Анной Ахматовой). В 1905 в издании автора выходит первый сборник стихов - «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя.
После окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. В Париже вышел второй сборник стихов Гумилева - «Романтические стихи» (1908), посвященный А. А. Горенко.
С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева.
СЛАЙД 12
Осенью 1908 года Гумилев совершает свою первую поездку на Восток - в Египет.
В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу - «Жемчуга».
Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из «Африканского дневника» публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).
Путешествия Гумилева в Африку, дали богатый материал для творчества, это стихи «Жираф», «Носорог», «Озеро Чад», «Судан» и другие.
А мы послушаем песню на стихи Гумилева «Змей», где автор сближает «легенду о драконе с легендой о Вольге, герое русской эпопеи» в исполнении российской фолк-рок-группы «Мельница».
Видеофрагмент композиции «Змей» в исполнении группы «Мельница»
Мы уже упомянули имя жены Николая Гумилева Анны Горенко, известной как поэтесса Анна Ахматова.
Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним).
Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева.
СЛАЙД 13
С самого начала семейной жизни она отстаивает свою духовную самостоятельность, делает попытку напечатать свои стихи без помощи Гумилева, осенью 1910 посылает стихи в различные журналы. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех.
Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе Александр Блок, что породило легенду об их тайном романе).
Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой - поэме «Реквием».
СЛАЙД 14
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в нашей стране, так и в эмиграции.
Мы послушаем песню в исполнении вокально-фортепианного проекта «Сияние» на стихи Анны Ахматовой «Сероглазый король».
СЛАЙД 15, СЛАЙД 16
Звучит композиция «Сероглазый король» в исполнении группы «Сияние»
СЛАЙД 17
В отличие от акмеизма, футуризм возник отнюдь не в России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 - 1944).
Футуризм претендовал на построение нового искусства - "искусства будущего", выступая под лозунгом отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства".
Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты.
18 декабря 1912 года выходит в свет первый поэтический сборник кубофутуристов, который назывался «Пощёчина общественному вкусу».
СЛАЙД 18
В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов - кубофутуристов - Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского (дебют), Давида Бурлюка, Алексея Крученых и других.
Наиболее известен этот сборник стал благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту, который отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией.
Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве.
СЛАЙД 19
Вот выдержки из этого манифеста:
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
Что же представляла собой эта новая поэзия?
Давайте послушаем.
Звучит композиция «Бобеоби» в исполнении группы «АукцЫон»
СЛАЙД 20
Эта песня исполняется группой «АукцЫон», которая в 1995 году совместно с парижским художником, поэтом и бардом Алексеем Хвостенко («Хвост») выпустила альбом «Жилец вершин» на стихи поэта - футуриста Велимира Хлебникова.
СЛАЙД 21
Оценивая альбом «Жилец вершин», лидер группы Леонид Фёдоров признаётся: «…по использованию разных звуков мы там сами себя превзошли». По утверждению Фёдорова, в студии иногда кто-то играл даже на мётлах и газовых баллонах.
Идею озвучить тексты Велимира Хлебникова подал музыкантам Алексей Хвостенко.
СЛАЙД 22
Участники группы до начала работы над альбомом даже не были знакомы с творчеством такого поэта.
"О поэте Хлебникове я до записи «Жильца» ничего не слышал, - признается Виктор Бондарик. - Но работать с материалом, предложенным Хвостом и Леней, оказалось интересно.
Выяснилось, что и такие песни можно исполнять…
А стихи Хлебникова я потом честно пытался почитать, но, видимо, уровень моей необразованности помешал мне «догнать» его поэзию…"
Давайте послушаем фрагмент еще одной композиции с этого альбома.
СЛАЙД 23
Звучит композиция «Призраки» в исполнении группы «АукцЫон»
СЛАЙД 24
Пришел в поэзию под знаменем футуристов и молодой Владимир Маяковский. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников, "желтыми кофтами фата", разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.
Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.
Так сложилось, что о Маяковском в основном говорили как о поэте большой общественной темы, поэте-трибуне, агитаторе. Несколько в тени оставались его лирические произведения о любви.
А между тем, если подходить к поэту не «по учебнику», то можно убедиться в его удивительной современности и созвучности с нашим временем.
Среди произведений о любви наиболее известное "Лиличка! (Вместо письма)"
Песню на эти стихи можно встретить в альбоме группы «Сплин» «Раздвоение личности». Называется она «Маяк». Предлагаю ее послушать.
СЛАЙД 25
Звучит композиция «Маяк» в исполнении группы «Сплин»
Сплин были не первыми, кто положил стих Маяковского "Лиличка! (Вместо письма)" на музыку. В 1987-м году небезызвестные «Песняры» выпустили концертную программу "Во весь голос", с которой ездили на гастроли по стране. В этой программе, целиком состоящей из песен на стихи Маяковского, и прозвучала "Лиличкa!".
Российские рок - группы довольно часто обращаются к творчеству поэтов XX века.
В 2011 и 2013 годах лидер группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев выпустил диски «Душа поэта» и «Смерть поэта» на стихи Сергея Есенина.
СЛАЙД 26
Сергей Есенин - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - и имажинизма.
Имажинизм - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
СЛАЙД 27
В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них - Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной в тот момент, когда она ожидала второго ребенка. Впоследствии поэт раскаивался в своем поступке и даже взял на себя обязательства финансово обеспечивать бывшую супругу и двух детей.
В 1922 году Зинаида Райх повторно выходит замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда, который вскоре усыновляет детей Есенина. Однако поэт не может себе простить того, как поступил со своей супругой. В 1924 году он посвящает ей стихотворение-покаяние под названием «Письмо к женщине», в котором просит у бывшей жены прощение. Примечательно, что из контекста этого произведения следует, будто бы именно Зинаида Райх настояла на разрыве отношений с Есениным, хотя после развода с поэтом она вынуждена была некоторое время лечиться в клинике для душевнобольных, так как расторжение брака стало для нее настоящим крахом.
Мы послушаем песню на стихи С.Есенина «Письмо к женщине», которая на альбоме «Душа поэта» называется «Помнишь».
Презентация «Помнишь» с композицией А.Горшенева
За короткое время невозможно охватить весь период многогранного «Серебряного века». Сегодня мы вспомнили наиболее ярких и известных представителей этого периода. И закончить хотелось бы произведением автора, с которого мы начали сегодняшнюю встречу.
Произведение Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Презентация «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Источники:
Литература : Учеб. / Под ред. Г.А.Обернихиной .- 11-е изд., стер.- М.: Академия , 2012 .- 656 с.
www.liveinternet.ru/users/3331706/post309494337
vsesochineniya.ru/bryusov-rodonachalnik-russkogo-simvolizma.html
www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F5%EC%E0%F2%EE%E2%E0,_%C0%ED%ED%E0_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%ED%E0
slova.org.ru/ahmatova/seroglazyjkorol/</</p>
literatura5.narod.ru/futurizm.html
v-mayakovsky.com/
music-facts.ru/song/Splean/Mayak/