- Учителю
- «Поэтический анализ стихотворения Бородино (5 класс)
«Поэтический анализ стихотворения Бородино (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3
Конспект урока (проекта) по литературе
в 6 классе
«Поэтический анализ стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Курсы в ГБОУ ДПО РО «РИПК и ППРО
по проблеме «Русский язык и литература»
Тухикян Оксана Грандовна,
учитель русского языка и литературы
с. Чалтырь
2012 год
План урока литературы в 6 классе
Тема: Поэтический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Цели:
-
Формирование языковой личности как носителя русской национальной культуры
-
Формирование коммуникативных навыков (развитие устной и письменной речи учащихся, умения строить высказывания на заданную тему)
-
Воспитание патриотизма и любви к русскому языку, русской литературе.
Задачи:
-
Наблюдение за ролью звуков в стихотворении «Бородино». Выявление связи между звуковой стороной и содержанием стихотворения .
-
Знакомство с приемами звукописи в стихотворном тексте
(аллитерация, ассонанс)
-
Повторение и закрепление речеведческих понятий (средств художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза, синекдоха, метонимия, синекдоха и др.)
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Бородино» или презентация с иилюстрациями к тексту, портретами Лермонтова
Методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный; метод эвристической беседы
Ход урока.
-
Оргмомент. (сообщение темы и цели урока)
Учитель: Сегодня мы с вами проведём занятие, посвящённое анализу стихотворной речи.
«Бородино» - одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии. Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России.
-
Беседа по содержанию.
-
Вы прочитали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Сколько смысловых частей вы бы выделили в этом стихотворении? ( 2 части)
-
В чем особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог).
-
Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата? (14 строф, причем 13 из них приходится на монолог - ответ старого солдата)
-
От чьего имени ведется рассказ? (от имени «могучего племени», русских солдат- героев, вынесших эту войну на своих плечах и победивших могущественного врага, покорившего всю Европу)
-
Что этим достигает автор? (при прочтении возникает чувство гордости за русский народ, чувство величайшего патриотизма)
-
О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос? (стихотворение повествует о главном сражении русских войск с многотысячной армией французов под Бородино, переломившем ход всей войны)
-
Какие картины проходят перед глазами читателя? (вначале устами старого солдата автор рассказывает о долгом вынужденном отступлении русских войск, о досадных поражениях и, наконец, о главном событии войны 1812 года - сражении под Бородино)
-
Что возмущало солдат? (возмущало досадное отступление, хотелось побыстрее дать отпор ненавистному врагу)
-
О чем печалится солдат и чем гордится? (печалится старый воин о потерях своих друзей и товарищей)
-
Как вы понимаете такие слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг?
-
С помощью, каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой?
-
Композиция.
Знаменитое стихотворение Лермонтова " Бородино " делится на две части:
- вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром …"), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.
Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).
Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.
-
Построчный анализ стихотворения
-
Какие средства художественной выразительности мы видим уже в 1 строфе стихотворения?
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
-
Есть ли эпитеты, олицетворения, сравнения? (эпитеты: спаленная пожаром, схватки боевые)
Задание: Обратите внимание на порядок слов в этих словосочетаниях? В них прямой порядок слов или обратный? Как мы говорим привычно: боевые схватки, яркое солнце, весенняя капель и др.?
Значит, перед нами несколько необычный порядок слов, обратный порядок. Такой художественный прием называется инверсия. (запись определения в тетради)
-
Найдите примеры инверсии в это строфе. (французу отдана, схватки боевые, помнит вся Россия)
Существует еще один художественный прием, с которым мы с вами познакомимся сегодня. Это МЕТОНИМИЯ.
Метонимия (перенос названия одного предмета на другой - смежный): город отмечает юбилей, фабрика забастовала; читать Пушкина, съел целую тарелку и др.
-
Есть ли в этой строфе метонимия? (Москва, спаленная пожаром; помнит вся Россия про день Бородина)
А еще существует частный случай метонимии - синекдоха.
Синекдоха (перенос по количественному соотношению, употребление единственного числа вместо множественного и наоборот): Карась здесь не водится; Мы все глядим в Наполеоны; Все флаги в гости будут к нам.( А. Пушкин), т. е. корабли под флагами всех стран; Там стонет человек от рабства и цепей.
Можете ли вы найти здесь пример синекдохи? ( Москва, спаленная пожаром//
Французу отдана, т. е. французам)
Вторая строфа:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы
Задание: Отметьте средства художественной выразительности в этой строфе.
Сравнение: Не то, что нынешнее племя
Перифраза: Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля (т. е. погибли)
Эпитеты: плохая доля, нынешнее племя, господня воля
Инверсия: досталась доля; были люди,
Что дает необычный порядок слов в предложениях?
( логическое ударение падает на нужные автору слова, подчеркивая и выделяя их в смысловом отношении)
-
Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Какие предложения преобладают в этой строфе? (Неполные бессоюзные предложения. Фразы будто рубленые)
-
Что дает такой синтаксис? ( Предложения словно не договариваются солдатом. Видно, много мыслей, хороших и не очень, роится в голове при воспоминаниях. Имеется одно многоточие. Пауза. У рассказчика словно перехватывает дыхание от волнения. И это волнение передается нам.)
Обратите внимание на предложение, которое несет основную эмоциональную оценку сказанного: «Богатыри - не вы!»
Автор намеренно пропускает слова, «неполнота» предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания очень характерны для разговорного языка. Опускается чаще всего глагол, что придает тексту особую динамичность и выразительность.
Такой прием называется эллипсис.
ЭЛЛИПСИС - намеренный пропуск во фразе какого- либо слова, легко подразумевающегося. Эллипсис - один из видов умолчания. Часто встречается в пословицах и поговорках: Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Посмотрит - рублем подарит.
(запись определения в тетрадях). Эллипсис широко применяется и в прозаических и в поэтических произведениях, придавая тексту непринужденность, разговорный оттенок, создавая впечатление непосредственности художественного сообщения.
Первый день прошел хорошо, второй - еще лучше.
Третья строфа:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: «Что ж мы на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Эпитеты: чужие мундиры, русские штыки, старики (в значении «старые солдаты»)
Перифраза: «что ж мы на зимние квартиры?» (т. е. на отдых); («чужие изорвать мундиры о русские штыки» (т. е. не смеют, что ли, вступить в бой с французами?)
Синтаксис: Снова короткие неполные бессоюзные предложения, имеются односоставные, одно предложение с прямой речью, осложненное вводным просторечным словом «что ли», которое придает оттенок живой беседы с простым русским человеком.
Четвертая строфа:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке
Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки-
Французы тут как тут.
Эпитеты: леса синие верхушки; большое поле
Фразеологизмы: «У наших ушки на макушке», «Французы тут как тут», «Есть разгуляться где на воле!»
В этой строфе наблюдается обилие разговорных, просторечных выражений. Что также придает речи героя эмоциональность, живость, выразительность
Пятая строфа:
Забил заряд я пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат - мусью!
Что тут хитрить, пожалуй, к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Эпитеты: Забил заряд я пушку туго;
Перифразы: «угощу я друга»(т. е. покажу неприятелю на что способен); «уж постоим мы головою // за родину свою!» В первом случае перифраза переплетается с иронией (брат - мусью!)
Сравнение: «Уж мы пойдем ломить стеною»
Синекдоха: угощу я друга// Постой-ка, брат - мусью!
Анафора (единоначатие) Уж мы пойдем ломить стеною, //Уж постоим мы головою
Синтаксис: Обилие бессоюзных предложений, одно предложение с однородными сказуемыми, передающими действия и мысли героя; предложение с прямой речью осложнено обращением и вводным словом (пожалуй), придающим оттенок живой разговорной речи. Три восклицательных предложения, означающие повышение интонации голоса, придающие строфе пафосность и торжественный настрой.
Лексика: разговорная лексика: «уж», «постой-ка, брат - мусью»(неправильное , просторечное обращение к французам) подчеркивает народный характер повествования.
Шестая строфа:
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Эпитеты: «на поле грозной сечи»; «ночная пала тень»
Инверсия: «пала тень»; « стали слышны речи»
Метафора: И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень
Перифраза: «Пора добраться до картечи!» (т.е пора подключать к сражению пушки, артиллерию)
Морфология: 11 существительных, 2 полных прилагательных, 2 числительных, 4 глагола, 1 краткое причастие и 1 краткое прилагательное, 3 местоимения, 1 наречие. Большое количество существительных и небольшое количество слов, передающих динамику, движение подчеркивает бездействие героев, их ожидание и досаду.
Риторический вопрос: Что толку в этакой безделке?
Синтаксис: Побудительные и вопросительные предложения апеллируют к читателю, заставляя сопереживать героям.
Седьмая строфа:
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
-
Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем суть каждой из строф? Как прочитать?
Пробуют читать несколько человек до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение.
-
Поэтическая фонетика. Приемы звукописи.
Мы будем знакомиться с необычной фонетикой, эта фонетика существует в стихотворной речи и поэтому называется поэтической .
Наша задача - наблюдение за ролью звуков в стихотворении « Бородино ». Выявление связи между звуковой стороной и содержанием стихотворения .
Для анализа возьмём 3 строфы.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
Задание№1: подчеркнуть сочетания 2-х и более согласных, подсчитать в них количество звонких согласных, указать их общее количество в строфе. Запись в транскрипции.
Задание №2:
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Подчеркнуть сочетания 2-х и более согласных, подсчитать в них количество звонких согласных, указать их общее количество в строфе. Записать в транскрипции.
Проанализируем каждое задание.
-
Почему в выше предложенной строфе 24 звонких согласных в соответствии с транскрипцией, а во второй всего лишь 9?
-
С чем это связано?
Предлагаю озаглавить каждую строфу. Первая строфа «Начало боя», вторая «Затишье».
Итак: очевидно, что звуковая сторона стихотворного текста взаимодействует с содержанием и композицией стихотворения. Там, где описывается начало битвы, звонких согласных в сочетаниях вдвое больше .
А теперь проанализируем систему гласных в данной строфе:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Задание: запишите в транскрипции гласные звуки в каждой строке строфы
-
«[а]-[э]-[и]»-«[а]-[а]-[и]»-«[а]-[э]-[и]»
-
«[а]-[и]-[и]»-[а]-[э]-[а]-«[а]-[э]-[и]»
-
«[ы]-[у]»-[а]-[о]»-«[и]-[э]»
-
«[у]-[а]»-«[у]-[а]»-[а]-[э]-«[и]-[а]-[а]»
-
«[у]-[а]»-[а]-[о]-[а]-[о]-[у]-[а]-[а]»
-
«[и]-[а]-[а]»-«[а]-[э]-[а]»-«[э]-[а]-[а]»
-
«[а]-[а]-[а]-[а]»-«[ы]-[э]»
Попробуем сгруппировать аналогичные слияния гласных. Произнесём вслух сгруппированные слияния гласных.
Построчный анализ (читаем строку в строфе и произносим выделенные слияния гласных)
-
Что передают гласные звуки в первой строке?
1-я строка - волнообразные перемещения войск на месте сражения
2-я строка - стремительные движения знамён, падающих вместе с убитыми, знамёна подхватывают живые, и они вновь взмывают вверх…
3-я строка - сквозь дымовую завесу слышны звуки выстрелов
4-я строка - явственно слышны удары булатных мечей (у-а)-(у-а), визг летящей картечи
5-строка-снова слышны удары мечей (у-а), стоны, перерастающие во всеобщий гул
6-строка-узнаём звук картечи (и-а-а)
7-я строка - слышится нарастающий победный гул Ур(а-а-а-а).
Анализ сочетаний согласных
Задание: запишите в транскрипции сочетания 2-х и более согласных из этой же строфы.
1,2,3 строки [ср]-[зн]-[бл]-[ст]
4,5 строки [зв]-[рт]-[ж:]-[ст]
6,7строки [др]-[пр]-[кр]
-
Какие звукообразы передают эти строки?
Режущие, свистящие звуки передают звон булата, визг пуль, пролетающих ядер, встречающих на своём пути какое-то препятствие,
Тормозящее их движение. Повторяющийся звук [р] напоминает об этом.
-
Но что это за препятствие? Обратитесь к тексту 7-й строки…
-
Как звуковой строй стихотворения участвует в раскрытии темы?
-
Как называется художественный прием, когда автор специально повторяет определенные согласные звуки? (аллитерация)
Запись в тетради определения
-
И сегодня мы с вами познакомимся с еще одним художественным приемом - ассонансом. Ассонанс - это повтор определенных- стилистически значимый повтор гласных звуков.
Обобщение: Наши наблюдения показывают, что звуковой строй стихотворения активно участвует в раскрытии темы, идеи, связан с элементами построения сюжета.
Задание: озаглавьте анализируемую строфу «Вам не видать таких сражений…», напишите сочинение - миниатюру по строфе, опираясь на анализ звукового строя стихотворения.
V. Рефлексия: зачитывание 2-3 работ
VI. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы познакомились с произведением М.Ю. Лермонтова « Бородино ». О каких событиях повествуется в этом произведении?
- Когда произошла Бородинская битва?
- От чьего лица ведется повествование в произведении?
</- Какой великий русский полководец решил дать бой под с. Бородино ?
- Какие чувства вы переживали, слушая произведение?
VII. Домашнее задание.
Мы сегодня на уроке учились с вами анализировать поэтический текст, поэтому на дом вам следующее задание:
Напишите небольшой анализ стихотворения «Бородино» по предложенному плану: (план записываем в тетради:
-
Дата написания стихотворения, кому посвящено(если есть адресат)
-
Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
-
Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
-
Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
-
Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
-
фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
-
лексические (синонимы, антонимы, устаревшая лексика, различные тропы)
-
стилистических (книжная, разговорная лексика)
-