- Учителю
- Литературный вечер Поединок В. Маяковского с С. Есениным
Литературный вечер Поединок В. Маяковского с С. Есениным
Поэтическая дуэль
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству
С. Есенина и В. Маяковского.
(на базе учащихся 11 класса)
Автор сценария: Чурикова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Урай
Цель праздника:
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, объединение усилий педагога и родителей в воспитании детей и сплочении детского коллектива; воспитание духовно- нравственной личности, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры через внеурочную деятельность.
Задачи:
-
Познакомить учащихся класса с жизнью и творчеством С. Есенина и
В. Маяковского.
-
Формировать уважительное отношение детей к своим родителям и родителей к своим детям.
-
Формировать культурную традицию в общении взрослых и детей.
-
Воспитывать у учащихся желание общаться, дружить друг с другом, поддерживать и помогать друг другу.
-
Развивать творческих способностей учащихся;
Оформление класса:
• Над доской плакат с названием праздника: "Поединок ли?"
• Распечатки песен на столах.
• Плакаты.
Минеральная вода, одноразовые стаканчики.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, диски, воздушные шары;
Ход праздника.
Леонид Филатов
Ведущий .
История поединков уходит в глубокую древность.
Дрались из-за женщин, за право владения землей,
чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.
Еще в древние времена были известны судебные
поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам.
Ведущий. Задумаемся - что такое поединок.
На Слайде
Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя.
Ведущий 1.
Мы понимаем, что нас интересуют не бои со шпагами, не бой на ринге, не дуэли. Нас интересует поединок словесный, поединок мировоззренческий, творческий.
Итак,
-
Два самых ярких и скандальных поэта жили и творили в Москве в одно время.
-
Хулиган и скандалист, златокудрый Лель девичьих сердец Сергей Есенин и оратор, горлан, идейный главарь комсомольской братии Владимир Маяковский.
-
У каждого была своя «армия» почитателей и поклонниц, которая считала своего кумира единственным достойным обожания. И каждая считала своего «небожителя» выше и гениальнее другого.
-
Оба они посвятили себя главному делу своей жизни - поэзии - и остались в истории как две равномасштабные поэтические вершины,
-
оба являлись патриотами своей Родины, горячо любящими ее, страдающими, переживающими за все ее беды.
-
Представляю вам наших дуэлянтов. (Просмотр видеофрагмента поединка В.Маяковского и С.Есенина) Ролик № 1
-
Есенин и Маяковский... Талантливые, самолюбивые, амбициозные, оба претендовали на первое место в поэзии 1920-х годов.
-
Оба были центрами притяжения литературной молодежи, которая формировалась под их сильнейшим воздействием.
-
Дуэль началась! Уверенные в своих силах, решительные, смелые «МАЯКОВЦЫ» с одной стороны
-
Душевные, эмоциональные и тоже очень уверенные «ЕСЕНИНЦЫ» - с другой.
-
Поэтические выстрелы - (стихи)!
-
Я вызываю на сцену наших дуэлянтов рассказать в стихах о себе.
Поэтическая дуэль. О себе
-
Есенин Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою". -
Мяковский
Я - поэт. Этим и интересен. Об
этом и пишу. Об остальном - только
если это отстоялось словом.
3. Есенин
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный тлен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Нет, не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрет меня кличка «поэт»
Я и в песнях, как ты, хулиган.
4. Мяковский
Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!!!
5. Есенин
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
6. Маяковский
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Ведущий - Думаю, пора подключиться группам поддержки…
7. Маяковский
Слушайте ж:
Все, чем владеет моя душа,
- а ее богатства пойдите смерьте ей! -
Великолепие,
Что в вечность украсит мой шаг
И самое мое бессмертие,
Которое, громыхая по всем векам,
Коленопреклоненных соберет мировое вече, -
Все это - хотите? -
Сейчас отдам
За одно только слово,
Ласковое,
Человечье.
8. Есенин
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость.
Золотая сорвиголова!
9. Маяковский
Кто вы?
Мы - разносчики новой веры,
Красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
В небеса шарахаем железобетон.
10. Есенин
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык,-
Я живу давно на всем готовом,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил - забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
11. Маяковский Я люблю зверье.
Увидишь собачонку -
Тут у булочной одна -
Сплошная плешь -
Из себя и то готов отдать печенку.
Мне не жалко, дорогая, ешь!
12. Есенин
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
13. Маяковский
Мне скучно здесь
Одному впереди,-
Поэту не надо многого
Пусть только время скорее родит
Такого. Как я. Быстороногого.
14. Есенин
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
15. Маяковский - Отрывок из поэмы «Люблю».
16. Маяковский
В наших жилах- кровь, а не водица
Мы идем сквозь револьверный лай,
Чтобы, умирая, воплотиться
В пароходы, в строчки и в другие долгие дела.
ТЕМА поэта и поэзии О месте поэта в рабочем строю
Ведущий 1. (Сергеева)
Передовых писателей и поэтов всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии. Есенин и Маяковский не раз обращались к этому в своем творчестве, утверждая общественное назначение поэзии.
Ведущий 2. (Невзоров)
Поэты, побочные дети России! Вас с черного хода всегда выносили.
Ведущий 1. (Сергеева)
«Есенин, «не от мира сего». Он не поэт революции… Поэт погиб потому, что был не сродни революции»…- говорил Троцкий. (Троцкий 19 янв. 1926г. «Правда»)
Ведущий 2. (Невзоров)
«Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и национального характера: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще...»- считал Бухарин. (Бухарин 12 янв. 1927г. «Правда»)
Ведущий 1. (Сергеева)
«Маяковский, для кого вы пишете?! Вас же не принимают и не понимают люди! Это чушь, а не поэзия!»
Ведущий 2. .(Невзоров)
Иступлённый крик одиноких душ, которые бьются в противоречиях. Есенина приняли сразу, сразу он стал народным, дорогим, любимым. Маяковского не приняли вообще.
Ведущий 1. (Сергеева)
Представьте себе кабаре «Розовый фонарь» , присутствие благопристойной буржуазной публики, и вот на эстраде двадцатилетний Маяковский. Он вышел уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, заставившую всех замолчать, и в пространстве зала зазвучал дрожащий от возмущения густой бас:
Ведущий 2. . (Невзоров)
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир
А я вам открыл столько стихов шкатулок
Я - бесценных слов мот и транжир.
…Вот вы, мужчина! У Вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей...
Вот вы, женщина! На Вас белила густо…
Вы смотрите устрицей из раковин вещей!
Ведущий 1. (Сергеева)
За столиками воцарилась тишина. Затем в зале зашикали. Кто-то неуверенно свистнул. Затем зал взорвался, но не аплодисментами, а оглушительными свистками, послышались истеричные вопли « Долой!». Кому-то из женщин сделалось дурно.
Ведущий 2. . (Невзоров)
Маяковского стали считать своим после революции. Есенина стали клеймить позором за его образ жизни. Кто знает, как жить правильно? Ясно только одно: и тот, и другой были настолько уязвимы, одиноки, несмотря на окружающую их толпу, что не знали, как себя преподнести.
Ведущий 1. (Сергеева) - Есенина знали и пели. И мы споём его песню
«Отговорила роща золотая».
Члек Даша - «Послушайте!»
Ведущая - Продолжим поэтическую дуэль на тему «Поэт и поэзия».
Поэтическая дуэль ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
-
Есенин
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.
Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
-
Маяковский
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
-
Есенин Друзья, друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении весёлом!
Знать оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
Ведущий - Но это будет потом, несколько позже…
4.Маяковский У нас поэт событья берёт-
Опишет вчерашний гул,
А надо рваться в завтра, вперед,
Чтоб брюки трещали в шагу.
5. Есенин Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души
Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может-
О девушке, о звездах, о луне
Но мне другое чувство сердце гложет
Другие думы давят череп мне.
Хочу я быть певцом и гражданином,
Чтоб каждому.
Как гордость и пример,
Был настоящим, а не сводным сыном-
Я ваш поэт!
6.Маяковский
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
7.Маяковский
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.
8.Есенин Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь.
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Как тогда, я отважный и гордый.
Только новью мой брызжет шаг
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
9.Маяковский
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
10.Есенин Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой
11.Маяковский
Мало знать чистописаниев ремесла,
Описать закат или цветенье редьки…
Вот когда к ребру душа примерзла,
Ты её попробуй отогреть-ка….
12. Есенин Дождик мокрыми мётлами чистит
ивняковый помёт по лугам
Плюйся ветер, охапками листьев,-
Я такой же, как ты, хулиган.
13. Маяковский
Светить всегда, светить везде,
До дней последних донца,
Светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!
14. Маяковский
Я буду писать про То и про Это.
Но нынче не время любовных ляс.
Я всю свою звонкую силу поэта
Тебе отдаю, атакующий класс!
Ведущий 1. Оба поэта любили свою Родину, но по-разному звучат их стихи. Продолжим дуэль. Тема Родины.
Поэтическая дуэль. Тема Родины
Есенин Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа.
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая ( все)
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Маяковский Я два месяца шатался по природе,
Чтоб смотреть цветы и звезд огнишки.
Таковых не видел. Вся природа вроде
Телефонной книжки.
Есенин Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя.
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою.
Вижу только родительский дом.
Маяковский.
«После электричества совершенно бросил
интересоваться природой:
неусовершенствованная вещь»
Маяковский.
Да будь я и негром преклонных годов,
И то, без унынья и лени
Я русский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Ленин!
…
Маяковский.
Хочу отвернуть заносчивый нос
И чувствую: стыну на грани я,
Овладевает мною гипноз,
Воды и пены играние…
Маяковский
Я хочу быть понят моей страной!
А не буду понят - что ж…
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь…
Есенин Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт
Эту чахленькую местность.
Не видал я много лет
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать
Маяковский
Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы,
Но землю, с которой вдвоём голодал,
Нельзя никогда забыть!
Песня «Я по первому снегу бреду»…
Ведущая - Сегодня у нас гости. Слово им, учащимся 5 кадетского класса.
Песня «Бронепоезд «Пролетарий»»
Ведущий - И вот она, долгожданная и внезапная, освободительная и кровавая, свершилась….
Ведущий - Слово «Маяковцам»!
Тема революции
«Маяковцы»
Маяковский - человек, влюбленный в замысел Революции, её чернорабочий. Она была ему «хлеба нужней», «воды изжажданней».
«Четырежды славься, Благословенная!»
Это человек, влюблённый в идеальное будущее, не замечал ни террора, ни ужаса «окаянных дней», не слышал заявления Н.Бухарина: «В революции побеждает тот, кто другому череп проломит».
«Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный!...»
«Левый марш»- сплошные лозунги:
«России не быть под Антантой!... Коммуне не быть побеждённой!»
Вера в будущее:
«Там, за горами горя, солнечный край непочатый!»
Это время гудит телеграфной струной!
Это Сердце с Правдой вдвоем.
Это было с бойцами или страной….
Или в Сердце было моём...
«Трещина, которая проходит в мире, проходит и через сердце поэта». История сплавила общее и личное и стерла границу между ними». (Г.Гейне) «Личное» его включалось в «общее». Он сам приводит внутреннюю чистку своей души и призывает к этому других: мало «пиджак сменить снаружи, надо выворачиваться нутром».
Чьё сердце Октябрьскими бурями вымыто,
Тому ни закат, ни моря рёволицые,
Тому ничего: ни красот, ни климатов - не надо,
кроме тебя, Революция!
«Чем вещь или событие больше, тем и расстояние, на которое надо отойти, будет больше. Слабосильные топчутся на месте и ждут, пока событие пройдёт, чтобы его отразить. Мощные забегают намного вперед, чтобы тащить понятое время» (В.Маяковский).
Мне без голоса нельзя!
Мне без голоса и не жить!
Мне надо целую свору переорать!
Ведущий - Слово «Есенинцам»!
«Есенинцы»
Сергей Есенин - человек, понимающий необходимость изменений в стране, потому что знает, что «для помещика мужик - всё равно, что овца, что курица»…
Слушай, каторжник! (Так он сказал).
Лишь тебе одному поверю я.
Там, в ковыльных просторах ревёт гроза,
От которой дрожит вся Империя!
Там какой-то пройдоха, мошенник и вор
Вздумал вздыбить Россию ордой грабителей,
И дворянские головы сечёт топор,
Как берёзовые купола в лесной обители…
Есенин осуждает новую власть за богохульство, за отказ от старых ценностей:
А сёстры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест…
Теперь и Богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес.
Молюсь осинам… Может, пригодится…
…
Тут ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
…
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не селО, а вся земля им мать…
…
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец!
…
Вот так страна! Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…
….
Пускай меня сегодня не поют -
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю всё! Как есть всё принимаю!
…
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Песня «Не жалею, не зову, не плачу…»
Ведущие 1-2
-
«Я искал в этой женщине счастья!»
-
История любви и у Есенина и у Маяковского необычна.
-
Мы не будем сегодня вспоминать всех муз поэтов. Назовем лишь два имени: Айседора Дункан и Лиля Брик .
-
Женщины эти были любимы великими поэтами.
Ролик «Айседора». Ролик №2.
Поэтическая дуэль. О ЛЮБВИ
Маяковский. Эта тема пришла,
остальные оттерла
и одна
безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец!
От сердца к вискам.
Эта тема день истемнила, в темень
колотись - велела - строчками лбов,
Имя этой теме: любовь…
1.Есенин
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали….
Первый раз я запел про любовь.
Первый раз отрекаюсь скандалить…
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Мне бы только смотреть на тебя…
Видеть глаз злато-карий омут…
И, чтоб прошлое не любя,
ты уйти не смогла к другому.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить
2.Маяковский
Ты одна мне ростом вровень,
Стань же рядом с бровью брови,
Дай про этот важный вечер
Рассказать по-человечьи….
Иди сюда! Иди на перекрёсток
Моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь? Оставайся и зимуй!
И это оскорбление на общий счет нанижем.
Я всё равно тебя когда-нибудь возьму -
Одну или вдвоём с Парижем!
3.Маяковский
Девушкам поэты любы.
Я ж умен и голосист,
Заговариваю зубы -
Только слушать согласись.
Мне любовь не свадьбой мерить:
Разлюбила - уплыла.
Мне товарищ, в высшей мере
Наплевать на купола.
4.Есенин
Улеглась моя былая рана-
Пьяный бред не гложет сердце мне
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане
5.Маяковский
Любить -
это значит:
В глубь двора
Вбежать
и до ночи грачьей,
Блестя топором,
Рубить дрова,
Силой
своей
играючи.
Любить - это с простынь, бессонницей рваных,
Срываться, ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим
Соперником….
Маяковский - «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
Лукманова Эльвира - стихотворение.
Ведущая - Песни Есенина живы до сих пор. Они поются и перепеваются. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию два варианта исполнения одной и той же песни.
«Я помню, любимая…»
Ведущая - Маяковский и Есенин при жизни друг друга не ненавидели. Есенин умер. Остались в памяти известные его слова:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Ведущая - Маяковский не смолчал. Он откликнулся на эту беду большим стихотворением.
Когда он стал читать его публично, слушатели пытались его освистать,
но Маяковский заглушил их своим мощным голосом и публично показал свое глубокое уважение к погибшему поэту…
Нет, Есенин,
это не насмешка.
В горле горе комом - не смешок.
…
- Прекратите! Бросьте!
Вы в своём уме ли?
Дать, чтоб щёки
Заливал смертельный мел? !
Вы ж такое загибать умели,
Что другой на свете не умел.
…
Навсегда теперь язык в зубах затворится.
Тяжело и неуместно разводить мистерии.
У народа, у языкотворца,
Умер звонкий забулдыга подмастерье.
…
Дрянь пока что мало поредела.
Дела много - только поспевать.
Надо жизнь сначала переделать,
Переделав - можно воспевать.
…
Это время - трудновато для пера,
Но скажите вы, калеки и калекши,
Где, когда, какой великий выбирал путь,
Чтобы протоптанней и легше?
Слово - полководец человечьей силы.
Чтобы время сзади ядрами рвалось.
К старым дням, чтоб ветром относило
Только путаницу волос.
…
Для веселия планета наша мало оборудована.
Надо вырвать радость у грядущих дней.
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
…
Ведущий
-
Маяковский осуждает Есенина за слабохарактерность, так как считает, что человек, рожденный поэтом, приходит в этот мир с определенными целями.
-
И он попросту не имеет права на то, чтобы лишить себя жизни по собственной прихоти, как бы тяжело ему ни было.
-
Маяковский еще не предполагает, что очень скоро повторит путь Есенина. Пока же он дарит Есенину строчку, впоследствии ставшую крылатой: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».
Ведущая - Сергей Есенин признавал влияние фолклора на своё творчество. Хулиганил. Писал частушки о современниках.
Я сидела на песке у моста высокого.
Нету лучше из стихов Александра Блокова.
Пляшет Брюсов на Тверской не мышом, а крысиной.
Дядя, дядя, я большой. Скоро буду с лысиной.
Одной из частушечных стилизаций является известная песня «Тальянка», которую народ поёт, часто не зная, что это стихи Есенина, считая её народной.
Песня «Тальянка».
Ведущая - Вы знаете, я была так удивлена, когда в Интернете нашла песни на стихи Маяковского. Есенина понятно, их пели, поют и будут петь не одно поколение. Оказалось, что под стихи Маяковского тоже можно петь.
Песни на стихи В.В.Маяковского</ - прослушать…????
Ведущая - А мы поем Есенина….
Песня «Клен»
Ведущая - Поединок продолжается! Теперь уже с публикой! Поэт и толпа!
Ролик № 3
Ведущая - Так любили Есенина. С Маяковским было несколько по-другому.
Итак, Поединок продолжается! Теперь уже с публикой! Наедине со всеми! Маяковский.
На капитанском мостике.
-
И желтая кофта не только дразнилка, это и защитные доспехи. «Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана».
-
За Маяковского - молодежь, студенты, краснофлотцы, рабфаковцы, новая советская интеллигенция.
-
Против Маяковского - те, кто любит похвастаться своей «старой закалкой», местные литераторы из неудачников, особого рода библиотекари, считающие своим долгом «оберегать вкус рабочих и крестьян», и просто обыватели… -
Когда его долго нет в Москве, в литературе тихо и пусто. И люди с нетерпением ждут, когда появятся знакомые афиши, возвещающие о том, что в Большой аудитории Политехнического музея выступит поэт Владимир Маяковский.
Аудитория сыплет вопросы колючие, старается озадачить в записочном рвении.
-
Тем временем строптивый зал уже топочет от нетерпения.
И вот выходит Маяковский. Его появление на эстраде валит в котловину зала веселую и приветливую груду хлопков. Друзья и соратники сопровождают поэта. -
В одной руке Маяковского портфель, в другой - стакан чаю.
Распахнув полы пиджака, он засовывает ладони под пояс…Поза почти спортивная.
- Сегодня я буду читать доклад. После доклада - перерыв: для
моего отдыха и для изъявления восторгов публики.
-
- Собственно, это не доклад, это блестящая беседа, убедительный рассказ, зажигательная речь, бурный монолог. Интереснейшие сообщения, смелые утверждения, эпиграммы, острые мысли и шутки. Память его необъятна. Без труда цитирует он десятки строк других поэтов.
- Не резвитесь… Раз я начал говорить, значит, докончу. Не родился еще ни в дворянской семье, ни в купеческой такой богатырь, который бы меня переорал. Вы, там, в третьем ряду, не размахивайте так грозно золотым зубом. Сядьте! А вы положите сейчас же свою газету или уходите вон из зала: здесь не читальный зал, здесь слушают меня, а не читают. Что?.. Неинтересно вам? Вот вам трешка за билет. Идите, я вас не задерживаю…
(Он снимает пиджак, вешает на спинку стула. Подтягивает брюки).
- Маяковский, что вы все подтягиваете штаны? Смотреть
противно!..
- А если они у меня слетят?..
- До моего понимания ваши шутки не доходят.
- Вы - жирафа! Только жирафа может промочить ноги в
понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе.
- Маяковский! Вы что полагаете, что мы все идиоты?
- Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного…
- Я должен напомнить товарищу Маяковскому, истину,
которая была еще известна Наполеону: от великого до смешного - один
шаг…
(Маяковский вдруг, смерив расстояние, отделяющее его от
говоруна, соглашается):
- От великого до смешного - один шаг.
Вот Анатолий Васильевич Луначарский упрекает меня в неуважении к
предкам. А я месяц назад во время работы, когда Брик начал читать
мне «Евгения Онегина», которого я знаю наизусть, не мог оторваться
и слушал до конца и два дня ходил под обаянием четверостишия:
Я знаю: жребий мой измерен,
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Конечно, мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным
произведениям, и даже в тот момент, когда смерть будет нам
накладывать петлю на шею, тысячи раз!.. Будем учиться этим
максимально добросовестным приемам, которые дают бесконечное
удовлетворение и верную формулировку взятой мысли.
И жизнь хороша,
и жить хорошо!
(Но тут из второго ряда шумно и грузно подымается тучный и очень
бородатый дядя. Он топает через зал к выходу. Широкая и пышная
борода лежит на громадном его животе, как на подносе. Он
невозмутимо выбирается из зашикавших рядов).
- Это еще что за выходящая из ряда вон личность? -
( Но тот бесцеремонно и в то же время церемониально несет свою
бороду к двери. И вдруг Маяковский, с абсолютно серьезной
уверенностью и как бы извиняя, говорит):
- Побриться пошел…
(Аплодисменты….)
-Маяковский, сколько денег вы получите за сегодняшний
вечер?
- А вам какое дело? Вам-то ведь все равно ни копейки не
перепадет… Ни с кем делиться я не собираюсь… Ну-с, дальше…
«Как ваша настоящая фамилия?»
- Сказать?.. Пушкин!!!
«Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого
забудут. Бессмертие - не ваш удел…»
- А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим!
«Ваше последнее стихотворение слишком длинно…»
- А вы сократите. На одних обрезках можете себе имя
составить.
«Ваши стихи мне непонятны».
- Ничего, ваши дети их поймут!
- Нет, и дети мои не поймут!
- А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас? Может
быть, у них мама умнее.
- «Маяковский, почему вы так себя хвалите?»
- Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о
себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
- Вы это уже говорили в Харькове! .
- Вот видите, товарищ подтверждает. А я и не знал, что вы всюду
таскаетесь за мной.
- «Как вы относитесь к Безыменскому?»
- Очень хорошо, только вот он недавно плохое стихотворение
написал. Там у него рифмуется «свисток - серп и молоток». Разве
можно так писать? А если бы у вас там рифмовалась пушка, так вы бы
написали: «серп и молотушка»?
- «Маяковский, вы сказали, что должны время от времени смывать с
себя налипшие традиции и навыки, а раз вам надо умываться, значит,
вы грязный…»
- А вы не умываетесь и думаете поэтому, что вы чистый?
- «Ваши стихи непонятны массам».
- Значит, вы опять здесь? Отлично! Идите-ка сюда. Я вам давно
собираюсь надрать уши. Вы мне надоели.
- Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.
- Надо иметь умных товарищей!
- Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
- Мои стихи не море, не печка и не чума.
- Маяковский, зачем вы носите кольцо на пальце? Оно вам не к
лицу.
- Вот потому, что не к лицу, и ношу на пальце, а не в носу.
- Маяковский, вы считаете себя пролетарским поэтом,
коллективистом, а всюду пишете: я, я, я.
- А как вы думаете, Николай Второй был коллективист? А он всегда
писал: мы, Николай Вторый… И нельзя везде во всем говорить «мы». А
если вы, допустим, начнете объясняться в любви девушке, что же, вы
так и скажете: «Мы вас любим?»
- А все-таки Пушкин лучше вас! - кричит кто-то.
- А, - говорит Маяковский, - значит, вам интереснее слушать
Пушкина? Отлично!.. А. С. Пушкин! «Евгений Онегин». Роман в стихах.
Глава первая.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…
Его пример - другим наука.
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя?»
- И он начинает читать наизусть «Евгения Онегина». Строфа за
строфой. «Онегина» он знает наизусть чуть ли не всего… В зале
хохочут, смеются, вскакивают. Он читает. Только тогда, когда зал
уже изнемог, Маяковский останавливается:
- Взмолились?.. Ладно. Вернемся к Маяковскому….
- Я люблю Пушкина! Наверное, больше всех вас люблю его. «Может,
я один действительно жалею», что его сегодня нет в живых! Когда у
меня голос садится, когда устанешь до полного измордования,
возьмешь на ночь «Полтаву» или «Медного всадника» - утром весь
встаешь промытый, и глотка свежая… И хочется писать совсем
по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять
слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем,
подымать стих до уровня наших дней. А время у нас посерьезней,
покрупней пушкинского. Вот за что я дерусь!
Кончился вечер. Политехнический вытек. Мы едем домой.
Владимир Владимирович устал. Он наполнен впечатлениями и
записками. Записки торчат из всех его карманов.
- Все-таки устаешь. Я сейчас как выдоенный, брюкам не на чем
держаться. Но интересно. Люблю. Оч-ч-чень люблю все-таки
разговаривать. А публика который год, а все прет: уважают, значит,
черти. Рабфаковец этот сверху… удивительно верно схватывает.
Приятно. Хорошие ребята. А здорово я этого с бородой?..
Ведущий
После таких вечеров, полных стихов, перепалок а оваций уместно
будет вспомнить строки, которые посвятил Маяковскому Семен
Кирсанов:
Я счастлив, как зверь, до ногтей, до волос,
Я радостью вскручен, как вьюгой,
Что мне с капитаном таким довелось
Шаландаться по морю юнгой.
Ведущий - Говорят каждый поэт, если он, конечно, настоящий поэт, предчувствует свою смерть.
Николай Рубцов предсказал свою гибель:
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
Игорь Тальков:
«Меня убьют среди многотысячной толпы и убийцу не найдут»
Я пророчить не берусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков
в страну не дураков, а гениев.
И поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождении страны,
Вернувшейся с войны.
ЕСЕНИН
И вновь вернусь я в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Есенин - стихотворение «Ну целуй меня, целуй!»
МАЯКОВСКИЙ
Через столько - то, столько-то лет
- словом, не выживу -
С голода сдохну ль,
Стану ль под пистолет -
Меня,
Сегодняшнего рыжего,
Профессора разучат до последних нот.
Высоцкий.
Кто кончил жизнь трагически,
Тот истинный поэт,
А если в точный срок, так -
В полной мере:
На цифре 37 один шагнул под пистолет,
Другой же -в петлю слазил в «Англетере»
Ведущий - Спор о личном. Имена Есенина и Маяковского были прочно - полярно - связаны при их жизни. Легко их рифмовали: «Маяк и Есенин - оба были подростки, один городской, другой деревенский». Схожесть и неожиданность их смертей спаяли эти времена неразрывно.
Маяковский Что может быть капризней славы и пепельней?
В гроб, что ль брать, когда умру?
Наплевать мне, товарищи, в высшей степени
На деньги, славу и прочую муру.
Есенин Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив златящихся во мгле
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Есенин Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах
Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он Родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
Маяковский Всё чаще думаю-
Не поставить ли лучше
Точку пули в своём конце.
Сегодня я на всякий случай
Даю прощальный концерт
Ведущая - «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой поэт еще совсем не оправился»
Ведущий - 15 апреля 1930 г. в газетах вместе с сообщением о самоубийстве появилось и предсмертное письмо Маяковского. Поэт два дня носил его в кармане, прежде чем решиться на задуманное.
Слайд зачитать -
Всем!
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ
(другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят-
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир М а я к о в с к и й.
12/ IV -30 г.
Слайд -
-
Поединок предполагает победителя.
-
Можно определить победителя в нашем поединке? Имя!
-
Каким другим словом хочется назвать это состязание?
-
Почему?
Ведущая -
И всё-таки победителями в этом поединке стали все мы - те, кто так проникновенно читал стихи великих поэтов и кто стал свидетелем поэтической дуэли.
ххх
Закончить нашу встречу хочется песней «Дачники» из к/ф «Белая гвардия» по одноимённой пьесе М. Булгакова.