7


  • Учителю
  • Поэзия Великой Отечественной войны. 'Сороковые, роковые': ратный подвиг литературы

Поэзия Великой Отечественной войны. 'Сороковые, роковые': ратный подвиг литературы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект открытого урока по литературе Явгастиной ДР.

Тема урока:

Поэзия Великой Отечественной войны.

"Сороковые, роковые": ратный подвиг литературы

Тип урока: урок объяснения нового материала


Цели урока:

Познавательные: показать на примере стихотворений военных лет уникальность поэзии периода войны;

продолжить работу по формированию умения анализировать и интерпретировать поэтический текст.

Практические: способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения;

Общепредметные: формировать эстетическое восприятие средствами литературы.


Средства обучения: рабочие тетради, презентация, аудиозаписи песен, Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, плакаты времен Великой Отечественной войны.


Методические приемы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка проблемных вопросов.

Ход урока:


I. Оргмомент. Проверка отсутствующих, сообщение целей урока, темы. (1 мин.)


II. Беседа с группой о теме урока.

1. Муза в армейской шинели. (3 мин.)

- Знакомо ли вам слово "Муза"?.. Ваш образ Музы... - Но можно ли сменить божественное облачение Музы на солдатскую шинель? Представляете ли Музу сражающейся? - "В годы войны"? В те годы, о которых сказал один из наших любимых поэтов: "Сороковые, роковые, / Военные и фронтовые,/ Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные..."?.. Но сочетается ли с этими суровыми, будничными образами образ Изящной Словесности?

- ...Литература на войне... Литература на фронтах Великой Отечественной... Представляете ли ее, слышите ли?.. Что сразу же подсказывает память, и как сегодня прочитаете строки войны?..

- А представляете ли себя в солдатском окопе, в блиндаже, в землянке и книги?.. Какие из них и как читает человек, с которым соединилось еще не успевшее обжиться в то время в русском языке слово "фронтовик"?.. А если бы стихи, очерки, рассказы не достигали передовой?

- "Слово - полководец человечьей силы..." Как отнесетесь к этой строке Маяковского? А к строкам нашего современника петербуржца Вадима Шефнера: "Словом можно убить, словом можно спасти,/ Словом можно полки за собой повести..."?

Вспомним о подлинных судьбах писательских страниц на войне. Судьба какого поэтического произведения оказалась наиболее счастливой?.. Почему же бойцы, как говорите вы, не расставались с "Василием Теркиным" Твардовского и какие страницы, какие строки "книги про бойца" были им особенно близки и дороги?..

Почему поэзия стала самым популярным жанром в годы войны? (Самый эмоциональный и оперативный жанр).

2. Накануне: клятва самим себе. (6 мин.)

- ...Литература Великой Отечественной войны началась задолго до рокового 1941 года; вам понятно это?..

"Нам лечь, где лечь..." (Чтение стихотворения Павла Когана.)

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

И, задохнувшись «Интернационалом»,

Упасть лицом на высохшие травы.

И уж не встать, и не попасть в анналы,

И даже близким славы не сыскать.


- Да, всего-то шесть строк, но после первых двух - строка точек; почему?.. Как встретили голос двадцатитрехлетнего Павла Когана, автора знаменитой "Бригантины", его набросок апреля 1941 года?.. - Да, накануне войны, и все-таки впереди еще два спокойных мирных весенне-летних месяца: чем не безмятежная пора для юного сердца! Как услышали его и отозвались ли ваши сердца на саму ритмику стихотворения?.. - Задыхающаяся? Прерывистая? Но, заметьте, в первых двух строках! А оставшиеся?.. - Единое, гармонично выстроенное предложение, стремительное и прерывистое! - А лексика их?.. Одно особенное слово, потребующее от нас, может быть, даже словаря?.. - "Анналы"! Что она значит, и удачно ли, и преображает ли стилистику исповеди поэта?.. - Павел Коган погибнет в первом же бою, в первый же год войны; удивлены? - Да, он сам обрек себя на подобную судьбу, не предсказав ее даже, а запечатлев с точной фронтовой достоверностью: "Нам лечь, где лечь..."

3. Кредо поколения. (9 мин.)

- Случайно ли в первый год войны Павлу Когану отозвался его сверстник Николай Майоров: "Нам не дано спокойно сгнить в могиле..."? (Чтение стихотворения учеником)

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, -

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.


Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.


Что скажете? - "Оцепенение охватывает"? Да, это поэзия высочайшей пробы! В чем тайны ее? Но разве не хочется сравнить два стихотворения? - А различие между ними?... - Павел Коган отметал какие-либо "анналы", то есть историческую память о себе и своем поколении, славу... Николай Майоров же, напротив, воздвигает себе, павшему, и своим погибшим товарищам обелиск! Оставаясь живым и после смерти... Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине 8 февраля 1942 года.

- Как отнестись к такому повороту темы гибели на войне - неизбежности гибели, особенно, если мы соединим два стихотворения (а разве они не устремляются к слиянию в единую исповедь?


- "Нас не надо жалеть..." (С. Гудзенко. "Мое поколение"). (Чтение стихотворения.) (12 мин.)


Мое поколение

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.


Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.


У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.


Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.


Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.


Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.


...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.


А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,

все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-

пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,

чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.


Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -

все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.


Ваш критический вердикт?.. Коротко и категорично: "Потрясающее стихотворение!" Что же в нем вас потрясло?.. Но стоило ли вслед за Павлом Коганом и Николаем Майоровым читать Семена Гудзенко??.. - А если "их многое объединяет", что же в них общего и как расценить их единство?.. А услышали ли в стихотворении Семена Гудзенко его заглавие?.. - У поэта: "Мое поколение"; удачно ли, не предпочесть ли иное? Но повторяют ли поэты сверстники друг друга?.. В чем же неповторимость каждого и какое из трех стихотворений представляется вам самым сильным?.. Но близко ли, интересно ли вам поэтическое поколение 40-х годов: ведь вы, как сказал бы Твардовский, "из другого поколенья"?..


- ...А что скажете об этом: "Давайте после драки/ Помашем кулаками"?.. Борис Слуцкий, (17 мин.)


ГОЛОС ДРУГА

Памяти поэта

Михаила Кульчицкого


Давайте после драки

Помашем кулаками,

Не только пиво-раки

Мы ели и лакали,

Нет, назначались сроки,

Готовились бои,

Готовились в пророки

Товарищи мои.


Сейчас все это странно,

Звучит все это глупо.

В пяти соседних странах

Зарыты наши трупы.

И мрамор лейтенантов -

Фанерный монумент -

Венчанье тех талантов,

Развязка тех легенд.


За наши судьбы (личные),

За нашу славу (общую),

За ту строку отличную,

Что мы искали ощупью,

За то, что не испортили

Ни песню мы, ни стих,

Давайте выпьем, мертвые,

За здравие живых!

1952


стихотворение, написанное спустя десятилетие после Великой Отечественной. - Что вышло с таким, быть может, с опозданием из-под пера поэта-фронтовика?.. - "Обелиск" своему поколению? Но "обелиск" звучит гордо и торжественно. Таково ли стихотворение?.. - "Легкое, разговорно-задиристое, ироничное"? И - скорбно-торжественное, как реквием"? Как расценить столь противоречивые впечатления и как отнестись к такому поколению и к поэзии его?


4. Бесстрашие исповеди.

- ..." Был день как день..." (Чтение стихотворения Ольги Берггольц.) (20 мин.)


Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.


Какие ж я могла найти слова, -

я тоже - ленинградская вдова.


(Сообщение учащегося).

Ольга Федоровна Бергольц - "блокадная поэтесса", влюбленная в свой город, в свой народ, в свою страну. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. Она не с чужих слов знает, что такое блокада. В годы войны Бергольц создала свои лучшие произведения: "Ленинградскую поэму", "Февральский дневник", стихотворения, вошедшие в книгу "Ленинградская тетрадь". Голос Бергольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев…

- Как чувства выражены этих строках?

Слово учителя:

Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.

(*Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,

что в сотни раз почетней и трудней

в блокаде, в окруженье палачей

не превратиться в оборотня, в зверя...

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.


*Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.)


Послушаем одно из самых известных и проникновенных стихотворений военной поры: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." К. Симонова (Чтение подготовленного ученика). (23 мин.)


Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,


Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,


Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.


"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

- Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

(Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождем». «Усталые женщины», «деревни, деревни, деревни с погостами» - родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся «за в бога не верящих внуков своих». И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.)

- Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?

(Появляется лейтмотив стихотворения: "Мы вас подождём". И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)


- К кому обращается К.Симонов?

(Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.)


Учитель. Алёша - это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка».

Сообщение учащегося об А. Суркове: (30 мин.)

Песня «Бьётся в тесной печурке огонь» стала чуть ли не первой лирической песней, рождённой в пламени войны. Это песня родилась случайно, и даже не для печати. Это было шестнадцать «домашних» строк из письма жене. Написаны они были после тяжёлого боя. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы не появился во фронтовой редакции композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тогда вспоминали о тех стихах, переписали их начисто и отдали Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции фронтовой газеты, попросил гитару и спел свою песню «В землянке». Эта песня согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, становилась спутницей на войне.

(Звучит песня «В Землянке».)

Многие стихи военных лет прославились как тексты знаменитых песен. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (отрывок из песни прослушать в записи).

- Почему эта песня стала легендарной?

Сообщение учащегося о песне "Священная война" (33 мин.)

"В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в "Красной звезде" и "Известиях", стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, "Священная война". Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели "Священную войну" на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню "взволнованной речью", и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом".

Образ России в ее единстве - в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского: «Катюша», написанная еще в 30-е годы и по-новому зазвучавшая в годы войны, «До свиданья, города и хаты», «Ох, туманы мои, растуманы», «В лесу прифронтовом», «Огонек» (прослушать в записи на выбор). Поэт передал всеобщее чувство - желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «русская речь, великое русское слово».


Сообщение учащегося: (36 мин.)

Анна Ахматова. Великая Отечественная война застала Анну в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. Лирика А. Ахматовой многогранна и глубока. В ее творчество органически входит тема войны; стихи отражают во всей глубине трагизм происходящего, веру в победу, любовь к стране, к человеку. За годы войны она создает сборник "Ветер войны". Написанное ею стихотворение "Клятва" звучит как торжественное обещание, обращенное как к будущему поколению, так и к памяти предков. "Мы детям клянемся, клянемся могилами, что нас покориться никто не заставит". В стихотворении "Мужество" возникает глубинный, по своему содержанию, образ - символ "великого русского слова":


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Сообщение учащегося: (38 мин.)


Поэтесса Юлия Друнина, прошедшая санитаркой вся войну и сохранившая о ней память на всю жизнь, принадлежала к поколению, которое проходило испытание на зрелость на фронтовых дорогах. 17-летней выпускницей она в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж что она решила, ничем ее не собьешь. Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огонь приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелораненых. Смертельная опасность и тяжкий труд шли рядом:


Я только раз видела рукопашный,

Раз - наяву! И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.


Заключительное слово учителя: (41 мин.) События Великой Отечественной войны заставляли творчески переживать их вновь и вновь не только очевидцев, но и современников. Наш урок я хотела бы завершить словами поэта послевоенного поколения, поколения Победы, Роберта Рождественского:


Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!


III. Рефлексия. (43 мин.)

- Ваши впечатления от Музы в армейской шинели... Можно ли говорить о роли писательских страниц в исходе Великой Отечественной войны?.. А что вы скажете по поводу старого афоризма: "Когда грохочут пушки, музы молчат"?


IV. Домашнее задание.: (44 мин.)

чтение фронтовой поэзии по разным изданиям, включая авторские; подготовить эссе "Мое читательское открытие" с исполнением любимого стихотворного произведения военных лет.

8




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал