7


  • Учителю
  • Конспект урока литературы в 11 классе «Трещина прошла через сердце поэта»

Конспект урока литературы в 11 классе «Трещина прошла через сердце поэта»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Отношения между поэтами, писателями и властью в России всегда складывались непросто, отличительной чертой русской литературы всегда была гражданственность и  некая пророческая миссия. Художественная литература умному, вдумчивому, талантливому читателю дает пищу для
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 11 классе

Учитель Сугуняка Ирина Борисовна





«Трещина прошла через сердце поэта»


Горька судьба поэтов всех времен,

Тяжелее всех она казнит Россию.

В. Кюхельбекер


Есть в наших днях такая точность,

Что мальчишки иных веков,

Наверно, будут плакать ночью

О времени большевиков

П. Коган

Задачи и цели урока:

  • Осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.

  • развивать умение видеть приемы актуализации художественного слова.

  • формировать навыки совместного группового взаимодействия.

  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, словарём, учебником;

  • отрабатывать навыки самостоятельного осмысленного чтения.

  • продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе материала учебника и дополнительной литературы, прочитанной самостоятельно;

  • воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы.

  • познакомить с трагической судьбой писателей и поэтов

  • развивать навыки литературоведческого анализа, умение вести диалог;

  • формировать гражданскую позицию старшеклассников

Методы, используемые на уроке:

  • групповая работа;

  • чтение детьми произведения вслух;

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор;

  • дополнительная литература

  • поэма А. Ахматовой "Реквием";

  • музыкальное оформление "Реквием" и полонез Огинского "Прощание с Родиной";

  • памятка для работы с учебником и дополнительной литературой;

  • портреты В.Шаламова, Б. Пастернака, В. Аксенова, О. Мандельштама (по выбору из того, что есть в распоряжении учителя)

  • мультимедийная презентация (Писатели 30-40 годов. Биографическая справка)

Учитель

Отношения между поэтами, писателями и властью в России всегда складывались непросто, отличительной чертой русской литературы всегда была гражданственность и некая пророческая миссия. Пророчество никогда не тождественно государственной власти, оно противопоставлено ей. Поэт в силу своего природного дара больше любого другого человека ощущает «любовь и дружество». А это тоже всегда противоречит государственной власти, это чувства, а чувства неподконтрольны власти. Государственная система 30-40-х годов хотела знать о человеке все. Из литературы выпадает мир души. Для Толстого, Достоевского, Тургенева человек - загадка, а для литературы пришедших позже - никаких загадок.

Маяковский одним их первых в русской литературе отказался от Я и провозгласил МЫ. Литература стала говорить от имени масс. В этот момент другой писатель задумался, к чему приведет этот примат МЫ над Я? Евгений Замятин. Роман «Мы». Что же произойдет с русской жизнью, если она будет рационалистична?. Вслед за этим и маршируют по страницам романа безымянные герои, происходит обезличивание человека.

И в поэзии этой поры, «зацепившись» за новую мысль, главным становится следующее: разрушим, сбросим, сожжем, расстреляем. Михаил Светлов: «Отряд не заметил потери бойца…»

И именно в этот момент начинает складываться одна из существенных черт русской литературы: появляется литература дозволенная, разрешенная и литература тайная, загоняется в подполье поэтическое и прозаическое слово, не утратившее человеческого Я, а на поверку остаются повести и романы о победах «красных» и «белых» поражениях.

Пришли люди особой породы. Начинается уничтожение своих., которое порождает страх, равнодушие к личности человека. На этом фоне возникает вопрос: Так ли мы строим наш пролетарский дом?»


Заранее подготовленный ученик читает:

«Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло, и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и я сам, что фабула этой были действительно поросла быльем; но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ли, что, кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью» Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»

Учитель

И «продолжает и доднесь тяготеть над» нами. Действительно, над нами еще тяготеет страшный призрак ГУЛАГА, живы еще те, кто прошел через все ужасы унижения, смерть, гибель близких…

Заранее подготовленный ученик читает:

«Я помню тот Ванинский порт»

Учитель

Сегодня вы выбираете для себя жизненный путь. Художественная литература умному, вдумчивому, талантливому читателю дает пищу для размышлений, выдвигая на первый план основополагающие вопросы:

  • Каким быть?

  • Что такое человеческое достоинство?

  • Возможно ли сохранить его в сложной, порой безвыходной жизненной ситуации?

  • Насколько сознание совесть человека зависит от эпохи, в которую он живет, и можно ли противостоять самому времени?

Это те самые вопросы, за разрешение которых в своем творчестве многие поэты и писатели поплатились не только искалеченной судьбой, но и жизнью.


Заранее подготовленный ученики читают: А Жигулин «Не надо бояться памяти»

А. Ахматова «Реквием». Звучит «Прощание с Родиной» Огинского

Учитель

Автобиографическая основа многих предложенных вам для чтения текстов, реальность судеб и ситуаций придают им значение исторического документа.

Читать большинство произведений вам было очень трудно, тяжело. Да. Согласна. Читателю здесь нелегко приходится. В отличие от других литературных произведений, читатель, например, в "Колымских рассказах" приравнивается не к автору, не к писателю (который "все знает" и ведет за собой читателя), а к арестованному. К человеку, запретному в условиях рассказа. Выбора нет. Изволь читать подряд эти короткие повести, не находя отдохновения, тащить бревно, тачку с камнем. Это проба на выносливость, это проверка человеческой (читательской в том числе) доброкачественности. Бросить книгу и вернуться к жизни можно. В конце-то концов, читатель - не заключенный! Но как жить при этом, не дочитав до конца? - Предателем? Трусом, не имеющим сил смотреть правде в глаза? Будущим палачом или жертвой положений, о которых здесь рассказывается?

В.Шаламов писал: "Отражать жизнь? Я ничего отражать не хочу, не имею права говорить за кого-то (кроме мертвецов колымских, может быть…Никто никого учить не может, не имеет права учить... Новая проза - само событие, бой, а не его описание. То есть документ, прямое участие автора в событиях жизни. Проза, пережитая как документ... Проза будущего - проза бывалых людей". Шаламов и не пытается учить или морализировать над пережитым. Он предоставляет читателю самому научиться анализировать добытые им факты, "смотря на себя, как на инструмент познания мира, как совершенный из совершенных приборов...".


Давайте и мы, опираясь на прочитанные произведения А. Жигулина «Черные камни», В. Шаламова «Колымские рассказы», роман В. Аксенова «Московская сага», стихотворения Б. Пастернака, Н. Клюева, прозу О. Волкова и других авторов, поразмышляем о том, почему О. Мандельштам сказал в 30-годы: «Мне на шею бросается век-волкодав?» Что подвигло поэта написать, а самое главное, как хватило смелости публично озвучить строки известного стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны», зная, что может за этим последовать?

Вопросы учащимся

  • Что вам известно о страшном и сложном времени конца 30-х начала 40-х годов, о времени сталинских репрессий в нашей стране?

  • Какие главные приметы того времени вы можете назвать?


(Ответы учащихся)

Учитель предлагает учащимся разделиться (или делит сам) на 3 группы, каждой из которых предлагается высказать свои размышления о происходящем в 30-40 годы от имени или Памяти, или Совести или Истории. Работа с документами, дополнительной литературой бала предварительным домашним заданием.

Ответы учащихся.

Группе историков помогает учащийся, получивший задание найти письмо героя гражданской войны Ф.Ф. Раскольникова. Читает его.


  • Как вы можете прокомментировать данный исторический документ?

  • Опираясь на прочитанные произведения, поразмышляйте, как же совмещалось строительство Днепрогесса, метро, освоение Северного полюса с колючей проволокой ГУЛАГа?

  • Как противостоять разрушительной силе тоталитаризма. Возможно ли это? Можно ли остаться человеком, сохранить в себе природное предназначение и природную целостность.?

  • Что помогает выстоять героям трилогии "Московская сага", посвященной истории трех поколений семьи Градовых?

И на фоне всего этого рождается одно из самых знаменитых стихотворений XX века, небольшое по размеру, но безграничное по смелости. Стихотворение, которое будет стоить жизни его автору, знаменитое мандельштамовское «Мы живем, под собою не чуя страны…»

Задания классу

Класс делится на 2 группы. Анализируем и сравниваем стихотворения.

Задание первой: Анатолий Д'Актиль «Марш энтузиастов», В.Лебедев-Кумач «Солнце красит нежным светом стены древние Кремля…»

Задание второй: О.Мандельштам «Мы живем, по собою не чуя страны».

Дополнительный вопрос:

Что подвигло поэта написать, а самое главное, как хватило смелости публично озвучить эти строки, зная, что может за этим последовать?


Учитель. Хуже смерти - потеря жизни при жизни, человеческого образа в человеке. Запредельную бесчеловечность происходящего высвечивают уже знакомые вам произведения. «Колымские рассказы» Шаламова, «Погружение во тьму» О.Волкова, «Слепящая тьма «А. Кестлера, «Котлован» А. Платонова, роман Василия Аксенова, который вызвал так много споров, и другие прочитанные вами и еще ждущие своего читателя произведения.

  • Во имя чего они написаны?

  • Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Как вы думаете, почему именно эти строки я выбрала для эпиграфов? Согласны вы с моим выбором? Предложите свои варианты.

  • Можно ли во имя идеи жертвовать человеком?


Ответы учащихся. Подведение итогов. Вывод.

Учитель.

Для нас с вами, читателей 21 века, важно не только узнать правду, истину, но и вернуть людям право на память.

Погибшим и замученным в ГУЛАГе Солженицын создает памятник в Елове. Трагедия народа должна обернуться очищением и прозрением, должна послужить уроком следующим поколениям.

Генрих Гейне сказал об эпохе «бури и натиска»: «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта». Именно к эпохе 30-40-х годов прошлого века более всего применима эта метафора.


Литература.

1. Валерий Есипов. "Развеять этот туман" (Поздняя проза В.Шаламова: мотивации и проблематика)// www.shalamov.ru/research/92/

3. Н.Л.Крупина, Н.А.Соснина. Сопричастность времени. - М., "Просвещение", 1992

4. Есть всюду свет...» Человек в тоталитарном обществе. Хрестоматия для старшеклассников/Сост. С. С. Виленский. - М.: Возвращение,2000.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал