7


  • Учителю
  • Спецкурс по фразеологии. КТП 5-6 классы.

Спецкурс по фразеологии. КТП 5-6 классы.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ДЖЕЛАЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (ЛИНГВО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД).



Календарно-тематическое планирование.





Вводный урок:

вхождение в направление спецкурса. Славяне.

2:

(1 ч. - знакомство с курсом,

1 ч. -тестирование)

1. Дать общее представление о курсе: цели, задачи, конечный результат учебной деятельности.



2. Обобщить представление учащихся жизни и быте славян в дохристианский период.



3. Сакральный смысл жизни и деятельности славян.



4. Познакомить с понятиями «познавательная и языковая картина мира», дать определение «архетип», «сакральный», «субкультура», «этнокультура», «код культуры».



5. На практических примерах проследить отражение материального и духовного начал в мировоззрении древних.

Понятия: архетип, сакральный, субкультура,

Этнокультура, код культуры.

Лингвистика, фразеология, культурология, лингвокультурология.





Проблемная ситуация:

Доказать силу поэтического слова степень воздействия и скрытый смысл его внутренней формы с точки зрения фразеологического оборота в контексте произведения.

Работа с текстом 102, с. 94 (Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 256с.)



Разработка алгоритма плана - анализа фразеологических единиц с точки зрения культурологического подхода.

Лекция с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся.

Таблица№1 «Этапы создания лингкокультурологического «портрета» фразеологизма.



Работа с фразеологизмами:

- Заколдованный <замкнутый круг>

Фрагмент из к/ф. «Вий».

- Из одного <того же> теста;

- Как <реже - точно, словно> банный лист;

- Рукой подать.

Входная диагностика. Тест по теме: «Фразеология».

Цель: проверка знаний по разделу, умений находить и объяснять фразеологические единицы как отдельно, так и в контексте произведений.



План - анализ фразеологической единицы вне контекста.

  1. Значение.

  2. Происхождение: интернациональное / заимствованное/ исконно русское.

  3. Вид метафоры:

  4. Культурная история фразеологизма.

  5. Строение фразеологизма.

  6. Этимологическая справка слов, составляющих фразеологизм.

  7. Происхождение фразеологизма.

  8. Частотность употребления в речи и в произведениях.

  9. С опорой на какие ИВС построен фразеологизм?





ЛСпецкурс по фразеологии. КТП 5-6 классы.итература, МХК, история.

Русский язык

Язык и речь. Фонетика.



Литература

Искусство слова - вводный курс. Художественные приемы. Греческие и славянские мифы.



Мир - Вселенная - Человек (8 + 1 р.р.).



3 - 4

Мифологическое строение Вселенной как Вселенского яйца и как Мирового Древа.

2

1. Дать общее представление о коллективно- родовом (надличностном) осознании мира-хаоса.



2. Познакомить с понятием «языковая личность».

Дать представление об отношении человека древности к природе, ее божественном предназначении.



3. Боги древних славян - одушевление или олицетворение сотворенных человеком сущностей.



4. Познакомить с понятием образ- символ во фразеологии



5. Проследить отражение анимизма во фразеологических сочетаниях как отдельно, так и в текстовом фрагменте.

Понятия:

архетипические оппозиции, анимизм, символика двух начал и ее отражение во фразеологических единицах, концепт, образ - символ.

И.В.С.1 : метафора, сравнение, олицетворение.

Виды метафор: пространственная, временная, пространственно-временная, природная.



Проблемная ситуация:

Доказать, что естественный язык и сила поэтического авторского слова способны не только сохранить культуру, но и создать условия для целостного ее понимания.



Работа с текстом 188, с. 204 (Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 256с.)





Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Таблица №2 «Время - пространство - человек».



Таблица №3 «Мифологическая Вселенная (древнейшие представления о ее строении)



Работа с фразеологизмами:



- из огня да в полымя;



- как < будто, словно, точно > в воду канул;



- стрелы перуновы;



- как небо и земля;



- как < будто, словно, точно > гора с плеч.



- Бред сивой кобылы;

- брать грех на душу;

- как <реже - будто, словно, точно >

гора с плеч.

Лингвокультурологический анализ фразеологизмов с концептами: «Земля - Небо», «Свой - чужой», «Право - Лево», жизнь - смерть», «день- ночь», «скрытый (тайный) - открытый (явный)», «назад - вперед», и т.д.

Литература, МХК, история.

Зачем человеку письмо. Орфография.

Фольклор. Жанр былина. Былины.



5-6

Мировое Древо как прообраз человека - человеческой Вселенной. Славянские боги.

2

1. Познакомить с представлением древних славян о земном устройстве.



2 Дать понятие «Мировое Древо» и его предназначению в жизни язычников



3. Через архетипичные оппозиции «свой - чужой», «добрый - злой», «верх - низ», «жизнь - смерть» познакомить с представлением древних славян о богах и богинях и месте человека в «царстве» всех богов. «Темные» и «светлые» боги, «идол - истука - кумир» в жизни славян.



4. Интернациональная и национальная основа во фразеологии.

Обереги, обряды и ритуалы древних славян и их отражение во фразеологизмах.



5. Обобщить и систематизировать знания учащихся о тексте. Структура и строение текста. Виды текстов и их трансформация.

Понятия: Мировое Древо, идол, истукан, кумир. Обереги, обряды (обряд инициации), ритуалы и их практическое отражение во фразеологии; текст, структура, виды трансформации тексов; понятие интернациональное и национальное и его отражение в единицах языка.

И.В.С.: метонимия, синекдоха, гипербола, литота.

Виды метафор: антропная, антропоморфная, антропоморфно-пространственная.

Концепты: Вера - безверие, жизнь - смерть, добро - зло.

Проблемная ситуация:

1. Доказать, что человек - феномен, «творец» культуры.

2. Фразеологизм - это текст и с точки зрения культурологического подхода является хранителем культуры.



Работа с текстом 36, с. 31 (Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 256с.)



Порассуждаем:

Статья В.М. Мокиенко.

После дождичка в четверг, семь пятниц на недели, скрывiцца як середа на пятницу (бел.)

Культ и календарное изображение .языческих богов

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Таблица №4 «Местоположение человека в мире и Мира по отношению к человеку».



Таблица №5

«Лексико-этимологическое значение слова «человек».



Работа с фразеологизмами:

1 ряд:

- бабушка надвое сказала;



- выводить / вывести на чистую воду;



- как в воду глядеть;



2 ряд:

- выносить /вынести сор из избы;



заваривать /заварить кашу;



- отводить глаза;



3 ряд:

- заговаривать зубы;



- как рукой сняло;



- бежать без оглядки.

Ассоциативно-образный ряд: «человек - имя - части тела, отраженный во фразеологии



Литература, МХК, история.

Стилистика как наука. Стили речи: разговорный, художественный, научно-деловой.

Р.н.с. «Марья Моревна». Малый жанр фольклора: пословицы, поговорки.



7-8

Части тела: «внешняя» Вселенная человека.

2

1. Сопоставить представление древних славян о земном устройстве со «внешним» строением Вселенной человека.



2. Образные категории: «целое - часть», «внешнее - внутреннее» богатство человека», «Вселенная земная - небесная - бытовая (человеческая)».



3. Закрепление понятия параллельности и силы противоположностей миров, влияющих на жизнь человека древности, и на подсознательном уровне на современного человека.



Понятие: ментальность, менталитет, культурное наследие, культурное пространство, культурные традиции, культурный фонд; языковая картина мира (дохристианский и христианский периоды), языковая личность.

И.В.С.: метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение.



Виды метафор: телесная, антропная, антропоморфная, антропоморфно- пространственная, колокольная.



Концепты: Человек - Мир - Вселенная.



Древнейшие архетипические оппозиции: «свой - чужой, друг - враг, «один - много, свет - тьма, материальные - нематериальные, внешний - внутренний».



Проблемная ситуация:

Доказать, что фразеологизм отражает не только культурные традиции народа, но и точно, емко передать особенность и важность внешних данных человека через части его тела (в данном случае внешние).





Работа с текстом 101, с. 93 (Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 256с.)



Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Таблица №6

«Вселенная человека и Мировое Древо - мировая вселенная».



Таблица №5

«Лексико-этимологическое значение слова «человек».





Работа с фразеологизмами:



Антропоморфная:

- впадать в детство;

- впитать / реже - впитывать, всосать <реже - всасывать > с молоком матери;

- с детских <младенческих> лет;

- детей крестить <детей не крестить>.

Соматическая:

- голова садовая;

- вешать нос;

- во все горло;

- душа на распашку;

- глаза выколи;

- злой <злые > языки;

- до зубов;

- выкручивать руки;

- до конца <кончиков > ногтей;

- стать грудью;

- лизать пятки;

- вытирать ноги;

Ассоциативно-образный ряд:

части тела:

1. Голова - туловище - руки - ноги.

2. Голова - волосы - глаза - уши - нос - рот - язык (серединное положение между миром «внешней» и «внутренней» Вселенной человека) как внешняя Вселенная человека.



Литература, музыка, ИЗО.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

Загадки, анекдоты, песни, частушки. Авторскаясказка.



9-10

Части тела: «внутренняя» Вселенная человека.

2

1. Дать общее представление о жизни древнего человека на Земле.



2. Сопоставить представление древних славян о земном устройстве со «внутренним» строением Вселенной человека.



3. Отражение мифологического представления временной цепочки жизни: «рождение - смерть - рождение» »; «дитя-подросток-молодец (девица) // юный - взрослый - старый» во фразеологических образованиях через телесную (соматическую), антропную, антропоморфную метафоры.



4. Семантическое пространство слова и фразеологизма.



Понятие:

Христианство и язычество; ритуальный, религиозный и духовный коды культуры; языковая картина мира; языковая личность;

«внутренняя» и «внешняя» формы фразеологической единицы.

И.В.С.: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение.

Виды метафор: телесная, антропная, антропоморфная, антропоморфно - пространственна.

Концепты: вечность былия и вечность духа человека: «рождение - жизнь - смерть - рождение»; «дитя-подросток-молодец (девица) // юный - взрослый - старый».

Архетипы:

«свой - чужой», «жизнь - смерть», «открытый (явный) - закрытый (тайный)», «внешний - внутренний».

Проблемная ситуация:

Признаки сходства и различия языка и культуры. Двойственность веры и языковой картины мира, отраженной в текстах - фразеологизмах.

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Таблица №6

«Вселенная человека и Мировое Древо - мировая вселенная».



Работа с фразеологизмами:

- до последней капли крови;

- в [самой] глубине души <сердца >;

- вымотать / выматывать [всю] душу <душеньку> кто, что.

- всей душой <всем сердцем>; всеми [реже - своими] фибрами души.

Сердце (душа, дух) - кровь как внутренняя Вселенная человека

Литература, МХК, история.

Слово как часть речи. Морфология.

Басни И.А. Крылова. «Свинья под дубом».



11

Р.р.

Творческая работа.

Исследование фразеологизмов в контексте и вне контекста.

1

Проверить умения и навыки анализа фразеологизмов с учетом полученных знаний и на основе культурологического подхода, используя алгоритм письменного рассуждения.

Проблемная ситуация:

Дать локальное объяснение происхождению фразеологического сочетаний «древо добра и зла» - 1 вар., «корень зла» - 2 вар. по аналогии со статьей сборника.



Порассуждаем:

Язык - это прежде всего речь, мы знаем, что речь бывает письменная, которая складывается в тексты, позволяя таким образом увековечить отраженный временной эпизод (историческое событие, любовную сцену, обряд и ритуал какого-либо действа, описание явления природы и т.д.) и устная, которую мы еще называем дописьменная, дохристианская - это все произведения УНТ, которые для нас являют собой культурную память прошлого, организуя современное значение как в контексте, так и вне его. Так ли это?

Вид работы:

творческая работа с элементами исследовательско-поисковой деятельности.

Индивидуально-групповая работа с текстом статьи.



Чтение статьи сборника сопровождается показом отрывка из фильма «Стрелы Робин Гуда».



Толковый словарь крылатых слов и выражений / Автор - составитель А. Кирсанова. - М.: «Мартин», 2007. - 320 с.













Неживая природа и человек как прообраз мировой Вселенной (6 ч.).

12-13

Стихии неба и земли: вода, огонь и человеческая Вселенная.

2

1. Познакомить учащихся с представлениями единства природы и человека, где природа - главное и важное в жизни предков.

Сакральный смысл образов - символов очага, огня и печи в «бытовой Вселенной» человека.

Святость и защищенность быта путем познания, силы духа и умению хранить и умножать приобретенный и унаследованный опыт нашими предками.



2. Подсознательное и приобретенное: физический и духовный опыт человека прошлого и настоящего.



3. Изобразительно выразительные средства: синекдоха, эпитет, олицетворение, сравнение.



4. Синонимия и вариантность фразеологизмов.



Понятие:

картина мира и языковая, языковая личность и ее отражение в языковых единицах речи; синонимия и антонимия речи и фразеологии, вариант / синоним.

И.В.С.:

Метафора, сравнение, олицетворение, антитеза, градация (восходящая и нисходящая), гипербола, литота.

Виды метафор:

Пространственная, временная, пространственно-временная, числовая.

Концепты:

Сила, вечность, жизнь.

Архетипы:

«свой - чужой», «верх - низ», «право - лево», «сильный - слабый», «вперед - назад».

Проблемная ситуация:

Так ли это, что существует двуплановость картин мира и языковой не только внешне, но и внутренне? Доказать на примерах.

Поразмышляем:

- после дождичка в четверг на сухую пятницу;

- семь пятниц на недели.

Лекция с элементами беседы, работа в группах.

Работа с фразеологизмами:

Идти / пойти [и] в огонь и [в] воду;

мертвая, живая ода;

водой не разольешь;

как будто холодной водой окатили;

тише воды, ниже травы;

огня и воды лишиться;

играть с огнем;

из огня да в полымя.

на седьмом небе быть;

как небо от земли; небо и земля;

витать между небом и землей.



Исследование исторической основы словообразовательного ряда:

«МА» - мать - мама;

«КОШЬ» - КОШелек, где хранится богатство, КОШара, куду хагоняют овец, у казаков КОШ - жребий, судьба, счастье. КОРоб, КОРзина, куда складывают, собранный урожай - земные плоды - это судьба, счастье, богатство древнего человека. Все, что хранит и дарит людям богиня Земли и плодородия.

Вода, огонь, земля («твердь») как магическая, божественная сущность, с одной стороны, как имеющее библейские корни, с другой.



Створог, Стребог - отец неба.

Макошь - мать Земли.





Литература, МХК, музыка, ИЗО.

Текст. Тема текста. основная мысль текста.

В. Жуковский «Спящая царевна», баллада «Лесной царь».

14-15

Стороны света и человеческая Вселенная.

2

1. Дать общее представление о сакральном смысле сторон света в жизни славян в период надличностного осознания мира и себя в этом мире.



2. Познакомить с символикой и силой сторон света по отношению к Мировой и Домашней Вселенной.



3. В процессе урока доказать, что суеверие - национальная символика устойчивых словосочетаний как отражение действительности прошлого в настоящим.



Понятие:

Стороны света с точки зрения мировой и человеческой вселенной. Боги «светлые» и «темные», сакральность, сознание, мировоззрение, миф и мифология в культурном наследии фразеологической «памяти», многозначность.

И.В.С.:

Повторить основные изобразительно - выразительные средства.

Виды метафор:

Пространственная, пространственно-временная.

Концепты:

Жизнь, смерть, любовь - категории вечности.

Архетипы:

«верх-низ», «право -лево», «добро - зло», «день - ночь» и др.



Проблемная ситуация:

Доказать на примерах фразеологизмов, что миф и мифология отражаются в культурном наследии фразеологической «памяти».

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

на все четыре стороны [идти, убираться;

отпускать, прогонять];

по ту сторону добра и зола;

становиться / стать на сторону;

оборотная сторона медали.



Исследование исторической основы словообразовательного ряда:

ХОРс - ХОРошо - ХОРоший.

Юг- Восток; Север - Запад.





Литература, МХК, музыка, ИЗО.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».

16-17

Времена года и человеческая Вселенная.

Символ дороги.

2

1. Дать общее представление о дороге как горизонтальной проекции Мирового Древа, наполненной отрицательным смыслом.



2. Познакомить с символикой образа - символа дороги в жизни человека прошлого и отражение его [образа] многозначности, сакральности и скрытого смысла, во фразеологизмах



3. Историческая предпосылка появления фразеологизмов в речи.









Понятие:

Мировое Древо, тип, образ, прообраз, образ-символ

И.В.С.:

метафора, синекдоха, метонимия, олицетворение, сравнение, ирония, гипербола, литота.

Виды метафор:

Временная, пространственная, пространственно-временная, количественная.

Концепты:

Свет - тепло, жизнь; тьма - холод -смерть».

Архетипы:

«свой - чужой», «верх - низ», «добро - зло».

Проблемная ситуация:

В сознании людей прошлого миф и реальность не разграничивались столь четко, как в умах наших образованных современников. Так ли это?

Порассуждаем:

Что объединяет фразеологизмы собраться в путь -дорожку дальнюю, на перекрестке двух дорог, сидя на санях? Какой культурный (истинный) смысл скрывают они?

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

Бабье лето, сиротская зима, вечная весна, весна - красна;

кровь с молоком, в самом соку, последний век доживает, брови домиком.



Дорога жизни; становиться / стать поперек дороги, перейти / перебежать дорогу (дорожку), переехать / перейти дорожку.



Исследование исторической основы словообразовательного ряда:

Красный - красивый - лепый - пригожий - благовидный.

Дорога - путь к жизни и смерти.



Отрывок из поэмы «Мертвые души» (1 том, гл. 1) - эпизод описания дороги и ее значимость для русского человека.

Литература, МХК, музыка, ИЗО.

Основная мысль текста. Словосочетание

М.Ю. Лермонтов. Начало творчества.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Домашняя Вселенная и Мировое Древо (8 + 1 р.р.).

18-19

Что нам стоит дом построить..?

Изба (строение) в сравнении с Мировым Древом.



2

1 Дать общее представление о сакральной символике слова «изба» как «бытовой Вселенной» древних славян; познакомить учащихся с представлениями древних о «бытовой Вселенной» человека, верой в ее силу и защиту, (подготовка, строительство, новоселье, жизнь в доме).



2. По фразеологизмам рассмотреть охранительные способности малой Вселенной и ее жизненную функцию.

Положение вещей и человека в собственно построенном мире.

Обереги и ритуалы при подготовке и строительстве жилища и их отражение в текстах.



3 В процессе работы с фразеологическим материалам, рассмотреть основные способы образования фразеологизмов русского языка.

4 Закрепить знания об основных способах образования фразеологизмов.

Понятие:

Тотем, инициация, акценты, архетипы, языковые коды.

И.В.С.:

Гипербола, литота, метонимия, многозначность (полисемия) синонимы, антонимы, омонимы, экспрессивная лексика.

Виды метафор:

Зооморфная, антропная, телесная.

Концепты:

Мир - Дом - Семья - Жизнь

Архетипы:

«Вера - Любовь -Счастье»; «Жизнь - Смерть, Добро - Зло»

Проблемная ситуация:

Работа с текстом 72, с. 68 (Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 256с.)



Порассуждаем:

Танцевать от печки - ab ovo.

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

брови домиком, на все дома, дубина строиросовая;

//

родные стены охраняют /помогают, мой дом - моя крепость;

//

мертвый дом (острог, тюрьма), желтый дом (больница для душевных больных);

//

Избушка на курьих ножках, лежать на печи, печки и лавочки

//

Почетный угол, красный угол, под углом зрения.

//

Спотыкаться / споткнуться на пороге.

//

Ломиться в открытую дверь, показать / показывать на дверь, окно в Европу.

//

От ворот поворот,

семеро ворот, а все в огород, мазать /вымазать ворота дегтем.



Исследование исторической основы словообразовательного ряда:

Красный - правый - добрый - защитный - главный - центральный - основной (главный)…

Образные категории: «изба - дом - очаг - тепло - любовь - вера - защита».



Фрагмент из к/ф «Емеля» - эпизоды:

-избы Емели,

-царских палат,

-терема Емели и царевны Несмеяны.



Фрагмент из сказки «Марья Моревна» - эпизод знакомства Ивана - царевича с женихами своих сестер: соколом, орлом, вороном. (Литература 5 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой 1 часть, стр. 33-34)

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Предложение.

И. Тургенев «Муму».

20-21

Друзья и враги человека в окружающем его мире.

Вещи.

2

1. Дать общее представление о живом и неживом окружении древних славян и их влиянии на человека древности.



2. «Согласие» и «согласованность» - важные факторы выживания древнего человека в суровом для него мире.



3. Дать общее представление о том, как бытовые принадлежности оберегают и защищают человека.



4. Вариантность фразеологизма и его образность.



5. Стилистическое расслоение русской фразеологии и стилистическая классификация.



6. Словообразование и его влияние на форму и содержание текста и языковых единиц речи.

Понятие:

Стилистика, стиль, стилизация. Синонимия и вариантность. Материальность и духовность.

И.В.С.:

Гипербола, литота, метонимия, многозначность (полисемия) синонимы, антонимы, омонимы, экспрессивная лексика.

Виды метафор:

Антропная, телесная, зооморфная, вещная, временная, пространственная, пространственно-временная.

Концепты:

Мир - война, Добро - зло, Счастье - горе, Любовь - ненависть.

Архетипы:

«свой - чужой», «добро-зло», «правда - кривда», «слаженность - раздор», «свет - тьма».

Проблемная ситуация:

1. Доказать, что языковой материал - это способ достижения национального колорита.

2. На фразеологизмах как в воду глядел, зеркало души, зазеркалье доказать, что зеркало как предмет обихода и вода - природная стихия для предков были символичны.

Порассуждаем:

- Анализ фразеологизма: Ну и ладушки!

- Составление словарной статьи фразеологизма по образцу.

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

Не выметать сор из избы, хоть топор вешай, топором не разрубить, по острию /лезвию ножа, от горшка два вершка, разбивать /разбить горшок, стричь / постричь под одну гребенку

Исследование исторической основы словообразовательного ряда:

Ладо - ЛАДно - ЛАДный - наЛАДить - пойти на ЛАД - жить в ЛАДу - на свой ЛАД.

Средства обихода:

Столовые принадлежности:



Образных категорий: «добро-зло», «правда - ложь», «свет - тьма».



Границы противоположностей «свой - чужой», «добро-зло», «правда - кривда», «слаженность - раздор», «свет - тьма»в приметах и ритуалах древних.



Фрагмент из м/ф

«Алиса в Зазеркалье».

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Речь. Анализ основных (простейших) средств выразительности.

И. Тургенев «Бежин луг». Стихотворения А. Фета, А. Толстого, Н. Некрасова.

22-23

Одежда

2

1. Дать общее представление о сакральном смысле элементов одежды и обуви человека древности по отношению к границам жизни и развития человека древности.



2. Ритуалы, приметы и обереги. Историко-этимологическое значение образов - символов: рубаха, ворот, пояс, штаны, обувь (лапти, кожаная обувь, сапоги).

Понятие:

Сакральный, вещщественный, материальный.

И.В.С.:

Повторить основные изобразительно - выразительные средства.

Виды метафор:

Вещная, ритуальная, цветовая, телесная, пространственная, временная.

Концепты:

Добро - зло, Рождение - Жизнь - Смерть.

Архетипы:

«свой - чужой», «сила - слабость».

Проблемная ситуация:

Подумай, можно ли считать одежду - второй кожей человека и почему?

Порассуждаем:

- Анализ паремии: по одежке (по платью) встречают, по уму провожают.

Лекция с элементами беседы, работа в группах.

Работа с фразеологизмами:

По одежке протягивай ножки, заткнуть / затыкать за пояс. Ломать шапку; давать по шапке; красная шапка; рубаха-парень; своя рубашка (рубаха) ближе к телу; родиться в рубашке; снимать/снять с себя последнюю рубашку.

Одежда, пояс, шапка, рубаха, лапоть и т.д.

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Классификация предложений: простые предложения с точки зрения строения, наполненности, значимости в тексте и речи.



Текст: «данное» и «новое» в тексте.

М. Лермонтов «Бородино».

Л. Толстой «Петя Ростов».

24-25

Еда

2

1. Дать общее представление об отношении древних славян к пище как обыденном явлении и ритуальной, сакральной значимости в жизни человека.



2. Значимые границы «свой - чужой» в ритуалах принятия и приготовления пищи у древних славян.



3. Обряды и ритуалы, связанные с понятием «еда».



4. Стилистическое расслоение русской фразеологии и ее классификация



Понятие:

Повторить основные понятия и определения.

И.В.С.:

Повторить основные изобразительно - выразительные средства.

Виды метафор:

Гастрономическая, ритуальная, числовая.

Концепты:

Добро - Зло

Архетипы:

«свой - чужой»

Проблемная ситуация:



Порассуждаем:

Почему стол называли божественной ладонью?

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

Каравай:

Свадебный каравай

Каша:

Кашу заваривать

Кашу расхлёбывать

Мало каши ел.

Блины:

Накормить блинами, тише на блины, первый блин комом.

Кисель:

Киселя попить, кисельные брега.

Соль-сахар-мед;

каравай, блины, каша.

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Сложные предложения.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Литературная сказка XX века К. Паустовский «теплый хлеб».

26

Р.р.

Творческая работа.

исследование фразеологизмов в тексте.

1

Проверить умения и навыки анализа фразеологизмов с учетом полученных знаний и на основе культурологического подхода, используя алгоритм письменного рассуждения.

Проблемная ситуация:

Вид работы:

Изложение с элементом сочинения исследовательско - поискового характера.

Индивидуально-групповая работа с текстом.



Толковый словарь крылатых слов и выражений / Автор - составитель А. Кирсанова. - М.: «Мартин», 2007. - 320 с.









Живая природа и Мировое Древо (8 + 1 р.р. час из литературы).

27-28

Деревья «добрые» и «злые»

2

1. Познакомить с отношением древних славян к окружающей природе.

2. Сакральный смысл и символы сосуществования древних с природой растительного мира и деревьев.

3. Вариантность, синонимия и образность фразеологизма.



Понятие:

Душа - дух - духовность + повторение основных понятий, изученных ранее.

И.В.С.:

Повторить основные изобразительно - выразительные средства.

Виды метафор:

Природная, природно-ландшафтная.

Концепты:

Добро - Зло, Жизнь - Смерть.

Архетипы:

«свой - чужой», «верх - низ», «перед - зад», «свет - тьма».

Проблемная ситуация:

Доказать, почему символ родины для русских - береза, а не клен или, скажем, - ель?

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

Дать дуба, разделать под орех, (будет, попадает, достанется) на орехи, любить до самой березки, пошел (устлан) березки считать, витать вокруг ели (ракитового куста).

Образные категории: «жизнь -душа - дух» человека и природы.



Фрагменты из х/ф «Калина красная» - эпизоды, когда гл.герой разговаривает с березками. после выхода из тюрьмы и во время работы в поле) и

«Семнадцать мгновений весны» - эпизод гл. герой в березовом лесу и видит клин журавлей.

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение.

Фразнология.

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева», Платонов, Щедрин «Волшебное кольцо».

29-30

Растения.

2

1. Познакомить с отношением древних славян к окружающей природе.

2. Сакральный смысл и символы сосуществования древних с природой растительного мира и деревьев.

3. Вариантность, синонимия и образность фразеологизма в речи и языке.



Понятие:

Язык, речь; синонимия, вариантность.

И.В.С.:

Метафора, синекдоха, метонимия, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, литота.

Виды метафор:

природная, антропно - соматическая,

Концепты:

Жизнь - Смерть

Архетипы:

«свой-чужой», «друг-враг», «ум - глупость»

Проблемная ситуация:



Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

дубина стоеросовая,

тепличное растение,

сыр-бор загорелся, хоть трава не расти; тише воды, ниже травы, уйти в кусты, лавровый венок, увенчать / увенчаться лаврами,

разделывать / разделать под орех, чернильный орех, крепкий орешек, да зелен.

Образные категории: «жизнь - душа - дух» человека и природы.



Дураков не сеют, не жнут, они сами растут. Дурак, что мутовка - куда выросла рогуля, там и торчит. С дуру, что с дубу.



Песня «Березовый сок». Лев Лещенко.

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Как пополняется и формируется словарный состав русского языка.

В. Набоков «Аня в стране чудес».

31-32

Животные.

2

1. Дать общее представление о животном мире людей и богов древности и силе общности человека и мира животных.



2. Символика животного мира древних славян и причина ее появления в жизни человека.



3. Интерпретация понятий: «осознанное - подсознательное», «приобретенное - вечное», «свое и чужое».



4. Внутренняя форма и этимология фразеологизма.

Понятие:

Сознание - сознательное - подсознательное, тип - архетип. Философская категория вечности.

Форма внешняя и внутренняя фразеологизма

И.В.С.:

Метафора, синекдоха, метонимия, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, литота.

Виды метафор:

зооморфная

Концепты:

Добро-зло, сила-слабость, свет-тьма.

Архетипы:

«свой - чужой», «лево - право», «легко - тяжело»,

Проблемная ситуация:



Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

лисой пройти;

медведь на ухо наступил, медвежья услуга;

слепой как крот, мышиная возня, бедный как церковная мышь, бежать как крыса с тонущего корабля, сивый мерин, ломовая лошадь, въехать на белом коне, откинуть кони;

гоняться за двумя зайцами, дрожать (задрожать) как заяц; трястись как заячий хвостик;

брать (взять) быка за рога, здорова как корова, бодливой корове Бог рогов не дал;

как собака на сене, как собак нерезаных;

волк в овечьей шкуре.

«осознанное - подсознательное», «приобретенное - вечное», «свое и чужое».

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Омонимы. Устаревшие слова. Словари.

Поэзия и проза XX столетия: И. Бунин, К. Бальмонт, Е. Замятин.

33-34

Птицы.

2

  1. Дать общее представление о животном мире людей и богов древности и силе общности человека и мира животных.

  2. Символика животного мира древних славян и причина ее появления в жизни человека.

  3. Внутренняя форма и этимология фразеологизма.

Интерпретация понятий: «осознанное - подсознательное», «приобретенное - вечное», «свое и чужое».

Понятие:

Сакральность, тотемизм.

Форма внешняя и внутренняя фразеологизма

И.В.С.:

Метафора, синекдоха, метонимия, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, литота.

Виды метафор:

зооморфная

Концепты:

Жизнь - смерть, добро - зло, вера - безверие.

Архетипы:

«свой - чужой», «сила - слабость», «реальность - выдумка».

Проблемная ситуация:

проследить отражение сакрального смысла, вложенного в образы - символы птиц с точки зрения предназначения птицы.

Лекция с элементами беседы, работа в группах.



Работа с фразеологизмами:

красный петух, вставать с петухами, ложиться с петухами;

куры не клюют, мокрая курица, писать (написать) как курица лапой; сорока надвое сказала, сорока на хвосте принесла; налетели как вороны на падаль, куда ворон костей не заносит, зловещий ворон;

дразнить гусей, как с гуся вода.

«осознанное - подсознательное», «приобретенное - вечное», «свое и чужое».

Литература, МХК, история, музыка, ИЗО.

Строение текста.

Части речи: образование, правописание, употребление (глагол, существительное, прилагательное).

С. Есенин, М. Зощенко «Великие путешественники», М. Пришвин «Времена года».



Современная сказка. К. Булычев «Заповедник сказок».

35 +

Р.р.



Творческая работа.

исследование фразеологизмов в тексте.

+ 1ч. из литературы)

Проверить умения и навыки анализа фразеологизмов с учетом полученных за весь курс знаний и на основе культурологического подхода, используя алгоритм письменного и устного рассуждений.



Вид работы:

Исследовательско-поисковый с элементом творческого подхода.

Индивидуально-групповая работа с текстом.



Итоговый тест.













1</ И.В.С. - изобразительно-выразительные средства.

27



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал