7


  • Учителю
  • Индивидуальная программа по русскому языку на ученика 6 класса (ребенок-инвалид, диагноз -пиелонефрит)

Индивидуальная программа по русскому языку на ученика 6 класса (ребенок-инвалид, диагноз -пиелонефрит)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Индивидуальная программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы для общеобразовательных учреждений под редакцией  Баранова М. Т., Ладыженской Т. А.,
предварительный просмотр материала


Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г.Улан-Удэ



«Рассмотрено на заседании методического объединения»

____/____/___


«Согласовано с Методическим советом»

___/____/___


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

________Л.В. Цыденова «__»___________20___г.


Индивидуальная рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ


для 6 класса


на 2014-2015 учебный год



Улан- Удэ

2014 год

Пояснительная записка к программе учебного курса

«Литература 6класс»

Индивидуальная образовательная программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011 г.).

Ученик 6 класса с диагнозом пиелонефрит обучается в данной школе с первого класса. Программа составлена с учетом медико-психологических особенностей. Герман обладает образным мышление, длительной памятью, устойчивым вниманием, высокой работоспособностью. Ученик в средней степени владеет навыками анализа, сравнения художественного произведения, ориентируется в литературных терминах.

Исходя из психологических особенностей, были определены такие технологии, как проблемное обучение, игровая технология, интегрированный метод. Предусмотрены задания повышенного уровня, предлагающие анализ прозаических произведений, определение авторского замысла, его идеи. Анализ лирических произведений основывается на выявлении изобразительно-выразительных средств, сравнительной характеристики образов, нахождении зрительного образа.

В программе учтены уроки написания сочинения, направленные на формирование литературоведческой компетенции и УУД. Также предполагаются разные виды уроков: урок-анализ, урок-рисование, урок-игра, зачет.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Образовательная программа составлена с учётом типа и вида нашей школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса - детей с ограниченными возможностями. Данная программа составлена на основе Стандартов 2004 года и рассчитана на базовый уровень усвоения.

Цель программы обучения:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.

Задача программы обучения:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • анализ художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

  • использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место и роль предмета «Литература» в достижение целей

основного общего образования

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Количество учебных часов. Программа рассчитана на следующее количество часов: 68 часов - в школе, в том числе уроки развития речи (написание домашних сочинений); 34 часа - обучение на дому. Количество часов (школа-дом) отражено в календарно-тематическом планировании.

В отличие от массовой школы, количество часов на дому сокращено в два раза (34 часа). В связи с этим, а также в соответствии с физическими особенностями учащихся внесены значительные изменения. В целях сокращения времени предполагается следующее:

  • Обзорное изучение тематических циклов, с подробным анализом одного-двух произведений (по выбору учителя);

  • Самостоятельное (внеклассное) изучение некоторых произведений, ведение читательского дневника.

В программе сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, обучающее сочинение;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий;

- написание домашних сочинений.


Количество практических работ

№ п/п

Тематика практических работ

Количество часов

1

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

  1. «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»»,

  2. «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?».

Домашнее сочинение

2

Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

Портреты мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Домашнее сочинение

3

«Человек и природа в сказке - были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Домашнее сочинение

Национально-региональный компонент.

Реализация национально-регионального компонента предполагается на уроках внеклассного чтения посредством использования литературного материала писателей и поэтов родного края. Данный аспект содержит как образовательный, так и воспитательный потенциал, передает особые реалии национальной жизни, отражает многовековую историю бурятского народа, что составляет предмет гордости носителей национального языка. Уроки внеклассного чтения пропорционально распределены между основным материалом. Это обеспечивает равномерность, комфортные условия для организации учебного процесса. Особое внимание уделяется разделам «Поэты о Великой Отечественной войне», «Бурятские народные сказки», «Басни», «Поэты и писатели о Родине, родной природе».

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Ученик 6-го класса должен уметь:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • Механизмы формирования ключевых компетенций

  • Урок литературы - это человекоформирующий процесс, поэтому в первую очередь это урок-общение, урок-диалог, совместная деятельность учителя и ученика на основе духовного равенства, направленная на формирование у ребенка представления о себе самом и об окружающих его людях.

  • Каждое художественное произведение программы ставит множество нравственных проблем. Основным способом введения ученика в произведение является триединство «деталь - вопрос - проблема». Формирование учебно-познавательной и личностной компетенций происходит через использование элементов технологии проблемного обучения, применение эвристического метода, разработку и использование компетентностно-ориентированных заданий.

  • Основой формирования стойкого интереса учащихся к чтению, воспитания компетентного читателя считается современное прочтение классики, сохраняющей свою актуальность для формирования ценностно-смысловых и общекультурных компетенций личности.

  • Ответ на поставленный вопрос-проблему, который выступает как учебная задача, организуется методом индивидуального и коллективного поиска, что обеспечивает формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций.

  • Учебные задачи формулируются с учетом уровня подготовленности, самостоятельности учащихся; через разноуровневые задания формируются учебно-познавательные компетенции

  • Формирование ценностно-смысловых и общекультурных компетенций осуществляется в том числе и через использование межпредметных связей (литература-история, литература - изобразительное искусство, литература-ИКТ и пр.)

  • С целью формирования таких аспектов информационной компетенции, как планирование информационного поиска, извлечение первичной, вторичной информации, обработка полученной информации, а также с целью активизации и интенсификации деятельности учащихся используются элементы технологии обучения на основе опорных конспектов (графических схем-опор, схем-таблиц).

Технологии обучения

Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, элементы технологии критического мышления, а также игровых, информационных технологий.

Проблемное обучение - общедидактический метод, но на уроке литературы он получает свою специфику:

  • многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста и способствует возникновению проблемных ситуаций;

  • выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса на материале искусства далеко не всегда может быть доведен до категорического разрешения;

  • проблемная ситуация часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими (урок-диспут).

Примером может быть проблемный вопрос для учащихся 6 класса: «Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи?»

Технология интегрированного обучения получает реализацию через изучение материалов таких разделов, как «Литература и изобразительное искусство», «Литература и другие виды искусства», «Слушаем актерское мастерство».

Изучение литературы в школе тесно связано с историей: на уроках литературы и при изучении биографии писателей, и при анализе художественных произведений, и при изучении обзорных тем не обойтись без исторического материала.

Под понятием «критическое мышление» подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. В 6 классе приемлемыми являются такие приемы ТРКМ как синквейн и кластер.

Игровая технология. Использование на уроке литературы загадок, шарад, кроссвордов способствует более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывает интерес к предмету. Для создания определённой ситуации успешности на уроке, переключения внимания на уроке, развития интереса к предмету можно предложить учащимся самим создавать лингвистические игры, загадки, сказки.

Мультимедийные презентации, выполненные в PowerPoint, видеофрагменты и флеш-ролики позволят учителю сделать уроки ярким, интересным, запоминающимся и продуктивным, визуализировать процесс познания.

Методы и формы организации работы

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

  • Урок-лекция.

  • Урок - исследование.

  • Урок - устный журнал.

  • урок - творческая мастерская.

  • урок - игра.

  • урок - конкурс.

  • Урок - путешествие.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


В дорогу зовущие. Писатели - создатели, хранители и любители книг.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 час)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (1 час)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Внеклассное чтение. Басни бурятских поэтов.

Александр Сергеевич Пушкин (6 часов). Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Двусложные размеры стиха.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (1 час) Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза.

Внеклассное чтение. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Тютчев. Фет (1 час)

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. (2 часа) Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. (2 часа) Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. (1 час) Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов(1 час)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

Внеклассное чтение. Стихи бурятских поэтов о родной природе.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Алесандр Иванович Куприн (1 час). Краткий рассказ о писателе.

«Чудесный доктор». Проблема милосердия и сострадания.

Александр Степанович Грин. (1 час) Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. (1 час) Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Произведения о Великой Отечественной войне (1 час)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. (1 час) Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. (2 часа). Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Писатели улыбаются.

Василий Михайлович Шукшин. (1 час)

«Странные люди». Герой рассказов Шукшина.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». (1 час) Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века (1 час)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Н. М. Рубцов «Звезда полей».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Внеклассное чтение. Из литературы народов России.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.


Учебно-методическое обеспечение программы

Реквизиты программы:

Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В. Я Коровиной. М.: «Просвещение», 2005 г.

Учебно-методический комплект учащихся:

1 Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.

2 Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

Учебно-методический комплект учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2011.

Мультимедийная поддержка уроков:

1 Коровина В. Я. И др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»

2 Авторские презентации

3 Видеофильмы, мультфильмы по изучаемым произведениям.

4

5

6 «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 6 класс»

7 »Поэзия.ру» - литературно-поэтический сайт

8 Русская поэзия XIX и XX веков

9 Рифомед.ру

Реализация национально-регионального компонента проходит на уроках при изучении разделов «Фольклор. Пословицы и поговорки бурятского народа», «Басни» - Гунга Чимитов, «Поэты о Великой Отечественной войне», «Поэты и писатели Бурятии о Родине, родной природе».


Литература 6 класс

Календарно-тематическое планирование (школа)

Тема урока

часы

Уч. неделя

Первая четверть

1-2

В дорогу зовущие. УНТ. Обрядовый фольклор.

2

1

3-4

Пословицы и поговорки. Р/Р

2

2

5

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе»

1

3

6-7

Русская басня. И. И. Дмитриев. И. А. Крылов.

2

4

8

Басни бурятских поэтов.

1


9-10

А. С. Пушкин. Лицейские лирика. «И. И. Пущину».

2

5

11-12

А. С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро».

2

6

13

Двусложные размеры стиха

1

7

14-16

А.С.Пушкин «Дубровский»

3

8

17-18

Роль эпизода в повести. «Пожар в Кистенёвке».

2

9

Вторая четверть

19-20

Сюжет и герои повести. Композиция

2

10

21-22

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».

2

11

23-24

И. С. Тургенев. «Бежин луг».

2

12

25-26

Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

2

13

27-28

Н. А. Некрасов. «Железная дорога».

2

14

29

Трехсложные размеры стиха

1

15

30-32

Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

3

16


Третья четверть

33-34

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий».

2

17

35

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

1

18

36

Стихи бурятских поэтов о родной природе

1


37-38

А. И Куприн «Чудесный доктор»

2

19

39-40

А. С. Грин «Алые паруса».

2

20

41-42

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».

2

21

43-44

Произведения о Великой Отечественной войне

2

22

45-47

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

3

23

48-50

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

3

24-25

51-52

В. М. Шукшин. «Странные люди» - герои писателя. «Критики»

2

26

Четвертая четверть

53-54

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

2

27

55

Родная природа в русской поэзии XX века.

1

28

56

Из литературы народов России

1


57-58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

2

29

59-60

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

2

30

61

Ф. Шиллер. «Перчатка».

1

31

62-63

П. Мериме. «Маттео Фальконе».

2

32

64-66

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна».

3

33

67-68

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

2

34

Календарно-тематическое планирование (дом)

Тема урока

часы

Уч. неделя

Первая четверть

1

В дорогу зовущие. УНТ. Обрядовый фольклор.

1

1

2

Пословицы и поговорки. Р/Р

1

2

3

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе»

1

3

4

Русская басня. И. И. Дмитриев. И. А. Крылов.

1

4

Вн/чт

Басни бурятских поэтов.

5

А. С. Пушкин. Лицейские лирика. «И. И. Пущину».

1

5

6

А. С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро».

1

6

7

Двусложные размеры стиха

1

7

8

А.С.Пушкин «Дубровский»

1

8

9

Роль эпизода в повести. «Пожар в Кистенёвке».

1

9

Вторая четверть

10

Сюжет и герои повести. Композиция

1

10

11

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».

1

11

Вн/чт

И. С. Тургенев. «Бежин луг».

1


12

Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

1

12

13

Н. А. Некрасов. «Железная дорога».

1

13

14

Трехсложные размеры стиха

1

14

15-16

Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

1

15-16

17

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий».

1

17

Третья четверть

18

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

1

18

Вн/чт

Стихи бурятских поэтов о родной природе

19

А. И Куприн «Чудесный доктор»

1

19

20

А. С. Грин «Алые паруса».

1

20

21

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».

1

21

22

Произведения о Великой Отечественной войне

1

22

23

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

23

24-25

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

1

24-25

26

В. М. Шукшин. «Странные люди» - герои писателя. «Критики»

1

26

Четвертая четверть

27

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

27

28

Родная природа в русской поэзии XX века.

1

28

Вн/чт

Из литературы народов России

1


29

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1

29

30

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

30

31

Ф. Шиллер. «Перчатка».

1

31

32

П. Мериме. «Маттео Фальконе».

1

32

33

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна».

1

33

34

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

34


Приложение

Контрольные работы по литературе 6 класс.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

  1. Назовите стихотворение.

- Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!


- Мы вольные птицы; пора, брат, пора!


- Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

  1. Назовите двухсложные размеры стиха.

  2. Кто это? Назовите произведение, героя.

«Он расхаживал по псарне, окружённый своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался перед некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровье больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая».

«…маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошёл во флигель к приказчику».

«…силы его приметно ослабевали. Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам».


«…воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию… отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дома более, нежели должен был ожидать».

«Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старше. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать».

  1. Кто это? Назовите произведение и героя.

«Он выстроил дом по собственному плану, завёл у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком в околотке, в чём и не прекословили ему соседи».

«Развёл он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля свои обрабатывал он по английской методе».

«Она думала… но можно ли с точностию определить, о чём думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?!»

  1. Кто это? Назовите произведение и героя.

«Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к то же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы».

Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

1.Кто автор этих строк? Назовите произведение.

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит…


2. Какие ещё произведения Н.А.Некрасова вы знаете? Назовите их.

3.Назовите трёхсложные размеры стиха.

4.Определите размер стиха:

Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал,

Изображён на портрете

Был молодой генерал.


5. Дайте определение такого литературного жанра, как сказ.

6. Назовите произведения, написанные в жанре сказа. Назовите авторов этих произведений.



7.Назовите произведения А.П.Чехова.

8. Чей это портрет? Назовите произведение и автора.

«… была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

«Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

9. Назовите автора стихотворения.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди…

10. Назовите автора стихотворения.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал