- Учителю
- Урок: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство - две вещи несовместные.»
Урок: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство - две вещи несовместные.»
Тема урока: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».
Гений и злодейство - две вещи несовместные.»
Цель урока:
1)воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;
2)развивать умение анализировать драматическое произведение;
3)познакомить учащихся с «Маленькой трагедией» А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»
План урока:
1)Вступительное слово учителя.
2)Анализ произведения:
а) теория Сальери;
б) сцена со скрипачом;
в) нарастание конфликта;
г) крушение теории Сальери;
д) обобщение.
3)Заключительное слово учителя.
Эпиграф:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.»(Н В Гоголь )
Словарная работа:
Профанация - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление
Конфликт - столкновение
Фигляр - фокусник, перен. человек, который паясничает, шут
Алигьери Данте - итал. поэт, автор «Божественной комедии»
Херувим - ангел
Догматик - человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах
Фанатик - человек, до исступления преданный своей религии, вере
Вступительное слово учителя
Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев. Произведения этого великого художника слова - это своеобразная шкатулка человеческих характеров.
Сегодня мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении.
Итак, тема урока: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство - две вещи несовместные»
Замысел «Маленьких трагедий» вызревал в душе поэта исподволь и не один год. Но написаны они были всего лишь в течение двух недель осени 1830 года. 23 октября - «Скупой рыцарь», 26 октября - «Моцарт и Сальери»,4 ноября - «Каменный гость», 6 ноября - «Пир во время чумы»
Свои «Маленькие трагедии» Пушкин хотел назвать то «Драматическими сценами», то «Драматическими очерками», то « Драматическими изучениями» и, наконец, «Опытами драматических изучений». Ни одно из этих названий не утвердилось. Удержалось то, которое поэт мельком дал в письме к Плетневу. Пушкин сообщал, что вместе с другими произведениями он создал «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».
Беседа с учащимися.
Прежде чем мы перейдем непосредственно к самой трагедии, давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена?
Почему Пушкин обращается к теме Моцарта и Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии?
Две сцены «Моцарта и Сальери» («В комнате» и «В трактире») кратки, действие в них проходит в течение нескольких часов
Первый монолог Сальери очень значителен. Прослушайте его, а затем мы попытаемся сделать выводы.
(Звучит первый монолог Сальери в исполнении учителя)
Вопросы по монологу:
-Что мы узнаем о жизни Сальери?
- Как вы понимаете фразу: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?»
-
Какова теория Сальери?
(Образ Сальери- это глубокий обобщающий образ целеустремленного деятеля- творца, уверенного в том, что к практике следует идти от предварительно усвоенной теории: сначала теория, наука, трудолюбивое и аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а затем уже создание творчества по законам заранее усвоенной «алгебры».
2)Таков ли путь Моцарта?
(Нет, ему гений послан не в награду трудов, усердия, молений)
Сальери обращается к небу, протестует:
Но правды нет и выше.
О, небо! Где же правота,
Когда священный дар,
Когда бессмертный гений
Не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан,
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
3)Чужды ли Сальери муки творчества? Чуждо ли чувство нового?
4)Всегда ли Сальери был завистником? Почему он стал завидовать Моцарту?
(Сальери видит в Моцарте разрушителя теории, воспринимаемой им как универсальный и справедливый закон.)
Сцена со скрипачом
Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены.
(Учащиеся инсценируют сцену со скрипачом)
Слово учителя:
По мнению Бонди, этот эпизод введен для «профанации священных предметов», для «опошления образа музыки Моцарта». Согласны ли вы с этим мнением?
(Нет, эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)
Нарастание конфликта
Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. В чем это проявляется?
(Чтение и анализ монолога)
Сцена 2
Крушение теории Сальери.
В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта- новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери?
(О том, что к нему пришел человек и заказал Реквием)
- Какова реакция Сальери?
(Он удивлен.)
Далее мы видим, что роли героев несколько меняются.
(Идет сцена с исполнением «Реквиема».)
-Каким предстает «гуляка праздный», «жизнелюбец Моцарт»?
- А мрачный Сальери?
«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»
Что является кульминацией пьесы?
-нельзя не согласиться с Бонди, говорившим, что в этой сцене Моцарт отпевает сам себя.
Исполнение Моцартом «Реквиема»- вершина пьесы не только потому, что этот «Реквием» « приводит в смятение Сальери. Он плачет:
«Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…»
Но смысл исполнения «Реквиема» еще и в том, что Моцарт отпевает правду Сальери.
Если после исполнения первой пьесы Сальери понял, что Моцарт не только «гуляка праздный, то теперь он понимает, что создатель «Реквиема» вовсе не гуляка праздный; что он оставляет наследство, при этом наследство и в той области музыки (церковной), на которой воспитан он, Сальери, и которую он считает вершиной творческих исканий. Понимает он и другое- устраняя Моцарта из жизни, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить «новый Гайдн».
Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу.
Сожалеет ли Сальери о содеянном?
(Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей.)
Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
(Нет. В этой трагедии конкретное, реальное приобрело глубокий обобщающий смысл. Имена Сальери и Моцарта стали нарицательными лишь после того, как эти реальные имена оказались творчески преображенными поэтом. Имя Сальери стало нарицательным отнюдь не только по отношению к завистникам, но и к людям узким, ограниченным, к догматикам и фанатикам, способным на коварство и злодейство «по убеждению».
Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада- к гению, сочетающему глубокие созидательные творческие силы с внутренней свободой и гармонией , с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям.
Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что поэт хотел этим сказать?
(Поэт так понимает свою эпоху, когда подлинные созидатели и творцы трагически гибли, оказывались жертвами зависти и коварства « толпы» или мнимых друзей с их ложной мудростью.)
Кто противопоставлен свободному новатору?
(Человек, который не является защитником старого, а встревоженный новым искатель, фанатик, способный на сделки с совестью и на преступление)
Заключение
Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале. Пушкин не дает оценки конфликтам, он их обнажает, он показывает драму жизни. А мы делаем выводы.
Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.