7


  • Учителю
  • Рабочая программа и КТП по литературе для 7 класса (по программе А. Кутузова)

Рабочая программа и КТП по литературе для 7 класса (по программе А. Кутузова)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:    Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), программы по литературе под редакцией А.Г.Кутузова (2010 год).                За основу данной рабочей программы взята программа по лит
предварительный просмотр материала


Кумпинь Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

БОУ г.Омска «Гимназия №139»


Рабочая программа

по литературе

для 7 класса



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), программы по литературе под редакцией А.Г.Кутузова (2010 год).

За основу данной рабочей программы взята программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа под ред. А.Г. Кутузова составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.


Место учебного предмета в учебном плане

в 7 классе - 70 часов, из расчета 2 часа в неделю

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся VII класса. На этом этапе обучения на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей

деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи обучения:

1) обучать эстетическому анализу литературного произведения;

2) развивать навыки комплексного анализа текста;

3) совершенствовать умение давать сопоставительную характеристику героям, опираясь на многообразие способов создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;

4) формировать эстетический вкус;

5) воспитывать творчески активную личность.


Требования к уровню подготовки учащихся


К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими литературными знаниями:

Раздел 1. Образ - герой - характер.

З н а т ь, что такое:

литературный образ;

система образов в литературном произведении;

герой литературного произведения;

характер в литературе;

авторская позиция;

художественные детали;

художественные приѐмы.

У м е т ь:

объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;

оперировать понятиями: "писатель", "автор", "система литературных жанров", "сюжет", "герой", "художественный вымысел", "литературный образ", "герой литературного произведения","характер в литературе" и т.д.

давать характеристику главным героям произведения;

находить в произведении художественные детали;

при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемому.


Раздел 2. Герой древнего эпоса.

З н а т ь, что такое:

былина, былинный герой, сказитель;

эпическая гиперболизация и идеализация;

художественные средства создания богатыря в былине;

система образов в русском героическом эпосе;

ирландская сага.

У м е т ь :

называть богатырей земли Русской;

объяснять, что объединяет образы былинных богатырей;

сопоставлять средства, с помощью которых создаѐтся художественный образ в ирландской саге

и русской былине. Отмечать черты сходства и различия.


Раздел 3. Духовная литература.

З н а т ь:

особенности жанра русского жития;

средства, способы создания образа русского святого в духовной литературе;

в чѐм заключается историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.

Раздел 4. Герой древнерусской литературы.

З н а т ь:

жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, летопись);

что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;

способы изображения человека в древнерусской литературе;

как выражается авторское отношение к героям.


Раздел 5. Герой эпического произведения.

З н а т ь:

особенности эпического рода литературы;

эпические жанры;

способы создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;

художественная деталь в эпическом произведении;

что такое авторская позиция, авторская характеристика, авторская ирония;

система рассказчиков в эпическом произведении;

общее в создании героя в фольклоре и литературе;

У м е т ь:

перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;

называть главных и второстепенных героев;

описывать характеры главных персонажей;

сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;

находить в тексте детали, с помощью которых создаѐтся образ главного героя;

определять жанр произведения;

находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художественного образа;

определять авторскую позицию и способы еѐ выявления.


Раздел 6. Герой драматического произведения.

З н а т ь:

отличительные особенности драмы;

жанры драмы;

способы создания характера героя драмы;

художественные детали в драме;

авторская позиция в драматическом произведении.

У м е т ь:

определять основной конфликт произведения;

характеризовать героев;

объяснять, как создаѐтся характер героя;

определять, с помощью каких художественных средств, выражается авторская позиция в драматическом произведении.


Раздел 7. Лирический герой.

З н а т ь:

особенности лирики;

автор лирического произведения и лирический герой;

отличия лирического героя и героя эпического произведения;

изобразительные средства поэтического языка.

У м е т ь:

давать характеристику лирическому герою;

находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства языка.


Формы промежуточной аттестации: творческие практикумы, развернутые ответы на вопросы, тесты, планы и конспекты статей, сообщения, исследования, заучивание наизусть, итоговая читательская конференция.


Литература

Для учителя

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М., 1990.

2. Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. - Л., 1980.

3. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе: Пособие для учителя// Под ред. Г.В. Самойленко. - Киев, 1988.

4. Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы. 7 класс. Методические рекомендации. - М.,2007.

5. Кутузов А. Г., Киселѐв А. К., Романичева Е. С., Колосс Л.В., Леденѐва В.В. В мире литературы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.

6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство, 1996.

7. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину. В 2 ч. - М., 1999.

8. Рыбникова М.А. Уроки. «Песнь о вещем Олеге»//М.А. Рыбникова. Избранные труды. - М., 1985.

9. Энциклопедия литературных героев. - М.: АГРАФ, 1999.

Для учащихся

1. Кутузов А. Г., Киселѐв А. К., Романичева Е. С., Колосс Л.В., Леденѐва В.В. В мире литературы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., 2010.

2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

3. Литература. Справочник школьника. М., 1996.

4. Школьный словарь литературных терминов и понятий. М., 1995.


Цифровые образовательные ресурсы:

1. http://www.fplib.ru/ Русская поэзия XIX и XX веков

2. http://litera.edu.ru/ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

3. http://metlit.nm.ru/ Методика преподавания литературы

4. http://www.lermontow.org.ru/ Лермонтов Михаил Юрьевич

6. http://www.antonchehov.org.ru/ Чехов Антон Павлович

7. http://www.turgenev.org.ru/ Тургенев Иван Сергеевич

8. http://www.levtolstoy.org.ru/ Толстой Лев Николаевич

9. http://www.levtolstoy.org.ru/ Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

10. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ Пушкин Александр Сергеевич

11. http://www.nekrasow.org.ru/ Некрасов Николай Алексеевич

12. http://www.nikolaygogol.org.ru/ Гоголь Николай Васильевич

13. http://pisatel.org/old/ Древнерусская литература

Основное содержание

7 класс

Герой - характер - образ

Введение

Художественный образ и образность в литературе. Образ человека. Понятия характер и герой. Принцип создания характера в эпосе и драме. Лирический герой.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. Эпическое и лирическое начало в повести. Система художественных образов в повести. Нравственная основа человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество, вольность. Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. Авторское начало в повести. Образ автора (рассказчика). Роль пейзажа и интерьера. Роль детали в раскрытии характера.

Творческий практикум

Человек в литературе (творческая работа в любом жанре).

Герой древнего эпоса

Былина «Богатырское слово». Образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы её выражения.

Традиционная система образов в русском героическом эпосе.

Сага «Угон быка из Куалге». Кухулин - герой ирландского героического эпоса. Патриотический пафос саги.

Принципы создания образа героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различие.

Творческая мастерская

Характер в фольклоре и литературе

Творческий практикум

Герой национального фольклора (сопоставительная характеристика)

Советы библиотеки

Духовная литература

«Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в жанре жития. Идеальный герой русской литературы. Историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.

Герой древнерусской литературы

Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.

Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести.

Творческая мастерская

Изображение человека в фольклоре и древней литературе

Творческий практикум

Рассказ о героях духовной и светской литературы

Советы библиотеки


Герой эпического произведения

Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника («Смерть Олега от коня своего» из «Повести временных лет») и баллады А.С.Пушкина: образность как основа художественного текста. Тема судьбы.

А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство в построении сюжета. Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное понятие о романтическом характере.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл обращения автора к русской истории. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного. Внутренний мир, речь и поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе. Развитие понятия о романтическом герое.

П.Мериме. «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.

Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о национальном характере в литературе. Особенности повествования. Автор и повествователь. Речь как предмет художественного изображения. Начальное понятие о сказе.

Реалистические традиции. Правда и правдоподобие. Художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героя. Начальное представление о психологизме.

И.С.Тургенев. «Бежин луг», «Бирюк». Рассказ и очерк. Сопоставление героев как приём характеристики. Портрет и речь. Человек и природа.

Л.Н.Толстой. «Детство». (главы по выбору). Автобиографичность и собирательность образа главного героя. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера. Мир детства и его воплощение в повести.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». Особенности сюжетов и проблематики сказок, своеобразие жанра. Герой сатирического произведения. Приёмы создания характера сатирического персонажа. Гротеск как художественный прием. Аллегория и фантастика в сказках.

А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.

М.М.Зощенко. «Аристократка», «В бане», «Жертва революции» (по выбору). Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. Автор и его герои. Автор и повествователь. Функции сказа.

О.Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Внутреннее и внешнее в образе литературного героя. Особенности сюжета рождественского рассказа.

Творческая мастерская

Герой эпического произведения как художественный образ. Автор - образ - читатель: как создаёт героя автор и как воспринимает героя читатель.

Творческий практикум

Сопоставление героев.

Разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью).

Встреча героев разных эпох и произведений.

Создание литературного очерка.

Советы библиотеки

Лирический герой

Развитие понятий о лирике. Автор лирического произведения и лирический герой. Лирический герой и герой эпического произведения.

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» (Русский язык», «Щи», Два богача»). Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир крестьянских детей глазами лирического героя.

«Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.

С.А.Есенин. «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы», «В хате», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек…», «Всё живое особой метой…». Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.

Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Русский огонёк», «Тихая моя родина», «Видение на холме». Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.

Б.Ш.Окуджава. «Арбатский романс»; В.С.Высоцкий. «Песня о допетровской Руси». Союз музыки и поэзии. Средства создания лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.

Творческая мастерская

Образ лирического героя и средства его создания.

Автор и герой в лирическом тексте. (Н.С.Гумилёв. «Капитаны»; Ш.Бодлер. «Альбатрос»).

Мир чувств в лирике. Музыка и лирика.

Творческий практикум

Сочинение в лирическом жанре

Советы библиотеки

Герой драматического произведения

Е.Л.Щварц. «Тень». Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.

Творческая мастерская

Средства создания характера в драме.

Творческий практикум

Устное сочинение «Как бы я сыграл роль…».

Советы библиотеки

Итоговая читательская конференция

Человек в литературе


В соответствии со Стандартом добавлены следующие произведения: А.С. Пушкин «Полтава», М.Горький «Детство», Н.Некрасов «Размышление у парадного подъезда», лирический герой поэзии А.К Толстого («Средь шумного бала», «Край ты мой, родимый край», баллада «Василий Шибанов» и 3 на выбор)


Календарно-тематическое планирование по литературе

2014-2015 учебный год

7 класс (70 часов)


Тема занятия

Кол-

во час


Дата

Фор-

ма


Содержание

ТО

Портфель

темы

Введение -1


1.


Художественный образ.

Понятия «характер» и

«герой»

1


Обуч.

урок

Художественный образ и образ-

ность в литературе. Образ человека

Принцип создания характера в эпосе и драме. Лирический герой

ТТ

1 глава

«Тарас

Бульба»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба - 8 + тв/п 1

1.

Гоголь «Тарас Бульба»

Историческая и фольклорная основа повести

1


Урок-

исслед

дов.

Жанр исторической повести, особенности, фольклорная

основа произведения


Истор.

основа

2

Система художественных образов

повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

1


Бесе-

да


нравственная проблематика повести, принцип контраста в изображении героев повести. Нравы и законы Запорожской

Сечи. И.Репин«Запорожцы»


Хар-ка

Нравов

2-4 гл


3.


Приёмы

создания героического характера.Героико-патриотический пафос.

1

Ком/

чт.

Герой, героика, пафос


Речь

Тараса

4.

Авторское начало в повести. Образ автора (рассказчика)

1


Ком/ч

бесе-

да

Приемы создания героического

характера, судьба Остапа и героичес-кие подвиги Тараса


Остап


5.


Прославление боевого

товарищества


1


Обуч.

Бесе-

да

Боевое товарищество, особеннос-

ти речи Тараса, нравственная

основа человеческого единства:

вера, патриотизм, товарищество,

вольность.

ИТ

Опис.

карт.


6.


Подвиг Тараса.

Понятия «героика,

героическое, героизм».

Герои Гоголя и и древнеэпические герои

1

Обуч.

Героика, героическое, героизм,

приемы создания героического

характера.

Понятие «народный герой»,

приемы создания героического

характера


Тарас


7.


Художественные особен-

ности повести Роль детали,

пейзажа, интерьера в раскрытии характера

1

Обуч.

Роль пейзажа и интерьера, роль

детали в раскрытии характера,

роль гиперболы


Роль

пейза-

жа


8.


Судьбы сыновей Тараса.

Сравнительная характеристика

Остапа и Андрия

1


Обоб

щающ

Сравнительная характеристика

героев, составление сложного

плана


Ср.

хар-ка

9.

Творческий практикум

Человек в литературе

1

Р/р

Творческая работа

Человек в литературе


Герой древнего эпоса - 1+тв/м1+тв/п1

1

Былина «Богатырское слово».

Образ человека в русском ге-

героическом эпосе.

1

К/у

Жанр былины, герои древнего

эпоса, представление о фольклоре

как об одном из основных источ-

ников художественной литерат.

Традиционная система образов

в русском героическом эпосе


Особ.

былины

2

Сага «Угон быка из Куалнге» Ирландский героический

эпос.

Творческий практикум.

Герой национального фольклора (сопостави-

тельная характеристика)

1

Изуч н/м

Р/р


Понятие саги, Кухулин -герой

ирландского героического эпоса,

принципы создания героя в ирлан-

дской саге и русской былине:

сходства и различия.

Соотношение повести Гоголя с

древним эпосом, поиски источни-ка, напитавшего образ Тараса -собирательный образ всей Запорожской Сечи- героизмом, вольностью,силой,место фольклора в

культурном наследии народа,его роль в развитии художествен.литературы.

Сравнительная характеристика изученных произведений.


Хар-ка

Кухулина

3

Творческая мастерская

Характер в фольклоре и литературе

1


Р/р


Духовная литература - 1


1.


«Житие Сергия Радонеж-

ского».

Идеальный герой русской литературы

1


Изуч.нов

материала


Способы создания образа русского

святого в духовной литературе, сопоставление исторической реальности и литературной традиции в жанре «жития»

Репродукция икон. Репродукция картины М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"


Образ

рус.

святого

Герой древнерусской литературы -1 +1тв/м +1тв/п


1


Человек в

древнерусской литературе. Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии».

Литературное и сказочное начало в повести

1

Изуч

н/м

Черты житийной литературы,

способы создания образов в

древнерусской литературе, лите-

ратурное и сказочное начала в

повести, позиция рассказчика.

Речи и поступки

Фольклорные истоки


Речи

и пос-

тупки

2

Творческая мастерская

Изображение человека в

фольклоре и литературе

1

Р/р


Фольклор и литература


Человек

в ф-ре

и лит-ре

3


Творческий практикум

Рассказ о героях духовной и светской литературы

1


Р/р

Чем различаются идеальные герои духовной и светской литературы?

Герой эпического произведения 29+тв/м2+тв/п4

1

Человек в

эпическом произведении.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Сопоставление летописного

источника и баллады Пушкина


Изуч

н/м

Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.

Сравнение летописного отрывка

с исторической литературной

балладой: сходство и различие;

образность как основа художест-

венного текста.


Летопись

и балла

да

2

Тема судьбы в

балладе Пушкина

1

Урок

бесед.

Повторение жанра баллады: эпи-

ческое и лирическое начало;

образ автора-летописца; художе-

ственный образ в балладе


Худож.

образ в

балладе

3

Стандарт

ПоэмаА.С.Пушкина «Полтава"(фрагменты)

Историческая основа поэмы

Прославление русского

оружия.


1


Урок

изуч.

нов/м


Историческая основа поэмы,

повторение жанра поэмы.

Национально-патриотический

пафос произведения, средства

создания художественного образа

Способы создания характера

русского народа, сопоставление

сцен битв. Сопоставление поэмы Пушкина и «Бородино» Лермонтова


Чт.поэм

4

А.С.Пушкин «Выстрел»

Мастерство в построении

сюжета.

1


Урок

изуч.

нов/м

Повторение особенностей жанра

повести.

Композиция сюжета и

композиция образа. Характер рассказчика


Чт.пов

5

Благородство как как нравственная категория.. Первоначальное понятие о романтическом герое.


1

К/у

Конфликт произведения, поня-

тия «честь», истинное и ложное понимание чести.

Сюжетно-динамическая характе-

ристика персонажа, система

рассказчиков, черты романтичес-

кого характера


Особ.

6

Повесть Пушкина

«Метель»

1

В/ч

Сюжет, худож.особенности

7

М.Ю.Лермонтов. «Песня про

…Калашникова»

Смысл обращения автора к

русской истории.


1

Урок-

лекц.

Историческая основа произведе-

ния, Иван Грозный, опричнина.

Народно-поэтическая основа

«Песни…»

Картины быта ХУ1века и народно-поэтическая

основа «Песни.»


Ист.

основа

Фолькл.

основа

8

Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного.

1

Урок-

бесед

Характер литературного героя,

содержание

романтического конфликта, его

роль в раскрытии характеров

героев.


Конфликт

9

Купец Калашников.

Сила и цельность

характера Калашникова

Развитие понятия о

романтическом герое

1

Урок

обобщ

Внутренний мир, речь и поступки

героя, авторская оценка как

средство создания характера в

литературе


Образ

Калашник

никова

10

Авторская оценка как средство создания характера в литературе.

Художественные особенности

произведения

1


Урок-

обобщ

Изобразительно-выразительные

средства создания образов


Худ.

особен

11

  • 11

Творческая мастерская

Герой эпического произведения как как художественный образ

1

Р/р

Средства создания образа

в эпическом произведении

12

Творческий практикум

Встреча героев разных эпох

и произведений

Р/р


13

П.Мериме «Маттео
Фальконе"

Героический характер в литературе. Герой и читатель


1

К/у

Система образов. Развитие по-

нятия романтического

героя, средства создания героичес-

кого характера, система образов,

роль описаний, художественных

деталей


Гл.

герои

14

Н.С.Лесков «Левша»

Начальное понятие о сказе.

1


Урок

к/ч

Начальное понятие о сказе, жанровые особенности


Особен.

сказа

15

Национальный характер в

русской литературе

1

К/у

Новый героический характер

праведника земли русской,

способы создания такого характ.


Нац.

Хар-р

16

Особенности повествования.

Автор и повествователь.

Речь как предмет художественного изображения.

1

К/у

Особенности повествования, автор

и повествователь, их отличие,

художественная функция речи героев, особенности сказовой манеры Лескова.


Образ

рассказч

17

Творческая мастерская

Автор-образ-читатель: как как создает героя автор и как как воспринимает героя

читатель

1

Р/р

Обобщенные черты русского

национального характера, спосо-

бы его создания, особенности русского национального характера в изображении Лескова. Национальный русский характер в произведении Лескова, способы его создания


Сочинен

18


Лесков «Тупейный художник»

1

В/ч

Характер и судьба главного

героя, особенности стиля автора

19

Правда и правдоподобие.

Начальное представление о психологизме.

И.С.Тургенев «Бежин луг»
1


Изуч

н.м.

Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя. Рассказ и очерк

20

Портрет и речь как средство раскрытия духовного мира

1


бесе-

да

Роль портрета


Лит.

портрет

21

Творческий практикум.

Сопоставление

героев

1

Р/р

сравнительная характеристика

мальчиков: портрет, речь,

черты характера


Сопоставление

героев

22


И.С.Тургенев«Бирюк».Характер главного героя.

1

Литературный герой

23

Творческий практикум

Создание литературного очерка

1

Особенности жанра «очерк»

24


Л.Н. Толстой «Детство». Автобиографичность и собирательность образа главного героя.


Автобиографическое начало, взаимоотношений детей м взрослых

«Наталья Савишна», «Классы»


25

Роль внутреннего монолога в раскрытии характера.

Мир детства и его воплощение в повести.


Внутренний монолог как

средство раскрытия характера,

анализ собственных поступков

26

Стандарт

М. Горький «Детство»


Автобиографический хар-р повести

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

27

М.Е.Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один му-

жик двух генералов прокор-

мил». Своеобразие жанра

1


Урок

изуч.

н/м

Особенности сюжетов и проблематики

Сказка, сатира


сказка

28

С.Щедрин «Дикий помещик».

Герой сатирического произведения.

Приемы создания характера сатирического персонажа

1


Урок-

исслед

дов.

Гипербола, гротеск, приемы соз-

дания характера сатирического

персонажа


приемы

29

«Медведь на воеводстве»

Гротеск как художественный прием. Аллегории и фантастика в сказках

1


1

В/ч

Приемы создания сатирического

персонажа


приемы


30

А.П.Чехов. "Хамелеон". Юмор и сатира. Комическая ситуация

1


Урок

ком/ч

Рассказ, юмор, ирония, сатира,

комическая ситуация


приемы

31


Роль детали в создании комического эффекта.

А.П. Чехов «Смерть чиновника».

1


Урок-

иссл.

Роль детали в создании комичес-

кого эффекта


деталь

32

М.М. Зощенко «В бане», «Аристократка». Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов.

Автор и его герои.

33

М.М. Зощенко «Жертва революции». Автор и повествователь.

Функции сказа

34

О.Генри «Дары волхвов»

Истинные и ложные ценности,

внутреннее и внешнее в в в образе

литературного героя

1

Урок

к/ч


особенности

сюжета рождественского расска-

за


герои

35

Творческий практикум

Разговор

с литературным героем

1

Р/р

Написание письма, воображаемый

разговор, письмо от имени героя,

интервью


письмо

Лирический герой 9 + тв/м 3+тв/п1

1

Развитие понятия о лирике

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» Своеобразие лирического произведения в прозе.

1

Автор лирического произведения и лирический герой. Лирический герой и герой эпического произведения

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» «Русский язык, «Два богача», «Щи»


2

Средства создания образа лирического героя.

1

Создание образа л/героя

3

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

Мир крестьянских детей глазами лирического героя.

1

Особенности лирики Н.Некрасова,

Тема детства в лирике поэта

4

Н.А. Некрасов «Железная дорога».Тема крестьянской доли в стихотворении.

Автор и герой в поэтическом тексте.

1

Гражданская позиция поэта, картины

подневольного труда. Мысль о величии народа. Композиция, роль пейзажа, эпиграфа.

5

Стандарт Н.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

1

Гражданская лирика поэта, судьба народа. Сюжет, герои, автор, стиль

6

Стандарт

Лирический герой поэзии А.К. Толстого.

1

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору


7


8

Жизнелюбие и
трагизм мироощущенияч лирики С.Есенина. Лирический герой
С.А.Есенина

Образ лирического

героя, причастного

всему живому

1

1

Уроки из

изучении

нового

материала


Лирический герой поэзии Есени-

на, изобразительные средства

поэтического языка: развитие

понятия об эпитете, сравнении,

олицетворении, метафоре

Мой путь (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы», «Запели тесаные дроги», «Ах, как много на свете ко

шек», «Песнь о собаке», «Все живое особой метой»


Анализы

ст-ий

9

Творческая мастерская

Образ лирического героя и средства его создания

1

Р/р

Образ лирического героя


Сочин.

10

Неприкаянность, и странничество как черты

нравственного облика

лирического героя Н.Рубцова.

Человек и природа

1

«Звезда полей», «Тихая моя родина»

«Русский огонек», «Видение на холме».

Особенности лирики Н.Рубцова

11

Творческая мастерская

Автор и герой в лирическом тексте

(Н.Гумилев «Капитаны»,
Ш.Бодлер «Альбатрос»)
1


Р/р

Лирический герой, изобразительт-

ные средства поэтического языка,

сюжет стихотворения


Лир.

герой

12

Союз музыки и поэзии. Авторская песня как жанр и явлениекультуры.Б.Окуджава, В.Высоцкий Творческая мастерская Мир чувств в лирике, музыка и лирика

1


Прак-

Тикум


Р/р

Средства создания образа

лирического героя.

Б.Окуджава «Арбатский романс», В.Высоцкий

«Песня допетровской Руси»

13

Творческий практикум.

Соч в лирическом жанре

1


Р/р

сочинение

Герой драматического произведения 3 + тв/м 1+ тв/п 1

1

Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драмы и ее автор.Е.Шварц «Тень».

1

К/у

Развитие понятия о драме как

литературном роде. Герой драматического произведения Притча. Жанр сказочной притчи


драма

2

Способы выражения авторской

позиции в драме

1

Урок


Герой драматического произвед и средства создания его хар-ра. Автор и его позиция, способы выраж.


Герой

3

Творческая мастерская

Средства создания характера в драме

1


Р/р

Книги на

лето

4


Творческий практикум. Устное сочинение «Как я сыграл бы роль…».

1


Р/р


5

Итоговая читательская конференция: «Человек в литературе».

1

Рекомендации к летнему чтению.


Творческие практикумы - 9

Творческие мастерские - 8




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал