- Учителю
- Конкурсное сочинение к 145-летию со дня рождения И. А. Бунина
Конкурсное сочинение к 145-летию со дня рождения И. А. Бунина
РАЙОННЫЙ
КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ
"БУНИНСКАЯ РОССИЯ "
СОЧИНЕНИЕ
Проблема русского национального характера
в творчестве И. А. Бунина
ученицы 11 класса М К О У
«Байчуровская СОШ»
Поворинского муниципального
района, Воронежской области,
Кривенцевой Ольги Алексеевны
Учитель Соломахина Галина
Владимировна
2015 год
Проблема русского национального характера в творчестве И. А. Бунина
10 октября 1870 года в Воронеже в старинной, обедневшей дворянской семье родился мальчик, которому было предначертано судьбой стать известным писателем. Его отцом являлся сумасбродный помещик Орловской и Тульской губерний, который разорился из-за пристрастия к вину и картам. Мать его была глубоко религиозной женщиной, обладавшей грустной поэтической душой. Когда мальчику исполнилось три года, семья была вынуждена переехать в наследственное поместье на хуторе Бутырки. Именно там и провел свои детские годы будущий писатель. Среди первых детских впечатлений - рассказы матери, дворовых, различные песни и легенды, неразрывная связь с природой и живописные русские пейзажи. Но самым волнующим впечатлением являлась смерть младшей сестры, которая повлияла на восприятие жизни вокруг. Из этих впечатлений вырастают основные темы будущего творчества писателя - России и русского национального характера.
1890-е -1900-е годы являлись значимыми в его жизни, ведь в это время наблюдался бурный рост его популярности. Он самостоятельно выучил английский язык, после чего в 1896 году перевел и издал поэму американского писателя Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Эта работа сразу была оценена как одна из лучших в русской переводческой традиции, и за нее в 1903 Российская академия наук присуждает Бунину Пушкинскую премию. А уже намного позже, в 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе - «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
1914 год… Первая мировая война… Она была воспринята Буниным как величайшее потрясение. Она являлась предзнаменованием крушения России. С резкой враждебностью он отнесся и к революции. В январе 1920 Бунин навсегда покидает Россию.
Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки приводят к расцвету творчества Бунина. Его мастерство привлекает особое внимание. Почти все произведения этих лет - о былой России. Он по-иному ощущает мир. В этом мире трагичность бытия человека и его обреченность может быть противопоставлена лишь опыту личной памяти, который нельзя уничтожить.
В рассказах, написанных Буниным в 1910-е годы, изображены типы народных характеров, разнообразность которых объясняется противоречивостью психологии русского крестьянина, которая обусловлена движущей силой развития общества, какими-то изменениями в социальной жизни.
Постигая быт и бытие русской деревни во времена революции, И. А. Бунин старался проникнуть в сущность русского характера. Спустя какое-то время он написал произведение «Деревня», которое вызвало своей остротой самые разноречивые отзывы. Изображенная деревня, именуемая Дурновкой, выступает в повести в качестве символического образа России в целом. Один из героев замечает: «Да она вся - деревня...!» Образ России и русской души раскрывается в разветвленной системе персонажей, пейзажных образах, а также в самом построении произведения.
В центр системы персонажей выдвинуты образы двух братьев - Тихона и Кузьмы. Душа Тихона, потрясенная реальностью русской жизни, погружается в процесс мучительного самопознания. Он балансирует между стремлением приобщиться к духовному знанию о бессмертии души и гибельным упоением стихией назревающего бунта. Параллельно изображается в повести и жизненный путь Кузьмы. Не менее остро, чем у Тихона, в размышлениях Кузьмы, его речах, спорах звучат критические оценки гибельных сторон национального характера («есть ли кто лютее нашего народа?», «историю почитаешь - волосы дыбом станут»).
В повести «Деревня» развернулось глубоко трагедийное полотно национальной жизни поры кануна потрясений. В авторском слове, в речах и внутренних монологах многих персонажей запечатлелись сложнейшие изгибы русской души.
В одном из шедевров писателя, рассказе «Веселый двор», рассматриваются два начала русского национального характера, олицетворенные в образах Анисьи и Егора. Анисья - тип женщины-матери. Все жизненные невзгоды она смиренно принимает и терпеливо переносит. Именно в этом образе автор олицетворяет многострадального, кроткого, выносливого русского человека. Полной противоположностью Анисье является ее сын Егор. Он своеволен, душевно опустошен, лишен привязанности к кому-либо, беспомощен перед жизнью. Он бродяга, любит народ, беседы, выпивки. А ее жизнь проходит в вечном одиночестве. Она молчалива, ровна, покорна.
Наиболее важным качеством русского характера, который формировался веками укладом народной жизни, следует считать смирение. Но не только смиренные старики воплощают лучшие качества русской души. В рассказе «Захар Воробьев» в облике Захара отражены черты старины. У него сильный, волевой характер, полный жажды жизни, но в то же время он является русским человеком, не знающим ни в чем меры. В характере Захара Воробьева присутствуют как темные, так и светлые стороны души человека. Безудержная смелость его натуры сталкивается с бесшабашностью, он не находит применения своей богатырской силе, что и приводит Захара к гибели.
Из вышесказанного следует, что русский характер противоречив. В человеке одновременно может сочетаться добро и зло, любовь и ненависть, и многое другое. Русский характер непредсказуем, его невозможно понять умом, можно только удивляться тому, насколько он необычен.
В эмиграции в 1943 писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи».
Рассказ «Чистый понедельник» входит в этот сборник, но по глубине содержания отличается от остальных рассказов. «Чистый понедельник» - только внешне рассказ о конкретных молодых людях и их любви, на самом же деле это рассказ о судьбе России, о русском характере, каким его представлял себе автор.
В русле традиционной для этого сборника темы любви в произведении «Чистый понедельник» автор ставит проблему русского национального характера. Решая эту проблему, Бунин «заставляет» свою героиню отказаться от суетного мира, принять послушание, а затем - и монашеский постриг. И ведь не случайно этот рассказ назван именно так. Чистый понедельник (в православной традиции) является своеобразной границей, рубежом между жизнью, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни, прийти к покаянию. В покаянии и любви к Богу видел Бунин путь спасения России.
Православие для Бунина являлось неотделимой частью России, ее культуры, её истории, её национальной сути. Решение «перейти» от греха к святости, принятое героиней, свойственное и русскому национальному характеру, как считает автор.
Бунин не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Наличие имен у героев не столь важно, ведь писатель исследует культуру России, быт людей, их развлечения - все то, что занимало их души.
Герой рассказа является реалистом, он доволен этой богатой, праздной жизнью. У героини же получается совмещать в себе два мира: она посещает рестораны, концерты, но при этом ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота: «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Автор использует эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете присутствует некая таинственность. Ее необычная внешность позволяет подчеркнуть ее непохожесть, отличие от других. Внешне она похожа на восточную красавицу, при этом в комнате у неё висит портрет босого Льва Толстого, она интересуется церковной жизнью, древнерусскими летописями. На недоуменный вопрос героя, откуда она знает детали старообрядческих похорон, героиня многозначительно отвечает: «Это вы меня не знаете». Она как будто стремится совместить в своей душе стихийные порывы и какие-либо рассуждения, объяснимые хаотичностью Востока и ясностью Запада.
На протяжении всего рассказа наблюдается переплетение западного и восточного в русской жизни. Вот герой смотрит на Кремль и видит старинные соборы, построенные итальянскими архитекторами, и острия кремлёвских башен, похожие на киргизские шапки. В трактире, где герои ели блины в последний день масленицы, героиня заметила икону Пресвятой Богородицы, похожей на индийского бога Шиву.
Вскоре между западными и восточными деталями, связанными с образом героини, всё чаще появляются детали из допетровской Руси: исторические герои, святые, приметы древнего благочестия. Это, как считает Бунин, и есть суть России и русского характера, сдержанного, глубокого и многозначного.
Поведение героини непонятно лишь внешне, но внутренне оно очень осмысленно. Она погружается в жизненную суету, в то же время упорно обдумывает своё жизненное предназначение, постепенно укрепляясь в мысли о смирении и служении Богу. Она появляется в рассказе уже с твёрдым решением уйти из мира в монастырь. Ей остается лишь только объявить о нем. Этот неожиданный для героя и читателя поступок делает образ странной девушки значительным, возвышающимся над любовной драмой, которая была положена в основу сюжета.
Значительность образа героини проявляется ещё в том, что поиски цели жизни для девушки Бунин прямо связывает с поисками пути для России. Облик героини и облик страны сливаются, в результате чего образуется сложный образ-символ. В этом образе соединены черты индивидуальные и национально-исторические. Столкновение в образе героини западных и восточных черт помогает выявить третью - главную - сторону её облика - национально неповторимую.
В произведениях, написанных после событий первой русской революции, Бунин размышляет об истории России, о судьбах русского народа, о русском национальном характере. В повести «Деревня» и в рассказах 1910-х годов писатель создал сюжетную картину жизни русской деревни, коснувшуюся упадком и вырождением. В творчестве писателя становится заметным отход от современности, усиливается склонность к философским размышлениям. Бунин не верил в историю. Бунин истово верил в человеческую культуру.
Творчество Ивана Алексеевича Бунина оказало влияние не только на его современников, но и на писателей последующих поколений. Что касается моего мнения о творчестве писателя, оно может вызывать лишь восхищение. Несмотря на то, что Бунин находился за рубежом, в эмиграции, он остался верен себе, своему таланту. Писатель продолжал учить любить и ценить родное слово. Для многих он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры. Бунин в своих произведениях изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни, воссоздаёт в прозе типичный русский характер. Писатель беззаветно любил Родину, в его произведениях до самой смерти звучит боль и тоска по ней...