7


  • Учителю
  • Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы»

Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Материалы в помощь учителям при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Год литературы»

Примерные темы


В пустыне веков, где камня

Бессмертное творение древнерусского мыслителя-

на камне не осталось после

патриота приобщает нас к славному прошлому,

войн и пожаров и лютого

учит гордиться героической историей своего

истребления, стоит этот

народа. «Минувшее», настоящее и будущее

одинокий, ни на что

родины сплетаются в единую, неразрывную цепь.

не похожий собор нашей

Минувшие столетия не приглушили его

древней славы.

поэтиҹеского звуҹания и не стерли красок.

Н. А. Заболоцкий о «Слове о Интерес к этому произведению не только не

полку Игореве»

уменьшается, но становится все более глубоким и


вдумҹивым. Поҹему же это произведение остается


актуальным на протяжении веков?


«Слово о полку Игореве» - произведение очень


сложное и необычное, в нём много литературных


заимствований из разных произведений - «Песни


о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады»


Гомера, Священного писания и других известных


тогда источников. Автор, как человек


художественно проницательный, угадал грозящую


русским землям внешнюю опасность. Он не знал,


как её выразить, поэтому и преувеличил беды,


причиняемые половцами. Но основное


направление его мысли подтвердилось спустя


полвека, когда разрозненные княжества,


истощённые взаимной борьбой и недоверием,


легко стали добычей монгольской армии Батыя.


Автор «Слова» использует самые разнообразные


художественные средства изображения:

Это - прекрасный

гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты,

благоуханный цветок

эпитеты, олицетворение. Необъятность Русской

славянской народной поэзии,

земли подчеркивается им одновременностью

достойный внимания памяти

действия в разных ее концах: «девицы поют на

и уважения.

Дунае, льются голоса через море до Киева»,

В. Г. Белинский

«трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в


Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в


Киеве». Таким же, как у него самого,


обостренным слухом и зрением, способным


преодолевать пространство, наделяет автор и


своих героев: когда Всеславу в Полоцке позвонят


к заутрене рано у святой Софии в колокола - он в


Киеве уже звон слышал, а когда Олег вступал в


золотое стремя в городе Тмутаракани - тот звон


слышал, бывало, великий Ярослав


Сон Святослава полон народных поэтических


символов. Описание бегства Игоря из плена


отражает сказочные мотивы: в сказках нередко


герой, спасающийся от преследующего его


колдуна, также обращается в животных. Подобно


Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей


и лебедей к завтраку, обеду и ужину, в былине о


Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись


соколом, бьет гусей и лебедей для своей дружины.


Народного богатыря напоминает Всеволод буй -


тур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит


об их шлемы мечами. Подобно Илье Муромцу,


Всеволод буй - тур сражается с врагами


Автор очень скуп на эпитеты, но зато


употребленные им - метки. Например, такие


эпитеты: «жемчужная» душа «теплые» туманы,


«живые» струны. Богато и разнообразно слуховое


восприятие автора «Слова». Голоса девиц на


Дунае не просто доносятся до Киева _ они


«вьются». Телеги у него не скрипят, а «кричат»,


как лебеди.


Небольшой памятник, посвященный горестному


поражению русских в походе против половцев


1185 года, оказался одной из самых больших и


радостных побед русского художественного


слова.

Цель литературы - помогать

Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в

человеку понимать самого

одну кучу все дурное в России… все

себя, поднять его веру в себя

несправедливости, которые делаются в тех местах

и развить в нем стремление к

и в тех случаях, где больше всего требуется от

истине, бороться с

человека справедливости, и за одним разом

пошлостью в людях, уметь

посмеяться над всем». Итак, вот две основные

найти хорошее в них,

задачи, которые определил для себя автор: изобра-

возбуждать в их душах стыд,

зить основные пороки российского общества и

гнев, мужество, делать все

высмеять их. Выполнив эти задачи, писатель

для того, чтоб люди стали

создал не только сатиру огромной обобщающей

благородно сильными и

силы, но и одно из самых смешных произведений

могли одухотворить свою

отечественной литературы.

жизнь святым духом

красоты...


М. Горький

А. Алексин «Безумная Евдокия»


Учительница Евдокия Васильевна была убеждена:


самый большой талант в её учениках - талант


доброты, желания прийти на помощь в трудную


минуту, и именно эти черты характера она


воспитывала в них.


Драгунский Виктор Юзефович «Он живой и


светится». Произведение, которое пробуждает в


читателе благородство, желание понимать


красоту, ценить дружбу.


Любое живое существо намного дороже и милее


самой дорогой игрушки. Дружба должна быть


крепкой, верной, честной и бескорыстной.

Можно ли утверждать, что

«Ревизор» - это комедия, с колоссальной силой

комедия Н.В.Гоголя

выставившая на осмеяние все общественные

«Ревизор» столь же

пороки тогдашней России. Впрочем, только ли

злободневна сейчас, как и 180

тогдашней? Разве в наши дни не встречаются

лет назад?

чиновники, подобные тем, которых мы видим в


комедии? И для нашего времени она остается


такой же злободневной, какой была при жизни


автора.

Литература есть нечто такое,

В. Быков «Обелиск»

что, проходя через века,

Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на

заносит на скрижали свои и

казнь со своими учениками. Он мог бы остаться

великие деяния и безобразия

жить. Но бросить ребят одних в последние часы,

М. Е. Салтыков-

минуты их казни он не мог, ведь это означало бы

Щедрин

для него измену своим воспитанникам, измену


своим нравственным принципам.


+ в другом произведении этого же писателя:


В. Быков «Сотников»


Во время войны, выполняя очередное задание


командира партизанского отряда, Сотников с


честью проходит через тяжелые испытания и


принимает смерть, не отрекаясь от своих


убеждений, а Рыбак становится предателем,


спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек


остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь

проверяется глубина его убеждений, его

гражданская стойкость

Литература - это не буквы на

« Я знаю, никакой моей вины


бумаге. Это общение. Это

В том, что другие не пришли с войны,


память.


В том, что они - кто старше, кто моложе -


Айзек Марион


Остались там, и не о том же речь,


Согласны ли вы с

Что я их мог, но не сумел сберечь, -


Речь не о том, но все же, все же, все же...»


утверждением, что одно из


основных достоинств

(А.Т.Твардовский)


литературы в том, что она

сохраняет память?

В одном из последних своих интервью

В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов,

их судьбах в современных условиях, убежденно

сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в

нем и человека». Природа мудра. Она так

выстроила путь человеческой жизни, чтобы не

ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и

соединяющая поколения. Храня теплую память

о прошлом, мы сохраняем чувство

ответственности за Родину, укрепляем веру в

силу своего народа, ценность и неповторимость

его истории. Поэтому велика и ничем не

заменима роль художественной литературы в

нравственно - патриотическом воспитании

новых поколений. Сложно и многогранно ее

воздействие на формирование у молодого

гражданина исторической памяти.

В произведении "Чёрные доски" В. Солоухин

рассказывает о вопиющем факте - разграблении

церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в

макулатуру, о "сколачивании ящиков для

картошки" из старинных икон. В Ставрово в

одной из церквей "устроили столярную

мастерскую, а в другой расположилась МТС

(машинно-тракторная станция). И в ту и в другую

церковь заезжали гусеничные тракторы,

грузовики, закатывались бочки с горючим".

Однако, как замечает автор, не может "коровник,

паровоз, подъёмный кран и дорожный каток"

заменить "Покров на Нерли, Московский

Кремль", не может дом отдыха располагаться в


здании монастыря Оптина пустынь, близ которого


могилы старцев, родственников Толстого,


Пушкина, да и просто могилы ЛЮДЕЙ! "Ведь они


там, внизу. А память о них и плиты нужны ведь не


им, а нам, живым".


Д.С. Лихачёв "Любовь, уважение, знание".


Академик повествует о "невиданном поругании


народной святыни" -взрыве чугунного памятника


герою Отечественной войны 1812 года


Багратиону. Памятник выражал признательность


всего народа брату-грузину, мужественно


сражавшемуся за независимость России. У кого


поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и


чтит историю!

...поэзия - это мысль

В.В. Маяковский. Задумываясь о кажущейся

человеческая, достигающая

бесполезности поэта среди повседневных

величайшей силы...

будничных забот людей, он задает вопрос:

Луи Арагон

Ведь, если звезды зажигают -

Можно ли утверждать, что

значит -

именно в поэзии заключена

это кому-нибудь нужно?

огромная воздействующая


сила?

Поэт - та же звезда, и свет ее служит


нравственным ориентиром людям. Внутренне


убежденный в необходимости поэтического слова


для человеческой души, Маяковский видит миссию


поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль


миллионов страдающих и одиноких людей и


рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим,


к грядущим поколениям, поэт заявляет:


Вот - я,


весь


боль и ушиб.


Вам завещаю я сад фруктовый


Моей великой души!


По Маяковскому, поэзия необходима людям,


как солнце. И здесь не случайно сравнение


настоящей поэзии со светилом, которое издавна

считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.


А солнце тоже:

"Ты да я, нас, товарищ, двое!


Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами"


«Пророк» - стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа - важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта. Должна быть высокая цель, во имя которой творит поэт, которая придаст смысл работе, и истинное содержание всему тому, во что он так глубоко верит; и верно видит, слышит, чувствует, и умеет передать словом. Такая «цель» обозначена, как «бога глас», обращенный к «пророку» и призывает его «жечь сердца людей» своим мудрым словом («глаголом»). И демонстрировать людям подлинную, без украшательств, правду жизни.

Согласны ли вы с мнением,

«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но

что в баснях И.А.Крылова

именно в баснях раскрылся во всей полноте

выражена народная мораль?

сатирический талант Крылова. За сорок лет им


было написано более двухсот басен.


Басни Крылова - способ народного мышления,


мудрость народа, его житейская философия.


Слово в баснях Крылова - средство выражения


народной смекалки, национальной самобытности


русского мужика.

Только в баснях Крылова мы встречаемся с


подлинно

народными,

реалистическими


традициями басенного творчества: у Крылова


персонажи являются типическими, обобщающими


образами, в них ярко отражены человеческие


пороки.


Простой и очень понятный сюжет басен уже


много поколений не теряет своей актуальности.


Это связано с тем, что Крылов брал за основу


своего творчества главные пороки и слабости


человека, а они остались такими же, как и у его


современников. Живой русский язык, которым


написаны все басни Ивана Андреевича, лишен


чрезмерной утонченности. Он понятен всем без


исключения. Для того чтобы читатель лучше


усвоил урок, заключенный в басне, в конце


произведения автор всегда приводит ее мораль.


Одним из немногих исключений является басня


«Ворона и Лисица». Крылова в ней больше


интересует процесс того, как Ворона под


действием лести начинает чувствовать свою


значимость и превосходство.

Беседовать с писателями

У каждого героя свой индивидуальный характер,

других веков почти то же, что

темперамент и характерная манера поведения. На

путешествовать. Рене Декарт

страницах книг русских писателей герои


произведений оживали и начинали, казалось бы,


самостоятельную жизнь полную


непредсказуемости и приключений. Не скупились


писатели и на детали, позволяющие во всех


мелочах представить себе картину того места,


где разворачивались события. Н.В.Гоголь «Тарас


Бульба», А.Толстой «Князь Серебряный», «Слово


о полку Игоревом», М.А.Шолохов «Тихий Дон»


КОРНИШОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА


25.9.15


СОЧИНЕНИЕ


gogolya-revizor.html http://sochineniepro.ru/сочинения/Слово_о_полку_Игореве/«Минувшее_проходит_пе ред_нами...»


http://www.litmir.co/br/?b=216977 http://www.4egena100.info/lit/vyskazyvanija-o-literatyre.html# http://tululu.org/aforizmy/theme/57/ http://rupoem.ru/bunin/molchat-grobnicy-mumii.aspx http://textik.ru/citations/topic/literatura/ http://old.ol-cbs.ru/y4enikam/podbor/literatura/130-igors-polk-slovo/1446-slovo-o-polku-igoreve-vyskaz-uchenyh.html




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал