7


  • Учителю
  • Конспект урока Что может быть семьи дороже... 8 класс

Конспект урока Что может быть семьи дороже... 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Что может быть семьи дороже…»

Интегрированный урок в 8-ом классе

(обществознание + литература + история)



Межпредметные и межкурсовые связи



История



6



7



7

8

Культура Киевской Руси. («Поучение Владимира Мономаха»)

Русская культура XV - XVI веков. («Домострой»)

«Закрытый Дальний Восток»

Япония: от закрытия к модернизации

Культура края в первой половине XIXвека

Обществознание

6

Традиционное общество

Обществознание

8

Роль семьи в жизни общества



Задачи урока:

1) показать некоторые аспекты изучения семьи социально - гуманитарными науками;

2) подвести учащихся к пониманию роли семьи в жизни человека и общества;

3) определить существенные особенности традиционной и современной семьи;

2) формировать позитивное отношение к культуре разных народов;

3) способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к духовному наследию прошлого, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным ценностям.

4) развивать у учащихся умения:

- проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

- анализировать литературное произведение как исторический источник;

- работать в учебной группе;

- выступать публично;

- создавать собственные презентации в Power Point.



Формы работы: беседа, презентации учащихся с элементами инсценировки, работа с текстом литературного произведения, выполнение творческих заданий, анализ диаграмм.









План урока:

1. Актуализация темы урока. Беседа с учащимися по вопросам. Объяснение хода работы на уроке.

2.Социология и социальная психология. Анализ диаграммы о количестве браков и разводов в Республике Татарстан с 2006 - 2009 год.

3.Педагогика. Основы традиционного семейного воспитания в памятниках литературы («Поучение Владимира Мономаха»).

4.История. Традиционная семья по «Домострою». Традиционная татарская семья в описании родственников учащихся.

5. Генеалогия. Рассказ о генеалогическом дереве семьи Закиевых.

6.Этнография. Особенности традиционной японской семьи.

7. Домашнее задание: составить генеалогическое дерево своей семьи.



Ход урока:

1. Семья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью. Как вы думаете, почему так много наук - этнография, социология, семейное право, демография, социальная психология, педагогика, история - изучает семью?

Предполагаемые ответы учащихся :

  • Семья выполняет много важных функций, каждая из которых является предметом изучения какой - либо науки (воспитание - педагогика).

  • На семью оказывают влияние все сферы общественной жизни и поэтому науки которые изучают отдельные стороны общества, так или иначе затрагивают проблемы семьи.

Задача нашего урока: определить роль семьи в жизни общества и человека, опираясь на данные разных наук.



2. Семья играет очень важную роль в жизни каждого отдельного человека и в жизни общества в целом. Но, к сожалению все чаще и чаще социологи говорят о кризисе семьи. Совсем недавно, 17 ноября, в Казани в Академии наук состоялся Круглый стол, посвященный рассмотрению проблем современной семьи. Особую тревогу специалистов и общественности вызывает падение авторитета семьи.



Анализ диаграмм.

  • Количество браков увеличивается, но увеличивается и количество разводов. Примерно половина от количества заключенных браков составляют разводы.

  • В 2009 году наблюдается некоторый спад количества разводов. Особенно в Казани - сокращение на 17%.

Основные причины разводов по данным социологических опросов

Психологические проблемы - 38,7%

Материальное положение семьи - 30%

Супружеская измена, неверность - 26,7%

Алкоголизм - 23,4%

Вмешательство родственников в дела семьи - 19,3%

Приводится мнение психологов:

«Кризис - это один из факторов сплочения. Люди всегда объединялись для того, чтобы выжить. Одно время, когда в стране была стабильная обстановка, супружество перестало цениться - люди решили, что могут выжить поодиночке. Теперь же вновь появилась необходимость в сплочении. Это могло повлиять и на институт брака».

В качестве одного из важнейших способов укрепления семьи называют пропаганду традиционных семейных ценностей. А какие они традиционные ценности?



3. Традиционные ценности семейного воспитания изучает педагогика, и они нашли отражение в памятниках литературы. Неслучайно у многих народов древнейшие литературные произведения были написаны в виде Поучений.

Почему, собственно, люди - а это чаще всего искушенные старики, приблизившиеся к краю своей жизни, - испытывают страсть к поучениям? Потому, может быть, что всякий многое познавший и выстрадавший человек, не передав свой опыт, ощущает себя всю жизнь лишь пахавшим, но не засеявшим. И еще: так уж устроен человек - если молодость, подобно жаворонку, имеет свои утренние песни, то старость, подобно соловью, хочет и должна иметь свои вечерние песни.

Наверное, стоит время от времени вслушиваться в эти песни, ведь в этих поучениях весь богатейший опыт предшествующих поколений.

Презентация по произведению «Поучения Владимира Мономаха»

Педагогические ценности любого народа являются вечными и общечеловеческими. Их хорошо выразил автор «Домостроя»: не красть, не лгать и т.д.



3. История. Работа учащихся с отрывком из текста «Домостроя».





Сильвестр. Из сочинения «Домострой». XVI век (Фрагмент.)

«Наказывай сына своего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет.<…> Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе <…>.

«<…>Дети, послушайте заповеди Господни: любите отца и мать свою, и слушайтесь их, и повинуйтесь им, по - божески, во всем».

«<…>Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются ».

«<…>Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны во всем им покоряться. <…> Сама хозяйка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Придет ли муж или гостья обычная, она всегда должна сидеть за работою. Слуги не должны никогда будить госпожу, а она должна будить их».

«<…>Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность, и кому какое дело велено вести».

«<…>Если подарит кому - то Бог жену хорошую - дороже камня многоценного, такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу... И если у мужа жена добра, то за то и мужу венец и хвала».

«<…>И следует и самому себе помнить, и жену, и детей, и домочадцев своих учить: не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать. Не обижать, не оговаривать, не прельщаться на чужое добро, не осуждать кого - либо, не пьянствовать, не высмеивать ближних своих, не помнить зла, не гневаться ни на кого, старшим быть послушными и покорными, к средним относиться с любовью, к младшим и больным - приветливым и милостивым…».

Вопросы к тексту:

  • Особенности традиционной семьи.

  • Почему по отношению к детям применялись телесные наказания?

  • Как можно охарактеризовать положение женщины в традиционной семье?

  • Что вам кажется актуальным и в наши дни, а чего нельзя приняит современным людям?

4. Генеалогическое дерево и рассказ учеников о традиционной татарской семье.

  • Воспитание уважительного отношения к старшим, если брат или сестра старше всего на один год, принято обращение - апа, абы.

  • Воспитание уважительного отношения к женщинам, особенно к бабушкам. Если дома читает кто - либо намаз, в доме должна быть тишина, дети это хорошо понимали даже с самых малых лет.

  • Воспитание уважения к отцу. Детей не принято было баловать. Со всеми просьбами сначала обращались к матери, и уже она передавало это отцу.

  • Особое, уважительное отношение к образованию.

5. Этнография - изучает особенности культуры и быта различных народов. Уникальным и самобытным является семейный быт японского народа. Большинство современных японских семей являются традиционными, многие исследователи видят в этом стабильность и успешность японского общества в целом.

















































1. Сегодня мы проведем для вас первое занятие по обучению искусству икебаны. Возникло это искусство из обычая ставить цветы перед статуями в буддийских храмах.

2.В Японии мирно уживаются три религии: синтоизм, буддизм, конфуцианство. Все радостные события в семье - рождение ребенка, свадьба отмечаются синтоистскими церемониями. Все печальные события - похороны, поминовения проводятся по буддийским обрядам.

3.Японский ребенок чувствует свою связь с домом, семьей, родителями, с бабушками и дедушками, наверное, и благодаря таким существующим лишь в Японии синтоистским праздникам, как праздники детей. 3 марта отмечается праздник девочек, 5 мая отмечается государственный праздник мальчиков.

1.Конфуцианство воспитывает в японцах почитание родителей, а в более широком смысле - покорность воле старших. Преданность, основанная на долге признательности, делает столь прочной традиционную семью Японии, а в целом, все японское общество.

2. В общем, японцы народ малорелигиозный, несмотря на обилие храмов, все обиходные молитвы сводятся к трем фразам:

- Да минуют болезни. Да сохранится покой в семье. Да будет удача в делах.

3.Не будет большим преувеличением сказать, что роль религии у японцев во многом заменяет культ красоты. Токонома - ниша красоты - обязательный элемент каждого дома, центр жилища. В этой нише - полка для книг и место для произведений искусства - свиток живописи или каллиграфии или ваза с букетом цветов. Составление букета для токонома требовало высокого мастерства, стали появляться школы икебаны.

1.Есть притча о мастере чайной церемонии Рикю, сад которого славился на всю Японию цветами повилики. Взглянуть на них решил даже сам сегун Хидееси. Придя, однако, в назначенное утро в сад, он с удивлением обнаружил, что все цветы срезаны. Уже начавший гневаться, повелитель вошел в комнату для чайной церемонии и тут увидел икэбана из одного - единственного стебля повилики. Рикю принес в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, самом лучшем.

2.Эту притчу рассказывают каждому японцу на первом же занятии икэбана. Его приучают к тому, что выразительность скупа, что красота в недосказанности, в недоговоренности, в недолговечности. Как в этих стихах: Цветы засохли, но семена летят, как чьи - то слезы.

3.Как в ветке сакуры, лепестки которой не знают увядания, свежими они опадают на землю.

1.Как и гора Фудзияма, на вершину которой ежегодно поднимается 5 млн. японцев, чтобы на вершине посмотреть восход солнца.

</ Развитие искусства икебана - пример того как искусство служит воспитанию эстетического и нравственного восприятия мира. Окружая себя внешней красотой, японцы стремятся к гармонии во всем и в семейной жизни также. Социологические опросы показывают, что число людей, довольных своей семейной жизнью, в Японии необычайно велико, оно доходит до 80%. Для современных японцев очень важно сохранение традиционных устоев семейной жизни. Вне дома японец ведет себя преимущественно по европейски - ходит в пиджаке, сидит на стуле, ест спагетти, пьет кофе. Дома он переодевается в кимоно, располагается непринужденно на подушках или полу, пьет терпкий зеленый чай.

Вывод к уроку.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал