7


  • Учителю
  • Доклад 'Интеграция кружка 'Основы православия' и уроков литературы' (5 класс)

Доклад 'Интеграция кружка 'Основы православия' и уроков литературы' (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа пос. Бакшеево

Шатурского муниципального района

Московской области









ДОКЛАД :


«Интеграция курса кружка

«Основы православия»,

уроков литературы и русского языка».







Учитель русского языка и литературы

Скоренко Наталья Николаевна

Март 2015 г.




Слайд № 1

Введение интеграции предметов в системе образования позволяет решать задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляются как в развитии творческого мышления, так и в овладении грамотой культуры (исторической, философской, языковой, православной.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», приоритетной составляющей образования считается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье», то есть - духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС.

Слайд № 2

В русской культуре есть такой нравственный ориентир как глубинная, тесная и никогда не прерывающаяся связь с православными ценностями. Именно школа сегодня стоит на пути возрождения нашей национальной традиции с приоритетом православных духовно-нравственных начал. А уроки литературы, русского языка, православной культуры как раз и выявляют эту связь, помогают ученикам ее осмыслить.

Слайд № 3

Президент РФ В.В. Путин сказал: : «Православие является нравственным стержнем нашего народа… Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей… По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».


Изучение курса кружка «Основы православия» в 5 классе ориентировано на развитие чувства любви: любви к Отечеству, любви к традициям своего народа, любви к человеку, любви к своей вере, любви к истории своей Родины, к своей земле, семье, к своему храму, русской литературе. Важно, чтобы ученики осознали, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор, и знали о существовании духовных законов, выполняя которые, они смогут жить в гармонии с собой и окружающим миром. Работа кружка во многом соприкасается, а вернее, продолжает уроки православной культуры в начальной школе, но с применением иных форм, иных информационных материалов.

Программа кружка реализует одно из основных направлений в развитии системы образования - его интегративность, то есть на этих занятиях ученики знакомятся и с литературными произведениями выдающихся русских поэтов и писателей.

Слайд № 4

Тема второго занятия кружка «Книжная сладость». Здесь решаем проблемные вопросы: Что такое культура? Какие черты русской православной культуры 17в. живы до сих пор? Литературные памятники. Церковно-славянский язык - это родной язык для русского народа, язык молитвы, общение с Богом, поэтому велико значение чтения православных книг для христиан. Почему «сладость», а не «прелесть»? Чтобы помочь детям ответить на эти вопросы, понять значение древней литературы, приношу книгу «Повесть временных лет»». Да, на уроках литературы мы будем изучать «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», но сейчас хочется , чтобы дети подержали в руках «Летописи», узнали о происхождении Земли Русской : «Откуда есмь пошла Земля русская, и кто первым в Киеве стал княжити». Возникновение русской литературы относится к концу Х века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.

Д. Лихачев в книге «Земля родная» пишет: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»

Слайд № 5

Наглядной иллюстрацией межпредметных связей с православной культурой может служить урок по сказке Андерсена «Снежная королева», в которой звучат христианские мотивы.

- Как Герде удалось попасть к Каю? (Анализ эпизода, когда Герда подходит к замку Снежной королевы и пробует туда войти, но стража Снежной королевы не дает ей прохода. И все-таки Герде удается попасть к Каю. Как? У Андерсена об этом говорится ясно: Герда начала читать "Отче наш", и тогда легион снежинок вокруг нее превратился в ангелов и проложил ей дорогу). Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так:

Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Первое слово этой молитвы - «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).

Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

А что обозначает слово «Отче» ? А предком какого русского слова стало оно для церковнославянского языка? Разрешить эту проблему помог урок русского языка при изучении темы «Обращение». Работая, например, со строчками сказки А.С. Пушкина «Отпусти ты, старче, меня в море», ученики без труда вспомнили звательный падеж.

Естественным продолжением урока литературы стало занятие по основам православной культуры, тема которого «Древнерусская икона. Молитва». И здесь уместно прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»: Слайд № 6

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

1839

Слайд № 7

Все произведение - это описание единого порыва души и ее меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Учащиеся 5 класса в силу своей любознательности сами интересуются : Что значит сила благодатная? Бремя скатится? Разговор заканчиваем размышлениями и смысле жизни, о мечтах и надеждах.

Чтобы развить у учеников способность мыслить нестандартно и способствовать «наполнению благодати» в душе, подбираю стихотворные строки соответствующего содержания. Кроме анализа отрывков стихотворений с точки зрения орфографии, синтаксиса и пунктуации, учимся объяснять значение слова душа и жизнь человеческой души в стихотворении И.С. Никитина «Утро»:

Едет пахарь с сохой, едет - песню поет;

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты, душа, отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Или в стихотворении А.Н. Плещеева «Весна»:

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!


Одно из занятий посвящено роли семьи в воспитании детей. Семья-маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды; основана для радости и создана ради нее; создают два человека, полюбившие друг друга.

Слайд № 8

Предлагаю прослушать отрывок из «Повести о Петре и Февронии Муромских», , рассказывающая о жизни князя Петра и его жены княгини Февронии, стала гимном супружеской любви и верности: Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди божьей не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти! Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими, покрытыми ветвями и листьями! Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!

Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!»


Писали недавно обучающее изложение с элементами сочинения по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Воробей». Помните : «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. .Вдруг я увидал молодого воробья :он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой мордой собаки. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Вот выдержки из сочинений учащихся. Ульяна Н : «Родители дают ребенку жизнь, возможность учиться, свою любовь». Любовь С : «Дети для своих родителей всегда остаются детьми. Я это вижу на примере отношений мамы и бабушки». Илья Р : «Родители готовы всегда помочь детям. Никто не любит ребенка так, как любят его родители».

Слайд № 9

Ребята вспомнили разговор о Владимире Мономахе и его «Поучениях…» : «Приближаясь ко гробу,- пишет он,- благодарю Всевышнего за умножение дней моих, Рука Его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякой, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит несправедливо! Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Господь, чудесны дела Его!»

Описав в главных чертах, и по большей части словами Давида, красоту творения и благость Творца, Владимир продолжает: «О дети мои! хвалите Бога! Любите также человечество. He пост, не уединение, не Монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли, сие противно Христианству. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного, жизнь и душа Христианина священна.


Слайд № 10

Как при разговоре о семейных традициях, укладе дома , взаимоотношениях в семье не вспомнить повесть Ивана Шмелева «Лето Господне».

Можно взять для чтения и анализа любой рассказ : «Рождество», «Масленица», «Троицын день», «Святки» и другие.

Слайд №11

Вот отрывок из рассказа «Мартовская капель»:

« Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель.

Капает за окном - как плачет. Старый наш плотник - "филєнщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап... кап...кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник "масленицы" - игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое.»Чистый понедельник»), В одном пиджаке, без шапки, вскакивает на лед отец, ходит по острым глыбам, стараясь удержаться: машет смешно руками. Расставил ноги, выпятил грудь и смотрит зачем-то в небо. Должно быть, он рад весне. Смеется что-то, шутит с Василь-Василичем, и вдруг - толкает. Василь-Василич летит со льда и падает на корзину снега, которую везут из сада. На крышах все весело гогочут, играют новенькими лопатами,-летит и пушится снег, залепляет Василь-Василича. Он с трудом выбирается, весь белый, отряхивается, грозится, хватает комья и начинает швырять на крышу. Его закидывают опять. Проходит Горкин, в поддевочке и шапке, что-то грозит отцу: одеваться велит, должно

быть. Отец прыгает на него, они падают вместе в снег и возятся в общем смехе. Я хочу крикнуть в форточку... но сейчас загрозит отец, а смотреть в форточку приятней. Сидят воробьи на ветках, мокрые все, от капель, качаются... - и хочется покачаться с ними. Почки на тополе набухли. Слышу, отец кричит:

- Ну, будет баловаться... Поживей-поживей, ребята... к обеду чтоб все

погреба набить, поднос будет!»

Занятие 12. называется «Милосердие и сострадание».»

Решаемы проблемы: Кого называют ближним? Как христианин должен относиться к людям? Какое главное правило человеческих отношений?

Здесь уместно прочитать «Притчу о добром самарянине»:

«Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".

После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"

Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".

Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".


Делаем вывод : Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему глубокий и таинственный смысл.

Большие воспитательные и познавательные возможности несет интеграция православного компонента в русский язык: формирует культуроведческую компетенцию - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширяет знания о взаимосвязи развития языка и истории народа, способствует формированию национального самосознания. Необходимо возвращение церковнославянского языка в нашу современную школу, чтобы остановить катастрофически падающую грамотность и оживить преподавание русского языка. Отрываясь от церковно-славянского языка, мы отрываем русский язык от его корня.

«Не осознавая, не поддерживая эту связь современного языка с языком древних славян, с языком церковнославянским, мы ведем себя как известная из басни свинья под дубом: желуди она ела, а корни подрывала, не понимая, что без корней и желудей не будет. Так и с нами: отрывая свой язык от исторических корней, от чистого источника, мы засоряем речь словами вульгарными, непристойными, без нужды наполняем иностранными выражениями» (Н.П. Саблина).


Не случайны олимпиадные задания даже для учащихся 5-6 классов, связанные с чтением и переводом текста со старославянского языка. А вступительная статья «К читателям» в учебнике литературы в 5 классе сопровождается иллюстрациями «Разворот начального листа книги «Апостол» .1564 г, «Страница книги «Апостол».1564 г. и такими словами : «Только творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека».

Слайд № 12

Ребята с интересом слушают рассказ о первопечатнике Иване Федорове : «Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книга напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Богатая орнаментика во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа.» В 1565 Федоров и Мстиславец издают «Часовник» - сборник молитв, который использовался при богослужении; также по нему на Руси обучали детей грамоте. Первый русский печатник таким видел свое предназначение: «... не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу...»


Занятие «Заповеди блаженств» начала с того, что учащиеся ( в группах) должны были перевести с церковнославянского языка «Заповеди» на русский и выполнить творческую работу: составить небольшой ( 5 предложений) рассказ о том, как они понимают значение Заповеди.


Вот некоторые из них:

5-я заповедь. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. [Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.]
6-я заповедь. Не убий. [Не убивай.]
8-я заповедь. Не укради. [Не кради.]
9-я заповедь. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
[Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.]


Вот рассуждения учащихся :

« Человек рождается, чтобы жить. Разве может кто-то распоряжаться чужой жизнью? Плохо поступают убийцы. Пусть все живут счастливо.».

«Была Великая Отечественная война. Погибло много детей, солдат. Зачем немцы напали на Россию? Их сюда никто не звал».

Часто используем на занятиях Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, из которого ребята узнают, что такое милосердие, дружба, сострадание. А слово «мир» многозначное - это важно знать при разговоре по теме «Милосердие и сострадание», «Добро», «Мир вокруг нас».
Слайд № 13

Каждая из религий внесла свой вклад в развитие культуры. В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура» . «Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».


Таким образом, в отрыве от Православия невозможно полноценное понимание русской культуры, русской литературы, главная тема которой - противоборство двух стремлений: к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это проблема жизни и самих писателей, путь которых был отмечен многими ошибками, отступлениями от истины. Православие помогает нам проникнуть в духовный мир героев и оценить их нравственный выбор.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал