7


  • Учителю
  • Мировая художественная культура (на основе материалов школьного музея «Наследие времён»)

Мировая художественная культура (на основе материалов школьного музея «Наследие времён»)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

VIII городская научно-исследовательская конференция школьников

имени К.Д. Ушинского





Секция: Мировая художественная культура

(на основе материалов школьного музея «Наследие времён»)







Исследовательская работа

«Игрушка как душа народа»









Выполнила: Кислякова Яна

Ученица 6А класса

МАОУ «Гимназия №37»

г. Казани,

Научный руководитель:

Сабирова Л.Р.















Казань, 2015г.





Тезисы

Игрушка как душа народа



Понять Россию - значит почувствовать, что мы - часть огромного

вневременного потока. А для этого нужно знать, каким воздухом дышали

наши предки, за какими столами сидели, какие рубахи носили, какие

праздники почитали, в какие приметы верили, какие песни пели, в какие

игрушки играли. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Что такое игрушка? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что игрушка - это вещь, служащая для игры.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. На протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.

Русские мастера не стремились расстаться с художественным прошлым своего народа. Привычные, складывающиеся столетиями приемы украшения языческого божества переосмысливаются и рождают новую красоту.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов сходны потому, что мастера учились у одного

мастера природы.

Самые разные игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой

уменьшенные изображения окружающих вещей. Их делали из веток, сучков

дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины. Эти игрушки жили

недолго. По внешнему виду они отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.

На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы- обереги, игровые и обрядовые.

Куклы-обереги-это и безликие куклы-талисманы, охранявшие детей, дом, огород.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. К игровым свернутым куклам относят куклы-закрутки. Наиболее ранняя, среди традиционных игровых свернутых кукол России, была кукла «полено». Наиболее простой свернутой куклой считается кукла «Барыня».

Куклы «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой, на них девочки учились шить и хвалились своими достижениями.

Обрядовые куклы имели ритуальное назначение. Кукла «Плодородие» приносила достаток и хороший урожай, маленькие нитяные куколки - «мартинички» вязали для проводов зимы. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда подвешивали пару кукол: Невесту и Жениха.

Были в русских деревнях куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошенка. Сейчас куклы-зернушки вошли в моду. Только набивают их не гречкой горохом, а стеклянными шариками, чтобы ребенок перебирал пальчиками всякие мелкие предметы.

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, использовали тонкий слой березы. Солома, как и дерево, олицетворяло буйную силу растительности.

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка, и являлась символом продолжения рода. Ей отводили важную роль, так как человек видео в ней себя. Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми, так как она имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Символические куклы сопровождают крестьянские праздники и обряды.

В пятом веке до нашей эры в небе Китая появились первые воздушные змеи.

Они олицетворяли магическую связь с небом.

Куклы для девочек были куда сложнее. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Каждая деталь на них имела свой символический смысл. Родители верили, что чем привлекательнее выйдет кукла, тем красивее ее владелица.

Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях.

Кукле отводилась роль манекена для народной одежды разных регионов России. И сегодня этнографическая кукла помогает приобщить детей к культурному наследию прошлого.

Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

Мир меняется, но думаю, девочки играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики - гонять мяч и пускать кораблики в ручейках. История куклы еще не закончилась. Какими они будут завтра, зависит от нашей фантазии и нашего желания сотворить добро.









</







Содержание.









Введение.

Глава 1. История русской народной игрушки.

Глава 2. Символика и образ народной игрушки.



Глава 3. Типы и назначение куклы.

Заключение.

Список используемой литературы









































Введение



Понять Россию - значит почувствовать, что мы - часть огромного

вневременного потока. А для этого нужно знать, каким воздухом дышали

наши предки, за какими столами сидели, какие рубахи носили, какие

праздники почитали, в какие приметы верили, какие песни пели, в какие

игрушки играли. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Что такое игрушка? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что игрушка - это вещь, служащая для игры.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. На протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.

Русские мастера не стремились расстаться с художественным прошлым своего народа. Привычные, складывающиеся столетиями приемы украшения языческого божества переосмысливаются и рождают новую красоту.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов сходны потому, что мастера учились у одного

мастера- природы.

Самые разные игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой

уменьшенные изображения окружающих вещей. Их делали из веток, сучков

дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины. Эти игрушки жили

недолго.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а

начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в Вятке, Туле, Каргопове.





Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по

внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присуща

необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.

На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка, и являлась символом продолжения рода. Ей отводили важную роль, так как человек видео в ней себя. Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми, так как она имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Символические куклы сопровождают крестьянские праздники и обряды.

В пятом веке до нашей эры в небе Китая появились первые воздушные змеи.

Они олицетворяли магическую связь с небом.

Куклы для девочек были куда сложнее. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Каждая деталь на них имела свой символический смысл. Родители верили, что чем привлекательнее выйдет кукла, тем красивее ее владелица.

Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях.

Кукле отводилась роль манекена для народной одежды разных регионов России. И сегодня этнографическая кукла помогает приобщить детей к культурному наследию прошлого.

Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям

Мир меняется, но думаю, девочки играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики - гонять мяч и пускать кораблики в ручейках. История куклы еще не закончилась. Какими они будут завтра, зависит от нашей фантазии и нашего желания сотворить добро.

Цель исследования: показать, как менялась народная игрушка вместе со всей национальной культурой, впитывая её национальные особенности и своеобразие, рассмотреть историю русской народной игрушки, виды и разновидности, охарактеризовать символику и образ.

Методы: поисково-исследовательский, сопоставительный.

Основные выводы:

  • Кукла как русская народная игрушка является основным видом

творчества.

  • Народная игрушка является традиционно необходимым

элементом воспитательного процесса.

  • Через игру и игрушку ребёнок познает мир, происходит его

социализация в обществе.

  • Куклы не только игрушки, но и близкие друзья.

Многие игрушки не дошли до нас в первозданном виде. Причина одна: временное старение, поэтому я изготовила народные игрушки: Крупеничку и Горошинку по изученной литературе.



Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка.



Глава 1. История русской народной игрушки

Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в Вятке, Туле, Каргополе.

Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были "барыни-дуры" (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого "трехгранника". Из одной его стороны получалась "спина", а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа.

Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с "барынями" и "гусарами" связаны скульптурные миниатюрки - "китайская мелочь". Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые.

Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.

Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи.

Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое.

Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.

Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.

На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.





Глава 2. Символика и образ народной игрушки.

Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эти куклы стали при упрощении символического смысла древнейших верований, когда Великую богиню, стоящую за гранью добра и зла, опасались изображать с чертами лица, могущими вызвать вред при использовании ее изображения. Практически все дошедшие до нас древнейшие изображения (Богини Матери - "неолитической Венеры") не имеют лица.

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти. Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнце часть суток проводит в Земном мире, а ночной период - в Подземном. Поэтому и душа человека проведя какое то время в Загробном мире возрождалась для жизни на земле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одного двуглавого коня. К подобной символике следует так же отнести игрушку "день - ночь". Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение - своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.

С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях южных славян мотив весеннего качания девушки на качелях соотносилось с ее сакральным браком с солнцем, что должно ей в дальнейшем принести удачу в браке. Совместное качание на качелях юноши и девушки также рассматривалось как пожелание им счастья. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.

В игрушке некоторой моделью Мирового дерева, в первую очередь его кроны - Небесного мира, являлись различные погремушки и мячи. При этом традиционная народная игрушка носила своеобразный благословляющий ребенка характер. К игрушкам подобного типа относилась и модель яйца, так как по древнейшим космогоническим представлениям мир родился из яйца.

Куклы Панки Поморья. Они потомки древних деревянных идолов. Топором вырубали их северные мастера, но и, став игрушками, эти грубо сработанные фигуры не утратили до конца своей магической силы. В них воспоминания о силе богов, которым поклонялись многие поколения обитателей этих мест. Они верили, даже в этих маленьких деревянных человечков могут вселиться духи.

Моховики, что родом из глухих лесов вятских земель игрушками притворяться почти и не пытаются. Изо мха, шишек, коры создали их. И характер у них под стать природе родного края. Сумрачный, как чащобы лесов. Не игрушки - духи деревьев, давших им жизнь. Только на первый взгляд похожи они на людей, чьи прикосновения дали форму их телам.

Но не только мрачные человечки-лесовики хранят память о древних верованиях и традициях. Кто не знает Дымковскую игрушку? Фигурки людей, птиц, зверей вылепленные из глины, одетые в яркие краски и позолоту. Теперь они лишь популярный сувенир, но когда-то все было совсем иначе.

В XIX веке их готовили в Дымковской слободе, что близ Вятки, к празднику проводов зимы. Назывался он в тех местах "Свистунья", "Свистопляска" и первыми дымковскими игрушками были свистульками. Все зиму лепили их женщины окрестных сел. Так, даже став потешной игрушкой, они еще сохраняли связь со своими языческими корнями. Ведь некогда глиняные фигурки были тотемами и языческими идолами.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.

В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.

Использование подобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые как правило на воздействие подобных игрушек на психику ребенка не обращают внимание. При применении традиционных и любых других игрушек следует учитывать воздействие образа того или иного персонажа на психику ребенка, особенно это касается современных игрушек часто имеющих агрессивное содержание.

Кроме того, следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. При неумеренном использовании ребенком подобной игрушки следствия от воздействия данного звука на психическое состояние и здоровье ребенка могут быть непредсказуемые. Это не значит, что следует бояться использования свистулек. Большинство из них носило и носит чисто развлекательный характер. Речь идет только о традиционных магических инструментах, чаще всего имеющих зооморфный вид, а также некоторых других игрушках, например, Городецких конях и всадниках, цель которых было воспитание в мальчиках определенного уровня агрессивности, так как символика всадника соотносилась с воином, позже с Георгием Победоносцем. Сам уровень и характеристики звука подбирались для инициирования именно этих качеств. Происходил подбор звука в свистульках не сразу, а постепенно, в течение долгих лет. Через наблюдения и обобщения находили определенные звуковые сочетания, так или иначе действующие на психику человека. При этом считалось, что в иных случаях такие сочетания звука могли привести и к смерти. Вспомним известную былину об Илье Муромце и Соловье разбойнике, где от свиста, крика, и шипения, иными словами определенного звукового воздействия, умирали путники.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В. К), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам. Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20-30 тысяч лет назад во всем мире могильники и захоронения принято было покрывать красной охрой, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В некотором смысле куклы и другие предметы, имеющие подобную "кровавую" раскраску, являются архетипическими. На подобную символику указывает такой известный ученый как Голан в своей книге "Миф и символ".

О воздействии архетипов на психику человека, прежде всего на неустойчивую детскую психику, указывал в многочисленных работах еще немецкий философ и психолог Юнг. Характерно, что уже в наше время японские психологи провели исследование, что для того, что бы человек меньше говорил по телефону, телефонную будку следует изнутри покрывать красной краской. Использование большевиками красного знамени как символа тоже далеко не случайно. Красный цвет вызывает порой немотивированную агрессию и подспудное стремление к смерти. В этой связи характерно и архетипично, что при проведении корриды в Испании и Латинской Америки для раздражения быка используется именно красное полотнище.

Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.

Кроме того, ряд геометрических символов, на что указывается в работах В.К. Шабельникова и его школы, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер. Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся своеобразным оберегом. Громовой знак - "шестилепестковый цветок" - чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии. Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушению психического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития его личности.





Глава 3. Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

Куклы - обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая "безликая кукла" служила "оберегом". Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Кукла-скрутка - это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте - в захоронениях-современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными.

Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза".

Будущему малышу сооружали куклу-пеленашку, которую укладывали в пустую колыбельку обжить, обогреть, сбить с толку злых духов. Только после крещения ребёнка куклу убирали из колыбели. Её хранили в доме вместе с крестильной рубахой малыша. Ребёночка туго пеленали, чтобы лишние движения не привлекли злых духов

Другая кукла, охранявшая детей, имела необычное название - кувадка. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит "Куватка'', то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Толстушка-Костромушка -эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: "Детки появились - пошла играй".

Кукла должна демонстироваль сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.

Толстушка-Костромушка (Женская суть) - задачей этого оберега было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.

Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!"

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки - знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии - знаки воды; горизонтальные линии - знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу "Ангелочка". Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу - Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено''. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла "Барыня", бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Была распространена игровая тряпичная кукла "Малышок - голышек". Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что "Малышок - голышек", изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что - то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы "на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - "кукла с косой''. Третья - "молодуха''. Четвёртая - "кукла нарядная'', она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и на Алтае.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла "Плодородие", то будет достаток и хороший урожай.

Обрядовая кукла "Покосница" изображала женщину во время сенокоса. "Покосница" - одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы - ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна "рубаха"- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани - разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником. Бытовала "Покосница" в деревни Фёдоровка на территории Ленинского района Тульской области.

Кукла "Купавка"- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской,

Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. "Купавка" олицетворяла

собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам,

забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось

очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Ещё проще делались куклы - мартинички. Весенне-летние праздники начинались обрядом «закликания» весны. Обязательным атрибутом были маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало марта, поэтому и кукол называли «мартиничками». Они были похожи на кисточки, которые приделывают к шапочкам, только отделяют две пряди для рук, белую и красную. Их вязали для проводов зимы. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал весенний ветер. Но они имели и второе, ритуальное значение. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой цветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывались с нечистой силой. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почётном месте - в красном углу под иконами. С рождением в семье ребёнка неразлучная пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку!

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Были в русских деревнях куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. С раннего детства мы помним сказку о красавице Крупеничке. Поэтому сев её сопровождался таким обрядом: первые горсти отборной гречихи брали для посева из потаённого мешочка, сшитого в виде куколки. После сева устраивали угощение для нищих и убогих со всей округи. После уборочной куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. На маленький мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек, такая кукла должна была способствовать хорошему урожаю. Она стояла на почётном месте, рядом с иконами. Но детям разрешалось в них играть.

Сейчас куклы-зернушки вошли в моду. Только набивают их не гречкой и горохом, а стеклянными шариками. Учёные доказали, что для развития речи маленького человека очень полезно, чтобы он перебирал пальчиками всякие мелкие предметы вроде таких шариков.

Обрядовую куклу "Масленица" делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла "Масленица'' была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.







































































Заключение.



В ходе исследования я пришла к выводу, что русская народная игрушка является особым видом творчества, замечательным наследием

культуры прошлого. В течение многих веков искусством неизвестных умельцев создавались народные игрушки, редкие по красоте и гармонии. Многообразные по своему покрою, они отличались гаммой цветов и богатством отделки.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, они сопровождают нас всю жизнь.

Игрушки развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат

объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Не умирают народные игрушки. Чем дольше смотришь на них, тем больше находишь ценного, они раскрывают нам тайны, связывают нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.







































Список используемой литературы

1. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2000. - 356 c.

2. Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка. - 1996. - № 8. - С.48-49.

3. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. - № 3. - С.138-140.

4. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог на русском, английском, французском, немецком, испанском языках. - М.: Внешторгиздат, 1990. - 48 с.

5. Романовский С.Т. Похвальное слово лошади // Новая игрушечка. - 1995. - № 7. - С.48-49

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - С.68-75.

7. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. / Под общей редакцией Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 1999. - С.378-379.

8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Элис лак, 1995.

9. Советская энциклопедия. Т.1 - М., 1991. - С.178-180.

10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ,1998.-492 c.

11. "Краеведческие записки'' - 2 за 2000 г.

12. журнал "Дошкольный очаг'' - 1 за 2002 г.

13. журнал "Народное творчество''- 4 за 2000 г.

14. журнал "Народное творчество"- 2 за 2001г.

15. журнал "Народное творчество"- 2 за 2002 г.

16. журнал "Народное творчество"- 6 за 2002 г.

17. журнал "Народное творчество"- 3 за 2003 г.

18. журнал "Народное творчество"- 2 за 2003 г.

19. журнал "Народное творчество"- 5 за 2003 г.

20. Русское население Алтайского края. В.А. Липинская.

21. Всё обо всём. Том 17.

22. Игра и игрушка Е.А.Флерина

23. Обрядовые куклы. Куклы - обереги. Р.М.Головачёва.



























































































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал