7


  • Учителю
  • Внеклассное мероприятие по русской литературе

Внеклассное мероприятие по русской литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Внеклассное мероприятие по русской литературеМаринаЦветаева



… Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черед



1 ведущий: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти - по выражению дочери, завалила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом"

2 ведущий: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустоЙчивыЙ. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: "Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком "прозрений и ошибок".

Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поврду:

"Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь". Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до кончины правило воображение. Вьображение, взросшее на книгах.

1 чтец:

Красною кистью

Рябина зажглась Падали листья Яродилась.

Спорили сотни Колоколов

День был субботний Иоанн Богослов .

Мне и доныне Хочется грызть

Красной рябины Горькую кисть

3 ведущий: Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в

Москве и в подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой

девочкой в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по­французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, сделать это сама. Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь.

1 ведущий: В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В.Брюсов, Б.Гумилев, М.Волошин.

Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность, непосредственные черты жизни", предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в "домашность" и разменять свои темы на "милые пустяки": "Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может при той

легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки". В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:

Ты все мне поведал - так рано! Я все разглядела - так поздно! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос ...

Темнеет ... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи ... Люблю тебя призрачно- давний, Тебя одного - и на век!

2 чтец. Стихотворение «Идешь на меня похожий»

2 ведущий: В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии. Таковы столпы первого возведенного Мариной Цветаевой здания поэзии. Какое оно еще пока ненадежное, это здание, как зыбки его некоторые части, сотворенные полудетской рукой. Немало инфантильных строк, впрочем, вполне оригинальных, ни на чьи не похожих:

Кошку завидели, курочки Стали с индюшками B.~PYГ ... Мама у сонной дочурки ­Вынула куклу из рук. "У кроватки"

3 чтец. Стихотворение «Бабушке»

3 ведущий: Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь безудержная и страстная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия', 26 сентября 1909 года;

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

Терпи еще не кончен срок.

Ты сам мне подал - слишком много! Я жажду сразу - всех дорог! Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след ...

Ты дал мне детство лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!

Нет, она вовсе не хотела умереть в «этот - момент, когда писала эти строки; они - лишь поэтический прием.

4 чтец. Стихотворение «Молитва»

1 ведущий: Марина была очень жизнестойким человеком - ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!"). Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто ­непомерные. В стихотворении "Молитва" - скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог!" В стихах "Вечернего альбома" рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудренную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки. В Люксембургском саду, наблюдая с грустью на играющих детей и их счастливых матерей, она завидует им: "Весь мир у тебя", а в конце заявляет: я женщин люблю, что в бою не робели Умевших и шпагу держать, и копье,­ но знаю, что только в плену колыбели Обычное - женское- счастье мое!

5 чтец. Стихотворение «В Люксембургском саду».

Звучит песня «под лаской плюшевого пледа»

2 ведущий: В "Черном альбоме" Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь к маме и к сестре Асе. "Вечерний альбом" завершается стихотворением "Еще молитва". Цветаевская героиня молит создателя послать ей простую земную любовь. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между "землей и небом", между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным. Вслед за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912 г.) и "Из двух книг" (1913 г.) - оба под маркой издательства "Оле-Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - "великолепная и победоносная" - жила уже очень напряженной душевной жизнью. Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи все это было поверхностью, под которой уже зашевелился хаос настоящей, не детской поэзии.

6 чтец. Стихотворение «Никто ничего не отнял»

3 ведущий: К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914r. она записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо»), но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.

Жизнелюбие Марины воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.

Над городом отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной отвергнутой тобой.

Царю Петру, и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы ­Неоспоримо: первенство Москвы.

1 ведущий: Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта. Во главе всего и вся царил, конечно, отчий дом в Трехпрудном переулке.

Высыхали в небе изумрудном Капли звезд и пели петухи.

Это было в доме старом, доме чудном ... Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, Превратившийся теперь в стихи.

2 ведущий: Таким он предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Дом был одушевлен: его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей; столовая, напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных равнодушных встреч с "домашними", - столовая осиротевшего дома, в котором уже не было матери. Мы не узнаем их стихов Цветаевой, как выглядела зала или столовая, вообще сам дом. Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами поэта всю жизнь:

Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера

Этот тополь среди акаций, Цвета пепла и серебра ...

7 чтец. Стихотворение «Маленький домашний дух».

Песня «Хочу у зеркала, где муть!»

2 ведущий: Марина Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. Проза

Цветаевой тесно связана с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был факт, не только смысл, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: "Проза поэта - другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово, и даже часто - мое."

Однако, в отличие от поэтических произведений, где искала емкость и локальность выражения, в прозе же она любила распространить, пояснить мысль, повторить ее на разные лады, дать слово в его синонимах. Проза Цветаевой создает впечатление большой масштабности, весомости, значительности. Мелочи, как таковые, у Цветаевой просто перестают существовать, люди, события, факты - всегда объемны. Цветаева обладала даром точно и метко рассказать о своем времени. Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, познакомилась с Пушкиным и что о нем узнала сначала. Она пишет, что был ее первым поэтом, и первого поэта убили. Она рассуждает его персонажах. Пушкин "заразил" Цветаеву словом любовь. Этому великому она также посвятила множество стихов: Бич жандармов, Бог студентов, Желчь мужей, услада жен, Пушкин в роли - монумента? Гостя каменного? - он.

8 чтец. Стихотворение «Пушкину»

3 ведущий: Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло поистине роковое происшествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была по меньшей мере ощутить ее, как могучую и безграничную стихию.

В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву, как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменил ась. Прежде всего для Цветаевой наступило жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда с мышиной возней и яростной грызней всевозможных "Фракций" и "партий" сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора. Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не придавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

9 чтец. Стихотворение «Глаза»



От вчерашних правд

В доме смрад и хлам.

Даже самый прах

Подари ветрам!



4 ведущий: Самое ценное, самое несомненное в зрелом творчестве Цветаевой­ ее неугасимая ненависть к "бархотной сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес·к тому, что происходит на покинутой Родине. "Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, - писала она - Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью". С течением времени понятие "Родина" для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции, она начинает чутко прислушиваться к "новому звучанию воздуха". Тоска по России сказывается в таких лирических стихотворениях, как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня", "поклон", "О, неподатливый язык ... ", сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, - 0 Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии.

1 ведущий: Путь для Цветаевой - достояние предков, Россия - не более, как горестное воспоминание "отцов", которые потеряли родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь, а "детям" остается один путь - домой, на единственную родину, в Россию. Столь же твердо Цветаева смотрела и на свое будущее. Она понимала, что ее ·судьба - разделить участь "отцов". У нее не хватало мужества; признать историческую правоту тех, против которых она так безрассудно восставала. Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции - цикл rHeBHbIX антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это - поистине "плач гнева и любви". Цветаева теряла уже надежду спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее - как крик живой, но истерзанной души:

О, черная гора,

Затягивавшая весь свет!

Пора - пора - пора

Творцу вернуть билет.

Oтказываются - быть

В Бедламе - нетодей

Oтказываюсь - жить

С волками площадей.

10 чтец. Стихотворение «В раю»

11 чтец стих-е «Дикая воля»

12 чтец стих. «Встреча»

2 ведущий: На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.

Дальше осталось просто человеческое существование итого в обрез. В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело ей дались эти семнадцать лет на чужбине. Она мечтала вернуться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством"

3 ведущий: Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед." Марину Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать - по особому распеву, неповоротным ритмам, не общей интонацией. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала также конкретность этой домашней лирики- .При всей своей романтичности юная Цветаева не поддалась соблазнам того безжизненного, мнимого, многозначительного декадентского жанра. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути. Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ .. века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо., среди созданного Цветаевой, кроме лирики ­семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком. Одним близка ее ранняя лирика, другим - лирические поэмы, кто-то предпочитает поэмы - сказки с их могучим фольклорным разливом, некоторые станут поклонниками проникнутых современным звучанием трагедий на античные сюжеты, кому-то окажется ближе философская лирика 20-х годов, иные предпочтут прозу или литературные письмена, вобравшие в себя неповторимость художественного мироощущения Цветаевой. Однако все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

"Цветаева - звезда первой величины. Кощунство кощунств - относиться к звезде, как к источнику света, энергии или источнику полезных ископаемых. Звезды - это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам непостижима ... - так отозвался о творчестве Цветаевой латвийский поэт О.Бициетис и он был очень прав.

13 чтец стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» Песня в исполнении уч-ся Кусаиновой «Мне гравится что вы больны не мной»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал