7


  • Учителю
  • Программа по литературе 8 класс

Программа по литературе 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ВСХОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.В.ИСАКОВСКОГО» В Д.КЛЮЧИКИ

Угранского района Смоленской области





«Принято»

Руководитель МО

_________________________

Р.А.Пенская

Протокол №_______

от « » ___________2016г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________________

Н.А.Горнаткина .



от « » ___________2016г

«Утверждаю»

Директор школы



_______________________

А.В.Егоров

Приказ №_______

от « » ___________2016г



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе

для 8 класса

базовый уровень









Разработана

Филатовой Татьяной Анатольевной

учителем русского языка и литературы

1 квалификационной категории













д. Ключики

2016-2017 учебный год



Раздел 1. Пояснительная записка



Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1577»



Общая характеристика предмета



Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В этом классе при изучении художественного произведения особенно важна роль автора. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится особенно убедительной для учеников. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, ярко и эмоционально выявляется позиция автора.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последова­тельность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

На этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.

В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.

При этом очень важно рассмотрение позиции автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

Необходимо подсказать ученикам важность понимания исторического времени для верного взгляда на время сегодняшнее. В качестве достаточно объемного эпиграфа для этого предлагается фрагмент сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно с проблемой времени, но, как правило, помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории.

Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.



Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 8 классе - 68 часов(2 ч в неделю).

Учебник: под ред. Т.Ф. Курдюмовой. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014 г.













Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты обучающихся основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы:

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковысредств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы ученик 8 класса должен



знать/понимать:



  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).



должен уметь:



  • определять связь литературного произведения со временем (соотношение времени изображенного, времени создания, времени прочтения);

  • использовать различные формы изучения произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одного события в произведениях разных жанров и писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными материалами;

  • грамотно и осмысленно читать.



Виды контроля:



- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.





Раздел 3. Содержание учебного курса.



Литература и время(1 ч)

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен. «К а л о ш и с ч а с т ь я» как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Т е о р и я. Литература и история. Эпиграф.



Фольклор(3 ч)

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Т е о р и я. Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«П е т р а П е р в о г о у з н а ю т в ш в е д с к о м г о р о д е» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Т е о р и я. Историческая народная песня.

Народная драма.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к ф р а н ц у з М о с к в у б р а л». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я. Народная драма.

История на страницах произведений эпохи Возрождения(2 ч)

М. де Сервантес Сааведра. «Д о н К и х о т» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».



История на страницах произведений древнерусской литературы(4 ч)

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Н а ч а л ь н а я л е т о п и с ь», «П о в е с т ь в р е м е н н €ы х л е т». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI-XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи.

Т е о р и я. Летопись.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е о ж и т и и А л е к с а н д р а Н е в с к о г о». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «П р е п о д о б н ы й С е р г е й Р а д о н е ж с к и й». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.



Литература эпохи Просвещения(2ч)

Ж. Б. Мольер. «М е щ а н и н в о д в о р я н с т в е» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я. Классицизм. Комедия.



История на страницах произведений XVIII века(3 ч)

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин. «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я. Комедия



Историческое прошлое в литературе XIX века(34 ч)

Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой. «И л ь я М у р о м е ц», «П р а в д а», «К у р г а н». Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я. Былина и баллада.

Г. Лонгфелло. «П е с н ь о Г а й а в а т е» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Т е о р и я. Песнь как жанр.

В. Скотт. «А й в е н г о» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я. Исторический роман.

И. А. Крылов. «В о л к н а п с а р н е». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Т е о р и я. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин. «П е с н ь о в е щ е м О л е г е». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

«П о л т а в а» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы.

«Б о р и с Г о д у н о в»

«К а п и т а н с к а я д о ч к а». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов. «П е с н я п р о ц а р я И в а н а В а с и л ь е в и ч а, м о л о д о г о о п р и ч н и к а и у д а л о г о к у п ц а К а л а ш н и к о в а». Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Т е о р и я. Историческая поэма.

Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.



Обращение лирических поэтов 19 в к исторической тематике( 2 ч ).

В. А. Жуковский. «В о с п о м и н а н и е», «П е с н я»; А. С. Пушкин. «В о с п о м и н а н и е», «С т а н с ы»; Д. В. Давыдов. «Б о р о д и н с к о е п о л е»; И. И. Козлов. «В е ч е р н и й з в о н»; Ф. И. Глинка. «М о с к в а»; А. Н. Апухтин. «С о л д а т с к а я п е с н я о С е в а с т о п о л е». Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. Дюма. «Т р и м у ш к е т е р а» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Т е о р и я. Авантюрно исторический роман.

А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в». Подлинные исторические лица - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь С е р е б р я н ы й». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Т е о р и я. Контраст как прием композиции.

Историческое прошлое в литературе XX века (13 ч)

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин. «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р», «С в я т о г о р и И л ь я»; К. Д. Бальмонт. «Ж и в а я в о д а»; Е. М. Винокуров. «Б о г а т ы р ь». Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Т е о р и я. Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов. «В о с к о в а я п е р с о н а», «П о д п о р у ч и к К и ж е». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.

М. Алданов. «Ч е р т о в м о с т» (главы), «С в я т а я Е л е н а, м а л е н ь к и й о с т р о в». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я. Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов. «З о л о т а я к а р е т а». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Т е о р и я. Символика названия пьесы.



История на страницах поэзии XX века(2ч )

В. Я. Брюсов. «Т е н и п р о ш л о г о», «В е к з а в е к о м»; З. Н. Гиппиус. «14 д е к а б р я»; Н. С. Гумилев. «С т а р и н а», «П р а п а м я т ь»; М. А. Кузмин. «Л е т н и й с а д»; М. И. Цветаева. «Д о м и к и с т а р о й М о с к в ы», «Г е н е р а л а м д в е н а д ц а т о г о г о д а»; Г. В. Иванов. «Е с т ь в л и т о г р а ф и я х с т а р и н н ы х м а с т е р о в...»; Д. Б. Кедрин. «З о д ч и е» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в.



Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года(2 ч). Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.









Раздел 4.Тематическое планирование.















Раздел 5. Календарно-тематическое планирование



урока



Тема урока

Дата





1 четверть-18 часов (в/чтение-1 ч.)







1

Введение. Литература и время. Г.Х.Андерсен «Калоши счастья» - эпиграф к изучению исторической тематики. Теория. Литература и история. Эпиграф.





История в устном народном творчестве.



2



Историческая народная песня «Правеж». Песни о Петре Великом. Теория. Историческая нар. песня



3

В/чтение

Петр Великий и Иван Грозный в песнях.





4

Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Теория. Народная драма





История на страницах произведений эпохи Возрождения



5,6

M. де Сервантес «Дон Кихот». Дон Кихот как «вечный образ». Теория. Рыцарский роман. «Вечный образ»





История на страницах произведений древнерусской литературы.



7

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.





8

«Н а ч а л ь н а я л е т о п и с ь», «П о в е с т ь в р е м е н н ы х л е т». . Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». Т е о р и я. Летопись.



9

Сказание о житии Александра Невского». Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.



10

Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».





Литература эпохи Просвещения





11-12

Ж. Б. Мольер. «М е щ а н и н в о д в о р я н с т в е» (сцены). Т е о р и я. Классицизм. Комедия.







История на страницах произведений XVIII века





13-15

Д.И.Фонвизин. «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я. Комедия.











Историческое прошлое в литературе 19 века.



16

Тема истории в произведениях классики (обзор). Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.





17

Былинные герои в произведениях 19 века. А. К. Толстой «Илья Муромец», «Правда». Теория. Былина и баллада



18

Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Теория. Песнь как жанр.





2 четверть - 14 часов (р/речи-2 ч., в/чтение-3 ч.)



19-20

В/чтение. В.Скотт. «Айвенго» (фрагменты). Изображение героев и изображение эпохи. Теория. Исторический роман.



21

И.А. Крылов. «Волк на псарне». Теория. Басня на историческую тему





22

Развитие речи.

Выразительное чтение наизусть.



23

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»: тема судьбы



24

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент).



25

Развитие речи. Сочинение «Изображение Петра в поэме А.С.Пушкина «Полтава»»



26

В/чтение. А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)



27

Болдинская осень 1833 года. Работа Пушкина над «Историей Пугачёва» и «Капитанской дочкой». Теория. Историческая проза.







28

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1-2 глав). Теория. Автор в историческом произведении



29

Проблемы чести, долга, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (главы 3-5) Теория. Сюжет и фабула.



30

Пугачёв и народ в повести (главы6-7)



31

Средства х-ки героев повести на примере 8-12 глав.



32

Образ Маши Мироновой. Название и идейный смысл произведения. Роль эпиграфов в повести. Теория. Эпиграф.







3 четверть - 20 часов (р/речи-3 ч., в/чтение-3 ч.)





33

Развитие речи. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».



34

В/чтение. Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»: история создания и нравственная проблематика повести. Образ Германа.



35

М. Ю. Лермонтов «Песня про... купца Калашникова». Быт и нравы 16 века в поэме.



36

Исторический сюжет и герои «Песни...». Теория. Историческая поэма



37-38

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Теория. Историческая повесть



39

Образы Тараса, Остапа и Андрия. Авторское отношение к героям.



40

Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль лирических отступлений в повествовании. Теория. Патриотический пафос произведения.





41

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.



42-43

В/чтение. А. Дюма «Три мушкетера». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Теория. Авантюрно-героический роман



44

А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов» и её герои.



45

Эпоха и её воспроизведение в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». Теория. Исторический роман.



46

Исторические лица и вымышленные герои в романе Художественные особенности романа. Теория. Связь исторического романа с фольклором.



47

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Гуманистический пафос рассказа. Теория. Контраст как прием композиции.



48

Герои рассказа Толстого и их судьбы. Роль случая в жизни и судьбе человека.



49

Развитие речи. Анализ эпизода.







Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века



50-51

Историческое прошлое в русской лирике 19 века. Патриотический пафос и лирическое чувство в стихотворениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Д.В. Давыдова. А.Н. Апухтина (по выбору уч-ся).





Историческое прошлое в литературе 20 века.



52-53

Судьба исторических жанров в литературе 20 века.

Былинные герои в произведениях И.А.Бунина, К.Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Теория.Былины в лирике XX в.









4 четверть - 16 часов (р/речи 2 ч., в/чтение-1 ч.)





54

Исторические романы и повести Ю. Тынянова (обзор). «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Теория. Язык и стиль исторического повествования



55

В/чтение.Осуждение нелепостей воинской службы при Павле 1-ом в рассказе «Подпоручик Киже».



56

Обсуждение романа М. Алданова «Чертов мост». Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия)



57

Васильев Б. Л. «Утоли моя печали» (главы).Изображение ходынской трагедии; понимание автором и героями ее причин. Теория. Исторический роман и его название.



58

Различные пути развития России в представлении героев романа. Жизнь людей на фоне трагических

событий истории. Смысл названия романа.



59

Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет (обзор). Стихотворения К. Симонова, А. Ахматовой, Ю. Друниной, А. Твардовского.



60

Великая Отечественная война в песнях современных

авторов: Б. Окуджавы. В. Высоцкого и др.



61

Л. М. Леонов «Золотая, карета». Драматический сюжет и композиция пьесы. Судьбы и идеалы героев. Теория. Символика названия произведения.



62

Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека.



63,64

Развитие речи. Творческая работа: исторические события и исторический герой на страницах художественного произведения.





История на страницах поэзии 20 века.



65

Многогранность осмысления былого поэтами Серебряного века (З. Гиппиус, В. Брюсов, Н.Гумилев). Теория.



66

Лирические раздумья об исторических событиях, о произведениях искусства как свидетелях минувшего в произведениях Д.Кедрина, Г.В. Иванова, М. Цветаевой.





Итоги



67

Итоговая промежуточная аттестация по литературе (тест) за курс 8 класса.



68

Беседа по итогам чтения произведений исторической тематики в течение года. Викторина.

Рекомендация книг для самостоятельного чтения летом.





</



































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал