7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока литературы для 11 класса. Споры о предназначении человека по пьесе М. Горького На дне

Методическая разработка урока литературы для 11 класса. Споры о предназначении человека по пьесе М. Горького На дне

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №2089»

Г. МОСКВА



















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

СПОРЫ О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА









Косыревой Елены Георгиевны,

учителя русского языка и литературы

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

«Школа № 2089»

111764, г. Москва, ул. 1-ая Вольская, 9, корпус 3

8 (495) 706-90-97

















  1. - 2017 учебный год

Аннотация



Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Поэтому главной целью учителя литературы является привитие интереса к дисциплине и к чтению в частности.

В разработке представлены методические рекомендации по проведению урока, технологическая карта урока. Предложенная вашему вниманию методическая разработка позволит разобраться в содержании произведения ХХ века «На дне» Максима Горького, так как в ней представлен один из уроков по данной теме. Может быть полезна учителям литературы, работающим в 11-ых классах.



Содержание

1. Введение с. 4 - 5

2. Основная часть с. 6 - 22

2.1. Методическое обоснование темы c. 6 - 7

2.2. Методические рекомендации по проведению урока с. 8

2.3. Конспект урока с. 9 - 18

2.4. Технологическая карта урока с. 19 - 21

2.5. Дидактический материал к уроку с. 22

2.6. Библиография с.23 - 24

3. Заключение с. 25







1.Введение

Такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника.

Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

В результате изучения литературы старшеклассники должны знать содержание изученного литературного произведения, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять авторскую позицию; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному.

Представленный урок входит в систему уроков по творчеству Максима Горького, разработан с опорой на авторскую программу общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. Тема урока «Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)» позволяет не только затронуть программный материал, но и связать урок с современностью, выяснить отношение школьников к острому социальному явлению - наличие в обществе бездомных. Воспользовавшись материалами урока, учитель затронет важную сферу человеческой жизни - гуманизм. Также содержание урока способствует формированию у школьников активной гражданской позиции.

Главное предназначение данного урока в школьной программе - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, с гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, с активной гражданской позицией, чувством патриотизма.

2. Основная часть

2.1. Методическое обоснование темы

Данная методическая разработка написана как одна из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков литературы в старших классах.

На уроках литературы особенно ясно становится, что каждый писатель сообразно своему мировоззрению и душевным склонностям пытается выстроить в своем творчестве модель гармоничного мира или указать путь к этой гармонии, которая пока недостижима. В связи с этим урок литературы должен иметь особую форму организации, построения, что обосновывается в данной работе.

Урок по предложенной теме является четвёртым в разделе «Творчество М. Горького», поэтому одиннадцатиклассники уже имеют представление об особенностях творчества автора, знают, в каких социальных условиях была написана пьеса, что из себя представляют её герои. Тема «Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)» выбрана не случайно. Очень важны для обучающихся встречи с произведениями, где непосредственно отражены черты реальной, современной им жизни.

Для того чтобы показать значительность и в то же время сложность горьковской пьес, правильное видение обстоятельств и понимание душевного состояния оказавшихся в этих обстоятельствах героев, используется дифференцированная работа с обучающимися, исследовательская деятельность, видеорепортаж о бездомных.

Чётко сформулированные вопросы помогают понять школьникам, что социальный статус личности во многом определяет жизнь души, положение человека в обществе, создаёт предрасположенность к восприятию или выработке определённого рода идей и понятий. А это - тот интеллектуальный уровень, на котором происходит философское осмысление жизни.

Все методические решения направлены на личность старшеклассника - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Адресованные школьникам вопросы, замечания, задачи стимулируют их интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют их речевую деятельность.



2.2. Методические рекомендации по проведению урока

Тема «Споры о предназначении человека» изучается в разделе программы «Творчество Максима Горького». Данный урок - 28-ый в системе уроков по изучению литературы XX века, проводится в первом полугодии. Обучающиеся уже умеют оценивать общественно-политическую и социальную обстановку в России, владеют информацией о жизни и творчестве автора, месте его произведений в русской литературе 20-го столетия, знают содержание пьесы и её главных героев. Для более глубокого изучения данной темы необходимо дать опережающие задания исследовательского характера. Материал урока рекомендован для преподавания в классах с высокой мотивацией обучения.

2.3. Конспект урока литературы

Автор: Косырева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2089» г. Москва

Предмет. Литература

Класс: 11 класс.

УМК. Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого

Тема программы. Творчество Максима Горького

Тема урока. Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: смешанный

Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, коллективную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цели образования:

обучения: формирование знаний содержания пьесы «На дне» М. Горького, формирование умений вести самостоятельную исследовательскую работу с использованием научной литературы, анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить художественную литературу с общественной жизнью, формирование навыков аргументированного формулирования своего отношения к прочитанному;

воспитания: формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование познавательного интереса к русской литературе, формирование гуманного отношения к людям, активной жизненной позиции;

развития: развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса обучающихся.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Power Point, учебник «Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под ред. Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина, 2011», Конституция РФ, портрет М. Горького, видеосюжет, иллюстрации, нарисованные школьниками, раздаточный материал, плакат для оценки учебной деятельности на уроке.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

На уроке осуществляются связи литературы с обществознанием («Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации»), историей («Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации»).

Ход урока:

I Организационный момент

Психологическая установка на работу

- Здравствуйте, ребята. Настройтесь на продуктивную работу на уроке и положительный результат. Пусть этот урок принесёт вам радость познания и новых открытий.

II Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся, целеполагание

Жизнь сама по себе - ни благо,

ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря

по тому, во что мы сами превратили её.

М. де Монтень

Страдания есть самый

скорбный способ постижения истины.

Ф. Ницше

- Каким же образом связаны жизнь и истина?

(Чтобы что-то в жизни получить, нужно это заслужить, выстрадать. Всё в жизни зависит от нас самих, от наших установок и целей.)

- Как вопрос об истине жизни раскрывается в пьесе М. Горького «На дне»?

(Каждый из героев, оказавшихся в ночлежке, имеет свою историю жизни, свои мечты, свою жизненную правду.)

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу пьесы Горького «На дне». Поднимем извечный вопрос: «В чем состоит правда жизни?». Рассмотрим тему «Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)»

Этот философский вопрос Горький поставил в своей пьесе. Что же лучше: истина или сострадание? Вопрос о правде очень широк и многогранен. И каждый человек понимает правду по-своему, имея в виду некую окончательную, высшую правду.

Организовав совместную деятельность, мы´ должны найти ответ на этот вопрос.

III Формирование новых понятий и способов действия

1.Коллективная деятельность

Учащиеся заранее разделены на 3 группы. («Три правды» : Лука, Бубнов, Сатин). У каждой группы на столе разложены карточки с названием и с вопросом.1 группа Лука

Какова правда Луки?

Что он проповедует?



2 группа Бубнов

Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды Луки?



3 группа Сатин

В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во втором: «Что такое человек?» Какие ответы даёт на них Сатин? Насколько правомерно противопоставление в этих монологах жалости и уважения к человеку?



- Что понимают под правдой герои пьесы?

(В пьесе выделяется правда двух уровней: частная и общечеловеческая (мировоззренческая). У каждого персонажа пьесы своя правда, личная. Настя мечтает о большой настоящей любви, в этом заключается ее правда, Клещ мечтает о работе после смерти жены, Барон живет прошлым, в прошлом его правда, Василиса хочет избавиться от мужа, Актер страстно желает бросить пить и т.д. Выделяется еще и общечеловеческая правда, как бы общая для всех, она отражает смысл человеческой жизни.)

- В пьесе автором представлены три типа правды. Разберёмся, какая правда ближе каждому из вас.

2.Вопрос 1 группе

Вспомним правила работы в группе: в деятельность могут включаться все ученики, после того как представители работающей группы закончили свой ответ.

- Какова правда Луки? Что он проповедует?

(Правда Луки утешительная, «ложь во благо», правда затуманивающая, дающая ложную надежду, такая правда привела обитателей ночлежки к еще большим разочарованиям и даже к гибели. Она не заставляет действовать, искать в жизни опору. Поэтому после ухода Луки она рушится.)

- И даже само имя героя символично: Лука «светлый», но в то же время «лукавый» (эвфемизм слова «черт»).

Примеры из текста (акт 2): «Коли веришь, - есть; не веришь - нет… Во что веришь, то и есть…»

- Лука - живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Запись вывода в тетрадь.

3.Вопрос 2 группе

- Позиции Луки, компромиссной и утешительной, противостоит позиция Бубнова. Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды Луки?

(Наиболее мрачная фигура в пьесе - Бубнов. Он вступает в спор о правде неявно, словно разговаривая с самим собой.)

Примеры из текста (акт 2): «Люди все живут … как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки - прочь…»

- Бубнов относится к жизни цинично, со злым пессимизмом, скептически.

Запись вывода в тетрадь.

3.Вопрос 3 группе

- Ребята, работу этой группы начнём с прослушивания монологов Сатина о правде и о Человеке. Именно здесь выражена ещё одна жизненная позиция, которая противопоставлена «утешительной правде» Луки и «циничной правде» Бубнова.

4.Слово ученику, который читает наизусть монолог Сатина о правде.

Сатин: …Я - понимаю старика…да! Он врал…но - это из жалости к вам, чёрт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я знаю! Я читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающего с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!



5.Слово ученику, который читает наизусть монолог Сатина о Человеке.

Сатин: Человек может верить и не верить… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы… Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

- В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во втором: «Что такое человек?» Какие ответы даёт на них Сатин? Насколько правомерно противопоставление в этих монологах жалости и уважения к человеку?

(Сатин говорит о человеке в общем. Его человек абстрактный. Он возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты собой, своими проблемами, все в разладе с миром.)

- Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему - мечте», человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.

6.Сообщение о теории Ницше и о ранних произведениях М.Горького.

Концепция сверхчеловека

Идеал сверхчеловека Ницше наиболее подробно раскрывает в своей работе «Так говорил Заратустра» (1883-1886). «В качестве идеала, к которому мы должны стремиться в своем человеческом обличье, эта идея выступает как исключительно неопределенная и неконкретная цель. Сверхчеловек противопоставляется тому, кого Ницше называет «последний человек», и кто стремится как можно больше походить на всех других, который счастлив просто потому, что счастлив: «Счастье найдено нами», - говорят последние люди и моргают». Это - стадный человек современной ему эпохи, и Ницше презирает его». В одной из своих работ мыслитель писал: ««…цель человечества не может лежать в конце его, а только в его совершеннейших экземплярах». Этим «совершеннейшим экземпляром» может стать каждый, но далеко не каждый реализует эту потенциальную возможность; констатация этого печального факта и заставляет Ницше обращаться не к каждому, а к избранным». И вот он говорит:

«Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?<…>

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью.<…>

Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.

Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.

Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью».

«Человек одновременно переход и гибель. Мы превосходим себя, преодолевая нечто в самих себе, и это то, что гибнет и оставляется нами. Мы погибаем главным образом как человеческие существа ради того, чтобы стать чем-то более возвышенным. Человеческая жизнь есть жертва (или должна ею быть) во имя не чего-то экстрачеловеческого, а во имя достижимого для нас, жертва, придающая нам силы преодолеть (частично) самих себя. Он не подчеркивает нашу никчемность, а определяет наши достоинства как находящиеся в процессе изменения. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя как живых существ.

«Однако предмет разговора о сверхчеловеке связан, конечно же, не только с тем, чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее, а с тем, чтобы двинуться в новом направлении. Но куда? К какому конечному пункту? Вероятно, Ницше заслуживает упрека в том, что оставил данный вопрос до такой степени открытым.

«Никогда еще не было сверхчеловека! Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека.

Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого великого из них находил я - слишком человеческим!»

«Позиция Ницше здесь на стороне человека, способного к подвигу, к преодолению себя. Бытие изначально не порочно, оно стало таковым, потому что человек перестал верить в себя, избрал путь слабого. Человеку нужно преодолеть себя. Он вправе ожидать к себе отношения не как к тому, кто нуждается в жертве. Убежденность в том, что человек слаб, вызывает и убежденность в том, что он с необходимостью примет жертву, нуждается в ней, жертвуя ему, его лишают выбора, ограничивают его свободу».

Примеры из текста (акт 4): «Что такое правда? Человек - вот правда!..»

- Именно в словах Сатина в большей мере и скрывается отношение самого автора к «правде» как общечеловеческому понятию.

Запись вывода в тетрадь.

7.Вывод: герои Горького отражают мятежность, двойственность, противоречивость натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный период во всей судьбе писателя.

IV Применение понятий и способов действия

1.Связь пьесы «На дне» с современностью

- У каждого персонажа пьесы своя правда, но почему же все эти люди так и остались на дне жизни?

(Их правда нежизненная. Они только мечтали, но ничего для улучшения своей жизни не предпринимали.)

- А имеет ли такое социальное явление место в современной жизни?

(Да, имеет.)

2.Просмотр сюжета о бомжах, снятого корреспондентами ТВ «Экспресс» и подготовленного учениками 11-ого класса к просмотру на уроке.

- Ребята, прокомментируйте сюжет. Скажите, есть ли у этих людей своя жизненная правда?

У этих людей тоже есть своя правда.

- По каким причинам люди опускаются «на дно» жизни?

Проблемы, чаще всего, кроются в социальной сфере. Люди остаются без жилья, так как спиваются, переезжают жить из государств ближнего зарубежья (беженцы), имеют слабую гражданскую позицию.

- Конституция РФ предоставляет гражданам право на труд, охрану здоровья, жильё (глава 2, статья 34, 37, 39, 40). Неумение пользоваться конституционными правами, нежелание выполнять свои гражданские обязанности перед обществом и приводят людей к такому финалу в жизни.

V Итог урока

- Какова же ваша правда в жизни?

Получить образование, создать законную семью, приносить пользу своей Родине и своему народу и не быть равнодушными к чужой беде.

- Но любой человек жаждет быть услышанным и понятым. Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия…

VI Домашнее задание

Написать эссе на тему «Жизнь слишком коротка, чтобы прожить её ничтожно.» (Б. Дизраэли)

VII Рефлексия

- Спасибо вам за урок, за интересную плодотворную работу, за сотрудничество. На доске висит лист. Оставьте свою роспись в той графе, которая бы отразила, насколько полезным, интересным и информативным стал для вас урок.НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, НО ИНТЕРЕСА НЕ ИСПЫТЫВАЮ

НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ХОРОШО ЗНАЮ, ИСПЫТЫВАЮ ИНТЕРЕС И ХОЧУ УЗНАТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ.











2.4. Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

  1. Организационный момент

Словесные, наглядные, создание ситуации успеха

Слово учителя.

Психологический настрой на урок, включение в учебную деятельность

Мультимедиа проектор.

Фронтальный

Обучающиеся настроены на восприятие учебного материала. Быстрое включение в познавательную деятельность.

  1. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Проблемный, наглядный, словесный.

Беседа, побуждение к формулированию способов учебной деятельности

Анализ эпиграфа к уроку, решение проблемных ситуаций, формулирование темы урока, постановка учебных задач.



Мультимедиа проектор.

Фронтальный

Обучающиеся формулируют тему урока «Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)», определяют учебные задачи.

  1. Формирование новых понятий, способов действий.

Практический (анализ текста), проблемный, словесный, наглядный.

Работа с текстом, слушание, беседа, самоконтроль.

Анализ художественного текста, анализ литературоведческих статей, чтение наизусть, выбор ситуационных примеров, сравнительная характеристика героев пьесы, работа с иллюстративным материалом, приготовленным обучающимися. Выводы по изученному материалу.

Карточки, мультимедиа проектор, портрет писателя, тетради, текст пьесы.

Коллективный, индивидуальный, фронтальный.

Включение учащихся в самостоятельную работу. Решение учебной задачи посредством художественного анализа текста, выразительного чтения наизусть, иллюстрирование фрагментов пьесы. Обучающиеся делают выводы, чья же «правда» им ближе, какая жизненная позиция для них более приемлема.

  1. Применение понятий, способов действий

Практический, словесный, наглядный, частично-поисковый.

Беседа, просмотр видеосюжета.

  • Вопросы на концентрацию внимания после просмотра видеосюжета.

  • Сравнительный анализ.



Видеосюжет, Конституция РФ

Фронтальный

Решение учебной задачи посредством беседы с обучающимися. Воздействие видеосюжета на эмоциональное состояние обучающихся.

  1. Итог урока.

Словесный

Фронтальный опрос, вывод.

Проблемный вопрос

Мультимедиа проектор

Фронтальный

Систематизация знаний, полученных на уроке.

  1. Домашнее задание

Словесный

Инструктаж

Написание эссе. Обсуждение темы эссе

Мультимедиа проектор

Фронтальный

Обобщение и закрепление знаний, полученных на уроке.

  1. Рефлексия.

Наглядный

Самооценка

Плакат с выбором оценки деятельности

Автограф

Фронтальный.

Объективный самоконтроль и самооценка деятельности на уроке.

2.5. Дидактический материал к уроку



1 группа Лука









2 группа Бубнов







3 группа Сатин



Какова правда Луки?

Что он проповедует?



Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды Луки?

В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во втором: «Что такое человек?» Какие ответы даёт на них Сатин? Насколько правомерно противопоставление в этих монологах жалости и уважения к человеку?



На этапе рефлексии.НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, НО ИНТЕРЕСА НЕ ИСПЫТЫВАЮ

НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ХОРОШО ЗНАЮ, ИСПЫТЫВАЮ ИНТЕРЕС И ХОЧУ УЗНАТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ.







Библиография

Для обучающихся

  1. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под ред. Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина, 2011.

  2. Готовимся к экзамену по литературе: Лекции. Вопросы и задания / Толкунова Т. В., Алиева Л. Ю., Бабина Н. Н., Черненькова О. Б. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 384 с. - (Домашний репетитор).

  3. На дне: 11 класс (Текст, комментарий, указатель, учебный материал) / М. Горький; [сост., комментарий, учеб. материал проф. Б.А.Ланина]. - М.: Эксмо, 2008. - 96 с. - (Классика в классике).

  4. Русская литература: Новая популярная энциклопедия. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. - 784 с.: ил.

  5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2 XX век / Главн. редактор М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000. - 688 с.: ил. С. 135-147.

  6. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» - О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Торопчина Л. - Литература. - 2008. - №14. - с. 11 - 14.



Для педагогов

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года.

  2. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под ред. Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина, 2011.

  3. Афоризмы Бубнова: к изучению пьесы «На дне» М. Горького / Каплан И. - Литература. - 2001. - №29. - с. 14

  4. Готовимся к экзамену по литературе: Лекции. Вопросы и задания / Толкунова Т. В., Алиева Л. Ю., Бабина Н. Н., Черненькова О. Б. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 384 с. - (Домашний репетитор).

  5. На дне: 11 класс (Текст, комментарий, указатель, учебный материал) / М. Горький; [сост., комментарий, учеб. материал проф. Б.А.Ланина]. - М.: Эксмо, 2008. - 96 с. - (Классика в классике).

  6. Лука - странник, прохожий или проходимец?/ Инга Кушниренко. - (Учимся у учеников) / Литература. - 2003. - №№27 - 28. - с. 26.

  7. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне»/ Михаил Свердлов. -Штудии / Литература. - 2005 - №23 - с. 9- 10

  8. Русская литература: Новая популярная энциклопедия. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. - 784 с.: ил.

  9. Русская литература XX века. 11 класс.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. - М.: Мнемозина, 1998. - 527 с.: ил.

  10. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» - О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Торопчина Л. - Литература. - 2008. - №14. - с. 11 - 14.

  11. www.gorlib.ru/info/biography/gorkiy/bibliogr.php

  12. otherreferats.allbest.ru/philosophy/00095767_0.html





3. Заключение

Урок был проведен в рамках муниципального методического семинара «Три ступени на пути к демократическому обществу» в 2008-2009 учебный год. Занятие получило положительные отзывы и высокую оценку всех участников семинара и администрации школы.









</







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал