- Учителю
- Рабочая программа по литературе. 5 класс
Рабочая программа по литературе. 5 класс
</ Муниципальное общеобразовательное
учреждение
Орудьевская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Муниципального общеобразовательного учреждения Орудьевской средней общеобразовательной школы
______________ /Ю.Д. Трусова/
подпись расшифровка подписи
Приказ № ____ от «___» _______ 2016 г.
дата
Рабочая программа по литературе
(базовый уровень)
5б класс
102 часа, 3 часа в неделю
Составитель: Батурова Зоя Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2016 год
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
-
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
-
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
-
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
-
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
-
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы. Ученик научится:
-
определять тему и основную мысль произведения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
-
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе - на своем уровне);
-
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне);
-
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
-
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
-
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
-
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
-
Содержание программы учебного курса
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (Дрофа, 2013).
Преподавание предмета ведется по УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (учебник Курдюмова Т.Ф. Литература: учебник-хрестоматия для 5 кл.: в 2 ч. - М.: Дрофа, 2013.).
Происхождение и развитие литературы (1 час)
Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.
Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель, как читатель и как исполнитель- чтец художественного текста.
Т е о р и я. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.
Мифы народов мира (3 часа)
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарные мифы и календарные праздники. Связь мифов с ритуалами. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии.
Т е о р и я. Мифы.
Устное народное творчество (фольклор) (16 часов)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.
Т е о р и я. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.
«Царевна-лягушка». Волшебные превращения героини. Василиса Премудрая и Иван-Царевич. Роковая ошибка героя и стремление добиться перелома в судьбе. Способность героев волшебной сказки преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).
Народные сказки в творчестве художников (В.М. Васнецов, И.А. Билибин и др.)
Т е о р и я. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.
СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
Отражение полноты жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.
Т е о р и я. Сюжет сказки и реальная жизнь.
«Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» - сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран - причина его путешествий и приключений.
Т е о р и я. Путешествие как жанр.
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Т е о р и я. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.
Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора.
Т е о р и я. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.
Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Роль и место загадки в фольклоре и в современной литературе.
Т е о р и я. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.
Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в устной речи и в литературе.
Т е о р и я. Анекдот.
Причины создания произведений, сочетающих разные жанры: Сказка-загадка, Сказка-анекдот.
Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора - частушка. Стих и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих жанров.
Т е о р и я. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР
Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес - озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.
Теория. Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление; мизансцена; декорация.
«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора. Особенности кукольного театра.
Т е о р и я. Диалог, реплика, ремарка.
М е т о д и к а. При изучении фольклора важно учитывать, что эти произведения долгое время существовали только в устной форме. Поэтому их изучение предполагает активное использование звучащей речи, а там, где это представляется возможным, обращение к импровизации.
Русская литература XIX века (31 час)
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (21 час)
Славные имена русских писателей XIX в. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.
Т е о р и я. Классика. Классическое произведение.
И.А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец Крылов. Обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Басня и ее читатели.
Т е о р и я. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.
А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение изученного в начальной школе).
«Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила- героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодеяния. Поражение злых сил. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы. Поэма в других видах искусства. Иллюстрации к поэме. Опера М.И. Глинки.
Т е о р и я. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер- ямб.
М.Ю.Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...», «Парус», «Листок», «Из Гёте» («Горные вершины...»). Детство поэта. Родное гнездо- Тарханы. Начало творчества. Воспоминания о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения, в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.
Т е о р и я. Рифма.
Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота» или «Ночь перед Рождеством». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Сюжет и герои повести. Язык повести.
Т е о р и я. Поверье. Быличка.
И.С.Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).
Т е о р и я. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ (5 часов)
И.С.Никитин. «Русь»; М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А.В.Кольцов. «Песня пахаря»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...»; Н.А.Некрасов. «Соловьи»; Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен...», «Учись у них- у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.
Теория. Двусложные размеры стиха- ямб и хорей.
Методика. Возможна композиция из двух уроков по этим темам или урок-концерт с этими и другими стихотворениями.
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОДИНЫ В СТИХАХ (5 часов)
М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 г. «Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий.
Т е о р и я. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.
Л. Н. Толстой. «П е т я Р о с т о в» (отрывки из романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.
Т е о р и я. Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент) как элемент развития сюжета.
М. А. Булгаков. «П е т я Р о с т о в» (отрывок из инсценировки романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого). Петя Ростов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке.
Т е о р и я. Инсценировка прозаического произведения.
М е т о д и к а. Сопоставление прозаического текста и его инсценировки - возможность освоения особенностей и характера творческого взаимодействия различных жанров.
Литература XX века (49 часов)
ВЕК XIX И ВЕКА XX - XXI. СВЯЗЬ ВЕКОВ (2 часа)
Неразрывная связь русской литературы XIX и XX вв. Богатство литературы XX в. Авторы, произведения и герои XX столетия. Сохранение культурных традиций в литературе XX века. Память о А. С. Пушкине в литературе XX в.: И. А. Бунин. «26-е м а я»; А. А. Ахматова. «В Ц а р с к о м С е л е»; В. А. Рождественский. «П а м я т н и к ю н о ш е П у ш к и н у»; К. Д. Бальмонт. «П у ш к и н»; П. Г. Антокольский. «Б е с с м е р т и е» и другие стихотворения, посвященные великому поэту (по выбору учителя и учащихся).
Т е о р и я. Темы лирики.
М е т о д и к а. Возможен урок-концерт с чтением стихотворений, изученных в начальной школе. Возможно лишь частичное использование этих текстов во вступительной беседе по теме.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ (14 часов)
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в XX в. Сказки писателей-ученых.
М е т о д и к а. При изучении сказок писателей возможен самостоятельный выбор сказок и использование сочетания домашнего чтения и обобщающих уроков по его итогам. Можно использовать сопоставление народных сказок и их литературных обработок («Волшебное кольцо» и др.).
А. П. Платонов. «В о л ш е б н о е к о л ь ц о». Любовь автора к фольклору. Народная сказка «Волшебное кольцо». Герой сказки Платонова - Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.
Сказка в переработке Б. В. Шергина (вариант сопоставления).
Т е о р и я. Фольклорная и литературная сказки.
Х. К. Андерсен. «С н е ж н а я к о р о л е в а». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль Снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки - Герда и Кай. Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. «Снежная королева» в театре, кино.
Т е о р и я. Композиция и сюжет большого произведения.
Дж. Родари. «С к а з к и п о т е л е ф о н у». Джанни Родари - любимец многих поколений, юных читателей. «Сказки по телефону» - отклик на стремление людей XX в. к лаконизму и оперативности. Сказки, которые решают важные нравственные проблемы: «Страна без углов», «Человек, который купил Стокгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек», «Война колоколов» и др. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к традиционным сюжетам. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».
Т е о р и я. Лаконизм как один из способов организации художественного текста. Его особенности и достоинства.
Л. Кэрролл. «А л и с а в с т р а н е ч у д е с». Сказка ученого Льюиса Кэрролла и ее перевод-обработка В. В. Набокова: «А н я в с т р а н е ч у д е с». Алиса (она же Аня) - героиня сказки. Любознательность героини и ее способность к быстрым решениям и необычным поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.
Т е о р и я. Парадокс.
Дж. Р. Толкиен. «Х о б б и т, и л и Т у д а и о б р а т н о». Джон Роналд Руэл Толкиен - один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX в. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и другие. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Многочисленные исследования, которые созданы в разных странах, о выдуманной писателем стране. Связь его Средиземья с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Новый жанр в литературах мира - фэнтези.
Т е о р и я. Фэнтези как жанр.
М е т о д и к а. При изучении сказок писателей можно использовать уроки-сопоставления «как с народными сказками, так и сопоставления вариантов их литературных переработок.
ПРОЗА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ НАЧАЛА XX ВЕКА (5 часов)
И. С. Шмелев. «К а к я в с т р е ч а л с я с Ч е х о в ы м. З а к а р а с я м и». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии его спутника. Двойное название рассказа.
Т е о р и я. Название произведения.
А. И. Куприн. «М о й п о л е т», «Ч у д е с н ы й д о к т о р».
«М о й п о л е т». Автобиографический очерк и его герои. Полет одного из первых русских летчиков - Заикина с Куприным над Одессой. Отвага и решительность героев.
«Ч у д е с н ы й д о к т о р». Рождественский рассказ о добром докторе.
Т е о р и я. Очерк.
Е. И. Замятин. «О г н е н н о е "А"». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ о мечте подростков начала века. Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка.
Т е о р и я. Рассказ.
