7


  • Учителю
  • Влияние философских идей на развитие литературы 19-начала 20 веков (элективный курс)

Влияние философских идей на развитие литературы 19-начала 20 веков (элективный курс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Содержание:





  1. Объяснительная записка

  2. Темы и содержание курса

  3. Материал лекции учителя для первого задания

  4. Варианты ученических работ

  5. Библиография





  1. Объяснительная записка



Программа курса «Влияние философских идей на развитие литературы» может быть реализована в 11- ом классе в том виде, как она представлена ниже, или более углубленно распределена в качестве элективного курса по данной теме соответственно в 9,10,11 - ом классах. Данный курс углубляет базовое содержание общеобразовательной программы. Основные виды деятельности учащихся на элективных занятиях как групповые, парные, так и индивидуальные, а так же коллективные. Каждая тема включает ряд творческих заданий, позволяющих учащимся сделать самостоятельный выбор для анализа, а учителю оценить их работу.

Задачи курса «Влияние философских идей на развитие литературы» предполагают более глубокое изучение основополагающих начал в развитии литературы. Программа включает ряд тем, не рассматриваемых общеобразовательной программой, но являющихся весьма интересными и важными для формирования полного представления о развитии отечественной литературы.

Программа курса предполагает знакомство с некоторыми философскими направлениями, оказавшими влияние на развитие литературы, и предусматривает серьезную самостоятельную работу учащихся, заинтересованных в предмете и предполагающих дальнейшее образование на гуманитарных факультетах, под руководством учителя.

Такая работа воспитывает вдумчивое прочтение текстов художественных произведений, учит логически мыслить, осознанно понимать процессы развития общественной мысли, отраженное в произведениях великих писателей, мыслителей, неравнодушных к судьбе Отечества, к судьбе человека.

Организованная и систематическая работа курса позволяет развить навыки анализа художественного произведения, развить умение понимания и оценивания значения творчества писателя, поэта В связи с движением общественной мысли, развивает ассоциативное мышление, учит видеть частное в общем и общее в частном, самостоятельно мыслить.





2. Тематическое планирование курса «Влияние философских идей на развитие литературы 19-го начала 20-го веков.»



Тема

Содержание. Задание для самоподготовки

1

Обоснование выбора темы курса. Лекция учителя.

Обзорное рассмотрение конкретных примеров влияния философских идей на творчество поэтов и писателей 19-го начала 20-го веков.

Задание: составление картотеки.

2

Немецкие философы- идеалисты, вдохновители европейских поэтов романтиков

Основы философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. Русский романтизм. Двоемирие. Дуализм.

Задание (индивидуальное): прочитать

А.С.Пушкин «Южные поэмы»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

И.А. Гончаров «Обыкновенная история»,

«Обломов»

А.И.Куприн «Молох», «Поединок»



3

Практическое аналитическое занятие «Судьба романтического героя в русской литературе и российской действительности».

Мотивы побега.

Способность к поступку.

Проследить и сопоставить судьбу романтического героя в русской литературе и российской действительности в соответствии с его нравственным идеалом на фоне исторической действительности и общественной мысли.

Задание: подобрать стихи для анализа.



4

Практическое занятие «Философская лирика 19-го века».

Анализ стихотворений Г.Р.Державина, К.Н. Батюшкова, Е.А.Боратынского, А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Задание: попытка самостоятельного анализа (по выбору учащихся)

5

Философия Артура Шопенгауэра.

Знакомство с основами философской мысли Шопенгауэра, его концепцией человека. Поэзия Шопенгауэра как отражение его философских взглядов.

Задание: познакомиться со статьей Андрея Белого «Фридрих Ницше»

6

Философия сверхчеловека

Работа на материале статьи Андрея Белого «Фридрих Ницше». Отражение теории сверхчеловека в литературе 19-го века.

7

Христианские философские мотивы в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Концепция человека, нравственный идеал, поиски пути, влияние времени.

Задание: познакомиться с главами книги Даниила Андреева «Роза мира»

8

Влияние философии Владимира Соловьева на личность и творчество А.А. Блока.

Философия Платона. Софиология Соловьева. Даниил Андреев «Роза мира» (глава «Падение вестника»)

Задание: выбрать стихотворения для анализа.

9

Практическая работа по лирике Александра Блока.

Анализ стихотворений Блока в свете философии Вл. Соловьева.

Задание: попытка самостоятельного анализа стихотворения Блока (по выбору учащегося).

10

Философские источники пьесы А.М.Горького «На дне»

Философия Маха, Богданова. Эмпириокритицизм. Фидеизм. Анархизм. Философия отрицания. Двоемирие. Концепция человека.

Задание: составить схему отражения различных философских концепций в структуре действующих лиц пьесы.

11

Выражение философских взглядов современных писателей 20-го века.

По выбору учащихся:

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»

В. Дудинцев «Белые одежды»

В.Распутин «Видение»







3. Влияние философских идей на развитие литературы 19,

начала 20 веков



Занятие 1



(Возможный вариант обзорной лекции учителя.)

В 1820-е годы в общественной жизни России все большую роль начинает играть философия. Появляются философская эстетика, философская история, философская критика, философская лирика и первый философский кружок "общество любомудров". Любомудрие представляет собой буквальный перевод на русский язык греческого слова "философия". На собраниях обсуждались сочинения немецких философов и собственные философские опыты присутствовавших. Одним из деятельных членов кружка был поэт, критик Веневитинов Дмитрий Владимирович. Еще в Московском университете на лекциях Павлова М.Г. он познакомился с философией Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), определившей все его мировоззрение. Веневитинов считал, что истинные поэты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями, философами, венцом просвещения. Поэт был убежден, что именно философия должна быть положена в основу не только литературы, но и других искусств и даже наук. Литература, утверждал он, должна быть основана на философском фундаменте.

Вместе с Веневитиновым у основания кружка любомудров был Одоевский Владимир Федорович. В 1823-1825 годах он являлся председателем этого общества и оказал позже определенное влияние на Лермонтова М.Ю. Одоевский способствовал ознакомлению и углублению в изучении новейших тогда течений европейской философской мысли. Он находился под определенным влиянием немецкой идеалистической философии Шеллинга и немецкой романтической школы. Самобытность его как писателя и философа подтвердил выданный ему диплом почетного доктора философии Иенского университета.

Среди активных участников любомудров был поэт, литературный критик Хомяков Алексей Степанович, чье творчество в последнее время вызывает определенный интерес. Философские идеи Хомякова оказали живое влияние на судьбу русской литературы. Он также испытал на себе влияние Шеллинга, но, как считают исследователи его творчества, более был близок другому немецкому философу, Артуру Шопенгауэру(1788-1860). Возможно, как и у другого почитателя философии Шопенгауэра Фета А.А., на этот факт повлияла драма личной жизни. Почти в одночасье он потерял семью, как Фет потерял имя, и тогда вся жизнь превратилась в преодоление влияния зла. Свободная творящая воля, утверждаемая Шопенгауэром, стала основой жизнестойкости, мужественного противостояния разрушению души. В последствии философские идеи Хомякова нашли развитие в воззрениях представителя позднего славянофильства Леонтьева К.Н. и в толстовских идеях преодоления страданий посредством мужественного волевого смирения.

Одним из тех, кто создавал философскую лирику, основы философской критики, публицистики, был поэт, переводчик, литературный критик, публицист Шевырев Степан Петрович. Он был у истоков создания философской лирики. Поэт хранил в душе веру в силу печатного слова и в возможность изменения общества посредством "мудрости его". В 1827 году при поддержке Пушкина он создает журнал "Московский вестник", который предполагалось сделать руководителем общественного мнения. В своих критических статьях того времени он стремился поднять литературную критику до философской эстетики.

Любомудры, вслед за Шеллингом, были захвачены мыслью о том, что все в мире едино, все вещи и свойства являются порождением деятельности неких всеобщих сил. Смысл жизни они видели в непосредственном соприкосновении человека с природой. Так лирическому герою стихотворения Аксакова К.С. "Фантазия" кажется, что он весь перелился в природу, каждая его клетка дышит и изменяется как живое существо:



Лучами луны я спускался с небес…

Таинственным мраком под сенью дубрав

Чернел я…

И всю наполняя природу собой,

Я с нею летел в бесконечность ночную



Особое влияние на развитие литературы в России оказали Иоганн Готлиб Фихте, видный немецкий философ идеалист, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, крупнейший немецкий философ идеалист и диалектик, Артур Шопенгауэр, а также французские просветители.

Исходным пунктом своей философии Фихте объявил абсолютное "Я", которое само из себя творит мир. (Вспомните горьковского Сатина и его слова: "Существует только человек! Все остальное - дело его рук, его ума…") Развивая принцип деятельности или активности, философ представляет ее как процесс самопознания. (Именно так назвал свою книгу русский философ Николай Бердяев - "Самопознание") Фихте признает абсолютную свободу воли, бога и бессмертие души. В Михайловской ссылке Пушкин просил Алексея Вульфа разыскать и прислать ему книгу Фихте. Эту просьбу Тригорский сосед Пушкина, как известно, исполнил.

Шеллинг средством познания считал "внутреннее чувство", "интуицию избранных", способных к саморазвитию через противоречия. Вот откуда взял свое начало русский романтический разочарованный герой. Первой попыткой его изображения, я считаю, можно назвать Эраста (Карамзин "Бедная Лиза"), а далее мы видим его в героях романтических поэм Пушкина (кавказский пленник, Алеко, братья - разбойники), в Чацком, в Онегине, в Печерине, в гоголевском художнике ("Невский проспект"), а позже в Сашеньке Адуеве и даже в Обломове . В искусстве, которое философ называл "откровением" и отводил особую роль, он видел путь постижения реальности.

Гегель основой мира считал некую существовавшую еще до появления человека "абсолютную идею", являющуюся деятельным началом. Ее деятельность может выражаться только в мышлении, в самопознании. Внутренне она противоречива, движется изменяется обладает способностью переходить в свою противоположность. Энгельс в свое время оценил эту способность "мыслящего мозга". Можно ли отождествить "мыслящих" Гегеля и "избранных" Шеллинга? Так или иначе, но логический этап мысли по Гегелю совмещается с этапом природы, как и избранный Шеллинга сливается с природой. Та же мысль мне видится в утверждении Станкевича, который в философском наброске "Моя метафизика" возражал тем, кто представлял себе "силу, творящую отдельно от природы". Русских поэтов, почитателей Гегеля привлекала перспектива процесса диалектического саморазвития идеи, ведь он должен привести как к индивидуальному сознанию, так и к совершенству общественного сознания. Как это прекрасно, как соблазнительно, какую бурю чувств вызывает в душе, какую жажду деятельности. Наверное, об этом говорил Рудин, пытаясь пробудить полудремавшие сердца. Одно верно: в кружке Станкевича эти вопросы обсуждались весьма воодушевленно. Исследование о деятелях этого кружка - вопрос широкий и говорить о нем можно и нужно отдельно, как и о самом руководителе.

Особое место в развитии литературной и общественной мысли занимал Шопенгауэр. Его школу прошли Томас Манн, Ницше, Рихард Вагнер, Александр Скрябин, Афанасий Фет, Лев Толстой, Леонид Андреев, Максим Горький. Каждое названное имя может послужить темой конкретного исследования. Говоря коротко то была школа просветления страстей и школа умудрения. Даже не только умудрения, но и углубление своего взгляда на жизнь и мир. Словно ближе становиться и понятнее дно души, мешающей быть легкомысленным, всесильным и поверхностным. Люди, читавшие Шопенгауэра, учились мудро ценить все то неложно - правдивое, что каким- то чудом дарит жизнь. Да, он был глубоким и несносным пессимистом, но именно он умел ценить жизнь, потому что доказал, что все ужасное, перерабатываясь страданиями, переходит в нечто более светлое, по - своему ценное. Не в этом ли заключается принцип создания образов Пьера, Болконского, княжны Марьи, Платона Каратаева (Толстой "Война и мир").

Хотя известно, что Толстой, советовавший Фету прочитать "Мир как воля и представление", обругал позже автора "нытиком", впрочем, суть дела заключена именно в том впечатлении, которое произвел на русского мыслителя немецкий философ



Исследуя данный вопрос, невозможно не остановить внимание на философской поэзии Баратынского Е.А. , Батюшкова К. Н. Эти исследования составили бы вполне самостоятельные темы.

В 30-е годы 19 века потребность в философском осмыслении мира испытал Гоголь. Его статьи об искусстве в "Арабесках" впитали в себя поиски русской философской эстетики. В этих статьях ощущается влияние философии Шеллинга.

Герцен А.И. страшно был увлечен философией Гегеля. Его философско- публицистические работы оказали огромное влияние на несколько поколений интеллигенции от Достоевского до Плеханова. Краеугольным камнем его этики явилась личность организующая силу. Форму философского диалога писатель использовал в логической исповеди по поводу французской революции 1848 г.

Достоевский жадно читал Гегеля и делал выводы, близкие философии Шопенгауэра о том, что, вопреки страшным условиям действительности, рядом с подлостью, грязью, преступлением сохраняется здоровое нравственное чувство, живая потребность в любви

Салтыков - Щедрин знакомится с философией Гегеля.

Тургенев едет в Берлин изучать Шеллинга и Гегеля на их родине.

Тютчев в Германии общается с Шеллингом, который увидел в нем

превосходнейшего и очень образованного человека, " с которым охотно беседуешь".

Если говорить о литературе начала 20 века, то несомненный интерес могут представлять темы: "Андрей Белый и Фридрих Ницше", "Владимир Соловьев и Александр Блок", "Герои философы Максима Горького".







4. Варианты работ учащихся по теме «Анализ лирики Блока в свете философии Владимира Соловьева»





Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобою встречаться»



В первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок выражает надежду на явление Софии. Этот образ был навеян философией Вл. Соловьева. София - Душа Мира, Премудрость Божья, Соборная Душа является материализованным синтезом опыта положительного познания. Ее приход на землю даст людям Вселенское счастье, мир и покой. По утверждению Владимира Соловьева, только поэт способен подготовить людей к приходу Софии. Так Блок и понимал свою миссию. Свою задачу поэт видел в том, чтобы пробудить в сердцах людей порывы к добру, благородству, к стремлению нравственного самоусовершенствования. Как автор первого сборника он вполне осуществляет эту миссию, хотя уже в некоторых шедеврах «Стихов о Прекрасной Даме» звучит нота тревоги:



Но страшно мне: изменишь облик Ты

И дерзкое возбудишь подозренье….



Познавая жизнь, открывая для себя все ее земные законы, Блок впадает в отчаяние: не отражать в стихотворениях реальной правды действительности он не может, но ведь так он служит не Софии, а ее антиподу. Все зло реальности, отраженное в его стихах, сеет зло в сердцах людей. Он в отчаянии, он страдает. Эти мотивы звучат в стихотворении «Мне страшно с Тобою встречаться», написанном в 1902 году.

Необходимо уяснить значение такой детали, как обращение лирического героя к адресату с заглавной буквы местоимения. Такое обращение принято только к Богу, значит, адресат поэта неземное существо. Это предположение утверждает читателя в догадке, что адресат лирического героя - София.

Сомнения и подозрения о некой истине земной породили в сознании лирического героя мысли о том, что Та, чьего прихода он ждет, уже не та, так как он допустил в свое творчество зло (действительность), поэтому с такой тревогой звучит его голос:



Мне страшно с Тобою встречаться….

Но еще хуже, если его ожидания не оправдаются и она не явится:

Страшнее Тебя не встречать.



Блок признавался в дневниках того времени в ощущениях разрывающей душу раздвоенности: мир ужаснее, безнравственнее, чем он думал прежде. Поэтому его лирический герой:



На всем уловил печать.



Это печать гибели, потому что падение нравов приводит к смерти физической. Люди потеряли человеческий облик, потеряли интерес к жизни, наполненной теперь безверием и растерянностью. Они превратились в тени:

Не пойму - живут или спят.



Лирический герой пытается найти спасение. Где? В божьем храме:



Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад



Боится, потому что страшно видеть мертвые тени вместо людей. В «Плясках смерти» он произносит именно это слово:



Как тяжко мертвецу….



Все попытки общения окружающих с лирическим героем вызывают в нем страдания, он даже не помнит их имен. В его памяти - только «страшные звуки недавних больших похорон». Речь идет о похоронах Владимира Соловьева, умершего в 1901-ом году. Его смерть потрясла Блока, потому что именно в нем он видел поэта - пророка, способного осуществить идею нравственного усовершенствования человечества. Следует отметить, что у Блока и его современников были все основания так полагать: влияние Соловьева на разум и волю людей последней четверти 19-го века было огромно. Итак, поэт-философ умер, и надежда рухнула. Вместе с людьми скорбит все: природа, космос, мироздание:



А хмурое небо низко -

Покрыло и самый храм….



И на земле, и в небе серо и хмуро, и нет солнечного луча, но надежда живет в сердце лирического героя:



Я знаю: Ты здесь! Ты близко.

«Ты не оставишь нас,- домысливает читатель,- Ты там, Тебя нет пока здесь, но ты близко».

Шишкина Диана.



Анализ стихотворения Блока «Незнакомка» в свете философии Владимира Соловьева





В дневнике Александра Блока от 27 декабря 1901 года мы читаем: «Я раздвоился …непостижимо начинаю я, ожидающий, тосковать…» Такими ощущениями тоски и раздвоенности проникнуто стихотворение «Незнакомка», написанное в апреле 1906 года.

Лирический герой подавлен двойственностью своего мироощущения, на земле он не может найти человека, способного ответить на снедающие его душу вопросы. А все вокруг ужасно: прекрасная романтическая луна здесь бессмысленно кривящийся диск, чарующий женский голос здесь крикливый визг, глаза людей кроличьи. Поэтому лирический герой каждый вечер проводит в обществе «единственного друга», смиренный и оглушенный его терпкой и таинственной влагой. Он еще не потерял веру в приход Прекрасной Дамы- Софии, по-прежнему ждет свидания с ней. Но если прежде оно виделось ему в храме в приделе Иоанна, то теперь - в пьяном и угарном зальчике ресторана. Он знает, что наступит минута и это произойдет: она явится. Вопрос: кто она? Он хочет видеть свою мечту, а кто же приходит на самом деле. Сон это или явь, галлюцинация воспаленного вином ума или действительное явление Прекрасной Дамы. Поэтому стихотворение и называется «Незнакомка». Вчитаемся в его строки:



И каждый вечер, в час назначенный

……………………………………….

Всегда без спутников, одна…



Во времена Блока в одно и то же время, без спутника в ресторане могла появиться лишь женщина легкого поведения. Однако далее открывается неожиданное несовпадение с подобным предположением:



Дыша…туманами…

………………………………………..

В туманном движется окне.



Представить себе земную женщину в такого рода движении невозможно, значит, перед нами образ неземной. Ее упругие шелка веют древними поверьями. Это значит что на ней - печать, связующая времена, а ведь это свойственно только Софии. Лирический герой ощущает свою причастность к Ней, он закован этой близостью, видит сквозь «темную вуаль» не откровенные человеческие глаза, а очи, цветущие на дальнем очарованном берегу. Неужели это та, которая поручила ему глухие тайны истины, призванной спасти человечество, поместила в его душе сокровище- ключ от человеческого счастья. Почему же он вновь и вновь дурманит свой мозг, в котором «перья страуса склоненные качаются», не дают ни покоя, ни забытья? Да потому что сам не может понять, кто она. Можем ли мы ответить однозначно, если сам поэт назвал этот образ незнакомкой. Во всяком случае, доказательств ее неземной сути в стихотворении достаточно.



Голубева Надежда.





5. Библиография:



  1. Манн Ю. "В кружке Станкевича"

  2. Стеллиферовский А.А. "Баратынский"

  3. Михаилов А.В. "Новое знакомство с одним поэтом - непоэтом"

  4. Шопенгауэр Артур «Под завесой истины»

  5. Андреев Даниил «Роза Мира»

  6. Белый Андрей «Фридрих Ницше»

  7. Маймин Е.А. «О русском романтизме»

  8. Долженков П.Н. «Существует только человек»



























10









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал