- Учителю
- Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса
Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса составлена на основе программы учебного предмета «Православная культура 5 год обучения», Л.Л.Шевченко, Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви 2009 год учителем Рещиковой Эльвирой Викторовной и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание программы учебного предмета «Православная культура», который относится к образовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей - теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Отбор учебного материала был произведен в соответствии с тематическими линиями, определенными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.
В начальной школе ставились задачи развития возможностей восприятия школьниками феноменов православной культуры, определенными содержательными линиями предмета. Для этого были отобраны базовые и дополнительные тексты из Священной истории, произведений классической и современной поэзии, прозы, иллюстрации иконописи, живописи, памятников зодчества, музыкальные произведения. В процессе их изучения решались задачи формирования нравственных чувств, восприятия школьников на основе знакомства с феноменами православной культуры. В начальной школе развивались умения детей наблюдать (видеть, слышать), рассуждать, анализировать явления, устанавливать взаимосвязи, понимать красоту и многообразие окружающего мира как феномена православной культуры, в христианском понимании - мира как творения Божия. Последовательность была определена в соответствии с закономерностями духовно-нравственного развития личности, христианской антропологической моделью («И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют». Евангелие от Марка, 4 глава, 11,12 стихи.) и историко-педагогическим опытом отечественной школы воспитания и образования (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). Динамика представления материалов учебных пособий сориентирована на движение от внешнего человека - душевного, к внутреннему - духовному (преподобный Серафим Саровский). Разработка понятия «духовное» проведена на основе представления феноменов православной культуры, отражающих духовное состояние - христианскую радость.
Первый учебный концентр представления православной культуры в начальной школе был охарактеризован как этический, так как в текстах и заданиях всех указанных содержательных линий, представленных в учебных пособиях для начальной школы, были акцентированы аспекты христианской этики - нормы добра и зла - и показано их преломление в объектах православного искусства и традициях жизни христиан.
Программа для 5 года обучения включает материалы, которые позволяют, как продолжить занятия с учащимися, изучавшими предмет по пособиям «Православная культура» в начальной школе, так и начать изучение предмета в средних классах. Для этого она обеспечена учебными пособиями двух уровней: повторительно-обобщающего и информационно-развивающего, представляющих второй учебный концентр раскрытия православной культуры. Его можно условно обозначить как ценностный концентр.
К средним классам у школьников активизируются формы логического мышления. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье - ценности жизни христиан (в христианской терминологии «блаженства»), позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников средних классов.
Понятие «счастье» имеет проблемное значение в разных культурах мира. Содержание программы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. Так в чем же заключалось счастье жизни христиан? Понимание счастья определяется выбором системы предпочтений или ценностей жизни. На этом основании человек строит свою жизнь. Какие же ценности жизни составляли счастье жизни христиан? Это - ценности христианской веры, ценности христианской семьи, ценности творчества во славу Божию. Для разработки этих понятий определена интегративная тема - «Ценности жизни христиан как путь к спасению». Они показываются как утверждение среды обитания христианина. Это второй (после начальной школы) концентр содержания. Он углубляет раскрытие всех семи содержательных линий.
Ведущей темой программы 5 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых».
В программе 5 года обучения выделена общая тема - «Христианская вера». Показывается, как утверждалась христианская вера в мире; пути Промысла Божиего в утверждении Церкви земной и Небесной; утверждение христианских ценностей в жизни людей; пути спасения как движение человека к святости; духовное возрастание человека (внутренний человек), процесс его рождения через доступную средним классам ценность - героизм: как человек преодолевал себя (свои страсти), духовно возрастал - (воспитывал волю, мужество, возрастал в любви).
Таблица тематического распределения количества часов
5 класс
№ п/п
Темы
Количество
часов
авторская программа
рабочая программа
1.
Ведение. Основы православной культуры.
10
11
2.
История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир.
2.1. Золотая цепь святых.
2.2. Утверждение христианской веры.
2.3. Пути к спасению.
24
8
10
6
23
8
10
5
Итого
34
34
Содержание обучения, требования к уровню подготовки по основам православной культуры совпадает с авторской программой в полном объеме.
Список используемой учебно-методической литературы.
1. Программа учебного предмета «Православная культура» 5 год обучения, автор Л.Л.Шевченко, (Издательский Совет Русской Православной Церкви, Москва, 2009 год).
2. Л.Л. Шевченко «Православная культура». Москва, 2007 год.
Средства обучения: таблицы
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № ____
методического объединения учителей
гуманитарного цикла
от «___» _______________ 20 ___ года
______________ И.В.Слепнева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
«___» _______________ 20___ г.
___________ Н.А.Карнаухов