- Учителю
- Открытый урок по русскому языку Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (5 класс)
Открытый урок по русскому языку Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (5 класс)
План конспект открытого урока по русскому языку
Класс : 5
Тема: ( р/р) Сочинение-описание « Моя любимая игрушка»
Цель: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки.
Задачи:
- обучающие: 1.воспроизвести и закрепить знания учащихся о тексте
типа описания предмета;
2. сформировать умения выделять основные композиционные элементы текста;
-развивающие: 1.развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений;
- воспитывающие : 1.вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.
Оборудование:
-Запись на доске вспомогательных материалов к уроку;
- Грамзапись;
- Русские народные игрушки
Ход урока.
-
Орг.момент.
-
Слово учителя (объявляет тему и цель урока).
-Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушки от слова играть- забавляться, резвится, развлекаться, проводить в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
-Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времен. И у каждого народа- свои любимые игрушки, забавы.
- Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив, талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.
- А можете ли вы сказать, в какие игрушки играли ваши предки? Хорошо. Знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси? А ведь интересно узнать, как их создавали, какова их история.
3. (Грамзапись. Музыка.)
-- Кто к нам скачет на лошади?
(заходят девочки в русско-народных костюмах с подносами, на которых игрушки : Матрешка, Ванька-встанька, глиняные свистульки)
4.Учитель:
-- Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками! Расскажите нам о них, а мы послушаем и поудивляемся.
5.Рассказ детей про игрушки. ( Приложение.)
6.Учитель:
Интересно было вам послушать , ребята? Спасибо, гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Оставьте их нам , пожалуйста.
А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте игрушки, расскажите нам о ваших любимцах.
7. Рассказы детей об игрушках.
-( Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы ее любите, как играете с ней)
- Вот эти игрушки нам предстоит с вами описать)
8. Учитель
- Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете?
- В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (худ-ом)
- А какие типы речи вы знаете?
- Что значит описание? (вопрос КАКОЙ? В описании изображаются предметы, люди, животные, природа)
-Повествование? ( Говорится о действиях и событиях: что было снвчала, потом, затем… и наконец)
-Рассуждение? ( Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. Вопрос : ПОЧЕМУ?
-Название нашего сочинения «Моя любимая игрушка». Не просто игрушка, а любимая. А что значит слово ЛЮБИМЫЙ?
Дорогой единственный
неповторимый драгоценный
- Скажите, а заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная тема? (Да. За описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес. Ведь выбор игрушки не случаен)
- В каком стиле должно быть выдержано описание?
- Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
( ЩЕНОК-МЯГКАЯ ИГРУШКА ИЗ ИСКУССТВЕННОГО МЕХА. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 25 см, высота - 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом)
-Соответствует ли данное описание нашей теме?
-А если про нашу зверюшку написать так:
(Приложение: текст №1)
- В каком стиле дано описание? Докажите.
- Найдем композиционные части.
-общее впечатление
- описание деталей
-оценка
9. Словарная работа (на доске слова)
Мета..ический забавная
Прекр..сная симпатич..ная
Чуде..ная инт..ресная
Занимательная автоматическая
Уд..вительная зав..дная
Механическая оч..ровательная
- Найдите слова нейтральные, те,которые несут оценку.
Ребята, каждому слову нужно найти свое место, иначе потеряется его значение и красота.
10.Слово учителя.
Обратите внимание на памятки, лежащие на столах. Они помогут начать работу над сочинением о своей любимой игрушке.
-
«Это игрушка очаровала меня сразу…»
-
«Моя маленькая смешная зверюшка, как бы я без тебя жила?!»
-
«Для меня было полной неожиданностью, когда в подарок я получила…»
-
«Я так давно мечтала об этой игрушке, что просто устала ждать. Но…»
-
«У меня есть маленький друг, которому я доверяю все свои тайны. Я хочу рассказать о нем»
11. Работа в черновиках.
Звучит музыка, учитель читает стихи-пожелание:
Хочу вам, дети, пожелать,
Писать сочинения только на»5».
Для этого нужно усердно учиться,
Ни в коем случае не лениться!
Знать написание многих слов,
Тогда к сочинению ты готов!
А чтобы добрым быть и счастливым,
Не обижайте игрушек любимых!
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ
История матрешки
Каждый иностранец знает, что из России обязательно нужно привезти матрешку - удивительную игрушку с широкой русской душой. Уж так повелось. Да и у самих коренных жителей России, то есть у нас с вами, матрешка вызывает неподдельную национальную гордость. Вот только эта самая гордость не исключает совершенную неосведомленность о происхождении этой знаменитой на весь мир куклы. А знания об истории Матрешки необходимы каждому, чтобы не попасть впросак, когда очередной заграничный гость, знающий об этой кукле намного больше, не ткнет в детали происхождения русской деревянной красавицы. Вокруг матрешки и её возникновения ходят совершенно противоположные версии. По одной версии её привезли в Россию как уникальную игрушку из Японии, и потом она прижилась в России. По другой версии, наоборот, японские мастера утверждают, что идею такой чудо-игрушки завез им русский монах. Но как бы там ни было, матрешка стала символом России. Появление первой матрешки связано с русским меценатом Савой Мамонтовым. В конце 19 века он окружил себя русской интеллигенцией, загоревшись идеей сохранить и передать потомкам культуру и самобытность русского народа. Среди его друзей были самые знаменитые художники - Репин, Васнецов, Врубель, Малютин. Именно Сергей Малютин в 1891 году первым создал эскиз матрешки - игрушки, изображающей круглолицую крестьянку в сарафане, которая считается сегодня классической. Внутри этой игрушки располагались фигурки поменьше. Своему названию эта игрушка обязана популярному в конце 19 века имени Матрена, а ласково Матрешка. Имя означало с латинского «мать» или «почетная женщина». И дано было такое имя не случайно, так как матрёшка своими игрушками внутри символизировала продолжение жизни и плодородия. Производство настоящей деревянной матрешки - сложный и трудоёмкий процесс. Не каждая порода древесины подходит в качестве материала. Чаще всего используют мягкую и податливую липу. Деревья заготавливаются заранее и хранятся не один год, чтобы древесина достаточно хорошо высохла, но не пересушилась. Каждая куколка проходит 15 операций. Начинают процесс создания матрешки с самой крошечной, неразборной фигурки, которая будет прятаться в самой глубине игрушки. Количество кукол может достигать от пары до 60 штук и больше.
Вот как пишет Самуил Яковлевич Маршак об одной из любимых кукол детства ванька-встанька, неваляшке:
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик - по имени Ванька,
По прозвищу Встанька - не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате -
Во сне одеяло отбросит он прочь
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова: -
Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!
История Ваньки-встаньки
В Россию куклы ванька-встанька пришли из Японии, а в Страну восходящего солнца - из Китая. Одна из таких игрушек - японская неваляшка Дарума - божок с «пустыми» глазами, приносящий удачу.
Принцип действия игрушки был заимствован русскими мастерами. Первые ваньки-встаньки появились на ярмарках в конце позапрошлого века. Это были изображения клоунов и купцов. Описание куклы ванька-встанька в то время характеризует типичного представителя сословия. Народ прозвал невиданные ранее изделия кувыркунами. Кувыркуны изготавливались из липы. Мастер вырезал две половинки, затем соединял их друг с другом, предварительно поместив в нижнюю часть неваляшки грузик. Готовая игрушка расписывалась, сушилась и покрывалась лаком. Иногда в неваляшку добавлялся бубенчик. Такая кукла использовалась в качестве погремушки.
Чем полезна неваляшка для детей? Ванька-встанька - игрушка, с которой ребёнок знакомится, как только научится сидеть. Кроха упражняется в различении звуков, получает представления о внешнем виде и разнообразии всего, что попадает в поле зрения, пытается называть предметы. А яркая, красочная кукла, которая к тому же не падает, вращается или танцует, заинтересовала не одно поколение детей.
«Свистунья»
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.
Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня - прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».
Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».
Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице - и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.
Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV-XVI веках. В конце XIX - начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы - представления людей о мире.
Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин
Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.