М е т о д и к а. Авторы начала XX в., включенные в этот перечень, могут быть использованы при обращении к литературе XX в. в рассказе-обзоре литературы этого века в ходе урока-обсуждения самостоятельно прочитанных произведений.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ XX ВЕКА (6 часов)
А. А. Блок. «Н а л у г у», «В о р о н а»; И. А. Бунин. «С к а з к а», «К а н а р е й к а»; К. Д. Бальмонт. «С н е ж и н к а», «Ф е й н ы е с к а з к и» («У чудищ», «Осень»); С. А. Есенин. «П о р о ш а», «Н о ч ь», «З а м е т а е т п у р г а...», «Ч е р е м у х а»; М. М. Пришвин. «В р е м е н а г о д а» (фрагменты); Н. А. Заболоцкий. «О т т е п е л ь»; Д. К. Кедрин. «С к и н у л о к а ф т а н з е л е н ы й л е т о...»; Н. М. Рубцов. «З в е з д а п о л е й», «Л и с т ь я о с е н н и е», «В г о р н и ц е» и другие стихотворные и прозаические произведения о красе родной земли (по выбору). Чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Художественные приемы и музыка стиха. Изучение произведений разных авторов как своеобразного калейдоскопа мгновенных поэтических зарисовок живых картин природы. Эстетическое совершенство этих зарисовок.
МИР БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ В ПОЭЗИИ (3 часа)
Любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим.
С. А. Есенин. «П е с н ь о с о б а к е»; В. В. Маяковский. «Х о р о ш е е о т н о ш е н и е к л о ш а д я м». Произведения писателей и поэтов обо всем живом объединяют мир вокруг нас в единое пространство. Гуманное отношение человека к природе и животным.
В беседах о друзьях наших меньших активно использовать самостоятельное чтение таких произведений, как «Белый клык» Дж. Лондона, рассказы Э. Сетона-Томпсона, «Жизнь Трезора» В. П. Астафьева, «Арктур - гончий пес» Ю. П. Казакова и др.
Т е о р и я. Лирическая проза.
М е т о д и к а. Целесообразна организация уроков-концертов с выбором текстов и их фрагментов по желанию учеников. При этом возможно использование произведений местных авторов. Урок можно назвать «Край ты мой, родимый край...» и в подготовке к нему использовать конкурс ученических произведений по этой тематике.
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ (3 часа)
А. И. Фатьянов. «С о л о в ь и»; А. Т. Твардовский. «Я у б и т п о д о Р ж е в о м...»; А. А. Ахматова. «М у ж е с т в о»; Р. Г. Гамзатов. «Ж у р а в л и». Стихи о Великой Отечественной войне. Стихи и песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее. Чтение и исполнение произведений (по выбору).
Т е о р и я. Песня: слово и музыка в их единстве.
М е т о д и к а. Возможна организация урока-концерта.
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа)
В. П. Астафьев. «В а с ю т к и н о о з е р о». Автобиографические произведения писателя о детских годах как произведения о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.
Т е о р и я. Автобиографический рассказ.
Т. Янссон. «П о с л е д н и й в м и р е д р а к о н». Писательница и художница Туве Янссон. Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев, созданных писательницей и художником Туве Янссон. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои ее книг.
Т е о р и я. Литературная сказка и иллюстрация.
М е т о д и к а. На этом этапе необходимо подвести итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведениях: выделить элементы построения произведения (завязка, кульминация, развязка); показать особенности композиции произведения.
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ КНИГ (13 часов)
ПОКОРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ (11 часов)
М е т о д и к а. Чтение и изучение последующих тем предполагает использование нескольких уроков, причем возможен выбор определенных произведений для обсуждения в классе после домашнего чтения. Такие уроки будут подготовкой к самостоятельному летнему чтению.
Д. Дефо. «Р о б и н з о н К р у з о». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги - Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада».
Т е о р и я. «Робинзонада».
Р. Э. Распэ. «П р и к л ю ч е н и я б а р о н а М ю н х г а у з е н а». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты.
Т е о р и я. Гротеск. Литота.
М. Твен. «П р и к л ю ч е н и я Т о м а С о й е р а». Автобиографическая повесть и ее герои. Марк Твен - мастер занимательного и веселого повествования. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.
Т е о р и я. Прототип.
А. Линдгрен. «П р и к л ю ч е н и я К а л л е Б л ю м к в и с т а». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои произведений писательницы: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинный чулок, Эмиль из Ланнеберги и другие. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рискует» и «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.
Т е о р и я. Трилогия. Детективный сюжет.
М е т о д и к а. Можно использовать специальный урок для обсуждения тех книг, которые увлекли кого-то из учеников для расширения круга чтения всего класса. В этот урок можно включить и материалы всей последующей темы - «Новая жизнь старых героев».
НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ГЕРОЕВ (2 часа)
Н. С. Гумилев. «М а р к и з д е К а р а б а с», «О р е л С и н д б а д а». Образы знакомых сказок в стихах поэта XX в.
Б. Лесьмян. «Н о в ы е п р и к л ю ч е н и я С и н д б а д а - м о р е х о д а». Синдбад XX в. в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о старом герое признан классическим произведением польской литературы.
Т е о р и я. Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.
ИТОГИ (1 час)
Картина мира и художественное произведение. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Герои книг вокруг нас. Чтение летом.
М. Цветаева. «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей в организации летнего чтения.
М е т о д и к а. Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса.
-
Тематическое планирование
Сказка как жанр фольклора, особенности русских народных сказок
19.09.16 - 23.09.16
Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
19.09.16 - 23.09.16
Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна - лягушка»
19.09.16 - 23.09.16
Внеклассное чтение. Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Патриотический смысл сказки
26.09.16 - 30.09.16
Анализ арабской народной сказки «Рассказ о первом путешествии Синдбада - морехода» из сборника «1000 и одна ночь»
26.09.16 - 30.09.16
Р/р. Написание собственной сказки «Пишу сказку…»
26.09.16 - 30.09.16
Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки
03.10.16 - 07.10.16
Малые жанры фольклора. Загадки
03.10.16 - 07.10.16
Малые жанры фольклора. Анекдоты. Сказка-анекдот
03.10.16 - 07.10.16
Малые жанры фольклора: песни, частушки
10.10.16 - 14.10 16
Народная драма. Знакомство с пьесой «Озорник Петрушка»
10.10.16 - 14.10 16
Исполнение народной драмы «Петрушка» в лицах
10.10.16 - 14.10 16
Контрольная работа №2 по теме «Устное народное творчество»
17.10.16 - 21.10.16
Русская литература XIX века (31 час)
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (21 час)
Знакомство с детством и юностью И.А. Крылова. Басня как литературный жанр
17.10.16 - 21.10.16
Анализ басни «Свинья под дубом»
17.10.16 - 21.10.16
Анализ басни И.А. Крылова «Осёл и мужик»
24.10.16 - 27.10 16
Знакомство с детством А.С. Пушкина. Анализ пролога к поэме «Руслан и Людмила»
24.10.16 - 27.10 16
Анализ первой песни поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
24.10.16 - 27.10 16
II четверть - 24 часа
Анализ второй и третьей песен поэмы А.С Пушкина "Руслан и Людмила"
07.11.16 - 11.11.16
Р/р. Творческая работа по теме «Типы речи»
07.11.16 - 11.11.16
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни
07.11.16 - 11.11.16
А.С. Пушкин. Родная природа в лирике поэта. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро»
14.11.16 - 18.11.16
Знакомство с детством М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения "Парус"
14.11.16 - 18.11.16
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гёте»
14.11.16 - 18.11.16
Контрольная работа №3 по теме «Поэтическое творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»
21.11.16 - 25.11.16
Знакомство с детством Н.В. Гоголя, история создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"
21.11.16 - 25.11.16
Сюжет и герои повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»
21.11.16 - 25.11.16
Р/р. Написание творческой работы (текста-повествования)
28.11.16 - 02.12.16
И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму»
28.11.16 - 02.12.16
Герасим в доме барыни
28.11.16 - 02.12.16
Герасим и Татьяна
05.12.16 - 09.12.16
Герасим и Муму
05.12.16 - 09.12.16
Нравственный облик Герасима. Протест против барыни и её челяди. Осуждение крепостного права
05.12.16 - 09.12.16
Р/р. Подготовка к написанию сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
12.12.16 - 16.12.16
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ (5 часов)
Поэтический образ Родины. Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь"
12.12.16 - 16.12.16
12.12.16 - 16.12.16
Поэтический образ Родины. Анализ отдельных стихотворений Ф.И. Тютчева
Поэтический образ Родины. Анализ отдельных стихотворений А.А. Фета
19.12.16 - 23.12.16
Стихотворные размеры
19.12.16 - 23.12.16
Контрольная работа № 4 по теме «Поэтический образ Родины»
19.12.16 - 23.12.16
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОДИНЫ В СТИХАХ (5 часов)
Героическое прошлое России в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино". История создания, особенности повествования
26.12.16 - 29.12.16
Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
26.12.16 - 29.12.16
Л.Н. Толстой. «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)
26.12.16 - 29.12.16
III четверть - 31 час
Петя Ростов в партизанском отряде. Его первый бой и смерть
09.01.17 - 13.01.17
М.А. Булгаков. «Петя Ростов». Сопоставление инсценировки и фрагмента романа
09.01.17 - 13.01.17
Литература XX века (49 часов)
ВЕК XIX И ВЕКА XX - XXI. СВЯЗЬ ВЕКОВ (2 часа)
Неразрывная связь русской литературы XIX и XX-XXI вв. Память о А.С. Пушкине в литературе XХ века: И.А .Бунин. «26 мая»; А.А. Ахматова «В Царском Селе»
09.01.17 - 13.01.17
Неразрывная связь русской литературы XIX и XX-XXI вв. Память о А.С. Пушкине в литературе XХ века: В.А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину»; К.Д. Бальмонт. «Пушкин»; П.Г. Антокольский. «Бессмертие»
16.01.17 - 20.01.17
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ (14 часов)
Литературные сказки 20 века. Комментированное чтение рассказа К.Г. Паустовского "Рождение сказки"
16.01.17 - 20.01.17
Знакомство с детством К.Х. Андерсена. Комментированное чтение начала сказки "Снежная королева"
16.01.17 - 20.01.17
Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Герда отправляется на поиски Кая
23.01.17 - 27.01.17
Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Испытания продолжаются
23.01.17 - 27.01.17
Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Победа добра и любви
23.01.17 - 27.01.17
Внеклассное чтение. Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена
30.01.17 - 04.02.17
Знакомство с детством А.П. Платонова. Комментированное чтение начала сказки "Волшебное кольцо"
30.01.17 - 04.02.17
Анализ сказки А.П. Платонова "Волшебное кольцо"
30.01.17 - 04.02.17
Знакомство с детством Д. Родари. Комментированное чтение вступления к "Сказке по телефону"
06.02.17 - 10.02.17
Анализ "Сказок по телефону" Дж. Родари
06.02.17 - 10.02.17
Знакомство с детством В.В. Набокова. Комментированное чтение первой главы сказки В.В. Набокова "Аня в стране чудес"
06.02.17 - 10.02.17
Комментированное чтение и анализ 3 главы сказки В.В. Набокова "Аня в стране чудес"
13.02.17 - 17.02.17
Джон Роналд Руэл Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно»- произведение нового жанра фэнтези
13.02.17 - 17.02.17
Джон Роналд Руэл Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». Пути и странствия главного героя
13.02.17 - 17.02.17
ПРОЗА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ НАЧАЛА XX ВЕКА (5 часов)
Знакомство с личностью И.С. Шмелева. Комментированное чтение начала рассказа "Как я встречался с Чеховым. За карасями"
20.02.17 - 22.02.17
Анализ рассказа И.С. Шмелева "Как я встречался с Чеховым. За карасями"
20.02.17 - 22.02.17
Знакомство с личностью Е.И. Замятина. Комментированное чтение рассказа Е.И. Замятина «Огненное «А»
27.02.17 - 03.03.17
Знакомство с личностью А.И. Куприна. Комментированное чтение очерка А.И. Куприна "Мой полет"
27.02.17 - 03.03.17
Внеклассное чтение. А.И. Куприн. «Чудесный доктор» - рождественский рассказ о добром докторе
27.02.17 - 03.03.17
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ XX ВЕКА (6 часов)
Поэтический образ Родины. Анализ стихотворений А.А. Блока "На лугу", "Ворона"
06.03.17 - 10.03.17
Поэтический образ Родины. Анализ стихотворений К.Д. Бальмонта «Снежинка», «У чудищ», «Осень»
06.03.17 - 10.03.17
Поэтический образ Родины. Анализ стихотворений С.А Есенина «Пороша», «Черёмуха»
13.03.17 - 17.03.17
Поэтический образ Родины. Анализ стихотворений Н.А. Заболоцкого «Оттепель», Д.Б. Кедрина «Скинуло кафтан зелёный лето», Н.М. Рубцова «В горнице»
13.03.17 - 17.03.17
Контрольная работа № 5 «Поэтический образ Родины в лирике ХХ века»
13.03.17 - 17.03.17
Поэтический образ Родины. Комментированное чтение и анализ отрывков из «Времён года» М.М. Пришвина
20.03.17 - 23.03.17
МИР БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ В ПОЭЗИИ (3 часа)
Мир наших братьев меньших. Анализ стихотворения С.А. Есенина "Песнь о собаке"
20.03.17 - 23.03.17
Мир наших братьев меньших. Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
20.03.17 - 23.03.17
IV четверть - 25 часов
Р/Р. Творческая работа. Создание текста-описания на тему «Образ собаки в стихотворении С.А. Есенина «Песнь о собаке» или «Образ лошади в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
03.04.17 - 07.04.17
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ (3 часа)
Героическое прошлое России. Анализ стихотворений А.И. Фатьянова "Соловьи", А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом"
03.04.17 - 07.04.17
Героическое прошлое России. Анализ стихотворений А.А. Ахматовой "Мужество", Р.Г. Гамзатова "Журавли"
03.04.17 - 07.04.17
Контрольная работа №6 по теме «Героическое прошлое России»
10.04.17 - 14.04.17
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа)
Современная литература. Комментированное чтение начала рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
10.04.17 - 14.04.17
Особенности характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
10.04.17 - 14.04.17
Особенности изображения природы в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
17.04.17 - 21.04.17
Р/р. Подготовка к написанию сочинения по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
17.04.17 - 21.04.17
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ КНИГ (13 часов)
ПОКОРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ (11 часов)
Туве Янссон - писательница и художница. «Последний в мире дракон». Мир вокруг нас и мир нашей фантазии
17.04.17 - 21.04.17
Мумми-тролли, хемули. Снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала Т. Янссон, как герои её книг
24.04.17 - 28.04.17
Роман «Робинзон Крузо» и его автор
24.04.17 - 28.04.17
Комментированное чтение и анализ шестой главы романа Д. Дефо "Робинзон Крузо"
24.04.17 - 28.04.17
Рудольф Эрих Распэ: страницы биографии. Знакомство с главным героем книги «Приключения барона Мюнхгаузена»
02.05.17 - 05.05.17
Р.Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Анализ отдельных глав
02.05.17 - 05.05.17
Марк Твен: страницы биографии. Комментированное чтение и анализ 1 главы романа М. Твена "Приключения Тома Сойера"
02.05.17 - 05.05.17
Дружба Тома и Бекки (анализ 6,7,20, 30 и 32 глав)
10.05.17 - 12.05.17
Астрид Линдгрен. Комментированное чтение и анализ отдельных фрагментов из первой, второй и шестнадцатой глав романа А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
10.05.17 - 12.05.17
Сюжет и композиция художественного произведения
15.05.17 - 19.05.17
Р/р. Подготовка к написанию отзыва о прочитанном произведении о путешествиях и приключениях
15.05.17 - 19.05.17
НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ГЕРОЕВ (2 часа)
Н.С. Гумилёв. «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта ХХ века
15.05.17 - 19.05.17
Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении
22.05.17 - 26.05.17
ИТОГИ (1 час)
Сюжеты изученных произведений. М.И. Цветаева. «Книги в красном переплёте»
22.05.17 - 26.05.17
-
График проведения контрольных работ
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
Контрольная работа №1 по теме «Мифы народов
мира»
05.09.16 - 09.09.16
2
Контрольная работа №2 по теме «Устное народное творчество»
17.10.16 - 21.10.16
3
Контрольная работа №3 по теме «Поэтическое творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»
21.11.16 - 25.11.16
4
Контрольная работа № 4 по теме «Поэтический образ Родины»
19.12.16 - 23.12.16
5
Контрольная работа № 5 «Поэтический образ Родины в лирике ХХ века»
13.03.17 - 17.03.17
6
Контрольная работа №6 по теме «Героическое прошлое России»
10.04.17 - 14.04.17
Итого
6
Согласовано
Протокол заседания школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла
от __________________ № .
Председатель ШМО______________Л.А. Милова
Согласовано
Зам. директора по УВР _________ Н.А. Егорова
«____» __________ 2016 г.
25