7


  • Учителю
  • Некоторые приемы формирования монологической речи на уроках литературы

Некоторые приемы формирования монологической речи на уроках литературы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В статье рассказывается об опыте совершенствования устной речи учащихся : это традиционные уроки развития речи, уроки анализа прозаического и лирического текста, уроки-размышления, семинары и др. Анализ художественного произведения должен служить не только средством во
предварительный просмотр материала

3

Л.Д.Нимеева, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Элистинский лицей» Республика Калмыкия

Некоторые приемы формирования связной устной речи учащихся на уроках литературы

Для современной речевой культуры важно, на мой взгляд, не только умение вступать в диалог, но и умение «держать» монолог, качественный, содержательный. Я остановлюсь на формировании и развитии монологической речи учащихся на уроках литературы.

Каким требованиям должна удовлетворять хорошая устная речь, которой мы учим в школе? Это 4 ключевых требования, которые - в большинстве своем- относятся как к устной, так и к письменной речи:

- ясность, понятность, простота;

-убедительность (аргументированность);

-правильность;

выразительность.

</ Поэтому моя задача, как учителя-словесника, состоит в том, чтобы научить детей говорить ясно, аргументированно, правильно, выразительно и свободно. Ученик должен овладеть навыками словесной импровизации, умением поддерживать интерес аудитории и, что немаловажно, контролировать себя во время речи.

Нам известны самые различные формы совершенствования устной речи: традиционные уроки развития речи, уроки анализа прозаического и лирического текста, уроки-размышления, семинары и др. Чтобы анализ художественного произведения служил не только средством воспитания духовной личности, но и помогал развивать литературную монологическую речь, использую разные приемы и методы.

Так, в этом году взяла 8-ой класс (у нас обучение с 8 класса) и столкнулась с проблемой примитивного пересказа. Решила сделать пересказ целенаправленным и продуктивным:

- подготовка творческого ролевого пересказа от самого себя, либо от автора, либо от имени персонажа. Цель: развитие не только устной речи, но и творчества, воображения учащихся;

- подготовка выборочного пересказа с элементами анализа (аргументировать выбор того или иного эпизода). Такая работа формирует умение выбора и аргументации этого выбора;

- сюжетный пересказ. Цель: закрепление понятия сюжета как логически построенного хода событий в произведении. Такой прием заставляет ученика вникать в расположение ключевых событий, понимать их взаимосвязь, выстраивать устный ответ в соответствии с требованиями ясности, логичности, убедительности.

Часто на практике наблюдается такая форма задавания на дом: подготовьте устное сообщение на определенную тему. Результаты такой формальной работы мы «пожинаем» на следующем уроке: либо сообщение выстроено не по теме, либо много общих мест, либо мысли и понимание есть, но нет доказательств и т.п. На мой взгляд, не будет в дальнейшем проблем, если научить их известным способам подготовки устных высказываний (см. Т.А.Ладыженская «Система работы по развитию связной устной речи учащихся»):

- составление плана или его набросков;

-составление рабочих материалов;

-составление тезисов;

-составление письменного высказывания будущего устного высказывания;

- проговаривание будущего высказывания;

- если сформулировать возможные вопросы от аудитории, еще лучше.

Цель такой подготовки:

1.Это и есть обучение культуре устного речевого высказывания и формирование метапредметных умений и навыков.

2. Устные высказывания, подготовленные с помощью рабочих материалов, значительно глубже и качественнее по теме.

3. Обучение умению выстраивать логику и последовательность изложения текста;

4. Значительно меньше прерывистости речи;

5. Составление будущего высказывания -это конкретная помощь тем учащимся, кто затрудняется в четком оформлении своих мыслей, кто не умеет выражать свои мысли спонтанно.

6.Наконец, это устное высказывание и есть наше письменное сочинение, его «зародыш».

7.При выступлении надо подсказать еще приемы публичной речи.

Очень важно проводить рецензирование устной монологической речи по тем же четырем требованиям: слушатели анализируя монолог товарища, делят тетрадь на 2 колонки, где отмечают знаками: плюс - положительные моменты монолога; минус- отрицательные. Обязательное условие- начинать рецензию публичного выступления одноклассника с положительных моментов. Говоря об отрицательных сторонах монолога, обязательно употреблять глагол «рекомендую» с целью уважения выбора выступавшего. И в другой раз ученик обязательно учтет рекомендации своих одноклассников. Я же терпеливо и настойчиво напоминаю: мы УЧИМСЯ выступать ясно, убедительно, правильно, выразительно!

Кстати, так мы готовимся, когда ученик в старших классах принимает участие в лекции учителя: он берет на себя определенные вопросы во время лекции (выступает в роли твоего коллеги). Если ученик владеет навыками устной речи, можно поручать готовить фрагмент урока: он самостоятельно ищет информацию, отвечает за качество содержания и преподнесения учебного материала.

Чем больше говорят и делают дети, тем совершеннее их устная речь, тем эффективнее урок. Это- аксиома.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал