7


  • Учителю
  • Урок для 9 класса 'Русский сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Урок для 9 класса 'Русский сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы


  1. Тема урока: Русский сентиментализм и повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

  2. Тип урока: изучение нового материала

  3. Планируемые результаты:

А) предметные:

  • знать понятие «сентиментализм», его особенности, представителей сентиментализма в разных странах;

  • знать содержание повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

Б) метапредметные:

  • навыки анализа произведений;

  • умение выделять главное, обобщать и делать выводы;

  • умение видеть и понимать чувства, мысли и переживания героев;

В) личностные:

  • эстетический вкус;

  • видеть истинные чистые качества в человеке

  1. Оборудование: повесть «Бедная Лиза», иллюстрации к повести

  2. План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (10 мин.)

  3. Мотивация учебной деятельности (2 мин)

  4. Слово учителя о сентиментализме (12 мин.)

  5. Анализ повести (18 мин.)

  6. Дом.задание (1 мин.)

  7. Рефлексия (1 мин.)


  1. Ход урока:


Проверка домашнего задания

Сообщение о Н.М.Карамзине: Карамзин-поэт, Карамзин-публицист, Карамзин-историк


Мотивация учебной деятельности

-Что ещё мы должны узнать, чтобы подробнее познакомиться с жизнью и творчеством Карамзина? (познакомиться с его произведениями)

- Каковы же тема и задачи нашего урока?

(Определяют тему и задачи урока)


Слово учителя о сентиментализме

- Во второй половине 18 века возникает новое литературное направление «сентиментализм». В перевод с англ.яз. означает «чувствительный», «трогательный». Его главою в России принято считать Н.М.Карамзина, а само направление нередко определяют как русский «дворянский» сентиментализм. Однако некоторые исследователи карамзинисткому течению противопоставляют «демократический» сентиментализм во главе с Радищевым. Сентиментализм возник на Западе в период разложения феодально-крепостных отношений. Исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Давайте вспомним, что было главной задачей искусства для классицистов? (для классицистов главной задачей искусства было прославление государства)

- А в центре внимания сентиментализмов находится человек, притом не человек вообще, а данный конкретный человек, во всем своеобразии его индивидуальной личности. Ценность его обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентиментальных произведений являются представителями средних и низших классов. Обычно в центре произведений разочарованный герой, который сетует на судьбу, проливает море слёз. Задача писателя - вызвать к нему сострадание. Изображается повседневная жизнь человека. Местом действия являются маленькие городки, деревни. Излюбленные места встреч героев - тихие, уединенные места (развалины, кладбища).

Внутренний мир человека, его психология, оттенки настроений - доминирующие темы большинства произведений.

Новое содержание влечет за собой появление новых форм: ведущими становятся жанры семейного психологического романа, дневника, исповеди, путевых записок. На смену поэзии и драматургии приходит проза. Слог становится чувствительным, напевным, эмоциональным. Получили развитие «слезной» драмы и комической оперы.

В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору?», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М.Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольётся кровью, ставь перо, или оно изобразит нам холодную мрачность души твоей».

Представители сентиментализма:

Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие», роман «Тристам Шенди», Ричардсон «Кларисса Гарлоу»;

Германия: Гёте «Страдания юного Вертера»;

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»;

Россия: Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, Н.А.Львов, М.Н.Муравьёв, молодой В.А.Жуковский

Зарождение русского сентиментализма в 60-е годы объясняется тем, что в общественной жизни начинает играть немаловажную роль люди «третьего чина».


Анализ повести «Бедная Лиза»

- Одним из самых ярких произведений сентиментализма является повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.).

- Обратимся к словам Е.Осетрова «Б.Л.» - это образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

- Вы прочитали повесть дома и, наверное, задумались над теми проблемами, которые ставит автор в своем произведении. Давайте с вами выясним, какой является основная тема и идея этого произведения. Посмотрим, как представлены образы главных героев повести. Попробуем дать объяснение поступкам главных героев (при ответе на вопросы обязательно пользоваться текстом).


- Как бы определили тему этой повести? (тема поисков личного счастья). Эта тема была новой для лит-ры того времени. Мы уже говорили, что писатели-сентименталисты ставят в центр внимания частного, отдельного человека.

- Кто же герои этой повести? (молодая девушка Лиза, её мать, молодой человек Эраст)

Что представляет собой жизнь Лизы с матерью до встречи с Эрастом? (Лиза «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и все сие продавала в Москве»)

- В чем же состоит достоинство личности Лизы и ее родителей? (отец - «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь»; мать верна памяти мужа, воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, внушает ей правило: «кормиться трудами своими и ничего не брать даром», Лиза - чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь, добродетельная)

-Какими эпитетами и с какой целью Карамзин наделяет свою героиню? (бедная, прекрасная, любезная, нежная, услужливая, робкая, несчастная).

- Что представляет собой жизнь Эраста? («Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою; он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали»)

- Сюжет повести основан на истории любви Лизы и Эраста. Как ЯКарамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (вначале их любовь была платоническая, чистая, непорочная, но затем Эраст уже не довольствуется чистыми объятиями, а Лиза видит своё счастье в довольстве Эраста)

- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусит светских забав» Эраста? (Для Лизы это чувство было всем смыслом ее жизни, а для Эраста простот очередная забава. Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение поротивоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста - силу тоски своей)

- Возможна ли любовь между крестьянкой и барином? (кажется невозможной. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о её возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Если бы жених твой был таков!». Все Лизино сердце затрепетало…»Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…- Лиза не договорила речи своей». После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если бы тот, кто теперь занимает мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом…Мечта!» В разговоре с Эрастом после его обещаний забрать Лизу к себе после смерти матери девушка возражает: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем»

- «Почему же?»

- «Я крестьянка»)

- Как вы понимаете название повести? (бедная - несчастная)

- Чувства героев , их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «Настраивают» на определенные события (описание Симонова монастыря в начале повести настраивают на трагический финал повести; Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы, когда Лиза считает себя преступницей, потому что она потеряла невинность, непорочность)

- Как автор добивается достоверности рассказываемого? (повествование от 1 лица, подробное описание мест, к-ые существовали на самом деле).

- Каким представляется нам образ автора в произведении? Как он относится к своим героям? (автор представляется нам как человек глубоко нравственный и ратующий за чистоту отношений между людьми, за чистоту помыслов. Он человек верующий, христианин - чувствуется его уважение к библейским нормам морали. Это гуманист: он противопоставляет испорченности аристократов, их паразитизму - трудолюбие, чистоту, честность крестьян.

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её, Эраста же он неоднократно словами Лизы называет жестоким, и это оправдано, хотя Лиза в этот эпитет вкладывает несколько иной смысл. Всему происходящему он дает свои оценки, которые объективны)


- Понравилась ли вам повесть? Чем?


Д.з.:

1. Сообщение о сентиментализме

2. Почему «Бедная Лиза» является произведением сентиментализма? (письменный ответ)

3. Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева следующие главы на выбор: «Пешки», «Любани», «Едрово» и найти черты сентиментализма.

Рефлексия

Знал-узнал-хочу узнать (ЗУХ)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал