- Учителю
- Урок по литературе для 9 класса «Живите так, как вас ведет звезда…» (по творчеству Сергея Есенина)
Урок по литературе для 9 класса «Живите так, как вас ведет звезда…» (по творчеству Сергея Есенина)
Литературная гостиная. «Живите так, как вас ведет звезда…»
по творчеству Сергея Есенина.
Цель:
- формирование анализирующего наблюдения, обеспечивающего необходимую конкретно-образную основу для развития эмоционально-волевой сферы, образного мышления и речи;
Задача: создание представлений о творчестве Сергея Есенина по непосредственному наблюдению;
- развитие эмоциональной выразительной речи учащихся на основе чувственного опыта;
- воспитание национальной гордости, любви ко всему живому, эстетического восприятия окружающего мира через поэзию Есенина и пейзажные зарисовки.
Тип урока: урок внеклассного чтения, обобщающий и систематизирующий знания, умения и навыки, полученные в результате изучения творчества Сергея Есенина.
Форма урока: литературная гостиная, предполагает построение урока на личностной, эмоционально-психологической основе, т.е. создание эмоционально-психологического фона с использованием видеоматериалов, музыкальных фрагментов, выразительного чтения стихов, пения, цветовой пейзажной и поэтической гаммы.
Оформление:
1. Портрет Есенина на экране.
2. Фото С.Есенина на фоне пейзажных зарисовок в стенгазете.
3. Эпиграф урока на доске: Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою…
Мой путь, 1925
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин! Сколько солнца, света, тепла и лиризма в этом имени. Мы произносим это слово и в сознании нашем возникают
- пейзажи, в которых «отговорила роща золотая»,
- «страна березового ситца»,
- «белая береза под моим окном»,
- «голубая Русь» и «синь, упавшая в реку» и многое другое.
Как глубоко и самозабвенно надо было любить свою Родину, какую чистую мудрую душу надо было иметь, чтобы сказать так предельно искренне о Родине:
Гой ты, Русь…
Сергей Есенин - тонкий знаток и ценитель русского языка. Нет, пожалуй, такого человека в нашей стране, кто не желал бы прикоснуться душой своей, умом и сердцем к поэ-
зии Сергея Есенина. Сегодня хоть на немного, но мы станем ближе к поэту.
Можно по-разному толковать обстоятельства жизни Сергея Есенина и оценивать масштаб его таланта, так или иначе относиться к легендам о его безвременной трагической гибели. Бесспорно одно: творчество Есенина необычайно оригинально, а сам он стал ярчайшей из звезд русской поэзии XX века.
В 1924 году автобиография поэта помещалась на двух-трех страничках. Давайте попробуем прочесть ее … в стихах. Эпиграфом урока являются следующие есенинские строки…
2. Стихотворная биография поэта.
1-й ведущий: «Я родился, - сообщает С.Есенин, - в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Рязанской губернии. Отец мой крестьянин, Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.
Чтец: Матушка в Купальницу по лесу
ходила,
Босая, с подтыками, по росе
бродила.
Травы ворожбиные ноги ей
кололи,
Плакала родимая в купырьях
от боли.
Не дознамо печени судорга
схватила,
Охнула кормилица, тут и
породила.
Родился я с песнями в травном
одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали… (1912)
1-й ведущий: Первые воспоминания поэта относятся ко времени, когда ему было три-четыре года: «Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас в верстах в сорока. Я ухватился за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст…Нянька, старуха-приживальщица, рассказывала мне сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети».
Чтец: В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело -
Говори да говори. (1915)
1-й ведущий: Из строк стихотворения «Бабушкины сказки», написанного в 1915 году, видно, что Сергей рос в атмосфере русской народной поэзии.
2-й ведущий: «Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель… Стихи писать начал лет с девяти, читать выучили в пять…
Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину».
Осенью 1913 года Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет университета Шанявского, где проучился полтора года. В январе 1914 года состоялся дебют поэта…
«Печатался я в журналах «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 года. А осенью этого же года Клюев отыскал мне издателя, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница».
Чтец: Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки,
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле,
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть. (1914)
2-й ведущий: Обращенное к любимому краю стихотворение было написано в 1914 году. Тема Родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине». А любовь к родине у Есенина - это любовь ко всему живому.
3-й ведущий: Поэт счастлив, что жизнь одарила его любовью к женщине, что им испытана радость быть любимым. Об этом чувстве он говорит неоднозначно. В юности Есенин поет о любви, под которой струится кровь. Позже поэт воспевает любовь, несущую свет, умножающую силы, открывающую неоглядные просторы.
Чтец: Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи,
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (1916)
3-й ведущий: В мировой поэзии немного найдется таких же чистых произведений о любви, как стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…», написанное в 1916 году. В этом стихотворении наиболее полно проявилась есенинская «нежность грустная русской души».
4-й ведущий: Есенина часто называют певцом русской природы. Из доброго чувства поэта к родной земле рождалась его любовь к природе. Действительно, Сергей Есенин воспринимает природу не как нечто отдаленное от людей, а как состоящее в прямом родстве, живущее одной жизнью с ними. Он часто прибегает к олицетворению. И поэтому у поэта «говорят…коровы на кивливом языке. Духовитые дубровы кличут ветками к реке». Он слышит: «…тонкогубый ветер о ком-то шепчет, сгинувшем в ночи». В его стихах ивы «обветшалым трясут подолом», «вздрогнувшее небо выводит облако из стойла за уздцы», «ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве…» С его легкой руки определение животных как «братьев наших меньших» вот уже многие годы мелькает на страницах самых разных газет.
Чтец: Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила собака,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. (1915)
4-й ведущий: Стихотворение «Песнь о собаке» написано в 1915 году. В мировой литературе известны «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде»… В этих названиях слово «песнь» соотносится с чем-то возвышенным, таинственно торжественным. А тут - «Песнь о собаке». Любовь и горе матери, у которой отняли самое дорогое в жизни - детей, беззащитность доверчивой доброты перед тупой жестокостью. Как много вобрали в себя семь стихотворных строф, как много говорят они человеческому сердцу.
5-й ведущий: Из древнего мифологического уподобления человека дереву вырастает поэтический образ клена: «Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге…» Дальнейшее развитие образа ведет к сравнению слова с листвою: «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова…» В том же ряду - «роща золотая отговорила милым языком…» Поистине поэту был понятен «земли глагол», который нашел свое яркое выражение в стихотворении «Отговорила роща золотая», написанном в 1924 году.
Чтец: Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь,
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком. (1924)
5-й ведущий: Природа для поэта - купель нравственного очищения от всяческой скверны. «Древо - жизнь» - так определил Есенин свое мироощущение. Он и в человеке видел семя этого «надмирного древа». И талант его был проявлением жизнедеятельной силы, способной «процвесть и умереть». И поэтому в его стихах не ощущается беспомощность человеческого «я» перед таинственными силами природы. Смерть была для поэта лишь одним из проявлений мирового кругооборота явлений, а жизнь человека была равна смене времен года - цветению, плодоношению, увяданию для нового цветения и нового увядания. Эта тема наиболее полно звучит в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», написанном в 1921 году.
Пение: Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришлось процвесть и умереть. (1921)
Учитель: «Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги. Жизнь моя и мое творчество еще впереди», - так писал Сергей Есенин в 1924 году.
Чтец: Много дум в тишине продумано,
Много песен про себя сложил
И на этой земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
3. Составление пейзажных композиций.
Учитель: Творчество любимого поэта намного пережило своего автора и продолжает поражать изумительной цветовой гаммой, которая способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта.
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги в красочных эпитетах.
Сергей Есенин - блестящий мастер пейзажной лирики. Все богатство словесной живописи у него подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы , такую же, как на полотнах пейзажистов.
Перед вами репродукции известных картин Ф.А.Васильева «Мокрый луг», В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Вряд ли авторы пейзажей предполагали, что их живопись оживет в поэзии, которая так естественно переливается голубым, розовым, белым, синим, золотым, зеленым, желтым цветами - цветами неба, зари, снега, озер, колосящегося поля, травы, осенней листвы.
Перед вами отрывки из 3-х есенинских стихотворений. Соотнесите их с данными репродукциями так, чтобы стихи наиболее точно отражали изображенные пейзажи. А также подберите характерный цвет для своих композиций.
1-я композиция: Пейзаж В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии», где склон холма усеян красивыми ярко-желтыми березками, красными осинками и высокими зелеными соснами может проиллюстрировать есенинские строки:
Морозный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
Характерный цвет композиции - желтый.
2-я композиция: Необычное березовое зимнее утро в «Февральской лазури» И.Э.Грабаря, когда природа, по словам художника, казалось, праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и есенинское стихотворение:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Характерный цвет композиции - белый.
3-я композиция: На полотне Ф.А.Васильева «Мокрый луг» мы видим темные деревья на фоне уходящей тучи, тень которой скользит по зеленому лугу. Еще напоен влагой воздух и… в стихотворении Есенина:
Еще не высох дождь вчерашний,
В траве - зеленая вода.
Тоскуют брошенные пашни,
И вянет, вянет лебеда.
Характерный цвет композиции - зеленый.
Учитель: А теперь давайте составим пейзажные изобразительно-выразительные композиции из отрывков стихотворений Есенина и его любимого поэта Пушкина. Из 4-х отрывков составьте 2 композиции. Определите их темы, найдите изобразительно-выразительные средства и ключевые слова, которые встречаются в обоих отрывках.
1-я композиция: 2 стихотворных отрывка Есенина и Пушкина объединены темой «Осенний пейзаж». Это: Нивы сжаты, рощи голы, и Октябрь уж наступил.
От воды туман и сырость. Уж роща отряхает
Колесом за сини горы Последние листы
Солнце тихое скатилось. С нагих своих ветвей.
В первом отрывке «голы» рощи, «сини» горы и «тихое» солнце - эпитеты, а «солнце колесом скатилось» - это метафора. Во втором отрывке «роща отряхает» - это олицетворение, а с «нагих» ветвей - эпитет. Ключевое слово - «роща». В обоих отрывках показаны осенние рощи.
2-я композиция: 2 стихотворных отрывка Есенина и Пушкина объединены темой «Зимний пейзаж». Это: Поет зима, аукает, и Под голубыми небесами
Мохнатый лес баюкает Великолепными коврами,
Стозвоном сосняка. Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет…
В первом отрывке зима «поет», «аукает», «баюкает» это олицетворения, «мохнатый» лес - эпитет. Во втором отрывке «голубыми» небесами, «великолепными» коврами, «прозрачный» лес - это эпитеты. Ключевое слово - «лес». В обоих отрывках показан зимний лес.
4. Заключительное слово учителя.
«С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность, - писал в начале 50-х годов XX века поэт Георгий Иванов. - Он мертв уже четверть века, но все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а все «Есенинское», Есенин вообще, если можно так выразиться. Все, что его волновало, мучило, радовало, все, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня». (Иванов Г.В. «Сергей Есенин в стихах и жизни» )
Эти слова остаются в силе и в наше время. В дни ощутимого охлаждения интереса к поэзии 110-летие со дня рождения Есенина, не став всенародным праздником, все-таки выплеснулось за пределы литературных кругов созданием художественного фильма «Есенин», который многие из вас видели.
Иногда о человеке многое может сказать его портрет. Портреты Есенина говорят сами за себя: непритворная чистота светится в его лице. Такой взгляд не может изобразить человек испорченный. Какая-то внутренняя открытость оставалась в нем до конца, пережив все его падения.
Когда-то Сергей Есенин мечтал: «…буду я известным и богатым и будет памятник стоять в Рязани мне». Памятник ему поставили - и не только в Рязани. Русский поэт Сергей Есенин известен во всем мире. И богат он беспредельно. Он богат народной любовью - искренней и глубокой.
5. Подведение итогов.
6. Выставление оценок