7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.


Обоснование выбора программы


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.


Место предмета

На обучение литературе в 8 «б» классе базисным учебным планом МБОУ СОШ № 3 г.Нарьян-Мара в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 68 часов (2 часа в неделю).


Место и роль учебного курса


Цель изучения литературы в 8 классе - помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

Современные дети, как правило, мало читают. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов небольших по объёму и фрагментов объёмных художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.


Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений в распределении часов, отводимых на изучение ключевых тем курса, нет.

В рабочую программу включены все произведения для изучения и все произведения для чтения и бесед, предусмотренные программой под редакцией Г.И.Беленького. В то же время рабочая программа не предусматривает произведения М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, В.Г.Короленко, А.Т.Твардовского для самостоятельного чтения учащихся, рекомендованные для этих целей программой под редакцией Г.И.Беленького, поскольку они не содержатся в Федеральном государственном стандарте общего образования по литературе.

Кроме того, рабочей программой в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования по литературе предусмотрено изучение лирики Н.М.Рубцова, хотя в программе под редакцией Г.И.Беленького этого нет.

В остальном рабочая программа соответствует программе под редакцией Г.И.Беленького.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;

  • осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе.

Формы организации образовательного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, зачеты.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты, диктанты литературоведческих терминов, кроссворды по литературным произведениям.


Виды и формы контроля:

  • подготовка и защита рефератов,

  • проектов по литературе, тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • зачётная система по некоторым темам курса;

  • классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

  • устное высказывание на заданную тему;

  • ответ на проблемный вопрос.


Литература, включающая и учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:

  • Программа «Литература. 5 - 11 классы» / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого - 5-е изд., испр.. и доп. - М.: «Мнемозина», 2008,

  • Базовый учебник «Литература. Начальный курс. 8 кл». Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Беленького Г.И. - Москва: Мнемозина, 2002.

  • Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие» Автор Н.В.Егорова; Москва, «ВАКО», 2008.









Содержание рабочей программы

Введение (1 ч.)

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.


Устное народное творчество (2 ч.).


Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).


Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражения в них «горя или радости сердца». Художественное своеобразие песен. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Древнерусская литература (2 ч.).


Житийный жанр в древнерусской литературе.


«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский - подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.


«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.


Литература XIX века (33 ч.).


А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Пушкинский Пугачёв. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека.


М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Особенности построения поэмы.


Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.


И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».


Л.Н.Толстой. «После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора об ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.


Литература конца XIX - начала XX века (9 ч.)


В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.


Максим Горький - убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Её композиция, ритмика, интонационные особенности. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».

Литература XXвека (11 ч.).


Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.


К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном творчестве.


А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время.


В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.


Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».


Зарубежная литература (4 ч.)


У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.


Художественная литература, её особенности и значение (обобщение изученного).













Информация о количестве учебных часов


Содержание

Количество часов

В том числе развитие речи

В том числе НРК

Введение

1


1

Народные песни

2


1

Древнерусская литература

2


1

Русская литература 19-начала 20века

33

5


Литература конца 19 - начала 20 века

8



Литература 20 века

14


3

Зарубежная литература

3



Итоговая работа

1


1

Резерв

1



Итого:

68

5

7





































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ в 8 КЛАССЕ


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Введение (1 час)

1

Введение. Художественный образ. Литература как искусство слова.

НРК. Ненецкая литература как искусство слова.


1

Народные песни ( 2 часа)

2

Народные песни. Исторические песни. Песни о Петре 1,Ермаке, Пугачеве.

1

3

Народные песни. Лирические песни. НРК

1

Древнерусская литература ( 2 часов)

4

Древнерусская литература. Житийный жанр. «Житие Сергия Радонежского»

1

5

«Жития протопопа Аввакума им самим написанное..» НРК

1

Русская литература 19-начала 20века (33 часов)

6

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история создания повести «Капитанская дочка»

1

7

Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и 2 глав.

1

8

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор 3,4 глав.

1

9

Падение Белгородской крепости. Разбор 5,6,7 глав.

1

10

Изображение народной войны и ее вождя. Разбор 8-12 главы.

1

11

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

1

12

Образ маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

13

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

14

Р.Р Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

15

Р.Р. Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


16

Обобщающий урок. Контрольная работа.

1

17

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни поэта.

1

18

Тюрьма в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Сосед», «Пленный рыцарь»

1

19

«Мцыри». История создания поэмы. Тема, идея, композиция поэмы.

1

20

Образ Мцыри в поэме

1

21

«Мцыри» как романтическая поэма

1

22

Р.Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

1

23

Н.В. Гоголь - писатель - сатирик. Идейный замысел комедии «Ревизор»

1

24

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновников.

1

25

Хлестакова и «хлестаковщина». Образ Хлестакова.

1

26

Чиновники на приеме у «Ревизора». Анализ 4 действия.

1

27

Финал комедии. Его идейно-композиционное значение.

1

28

Практическая работа по комедии «Ревизор».

1

29

И.С.Тургенева: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»

1

30

История любви, как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя - повествователя.

1

31

Роль 16 главы в повести «Ася».

1

32

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм

писателя.

1

33

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести И.С.Тургенева «Ася» «Первая любовь»

1

34

Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

1

35

«После бала». Контраст, как прием, раскрывающий идею рассказа.

1

36

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее.

1

37

История создания рассказа «После бала». Особенности жанра.

1

38-39

Р.Р. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого .

2

Литература конца 19 - начала 20 века (8 часов)


40

Этапы жизненного пути В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс».

1

41

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс».

1

42

Очерк «огоньки» Обобщающий смысл миниатюры.

1

43

Романтизм М.Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение.

1

44

Рассказ «Челкаш» М.Горького. Раскрытие образа романтического героя

1

45

«Песня о Соколе» как притча о смысле жизни

1

46

Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе»

1

47

Знакомство с рассказом М.Горького «Заветы отца» из цикла «Сказки об Италии»

1

Литература 20 века (14 часов)

48

Н. Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой.

1

49

Человек и природа в лирике Н. Заболоцкого. НРК

1

50

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Путешествие в литературный музей Паустовского.

1

51

«Телеграмма». Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция.


52

Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа.

1

53

А.Т. Твардовский - поэт гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин».

1

54

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Анализ главы «Переправа»

1

55

Характеристика Теркина.

1

56-57

Автор и герой в поэме «Василий Теркин».

2

58-59

В.М. Шукшин. Личность поэта, рассказы «Дядя Ермолай» «Микроскоп», «Солнце, старик и девушка» НРК

2

60-61

Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. НРК

2


Зарубежная литература (3 часа)

62

У.Шекспир. Писатель и его время.

1

63-64

Трагедия «Ромео и Джульетта». Белый стих. Отзыв о прочитанном.

2

65-66

Систематизация и обобщение изученного за год. НРК.

2

67

Задание на лето.

1

68

Резерв.

1




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал