7


  • Учителю
  • Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «СОДРУЖЕСТВО».

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей русского языка и литературы.


Протокол № от _______________

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР АНОСОШ «Содружество

Елисеева В. Б ___________________

УТВЕРЖДАЮ


Директор АНОСОШ «Содружество»

Деянова Г. В. _________________


Рабочая программа

По предмету «Литература»

для 6 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Составитель: учитель Дюжая Е.В.

Базовый уровень: 102 часа.


г. Долгопрудный

2015 г.

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

  1. пояснительную записку с целями и задачами изучаемого предмета;

  2. содержание курса;

  3. требования к уровню подготовки учащихся;

  4. изменения, внесённые в авторскую программу, их обоснование;

  5. календарно-тематическое планирование;

  6. перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочих недели, итого 102 часа.

Содержание учебного предмета.


Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория Литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».

Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические; годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражений темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая меч та в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления);

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по литературе

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:


- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.


Изменения, внесённые в авторскую программу.

В авторской программе В. Я. Коровиной на изучение литературы отводится 105 часов, а по учебному плану школы - 68 часов. В связи с этим в авторскую программу внесены следующие изменения.

Содержание

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Введение

1

1

Устное народное творчество

4

3

Древнерусская литература

1

1

Из литературы XVIII века

1

1

Из литературы XIX века

50

36

Из русской литературы XX века

26

19

Из литературы народов России

2

0

Из зарубежной литературы

17

7

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Кол-во часов

Тема урока

Виды работы, формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

1

1 ч.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного героя.

Слово учителя, беседа, игра «Как я знаю литературу»



2

1 ч.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Слово учителя, тест «Обрядовая поэзия»



3-4

2 ч.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. И народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Конкурс знатоков пословиц.



5

Рр

1 ч.

Урок- «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Слово учителя, беседа, игра, составление плана ответа на проблемный вопрос.



6

1 ч.

Русские летописи «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Слово учителя, работа с аудиозаписью, беседа



7

1 ч.

Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне

Слово учителя, работа с аудиозаписью, беседа



8-9

2 ч.

И. А. Крылов. Слово о баснописце. И. А. Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна

Слово учителя, работа с аудиозаписью, беседа. Инсценировки.



10-11

2 ч.

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображенее «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Проверочная работа по определениям



12

1 ч.

А. С. Пушкин.Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Понят

Сообщения учащихся, выразительное чтение



13

Рр

1 ч.

А. С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро»

Слово учителя, работа с аудиозаписью, беседа.



14-15

2 ч.

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «Пущину». «Чувства добрые в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет. Метафора как средства создания художественных образов в лирике Пушкина.

Выразительное чтение стихотворений



16-17

2 ч.

А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Слово учителя, художественный пересказ, беседа.



18

Вн. Чт.

1 ч.

А. С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Рассказ, беседа.



19-20

2 ч.

А. С. Пушкин «Дубровский»: картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Рассказ, беседа



21-22

2 ч.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» Роль эпизода в повести.

Беседа, составление плана, подбор цитат из текста романа.



23-24

2 ч.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.




25

Рр

1 ч.

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Слово учителя, беседа, пересказ.



26

Кр

1 ч.

Контрольная работа по творчеству Пушкина.

Урок контроля



27

1 ч.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Выразительное чтение, ответы на проблемный вопрос.

11.11.14


28

1 ч.

Антитеза как основной ком-позиционный приём в стихо-творениях М. Ю. Лермонто-ва «Листок», «Утёс», «На севере диком…»

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом



29-30

2 ч.

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты гармонии человека с миром. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворения



31

Рр

1 ч.

Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова»

Письменная работа



32

Вн чт.

1 ч.

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»

Слово учителя, виртуальная экскурсия в Спасское-Лутовиново.



33-34

2 ч.

И. С. Тургенев. Слово описателе. Цикл «Записки охотника и их гуманистический пафос. «Бежин луг»: образы крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Анализ эпизодов, слово учителя, чтение статей учебника.



35-36

2 ч.

И. С. Тургенев. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев-мастер портрета и пейзажа.

Конкурс на лучшее выразительное чтение и инсценирование рассказов.



37-38

1 ч.

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…» Особенности изображения природы в лирике Тютчева. «С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом



39

1 ч.

Ф. И. Тютчев «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

Творческая работа



40

1 ч.

А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом



41-42

2 ч.

А. А. Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы…» Природа как мир истины и красоты.

Выразительное чтение стихотворения



43

Рр

1 ч.

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Тютчева и Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Тютчева и Фета.

Составление плана анализа.



44

1 ч.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «железная дорога». Картины подневольного труда. Величи народа-созидателя.

Обучение чтению



45

1 ч.

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики. Особенности поэтических интонаций.

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом, выразительное чтение.



46

Вн.чт.

1 ч.

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка» Декабристская тема в творчестве Некрасова.

Составление плана стихотворения



47

Кр

1 ч.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, ФА.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А, Некрасова.

Урок контроля



48-49

2 ч.

Н. С. Лесков «Левша»: понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Подбор цитат, беседа, обсуждение иллюстраций, составление таблицы.



50


Рр

1 ч.

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении «железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».

Урок развития речи



51

Вн.чт.

1 ч.

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

Обсуждение статьи учебника. Инсценировки, беседа, исследование.



52

Вн.чт.

1 ч.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Выразительное чтение рассказов и инсценирование их фрагментов.



53

1 ч.

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Выразительное чтение



54

1 ч.

Урок-концерт «Родная при-рода в лирике русских по-этов 19 века».

Урок-концерт.



55-56

2 ч.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «неизвестный цветок». Прекрасное-вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

Различные виды пересказа. Составление плана устного и письменного высказывания. Обсуждение иллюстраций.



57-58

Вн.чт

2 ч.

А. Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

Слово учителя. Выразительное чтение. Подбор цитат.



59

1 ч.

М.М. Пришвин.Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Коллективный диалог, составление цитатного плана, обсуждение иллюстраций.



60-61

2 ч.

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

Слово учителя, выразительное чтение сказки, беседа, пересказ



62

Рр

1 ч.

Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

Выразительное чтение по ролям. Различные виды пересказа.



63

Кр

1 ч.

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Урок контроля



64-65

Рр

2 ч.

Стихи русских поэтов о ВОВ. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Коллективный диалог. Выразительное чтение.



66

Вн.чт

1 ч.

А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Пересказ, беседа, составление плана



67

1 ч.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенное время. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Пересказ, беседа, составление плана, заполнение таблицы, подбор цитат.



68-69

Рр

2 ч.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа «Конь с розовой гривой».

Пересказ, беседа, составление плана, выразительное чтение.



70

1 ч.

В. Г. Распутин «Уроки французского»: герои рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Составление плана, устная характеристика героя.



71-72

2 ч.

В. Г. Распутин «Уроки французского»: нравственные проблемы, роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к сочинению

Различные виды пересказа.



73

Рр

1 ч.

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в проихведениях Астафьева и В.Г. Распутина».

Письменная работа



74

1 ч.

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Рема Родины в поэзии. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Слово учителя, пересказ, беседа



75-76

1 ч.

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом, выразительное чтение.



77

1 ч.

Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П. Чехова, М.М.Пришвина, литературе о ВОВ

Урок контроля



78-79

2 ч.

Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. Есенин. «Мелколесье, степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина.

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом, выразительное чтение.



80

1 ч.

А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

Выразительное чтение, беседа.

21.04.15


81-82

2 ч.

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев шукшина. Рассказ "Критики"

Слово учителя, беседа, работа с аудио-фрагментом

24.04.15


83-84

Вн.чт

2 ч.

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ»…Тема Родины и народа. Язык,поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Урок контроля.

28.04.15


85-86

2 ч.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Слово учителя, беседа, пересказ.

05.05.15


87

1 ч.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Рассказ учителя. Беседа.

08.05.15


88

Вн.чт.

1 ч.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей:характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Чтение и обсуждение статьи учебника о Гомере. Выразительное чтение. Коллективные диалоги.



89-91

Вн.чт.

3 ч.

М. Сервантес Сааведра. Сло-во о писателе. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.

Выразительное чтение фрагментов поэмы. Участие в коллективном диалоге.



92

1 ч.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Слово учителя, беседа, пересказ.



93

Вн.чт.

1 ч.

П. Мериме «Маттео Фаль-коне»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и преда-тельства

Сообщения, слово учителя, работа с аудио-фрагментом, беседа



94-96

Вн.чт.

3 ч.

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Слово учителя, беседа, пересказ, коллективный диалог, выразительное чтение.



97-98

Вн.чт.

2 ч.

А. Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Слово учителя, инсценировки, пересказ, беседа



99-100

Кр

2 ч.

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся.

Уроки контроля



101-102

Рр


Урок-праздник «Путешествие по стране литературии 6 класса». Задания для летнего чтения

Уроки развития речи


Учебно-методический комплект учащихся:


Основной учебник:

Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2014


Дополнительные пособия:

Р. Г. Ахмадуллина. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса. (часть 1 и 2) Москва «Просвещение» 2014.

Е. Л. Лешенко. Тесты по литературе к учебнику В. Я. Коровиной «Литература. 6 класс». Москва, «Экзамен», 2014г.

В. П. Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Москва «Просвещение» 2013

Список литературы для учителя:

Н. В. Беляева «Уроки литературы в 6 классе» Москва «Просвещение» 2013

В. А. Малюгина «Игровые уроки по литературе. 6 класс». Москва «ВАКО» 2009

Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 6 класс». Москва «ВАКО» 2014

Т. М. Амбушева и др. «Литература 5-6 классы. Конспекты уроков» Волгоград «Учитель» 2014.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал