7


  • Учителю
  • 'Татьяна - милый идеал'в романе А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского 'Евгений Онегин'

'Татьяна - милый идеал'в романе А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского 'Евгений Онегин'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В представленном уроке сопоставляются ключевые эпизоды в романе и в опере (содержание письма главной героини, его звуковая интерпретация и последняя встреча героев). В результате сопоставления учащиеся пытаются выявить своеобразие художественных приёмов А.С. Пушкина и
предварительный просмотр материала


Интегрированный урок по литературе и музыке

на тему «Татьяна - милый идеал» в романе А.С. Пушкина

и опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»


Разработан

Мохнаткиной А.И., учителем русского языка и литературы МОУ СШ № 54 Советского района города Волгограда

2015


Семинар по теме

«Татьяна - милый идеал» в романе А.С. Пушкина и опере

П.И. Чайковского «Евгений Онегин»

Цели: 1) проанализировать ключевые эпизоды романа А.С. Пушкина (письмо Татьяны , последнюю встречу героев) и лирические сцены оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», установить, почему образ Татьяны является «милым идеалом» для её создателей;

2) на основе сопоставления романа и оперы выявить своеобразие художественных приёмов создания образа любимой героини;

Оборудование: портреты А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, роман А.С. Пушкина, фонограмма оперы П.И. Чайковского, 9 статья В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Ф.М. Достоевского «Пушкин».

Вопросы для обсуждения на уроке

- Какой предстает Татьяна в романе А.С. Пушкина и в опере П.И. Чайковского? Что вдохновило композитора на создание оперы по роману? Созвучны ли образы положительной героини, созданные поэтом и композитором?

- Какие приемы художественной выразительности используют авторы «Евгения Онегина» в ключевых сценах произведений для создания «милого идеала» женщины?

-Какую роль сыграла «целостность» характера Татьяны в итоге взаимоотношений героев романы и оперы? Почему Чайковский отказался от первоначального замысла финальной сцены?


Методические рекомендации. Урок по сопоставлению образа Татьяны в романе А.С. Пушкина и опере П.И. Чайковского является завершающим, приступать к данной теме можно тогда, когда изучена тема «Татьяна и Онегин в восьмой главе. Проблемы счастья в романе». Для подготовки к уроку необходимо предложить ученикам изучить материалы об истории создания оперы, её замысле, сюжете и музыке, использовав книгу М.С. Друскина «100 опер», прослушать аудиокассеты с оперой П.И. Чайковского, подготовить выразительное чтение наизусть писем Татьны и Евгения и монолога героини в восьмой главе, конспекты высказываний из 9 статьи В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Ф.М. Достоевского «Пушкин» по поводу объяснения Татьяны с Онегиным. Класс делится на два творческих коллектива, по три группы в каждом - литераторов и музыковедов. Конечный итог работы творческого коллектива - выводы о художественном своеобразии образа «милого идеала» в двух шедеврах мирового искусства.


Эпиграфы к уроку: «...Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная». (В.Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина». Девятая статья)

«Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим» (П.И. Чайковский)

Ход урока

Слово учителя (нацеливание учащихся)

- Роман «Евгений Онегин» стал итогом всего предшествующего пушкинского творчества, самым «задушевным его произведением». Наверное, это не случайно, потому что в новаторском произведении предстали не только герои, воплощающие разные типы «современного человека» (Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга), но и вся Россия с подлинно «энциклопедическим» размахом. Интерес к произведению был огромен: о нем говорили, спорили, но что ещё замечательнее - он вдохновлял мастеров кисти и музыкантов на прочтение романа языком живописи и музыки. Не менее яркое значение в мировом искусстве имеет и гениальная опера

П.И. Чайковского. Сегодня на уроке мы попытаемся ещё раз приблизиться к «милому идеалу» поэта и композитора и выявить художественное своеобразие образа любимой героини в двух шедеврах мирового искусства.

Беседа по вопросам.


- Какова была история создания П.И. Чайковским знаменитой оперы?

Музыковедческий комментарий:

Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.Львова, известного как автора российского национального гимна "Боже, царя храни!". Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина , он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: "На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. <...> Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь <...> как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в "Онегине". Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки".

своей новой оперы "Евгений Онегин" Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере - "Лирические сцены" - пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: " <...> я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку <...> потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро",- писал он брату.

«Итак, она звалась Татьяна…»

- Обратимся к образу главной героини двух произведений.

- Какое впечатление возникло у вас после прослушивания оперы П.И. Чайковского? Известно, что П.И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать её именем героини романа «Татьяна Ларина». Какой сценический образ Татьяны представлялся вам до прослушивания? Какими целями руководствовались оба мастера при создании своей любимой героини?

- Начиная со второй главы романа, Пушкин не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая её искренность, глубину чувств, простодушие, высоту и чистоту нравственных принципов. Татьяна с детства казалась странной, её уже тогда не привлекали занятия, типичные для девочек и девушек её круга. От других Татьяну отличает задумчивость и напряженная внутренняя работа. Она искренно любила природу, интересовалась «страшными» няниными рассказами и увлекалась романами. Если в романе «Евгений Онегин» мы слышим рассказ о героине из уст Автора, то в опере в первой же сцене мы знакомимся с сестрами Лариными, их маменькой и няней Филиппьевной. Мы слышим вопросы, обращенные матерью к Татьяне, и уже в ответах героини, в её страстной защите своих увлечений книгами понимаем, что она является полной противоположностью своей сестры Ольги. И литературное , и музыкальное произведения «обещают» читателям и зрителям интересное развитие характера «странной»провинциальной барышни.

- Какие страницы, посвященные любимой героине Пушкина, особенно пленительны? Да, действительно, при имени Татьяны первое, что приходит на ум, - это письмо героини, в котором «сердце говорит, где все наруже, всё на воле».

«Письмо Татьяны предо мною…» - говорит Автор, и мы постараемся понять, в чем пленительность строчек письма Татьяны в романе и просятся ли они на музыку? Пушкин, а вслед за ним и П.И. Чайковский подарили нам замечательные образцы любовных признаний. Прочитайте письмо героини к Онегину, попробуйте произнести его так, как это сделала бы Татьяна. (Чтение наизусть «Письма Татьяны»). Прослушайте арию Татьяны с таким же названием и сравните две версии письма влюбленной девушки. Сделаем выводы:

- Бесспорно, оба послания наполнены сокровенными мыслями героини. В этом внутреннем монологе, словно в миниатюре, проходит прошлое, настоящее и отчасти будущее героини. Все слова письменного признания и страстной арии говорят об отчаянной решимости Татьяны изменить свою судьбу, о бесспорном выборе одного Евгения. Её мучают вопросы, как отреагирует возлюбленный на признание уездной барышни, вместе с тем она уверена в благородстве героя. Татьяна словно ведет разговор с любимым, предполагая его ответы и вопросы к себе, отсюда интонационно-ритмическая экспрессия письма, вопросительно-диалогический строй, незаметный переход от «вы» к «ты», многоточия-паузы, передающие раздумья и волнение героини. В центре 2-ой картины оперы мы слышим в своеобразной исповеди (арии) страстный порыв, робость и безоглядность в поступке. Противоречия, которыми терзается Татьяна, передаются и повышением голоса, буквально взлетом ввысь (крещендо) и переходом к тихим интонациям, объяснениям своей отчужденности в родном доме. В двух «прочтениях» писем героини воплощается «идеальность» Татьяны. Как видим, видение Мастерами любимого идеала совпадает в своих основных чертах.

- Каким страшным укором ей была отповедь Онегина! Избранник Татьяны будет живо тронут девичьим признанием, но понять сущности героини он не сможет, и пройдет мимо своего счастья. Убийство Ленского на дуэли, потрясшее Онегина, длительное путешествие разлучит героев более чем на два года.

- Итак, восьмая глава романа А.С. Пушкина и заключительная сцена оперы «Евгений Онегин». Какой мы видим героиню спустя два года в этих сценах?

- Появление Татьяны в восьмой главе романа и в опере вызывает удивление и у героя, и у читателей, и у зрителей (слушателей). Это уже не «сельская барышня», а «законодательница зал». Вместо девочки «несмелой, влюбленной, бедной и простой» пред Онегиным, попавшим, как Чацкий, на бал, великосветская княгиня. Онегин поражен тем, «как изменилася Татьяна». Ею любуются все: и муж, и светское общество, потому что в этих многочисленных отрицаниях в её портрете идеал А.С. Пушкина:


Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…


Если в романе Пушкина муж Татьяны просто назван князь N и подводит к ней Онегина, «родню и друга своего», то в опере Чайковского супруг Татьяны назван по фамилии Гремин, и композитор вводит арию князя, начинающуюся словами «Любви все возрасты покорны». Князь сердечно рассказывает Евгению о своей счастливой женитьбе. Почему композитор наделяет супруга героини фамилией и лирическим монологом (арией)? Возможно, Чайковский уделяет этому персонажу больше внимания для того, чтобы ещё более подчеркнуть совершенство Татьяны, потому что из его уст мы слышим такое пламенное признание в любви, что ещё более уверяемся в совершенстве женщины, которую так любят. Теперь суждено Онегину ощутить тот жар души, который был ему доселе неведом. Прежде чем герой решится написать признание в любви, он потеряет покой и сон. Не правда ли, как все похоже? Онегин влюбляется горячо, искренно, страстно и, изнуренный холодностью любимой женщины, герой буквально заболевает. Но все же

Княгине слабою рукой

Он пишет страстное посланье.


- Обратимся к «Письму Онегина» (чтение письма подготовленным учеником), а теперь услышим ответ героини своему возлюбленному (чтение ответа Татьяны). А вот как представлена финальная сцена в опере.

( прослушивание финальной сцены оперы).

Известно, что в первоначальном варианте оперы была допущена сценаристами вольность в поведении героев: Татьяна падала в объятия Онегина в момент, когда появлялся муж героини и указывал Евгению на дверь. Почему Чайковский отказался от такого финала?

- Если в романе мы сначала читаем вместе с Татьяной письмо героя, а затем слышим отказ героини, то в опере Евгений вновь повторяет слова признания из письма в страстной арии. Мелодии Онегина и Татьяны переливаются одна в другую. Это и лирический дуэт, полный эмоциональных контрастов с лейтмотивом мелодии из письма Татьяны, и своеобразный поединок «роковой» влюбленных людей, обреченных на разлуку. Героиня всячески пытается прервать излияния Евгения, и буквально после стремительно возвышенных нот на выдохе тихо поёт:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана:

Я буду век ему верна.

Признаваясь Евгению в любви, она отвергает его. Это был ещё один урок для героя. Именно после этого драматического срыва Онегин стоит, «как будто громом поражен». Чего не ожидал герой?

Чайковский отказывается от первоначального финала оперы из-за непонимания сценаристами истинной сути характера Татьяны. Почему героиня ответила отказом на любовь Онегина?

Сопоставьте высказывания В.Г. Белинского и Ф.М. Достоевского по поводу объяснения Татьяны с Онегиным. Кто, с вашей точки зрения, более прав? Как вы сами можете объяснить мотивы ответа Татьяны?

В.Г. Белинский: « В этом объяснении высказалось всё, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, - всё: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувстваяяяяяя. И чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонёрство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения… Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил её тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь его приводит к её ногам жажда скандалёзной славы… Во всем так и пробивается страх за свою добродетель… Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда

оставить его для деревни, но пока она в свете, его мнение всегда будет её идолом».

Ф.М. Достоевский: « Нет, это та же Таня, та же прежняя, деревенская Таня! Она не испорчена, она ,напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает… И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза… Потому ли она отказалась идти за ним, что… не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы. Не в силах пожертвовать обаянием почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям?.. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он - её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?..»

- Как в романе А.С. Пушкина, так и в опере П.И. Чайковского в финальной сцене объяснения героев мы видим апофеоз в развитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности её характера. Нравственным итогом «поединка» Татьяны и Онегина становится победа любви и верности. Дав обет верности супругу перед людьми и Богом, Татьяна отвергает любовь Онегина. Измена мужу для неё безнравственна. Такова и народная точка зрения, она противопоставлена фривольности высшего света. Народный взгляд на жизнь помогает ей преодолеть трагедию несостоявшегося счастья.

Если Онегин к концу романа изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне. Это по-прежнему цельная тонкая натура, наделенная особым духовным зрением, русская душою, близкая к народным основам жизни, именно эти качества женщины так высоко ценили два русских гения, воплотившие «милый идеал» в своих бессмертных произведениях.

Палитра приемов художественной выразительности при создании «милого идеала» поэтом и композитором разнообразна и в то же время созвучна в своих основных чертах. Облик героини (портрет), речевые характеристики в письме и в диалоге - все это мы видим в романе и в «лирических сценах» П.И. Чайковского. В опере «Евгений Онегин» поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал поэтически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты. Монологи (арии) героини предваряют или обрамляют оркестровые симфонические элегии, передающие мир грёз и душевных порывов Татьяны.

Татьяна Ларина - «милый идеал» поэта и композитора, героиня, давшая начало положительным женским образам в русской литературе последующего времени.

Домашнее задание: подготовиться к заключительной творческой работе (сочинению).



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал