7


  • Учителю
  • Урок Творчество А.Грина. Алые паруса

Урок Творчество А.Грина. Алые паруса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

</ «РАЗОБЬЕТСЯ СЕРДЦЕ НА ОСКОЛКИ,

ЕСЛИ МЫ РАЗУЧИМСЯ МЕЧТАТЬ…»

Цели:

1) Оценить в ходе исследовательской (групповой) работы главную мысль рассказа, увидеть его художественные достоинства.

2) Провести комплексный анализ рассказа, включить исследование следующих его сторон: название, композицию, жанр, образы, пейзаж. Использовать творческий метод прочтения и приемы: иллюстрирования, сопоставление с другими видами искусства, инсценировка, ассоциативное мышление и воображение. Развивать навыки коллективного творчества и работы в парах.

3) Сформировать эстетическое восприятие окружающей действительности. Создать ситуацию творческого самочувствия.

1) Выявить и обозначить основные приемы создание художественного образа.

2) Выяснить роль пейзажа в рассказе.

3) Показать значение и роль авторской характеристики.

4) Через цвет, звук и ассоциации развить творческие способности учащихся.

Ход урока

Слово учителя: Борис Чичибабин «Памяти Грина» Грига «Утро»):

Шесть русских прозаиков, которых бы

Взял бы с собой в пустыню, это:

Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,

Пришвин и - Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет

Подарен!

Кто хочешь, приходи - поделим

Пополам.

За верность детским снам о как я благодарен

Бегущей по волнам и Алым парусам…

Учитель: Дома вы должны были подобрать цитаты самого Грина, других писателей, в которых бы раскрывалась личность автора.

Задание: из каждой цитаты школьники выбирают слово, словосочетание, деталь характера, своеобразие облика, которые «зацепили» воображение, выделились из ряда.

«Александра Грина отличали дар могучего воображения, чистота чувств и застенчивая улыбка» (К.Паустовский «Жизнь Александра Грина»)

«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить» (А. Грин «Автобиографическая повесть»)

«А. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в обычных людях…»- писал К. Паустовский.

«Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами!» (А. Грин)

«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось их непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить», - писал К. Паустовский.

Каким же мы узнали Грина? (опорные слова появляются на доске)

Учащиеся (образ Грина):

-мечтатель;

-романтик;

-добрый сказочник;

-человек, проделавший большой жизненный путь.

Учитель:



Грин, словно факелом в ночи, высвечивает перед читателем жизненные пути, по которым можно идти. Какой рассказ А. Грина уже известный нам, напомнили мои слова?

Учащиеся: Рассказ «Зеленая лампа».

Джон Ив знает, что такое труд, умеет трудиться, добиваться цели в жизни.

Учитель:

Творческий путь Грина продолжался с 1906 года по 1923 год, за это время он создал около 500 произведений (новеллы, повести, романы, стихи). Грин художник чрезвычайно многообразный: он и тонкий психолог, и мастер детективной интриги, и пленительный сказочник, и глубокий мыслитель и своеобразный поэт.

К. Паустовский говорил о его творчестве: «… и все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, и грустные и веселые голоса женщин, - все существует в романах Грина для того, чтобы человек хотя бы на мгновение поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни».

Сегодняшний наш урок называется так неслучайно. Мне хотелось, чтобы вы познакомились с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.

^ Первичное восприятие. Проблемный вопрос (примерные ответы фиксируются на доске).

Учитель:

Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. Ответьте на этот вопрос (результаты анкеты).

Многие из вас в восторге от прочитанного, но были и такие неоднозначные ответы:

1. Ассоль слишком мечтательна.

2. Грей просто богатый, поэтому решил помочь бедной девушке.

3. Время сказок прошло, завтра - за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами».

4. Убежденно доказывают, что мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе.

5. Но радует одно - «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет»

Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».

«Алые паруса» сам автор назвал феерией, то есть волшебным действом.

Что вы узнали о появлении этого произведения?

(сообщение учащегося).

Замысел произведения:

Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета». Сделав в 1916 году первые наброски, автор оставил рукопись незавершенной. Во время гражданской войны он начал писать новую повесть под названием «Красные паруса» и закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грей», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.

Учитель:

Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета».

Вот он (учитель указывает на большой макет, созданный совместно к уроку), представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации.

Появляются таблички на доске. Дети могут назвать не все, поэтому учитель говорит о том, что в ходе работы мы постигнем еще часть секрета, раскроем другие ассоциации:

-цвет глубокой радости

-романтика

-ожидание

-творчество

-осуществленное чудо



-гармония мира и любви

-символ победы и веры

-корабль любви и веры

Учитель:

Итак, слово найдено, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение Мечты в жизнь, - это символ «духовного отражения». Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир.

Работа в группах (знание текста, умение ориентироваться)

1. Мир Каперны. До и после.

2. «Очарование Ассоль, каждая черточка которой легка и чиста, как полет ласточки»

3. Странная летящая душа и дух действия капитана Артура Грея.

Учитель:

С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту.

Особой поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль (в феерии их 6). Это импрессивный портрет, т.к. передается в заметном эмоциональном восприятии Эгля.

Понятие «импрессион», что в переводе с французского означает «впечатление» и определяет основное свойство гриновского портретирования.

Первое описание Ассоль преисполнено беспредельного лиризма и нежности… а имя ее так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины.

Как складывались отношения Ассоль со сверстниками?

Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой? (Просмотр фрагмента видеофильма «Алые паруса»)

Рядом с ней всегда был Лонгрен, - ее отец, большой и сильный человек. Он учил ее «Уметь любить», он рассказывал ей «своеобразные фактические лекции о жизни и людях, поэтому голова ее была «полна чудесных снов».

Она больше жила в мире мечты.

^ Лексическая работа.

Что такое любовь?

В словаре Ожегова: любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

2. склонность, пристрастие к чему-либо. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический и благородный.

Значит, любить - жертвовать своими интересами, собой ради других.

Лонгрен, успокаивая Ассоль, обиженную детьми из Каперны, говорит: «Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого - то они и не могут»

Ассоль умеет любить людей?

Да, она жалеет их, любит все живое на земле. В лесу она «чувствовала себя, как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья… Я иду, братцы, спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех помню и почитаю».

«Братцы» величественно гладили ее чем могли - листьями и родственно скрипели в ответ.

(Творческий метод, инсценировка)

Давайте посмотрим инсценирование эпизода (группа готовила заранее), можно выразительное чтение или просмотр отрывка из художественного фильма.

Какую судьбу напророчил Ассоль старик Эгль. Почему Ассоль поверила в эту сказку?

После просмотра и ответов учеников звучит авторская песня Н. Матвеевой «Предсказание Эгля».

А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (фрагмент видеофильма «Алые паруса»).

Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя?

Конечно же, вам захотелось защитить хрупкую Ассоль. И в повести есть такой герой - Грей.

«Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу», - объяснил свой поступок Артур Грей, когда замазал голубой краской раны Христа на картине.

Какие поступки героя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

-Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку.

-Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда»

Как и Ассоль, Грей вынужден играть один.

Чем был заполнен мир его детства? Какую роль сыграла в судьбе Грея картина, висящая над дверью библиотеки?

«Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море».

Как представлял он себе профессию капитана?

«Никакая профессия, кроме этой не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища мира, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч лиц, событий, безмерное разнообразие жизни…»

Нельзя удержаться то восхищения, читая эти строки! Какой язык! Как необычайны эпитеты!

Поразмышляйте над их смысловой значимостью.

Какие ассоциации вызывают у вас следующие эпитеты?

«Чудесная неизвестность»- «ожидание чуда», «жажда приключений».

«Мелькающая любовь» - «как огоньки впереди», «не известно, что принесет: радость или огорчение, счастье или боль».

«Безмерное разнообразие жизни» - «у жизни нет границ», «в жизни так много красоты».

Поражает, что все это сказал Грин, человек, жизнь которого была далеко не светлой и безоблачной. Но все свои юношеские мечты и надежды он вложил в уста своего героя.

Соответствовали ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея

Все тяготы корабельной жизни испытал и сам Грин, поэтому так точно его описание.

Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает

о себе в «Алых парусах» больше, чем в каком-либо другом произведении. Наводит на размышления и похожесть инициалов: Александр Грин - Артур Грей.

Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея.

Случайно ли они встретились в жизни?

Чем близки эти герои?

Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.

В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец, оба они верят в мечту.

Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром:

«С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрывы берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…

Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее…»

Иначе - это как?

Обратим внимание, что Ассоль, наученная горьким опытом жизни, никому не сказала про кольцо, даже Лонгрену. Вот и дождалась своего счастья Ассоль: на рассвете трогательная девочка, боясь, что ее не заменят, кричит: «Я здесь! Я ЗДЕСЬ!» - И БЕЖИТ НАВСТРЕЧУ ШЛЮПКЕ ПО ВОДЕ.

(Фрагмент видеофильма «Алые паруса»)

А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

Обращаем внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «Сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины».

«Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась совсем одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо».

Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?

Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.

Владеть этим, значит, владеть всем».

Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?

Уметь мечтать - это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность - это величайший человеческий талант. Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».

Автор убеждает нас, читателей, что если труд будет одухотворен мечтой - он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века - «алые паруса».

Грин силой своего воображения придумал метафору, которая вырвалась из контекста феерии и стала жизнью. «Алые паруса» стали символом мечты и веры в ее исполнение.

(выводы по проблемному вопросу).

Завершаем урок мыслью К. Паустовского (задача урока) - воображение, мечта, надежда, помогает человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умение мечтать и любить».

К. Паустовский: «А. П.» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками вершить чудеса».

Короленко устами своего героя сказал слова, ставшие крылатыми: « Человек создан для счастья, как птица для полета». Порой мы забываем о своем предназначении: быть счастливым самому и постараться сделать счастливыми окружающих.

^ Домашнее задание на доске: Мини-сочинение:

«Какие черты характера героев повести вас привлекли?

Чему меня научили «Алые паруса»?



Подведение итогов.

Слово учителю: (стихотворение Б. Чичибабина)

Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнет чужим, и кров ваш обречен,

Послушайте меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьем.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал