- Учителю
- Календарное планирование по литературе для 10 класса школ ДНР по учебнику Лебедева Ю.В.
Календарное планирование по литературе для 10 класса школ ДНР по учебнику Лебедева Ю.В.
Литература
10 класс
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016
Для заучивания наизусть
- А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одной из главных героинь).
- Ф. Тютчев. Два стихотворения.
- А.А. Фет. Одно-два стихотворения.
- А.К. Толстой. Одно стихотворение.
- Н.А. Некрасов. Два стихотворения.
- Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»
10 класс
(3 часа в неделю; за год - 105ч.)
Всего - 105 часов
Развитие речи - 2
Внеклассное чтение - 2
Контрольная тестовая работа - 6
Контрольное сочинение - 4
Литература родного края - 2
Текстуальное изучение произведений - 89
16
13
1
1
1
2
Творчество И.А. Гончарова. Драматургия А. Н. Островского.
15
12
1
1
1
3
Русская поэзия 19 века
(творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А. К Толстого)
16
14
1
1
4
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского и М.Е. Салтыков-Щедрина
13
12
1
5
Творчество Л.Н. Толстого
14
11
1
1
1
6
Зарубежная литература (Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Генрик Ибсен, Ги де Мопассан, Б. Шоу)
16
15
1
7
Жизнь и творчество Н.С.Лескова и А.П.Чехова
15
12
1
1
1
Всего
105
89
2
2
2
6
4
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
1 семестр
Тема 1. Введение. Творчество И.С. Тургенева, Н.Г.Чернышевского (16ч. = ЛРК+ КР + КС + 13ч.)
1.
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
2.
Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Традиции и новаторство в русской поэзии. Идея нравственного самосовершенствования.
3.
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ Жизнь и творчество (обзор). "Проверка любовью" как испытание положительного героя Тургенева.
4.
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа.
5.
Базаров в ситуации русского человека на рандеву.
6.
Сторонники и противники Базарова. Трагическое одиночество героя. Дружба и любовь в жизни героев
7.
Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе.
8.
Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
9.
Язык и стиль романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
10.
Контрольное сочинение
11
Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828 - 1889) Очерк жизни и творчества писателя.
12
Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие.
13
Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем».
14
Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек».
15
Тематическая контрольная работа № 1
16
Литература родного края. Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. Тема Донбасса в творчестве писателя. «Очерки Донецкого бассейна».
Тема 2. Творчество И.А. Гончарова. Драматургия А. Н. Островского. (15ч = 12ч + КС + КР + РР)
17
Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова. Романы И.А.Гончарова, отражение в них взглядов и симпатий писателя. Характеры и судьбы героев.
18
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.
19
Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.
20
«Обломовщина» как общественное явление
21
Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
22
Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов»Д.И. Писарева).
23
Контрольное сочинение
24
Образ Обломова в искусстве
25
Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ
Жизнь и творчество (обзор.) Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.
26
Катерина в системе образов. Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Работа со статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».
27
«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Новый тип конфликта. Система персонажей. "Денежные идолы" (Кнуров, Вожеватов, Паратов). Жертвы современного "передела мира" (Карандышев, Робинзон и др.)
28
Драматизм положения тех, кто вынужден утратить достоинство, сострадание, честь. Судьба "бесприданницы" и внутренний талант героини.
29
Глубина внутреннего мира Ларисы. Красота и расчет в ее жизни.
"Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского.
30
Тематическая контрольная работа № 2
31
РР № 1(у) Выразительное чтение отрывка прозаического текста.
наизусть «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одной из главных героинь).
Тема 3. Русская поэзия 19 века
(творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А. К Толстого,) (16ч. = 14ч. + ВЧ + КР)
32
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма.
наизусть два стихотворения.
«Silentium!», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»,
33
Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией).
«Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»,
34
Любовь в поэзии Ф.И Тютчева как стихийная сила и «поединок роковой».
«О, как убийственно мы любим...», «Я встретил вас, и все былое...»,
35
Основной жанр - лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
36
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (обзор). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Сатира Некрасова
наизусть два стихотворения
«Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
37
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
38
Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
39
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
40
Афанасий Афанасьевич ФЕТ Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета
наизусть одно-два стихотворения
«Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...»,
«Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
41
Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».
42
Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
43
Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
44
Внеклассное чтение. Стихотворения А. А. Фета
45
А.К. Толстой Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира А.К. Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
46
Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
47
Тематическая контрольная работа № 3
Тема 4. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского и М.Е. Салтыков-Щедрина (13ч. = 12ч. + КС)
48
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ
Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
2 семестр
49
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.
50
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова.
51
Отношение Ф.М. Достоевского к религии. Теория Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений
52
«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
53
Образы героев и их взаимосвязь. Двойники в произведении.
54
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
55
Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры
56
Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Жизнь и творчество (обзор).
57
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя.
58
Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.
59
Сказки (обзор). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
60
Контрольное сочинение
Тема 5. Творчество Л.Н. Толстого (14ч. = 11ч. + КС + КР + ЛРК)
61
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ Жизнь и творчество (обзор).
62
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
63
Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
64
«Война и мир» - вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля.
наизусть «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»
65
Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии
66
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя,
67
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
68
Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева.
69
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
70
Контрольное сочинение
71
Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»
72
Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
73
Тематическая контрольная работа № 4
74
Литература родного края.
Поэты-земляки - участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие).
Тема 6. Зарубежная литература.
(Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Генрик Ибсен, Ги де Мопассан, Б. Шоу) (16ч. = 15ч. + КР)
75
Фредерик СТЕНДАЛЬ (1783 - 1842) Сведения о жизни и творчестве французского писателя.
76
«Красное и черное». Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное», значение подзаголовка «Хроника XIX века».
77
Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя.
78
Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Сореля. Особенности сюжета. Лаконизм, психологизм стендалевской прозы.
79
Оноре де БАЛЬЗАК (1799 - 1850) Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. «Гобсек» Художественное совершенство произведения.
80
Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.
81
Чарльз ДИККЕНС (1812 - 1870)
Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых начал в жизни. Юмор Диккенса.
82
Реальное и сказочное в «Рождественской песне в прозе» Диккенса. Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе.
83
Роман «Домби и сын». Мир, в котором живут и действуют герои романа. Тема детских страданий в романе.
84
Генрик ИБСЕН. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.
85
Жизнь-игра и героиня-кукла. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
86
Ги де Мопассан Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
87
Джордж Бернард ШОУ (1856 - 1950) «Дом, где разбиваются сердца». Влияние А.П.Чехова на драматургию Д.Б.Шоу.
88
Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
89
Парадокс как художественный прием.
90
Тематическая контрольная работа № 5
Тема 7. Жизнь и творчество Н.С.Лескова и А.П.Чехова (15ч. = 12ч. + ВЧ + РР + КР)
91
Николай Семенович ЛЕСКОВ. Жизнь и творчество (обзор.)
92
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
93
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
94
Основные мотивы повествования Лескова о русском человеке, Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств
95
Формы повествования. Понятие о стилизации.
96
Антон Павлович ЧЕХОВ
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия.
97
Спор с традицией изображения «маленького человека». «Человек в футляре», «Ионыч».
98
Многообразие проблематики рассказов взрослого Чехова. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой».
99
Внеклассное чтение. А.П.Чехов Рассказы
«О любви», «Крыжовник».
100
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.
101
Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».
102
Тематическая контрольная работа № 6
103
Мировое значение русской литературы
Русская литература как составная часть мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная взаимосвязь с литературами других народов. Нравственное и эстетическое значение галереи художественных образов, созданных русскими писателями
104
РР № 2(п) Написать рецензию на экранизацию литературного произведения
105
Итоговый урок. Защита рефератов, проектов
4