7


  • Учителю
  • Конспект урока на тему: Классное сочинение по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой. Лексическая тема: Два города, две жизни, две судьбы

Конспект урока на тему: Классное сочинение по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой. Лексическая тема: Два города, две жизни, две судьбы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 11 классе по творчеству Анны Ахматовой и Марины Цветаевой 29.09

Тема: РР: Подготовка к сочинению. Классное сочинение по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой

Лексическая тема: Два города, две жизни, две судьбы

Цели:Сформировать представление учеников о творчестве Ахматовой и Цветаевой через сопоставление их поэтических систем. Раскрыть своеобразие поэзии Ахматовой и поэзии Цветаевой. Определить роль города Петербурга в жизни и творчестве А. Ахматовой, города Москвы в жизни и творчестве М. Цветаевой. Развивать навык сравнительного анализа поэтического произведения. Развивать навык текстологического анализа художественного произведения. Развивать творческие способности учащихся. Развитие психических и логических процессов, которые помогают учащимся думать, рассуждать, приходить к умозаключению, которые необходимы при анализе текста.Воспитание чувства любви к родным местам на примере поэзии Ахматовой, Цветаевой. Воспитание чувства прекрасного при близком знакомстве с поэзией.

  • Портреты А. Ахматовой, М. Цветаевой. Тексты произведений , презентации, слайды.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя:

- Дорогие ребята, сегодня у нас завершающий урок по творчеству

А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Анна Ахматова и Марина Цветаева обозначили своими явлениями новый характер русской поэзии, её новый облик. Это явление как бы перечеркнуло устоявшуюся второстепенную роль так называемой «женской» лирики. Новая структура «вечной женственности», подсознательной глубины женского интуитивного знания определили новый характер и масштаб лирической поэзии начала века. Их женская интуитивность, активно реагируя на новый исторический опыт, опыт глобальных мировых катаклизмов, вырабатывала энергию духовного сопротивления процессам размывания и подмены гуманистических ценностей, утверждала общечеловеческий масштаб видения мира.

Приход Ахматовой и Цветаевой в поэзию совпал с общепоэтическим процессом «преодоления символизма», и каждая по-своему утверждала новую поэтику, в основе было освобождение слова от мистико-религиозных рамок символизма. Слову не только возвращался его естественный, «земной» смысл, но утверждалась его эстетическая и познавательная функция. Воздействие на мир осуществляется в непосредственном проживании жизни через творчество. Ахматова делала это в русле акмеизма (в раннем творчестве), Цветаева - вне школ и течений, но обе утверждали новую поэтику, новое отношение к слову.

Эволюция ахматовского стиля развивает первоначальные его свойства: точность, лаконизм содержат за недоговорённостью, умолчаниями глубокий подтекст. Цветаевский же стиль отличается предельным самовыражением, откровенностью, когда слово делает явление боле масштабным, объёмным. Напряжённая интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.

Ахматова и Цветаева в художественном сознании начала века выразили своим творчеством двойственность русского национального феномена, олицетворяя два его разных истока, воплощением которых стали Петербург и Москва. (слайд 1)

3. Проверка домашнего задания

Учащиеся представляют подготовленные по группам презентации о творчестве М. Цветаевой и А. Ахматовой.( учащиеся сами владеют интернет доской).

Подготовленный материал способствует постановке проблемы.

Проблема: почему воплощением творчества двух данных поэтов стали Москва и Петербург. Данную проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке.

4. Тема урока

- Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Москва и Петербург в творчестве Цветаевой и Ахматовой)

- Правильно, тема урока: Два города, две жизни, две судьбы

(по творчеству Цветаевой и Ахматовой) (слайд)

5. Актуализация знаний

Учащимся предлагается подборка стихов Цветаевой и Ахматовой о Москве и Петербурге. Стихи распечатаны на листах, автор и название не указаны.

Задание: учащиеся должны попытаться самостоятельно определить автора и о каком городе идёт речь. По каким признакам определили? В это время идут слайды с изображением Москвы и Петербурга начала 20-го века.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Ахматовой принадлежат стихи о Петербурге, Цветаевой о Москве. Изображение городов разное. Москва-пространство стихийное, непредсказуемое, Москва «семихольная» (-Как поняли значение слова?), символ патриархальной Руси. Петербург -«строгий», «спокойный», «туманный», часть общеевропейской культуры.

Разное изображение городов

Разный менталитет, разный мир

Разная судьба, разное творчество (слайд)

-Для того, чтобы ещё раз убедиться в этом, сделаем сравнительный анализ двух стихотворений: А. Ахматова «Как люблю, как любила глядеть глядеть я..» ( 1916г) и М. Цветаева «Москва! Какой огромный…» (1916г)

Тексты стихотворений распечатаны.

Примерный план анализа стихотворения

(план представлен на экране доски)

1. Элементы комментария к стихотворению:

- Время (место) написания, история создания;

- Жанровое своеобразие;

- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- Композиционные решения;

- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

- Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

7. Выразительное чтение стихотворения.

  • Работая над стихотворениями, ответим на вопрос: в чём видят цель сравнения стихотворений "Москва! Какой огромный..." и "Как люблю, как любила глядеть я..." сами ученики? Что общего в стихотворениях? Чем они отличаются? Очевидно, ученики скажут о том, что интересно сопоставить восприятие поэтами городов, которые они считают родными (Цветаева, как известно, родилась в Москве; Ахматова, родившаяся в Одессе, родным городом считала Петербург). Увлекательно разбираться в поэтических образах Москвы и Петербурга, двух столиц-соперниц. Какими предстают в поэтических текстах великие столицы?

Каков же город, возникающий в стихах о Петербурге А.Ахматовой (1913-1916)? Петербург предстаёт перед читателем как новая столица, блаженная колыбель, тёмный город у грозной реки, торжественная брачная постель; город, горькой любовью любимый; солея молений моих, строгий, спокойный, туманный, пышный гранитный город славы и беды; грешник, видящий райский //Перед смертью сладчайший сон.

В стихотворении "Как люблю, как любила глядеть я..." всего два предложения. Первое из них - признание в любви (которая была и есть: люблю сейчас, любила в прошлом). Возможно, хотя весьма спорно, начало - отголосок пушкинского "Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид..." Второе предложение - обращение к городу.Петербург Ахматовой - антично-пушкинский, соединяющий античную красоту (прекрасные надводные колонны) и могущество победы над стихией (закованная Нева). Стихотворение написано анапестом. Задумаемся над тем, какое впечатление вызывает звуковой строй начала стихотворения? Согласные звуки "л-бл-л-бл-гл" в первой строке создают ощущение плеска волн, движения воды.Кто является героем (героями) стихотворения? Очевидно, что в стихотворении Ахматовой три героя: я - мы - столица (ты), но предстают они перед читателем в иной очерёдности, нежели в стихотворении Цветаевой: сначала я (лирический герой, от имени которого звучит признание), затем город (закованные берега, балконы, куда столетья не ступала ничья нога, столица - этот образ развивается) и, наконец, мы - безумные и светлые.Какой предстаёт северная столица в изображении поэта? Город-сон, город-мираж, встающий над водой, мимо которого течёт время и который может исчезнуть в одно мгновение, - таков Петербург в стихотворении Ахматовой. Пророчески звучит строка перед смертью сладчайший сон - уходит город прошлых столетий, могучий, стоящий на закованных берегах Невы. Это город, который пронизан ощущением одиночества, - столетья не ступала ничья нога. Время, в которое Петербург особенно красив, - белые ночи (длится // Тот особенный, чистый час // И проносится ветер майский). Стихотворение передаёт движение времени, его длительность и одновременно мимолётность, скоротечность. Красота Петербурга - это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может исчезнуть в любое мгновение. Это же ощущение хрупкости и силы наполняет заключительные строки, которые завершены многоточием. Можно задуматься над тем, что обозначает этот финальный знак препинания в стихотворении. Лирический герой ведёт разговор с городом на равных. И в то же время возникает неуловимое ощущение неравенства. Кто для кого создан? Петербург - сладчайший райский сон и грешник, видящий этот сон перед смертью, и мы - безумные и светлые. Петербург для "нас" или "мы" для Петербурга? Ахматова отвечает: "И воистину ты - столица // Для безумных и светлых нас". Поэтому очевидна "избранность" лирического героя, для которого и создан прекрасный город.

Второе стихотворение, предложенное учащимся для внимательного прочтения, относится к цветаевскому циклу "Стихи о Москве" (1916), часть которого связана с "наездами и бегствами" Мандельштама, которому увлечённая имЦветаева "дарила Москву". Стихотворения написаны после поездки в конце 1915 года в Петербург и, подобно всем трём циклам сборника "Вёрсты", посвящены поэтам-петербуржцам: "Стихи о Москве" - Мандельштаму, имена двух других включены в названия циклов: "Стихи к Блоку" и "Стихи к Ахматовой".Цикл представляет собой лирический дневник. "Мои стихи - дневник, моя поэзия - поэзия собственных имён... Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох... Нет ничего неважного!.. Всё это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души", - пишет Цветаева в известном предисловии к сборнику "Из двух книг", поясняя свою установку на дневник и поэтизацию быта.Если из "Стихов о Москве" 1916 года выписать определения Москвы, получится следующая картина: дивный град, мирный град, нерукотворный град, город сорока сороков, отвергнутый Петром, привольное колокольное семихолмие, странноприимный дом. Уже при внимательном чтении первых строк возникает образ, способный пролить свет на восприятие Москвы Цветаевой: "Москва! Какой огромный // Странноприимный дом!"Трёхстопный ямб и стяжение согласных скв, гр, мн, стр, нн, пр, мн создают впечатление огромного ограниченного пространства, дома-храма, в котором гулко раздаются удары невидимого колокола.

Это же впечатление подтверждается на лексическом уровне: Москва - "странноприимный дом", приют и пристанище для всех бездомных на Руси. Отношение Цветаевой к Москве как к дому, в котором она - хозяйка, принимающая гостей или дарящая (передающая) свои владения, характерно вообще для её стихов о Москве.В стихотворении три героя: Москва (ты) - мы - я. "Всяк на Руси бездомный. // Мы все к тебе придём..." Мы все (целое) в другом стихотворении этого же цикла - "московский сброд, юродивый, воровской, хлыстовский" - бездомные, клеймёные, каторжные, с ножом за голенищем, увечные, но с верой в душе стремящиеся к сердцу Москвы (Иверской часовне Божьей Матери возле Красной площади). Это цветаевский образ русского народа, мятежного и противоречивого. Из целого "мы" выделяется в финале индивидуальное "я" - образ лирического героя, целующего святую Московскую землю. Москва предстаёт перед читателем одновременно как благословенная земля (И льётся аллилуйя на смуглые поля) и женщина (Я в грудь тебя целую). На образ женщины указывает и неожиданный эпитет смуглые, применимый к человеческому телу и связывающийся в восприятии стихотворения скорее с грудью, нежели с полями, заставляющий вспомнить холмы, на которых стоит Москва. Итак, Москва - странноприимный дом, место, где исцеляются все раны, сердце Руси, женщина, благословенная земля. Москва зовёт к себе, зов её слышен издалека, и на него откликнется "всяк на Руси".Стихотворение, проникнутое любовью к городу, заключается характерным цветаевским риторическим восклицанием - признанием в любви к Москве.Цвета Москвы в восприятии Марины Цветаевой - цвета русской иконописи: синий, золотой, красный - червонные купола, багряные облака, дорожка чёрная, синева, синева подмосковных рощ, церковки золотоглавые, червонное сердце, красная кисть рябины. Яркая, красочная картина!Цветаевская Москва - сказка, впитавшая многовековую историю Московского княжества с русскими святынями и золотыми куполами, наполненная колокольным звоном. Возможно, это ответ на петербургскую поездку, стремление создать противовес "миражу" Петербурга и традиционное сопоставление двух столиц.

Москва в стихах Цветаевой предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь - от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла - о рождении поэта:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Объединяет стихотворения мотив избранности поэта, но понятой по-разному: Цветаева - избранная московским людом, она его голос; Ахматова - избранная из избранных, голос русской петербургской поэзии. Оба стихотворения содержат обращение к городу на "ты" как к равному - и у Цветаевой, и у Ахматовой. В обоих стихотворениях город олицетворен, воспринимается как живой образ. Причём Петербург по- мужски строг, Москва - по-женски безалаберна. Это впечатление усиливает сдержанность стихотворения Ахматовой и экспрессивность - Цветаевой. (слайд) Тем не менее русское, национальное начало пронизывает все творчество и А. Ахматовой и М. Цветаевой. Ведь «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот потеряет ее лишь вместе с жизнью», - писала М. Цветаева. (слайд)

7.Чтение наизусть стихотворения «У меня в Москве купола горят» Федотовой Вероникой как образец выразительного чтения.

8.Итог урока

-Итак, нам посчастливилось встретиться с экспрессивным стихотворением Цветаевой, начинающимся восклицанием, обращением к Москве и им же заканчивающимся, и стихотворением Ахматовой, подобным графическому наброску, чёрно-белой гравюре, на которой изображён город-призрак. В отличие от заклинания-молитвы Цветаевой стихотворение-кружево Ахматовой напоминает плеск невской волны. Обе и Ахматова, и Цветаева-сказали новое слово своей поэзией, придали слову глубину и многогранность, открыли его неисчерпаемость. Я надеюсь, что на этом поэзия Цветаевой и Ахматовой для вас не закончится, вы в своей жизни ещё прикоснётесь к творчеству этих двух великих поэтов, сделаете для себя открытия и оставите в своей душе.

-Ребята, я прошу вас поделиться впечатлениями от урока, какие чувства у вас возникли, что новое вы узнали?

9. Домашнее задание после первого урока: Написать черновик сочинения «Любимые страницы лирики» (по творчеству одного из поэтов)

10. Оценки за урок</</b>.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал