7


  • Учителю
  • Факультативный курс по литературе Серебреный век русской поэзии

Факультативный курс по литературе Серебреный век русской поэзии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Отредактированная программа

по факультативному курсу









Тема:

« Серебряный век литературы»













Учитель: Максимова Т.Г

МБОУ СОШ №23

г. Владивосток

















Предлагаемая программа по литературе для факультативных занятий в 11 классе составлена на основе «Программы по литературе» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. В неё внесены элементы «Программы по литературе» под редакцией А.Г. Кутузова, элементы «Программы по литературе» под редакцией Г.И. Беленького и элементы из «Программы по литературе» под редакцией В.В. Агеносова. Корректировка и обобщение элементов внесены для того, чтобы повысить литературное образование учащихся, а также для развития их общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности. Данный факультативный курс дополняет и развивает содержание и научные понятия основного школьного курса русской литературы. В процессе занятий вводятся новые сведения о поэтах, произведениях, исторически-литературные и теоритические понятия, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельного анализа поэтический произведений. Задача откорректированной программы фак-го курса-чтение и изучение литературных произведений и создания у учащихся относительно целостного представления представления об авторах в соотнесении его творчества общественно-политическими и литературно-эстетическими проблемами эпохи. Формирование, умение и навыков в области культуры чтения, художественного вкуса; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал. Для решения этой задачи необходимо систематическое чтение поэтических, художественное рассказывание, широкое использование дополнительных материалов-мемуарных, документальных, историко-культурных, привлечение произведений смежных искусств ( музыка, изобразительное искусство, кино, театр, телевидение). Всё это должно способствовать созданию эмоционально-эстетической атмосферы на занятиях и развитию литературных интересов учащихся.





К концу факультативного курса учащихся должны знать и уметь:

-формировать своё отношение к поэтическому произведению

-уметь выполнять элементарные исследовательские работы

-уметь грамотно строить монологические высказывания

-уметь самостоятельно анализировать поэтическое произведение соответственно уровню подготовки

-уметь выполнять письменные работы различных видов





Содержание программы

Введение

1. Литература начала ХХ века.

2. Социально-политические особенности эпох и культуры.

3. Наука и культура рубежа веков.

Литературные направления. Модернизм. Символизм.

Для изучения.

И.Ф. Анненский. Личность и творчество.

Лирика: «Мучительный сонет «, «Поэту», «Декорация», «Маки», «Смычок и струны», « В марте», «Я люблю».

Влияние творчества И.Ф. Анненского на развитие русской поэзии-символизма. Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения.

«Печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья».

Д.С. Мережковский. Программа русского символизма:

«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Лирика: «Двойная бездна», «И хочу, но не в силах любить я людей».

Мечта о соединении духа и плоти, античности и христианства, о создании Третьего Царства на земле (хилизм). Мистицизм в лирике.

К.Д.Бальмонт. Теоретическое обоснование символизма:

«Элементарные слова о символической поэзии».

Лирика: «Фантазия», «Белый лебедь», « Я мечтою ловил уходящие тени», «Я ненавижу человечество», «Влага», «У моря ночью», «Приветствую тебя, старинный крепкий стих», «Я в этот мир пришёл».

Поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффективная аллитерация). Мотивы неприятия мира, скорбь, импрессионизм в лирике.

В.Я.Брюсов. Поэзия и позиция: «Ключи тайн», «Свобода слова», « Политика о праве художника творить внепартийно».

Лирика: «Творчество», «Кинжал», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Работа».

История и мифология, героика и трагическая судьба людей древних цивилизаций. Тема одиночества, неприятие унылого, серого быта, урбанистические мотивы.

З.Н.Гиппиус: «Песня», « Бессилие», До дна», «Нить», «Всё кругом», «Перебои», «Нелюбовь», «Веселье».

Противоречия и душевные муки человека ХХ века, ощущение конца жизни и обречённости в лирике. Идея двоемирия, религиозно-философские поиски.

Ф.К.Салогуб: «О, смерть! Я твой», «По жёстким путям бытия», «Я-Бог таинственного мира», «Звезда Маир», «Из гимнов Родине», «Моя печаль в полночной дали».

Противоставление мечты и действительности, преодоление страха жизни, точки и одиночества смерти и последующим просветлениям, преображением уже на иной земле, на Земле Ойле, на мистической Звезде Маир.

В.И,Иванов: «Пробуждение», «Кочевники красоты», «Любовь», «Оазис». «Палочки», «Счастье», «Да, сей пожар мы поджигали».

В.Иванов-крупнейший среди символистов теоретик.

Требование для поэзии особого языка, возможно менее похожего на обыденную речь. Античные и средневековые образы, архаические формы слова. Поэзия есть «тайность неизреченного».

А.А.Блок. Ранняя лирика.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме». («Предчувствую тебя», «Вхожу я в тёмные храмы», «Она стройна и высока», «Новых созвучий ищу на страницах», «Там, в ночной завывающей стуже..», «Твоё лицо бледнее, чем было», «Шлейф, забрызганный звёздами»).

Изящество, благородство, музыкальность лирики А.Блока. Идея о мировой душе, Вечной жене, которая является синтезом гармонии, красоты, добра, любви, духовным началом всего живого. Возвышенность чувства, святость неземных идеалов героя, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ красоты и созерцательность характерны для этого периода творчества.





А.Белый. «Закаты», «Мои слова», «Солнце», «Золотое Руно», «На горах», «Веселье на Руси», «Отчаянье», «Русь».

Мистицизм как путь богопознания. Символизм как миропонимание в теоретических работах: «Символизм», «Арабески», «Луг зелёный». Мысль о религиозной основе творчества. Сочетание пейзажей и философских мотивов, бытовых зарисовок и интимных признаний, иронии и пафоса в поэзии А.Белого.

Теория литературы: литературное направление «Символизм», его характерные черты. Декаденство как определённое умонастроение. Символ-центральная эстетическая категория нового течения. Категория музыки в символизме.

Интеграция с другими видами искусства:

Живопись: портреты поэтов; репродукции картин И.Глазунова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, Б.М.Кустодиева, Э.Мане, О.Ренуара, М.Черлениса.

Музыка: С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского.

Литература: лирические произведения поэтов.





























Примерные виды творческих работ:

1. Сопоставительный анализ образного строя стихотворений.

Например: К.Бальмонта и В.Брюсова.

2.Сообщения о поэтической манере поэта.

3.Викторина.

4.Используя образы, ритмику символизма сочинить собственное стихотворение.

Акмеизм.

Н.С.Гумилев: Теоретический манифест «Наследие символизма и акмеизма».

«Капитаны», «Жираф», «Дон Жуан», «Современность», «Озеро Чад», «Слово», «Я и вы», «Шестое чувство», «Я вырван был из жизни тесной…», «Путь конквистадоров».

М.А.Кузьмин. «Мои предки», «Где слог найду, чтоб описать прогулку…», «Из Александрийских песен», «Светлая горница-моя пещера» «Фудзий в блюдечке».

Требование стройности, чёткости, логики, чистоты стиля и строгости формы произведений искусства в статье «О прекрасной ясности». Радость, весёлость, дружественная ирония, излучаемые внутренним миром лирического героя.

А.А.Ахматова: «Читая Гамлета», «Любовь», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Сжала руки под тёмной вуалью», «Сероглазый король». «Вечером», «Я научилась просто, мудро жить..»,«Песенка»

Духовный мир женщины-современницы, соединение внешних примет времени с лирическими переживаниями героини. Своеобразный характер стихотворений как дневниковых записей, проникнутых мотивами грусти и одиночества.

О.Э.Мандельштам. «Silentium», «Раковина», «Из омута злоого и вязкого», «Петербургские строфы», «Мне стало страшно жизнь отжить», «Мне холодно», «Над желтизной правительственных зданий».

История культуры-неприметный контекст стихотворений. Литературные ассоциации, метафорическая насыщенность стиха. Традиции русской классической литературы в поэзии Мандельштама. Пробуждение в зелёной «тяжести», спящие в ней силы.

М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанными так рано…», «Бабушке», «Уж столько их упало в бездну», «Я знаю правду», «Стихи о Москве». «Красною кистью рябина зажглась».

Лирическая погружённость в себя и отстранённость от реальной жизни и от исторических событий. Удивительная личная наполненность, глубина чувств и сила воображения в поэзии. Единство жизни и творчества.

Теория литературы: литературное направление «Акмеизм», его характерные черты.

Интеграция с другими видами искусства.

Живопись: портрет поэтов, репродукции картин К.Н.Сомова, А.Н.Бенуа, Поль Гогена, К.Коровина, Ф.Малявина. Б.М.Кустодиева.

Музыка: И.Ф.Стравинского, А.Н.Скрябина, М.А.Римского-Корсакова, А.Лядова, С.С. Прокофьева, романсы русских композиторов на стихи М.Цветаевой.

Примерные творческие работы:

1.Сообщение о поэтической манере поэта.

2.Анализ стихотворение А.Ахматовой «Песенка».

3.Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой «Красною кистью рябина зажигалась».

4.Этюд «Элементы африканскоймэкзотики в ранних стихах Н.Гумилёва».

Футуризм.

Эгофутуризм: И. Северянин «Стансы», Кензель, «Восторженная поэза», «Увертюра», «Поэза раскрытых глаз», «И это явь?», «Классические розы».

Новое определение стихотворения. Ритмическая и звуковая выразительность стиха, меричность и тонкое восприятие природы, ироничность и обилие неологизмов, эгоцентризм стихов Северянина.

Кубофутуризм: В.В. Маяковский «Нате», «Ночь», «Утро», «А вы могли бы?» «Послушайте», «Из улицы в улицу», «Адище города».

Увеличение словаря в его объёме произвольными и произвольными словами- из сборника Манифеста Пощёчина общественному вкусу. Необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна в ранней поэзии В.Маяковского. Фантазия, гиперболичность, пластика образцов и дерзкая метафоричность.

</ Группа Центрифуса Б.Л.Пастернак. «Февраль», «достать чернил и плакать», ст. из сборников Близнец в тучах, «Поверь барьеров», «Сестра моя жизнь».

Нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чувством бытия.

Теория литературы: литературное направление «Футуризм», его характерные черты, неоднородность модернистского течения. Тоническое стихосложение.

Интеграция с другими видами искусства:

Живопись: портреты поэтов, репродукции картин К.Малевича, П.Филонова, Н.Гончаровой, плакаты В.Маяковского.

Примерные виды творческих работ:

1.Стилизация стихотворения.

2.Сочинение «Будничное» и высокое в стихотворений «Товарищу Нетте».

3.Этюд. Сатирический образ в ст. «О дряни».

Крестьянская поэзия 20х годов.

С.А.Есенин. Берёза, Поёт зима-аукает…, Выткался на озере алый свет зари…, Запели тесаные дроги, О красном вечере задумалась дорога.

Поэт предельной искренности. Глубокое чувство родной природы и Родины. Есенинский имажинизм-закономерный этап его художественной эволюции.

Теория литературы: литературное направление «Имажинизм». Понятие образа. Олицетворение, метафоры, эпитеты, оксюмороны.

Интеграция с другими видами искусства:

Живопись: портрет поэта, репродукции картин Петрова-Водкина, Коровина, Сомова, Рериха.

Музыка: романсы русских композиторов из стихотворения Есенина.

Примерные виды творческих работ:

1.Анализ стихотворений «Берёза», «Гой ты, Русь, моя родная».

2.Самостоятельный анализ стихотворения «Песнь о собаке».

3.Сочинение. Тема природы в поэзии С.Есенина.























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал