7


  • Учителю
  • «Призрак или человек». (По роману Гайто Газданова «Призрак Алексанлра Вольфа».)

«Призрак или человек». (По роману Гайто Газданова «Призрак Алексанлра Вольфа».)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования- Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания





















Урок литературы в 11 классе





«Призрак или человек?».

(По роману Гайто Газданова

«Призрак Алексанлра Вольфа».)













Урок подготовила учитель

русского языка и литературы

Кучиева Фатима Петровна.









Урок литературы в 11 классе

Тема урока: «Призрак или человек?». (По роману Гайто Газданова «Призрак Алексанлра Вольфа».)

Оборудование урока: Портрет ГайтоГазданова,

Рисунок (фоторобот-портрет Александра Вольфа)

Цель: научить анализировать текст, исследовать приёмы Я- перспективы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

Регулятивные- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, извлечение необходимой информации, выбор оснований и критериев для сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование.





Ход урока.





1 . Чтение вступительного эпизода романа « В степи» на фоне космической музыки группы SPACE" .

«Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывавшие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Несмотря на то, что я ехал быстро, у меня сохранилось неверное воспоминание о медленности всего происходившего. Мне по-прежнему так же смертельно хотелось спать, это желание наполняло мое тело и мое сознание, и от этого все казалось мне томительным и долгим, хотя в действительности, конечно, не могло быть таким. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное - потому что мои глаза были закрыты - пространство, но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Пуля попала ей в правое ухо и пробила голову. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что не очень далеко за мной тяжелым и медленным, как мне показалось, карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал. Но у меня оставался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле, тяжелое дыхание лошади и еще какой-то звон, похожий на частое встряхивание маленькой связки металлических колец. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, рядом с трупом моей лошади, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать ту же томительную усталость. Но я успел подумать, что не знаю, что ждет меня впереди, и долго ли еще буду жив, - и неудержимое желание увидеть, кого я убил, заставило меня сдвинуться с места и подойти к нему. Ни одно расстояние, никогда и нигде, мне не было так трудно пройти, как эти пятьдесят или шестьдесят метров, которые отделяли меня от упавшего всадника; но я все-таки шел, медленно переставляя ноги по растрескавшейся, горячей земле. Наконец я приблизился к нему вплотную.»

Вопросы к классу:

Какие ощущения возникают у вас, когда вы читаете этот фрагмент?

(Нереальность, космичность, запредельность ситуации, заторможенность реакции героя, его неспособность действовать осознанно.Музыка усиливает впечатление: мы словно оказываемся в адской пустыне).

-Что еще более усиливает эту версию? (Белый конь Апокалипсиса)

2. Работа с эпиграфом к уроку:

-Нам предстоит определить, какую роль играет в этом эпизоде конь.

Обратимся к эпиграфу:

«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить».

Откровения Ионна (глава 6, стих 2)

«Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей».

Откровения Ионна (глава 6, стих 5)

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными».

Откровения Ионна (глава 6, стих 8).

- В рассматриваемом эпизоде мы видим двух коней: вороного и белого. Вороной убит под героем. (Значит, он утратил меру всего, утратил реальное восприятие мира?Может отсюда нереальность всего происходящего?) Но интересно восприятие белого коня героем и Вольфом: для героя - это конь победителя, он уносит его к спасению. Для Вольфа же - это конь смерти. Кто же из них окажется прав? В дальнейшем мы попытаемся установить это.

3. Криминальное расследование.

- Нам предстоит сегодня определить, кто такой Александр Вольф, расследовать фактически убийство, одно из самых страшных преступлений. Начнем расследование с портрета подследственного. Дело ведет следователь по особо важным делам, который определяет ход следствия. (Следствие ведет один из способных учеников, которому предстоит обобщить наблюдения криминалистов и готовить выводы и заключения).

а) Следователь предлагает составить «фоторобот» Вольфа, используя заранее заготовленный портрет-рисунок и словесный портрет (по тексту романа).

На основании наблюдений криминалистов над текстом, обобщая материал, Следователь делает вывод о своеобразии портрета Вольфа, обращая особое внимание на его глаза: (ведь не случайно говорят, что глаза, это зеркало души) то мертвые, то страшные, то нечеловеческие.

б) Биография Вольфа составляется на основе внимательного изучений текста одним из криминалистов. Биография позволяет судить о глубине и разносторонности, а также о противоречивости его характера.

Следователь делает вывод о «всечеловечности» Вольфа: в любой стране он воспринимается как «свой», знает несколько языков, побывал во многих странах мира (в России, Англии, Америке, Франции).Обращаем внимание на его музыкальные способности (связь музыки с космической стихией).

в)История преступления.

Выступают свидетели преступления в степи со стороны автора, Вольфа, Вознесенского. -Что могло произойти с ВОЛЬФОМ в момент выстрела? Обратите внимание на эпиграф его рассказа: «Подо мной мой труп со стрелой в виске»(Эдгар По). Он словно наблюдает за всем происходящим со стороны, как душа убитого наблюдает за своим телом после смерти.

Сообщение ученика о превращениях души человека после его смерти(по законам «Живой этики»). Физическое, эфирное, астральное, ментальное тела постепенно покидают человека. В соответствии с индийской философией остаются постоянные тела: буддхи-интеллект, ум, манас, который после смерти переходит к другому телу, атман - всепроникающее - субъективное духовное начало , «Я»

-Что же осталось в оболочке Вольфа после рокового выстрела?

Интеллект и воля.

Сам Вольф признается автору, что после выстрела Саша Вольф перестал существовать и книгу о приключении в степи написал уже совсем другой человек. В душе Вольфа, однако, сохранилось сожаление о том теплом чувственном мире, который он потерял в момент выстрела. («Почему я его потерял, я не знаю.Но это произошло именно тогда»).

- Знаменательна и фамилия героя - Вольф (волк, оборотень). Учащиеся пересказывают и оценивают ситуацию с точки зрения автора, Вознесенского и самого Вольфа, находят различия в их точках зрения.

г) Последствия преступления.

- Самое важное и страшное последствие преступления - смерть души Вольфа, в результате чего он становится носителем зла в этом мире, и это отражается на всех, кто связан с ним: на Марине, на Вознесенском, на женщине, погибшей из-за любви к нему, на Елене Николаевне и, накоенц, на авторе.

Выступают свидетели обвинения: «Вольфа и Вознесенский», «Вольфа и Елена Николаевн», «Вольф и автор».

Обвинения против Вольфа (обобщает следователь по особо важным делам):

- Нарушил законы дружбы, соблазнив возлюбленную друга (Вознесенского).

- Пытался завладеть душой Елены Николаевны и, когда эта попытка сорвалась, хотел убить ее.

- Провоцировал автора на преступление и вынудил, в конце концов, стать убийцей.

- Нес в мир свою человеконенавистническую философию, оправдывая необходимость и допустимость убийства.

Философия Вольфа в его собственном изложении:

- Отношение к жизни, любви. Фатализм.(см. сказку о садовнике и смерти).

Идея убийства: Этот человек был убийцей. Он,может быть, этого не хотел, он был, казалось бы, слишком умен и слишком культурен, чтобы этого хотеть. Но он не мог не знать эту безличнуюпритягательность убийства, которую так отдаленно и теоретическизнал и я и скоторой началась история мира- в тот день, когда Каин убил своего брата. Вот почему мое воображение так упорно возвращалось к нему все эти годы.Воспоминание о нем неизменно связывалось с представлением об убийстве, темболее трагическим, что от него нельзя было уйти, так как эта идея былаоблечена в форму двойной неизбежности:нести с собой смерть или идти ейнавстречу, убить или быть убитым; ничем другим нельзя было остановить тослепое движение, которое олицетворял собой Александр Вольф.





В чем была соблазнительность именно этой формы преступления? ? В этих нескольких секундах насильственногопрекращения чьей-то жизни заключалась идея невероятного, почтинечеловеческого могущества.Любовь, ненависть, страх, сожаление, раскаяние, воля, страсть - любое чувство и любая совокупность чувств, любой закон и любая совокупность законов - все бессильно перед этой минутной властью убийства… с той минуты, что я знаю это, мир для меня становится другим, и я не могу жить, как те, остальные, у которых нет ни этой власти, ни этого понимания, ни этого сознания необыкновенной хрупкости всего, ни этого ледяного и постоянного соседства смерти».

- Такова идея убийства как высшего проявления власти над миром, изложенная Вольфом. Если считать, что человека создал Бог, вдохнув в него жизнь, не значит ли это, что посягающий на убийство замахивается на власть, большую, чем власть Бога? А кто пытался восстать против воли Бога? Найдем ответ в Библии:

«Сатана был прекраснейшим ангелом на небе. В один день, когда грех вошел в сердце Сатаны, он захотел быть равным Богу. Он возглавил восстание на небе и был низвергнут с небес от присутствия Божия».

- А если это так, тогда понятна становится ситуация , описанная в начале романа (мертвая, безводная, знойная пустыня, в которой встречаются автор и Вольф), имя, внешность и поступки призрака, понятна и его необычная смерть:

«Он лежал теперь во всю длину своего тела, разбросав руки; голова его была почти у ее ног». (перевернутый крест - символ Сатаны).

Обобщение.

-Нам осталось выяснить еще один, последний, вопрос:

Вольф - только преступник лил еще и жертва?

Вспомните слова автора:

«Я всегда искал причин, вызвавших ту или иную катастрофу, - и вот теперь я думалось этом человеке с таким непонятным тяготением ко всему, что заключало в себе идею смерти. Чем можно объяснить возникновение такого душевного недуга? Он участвовал в войне, и, может быть, это повлияло на него? Я знал по собственному опыту и по примеру многих моих товарищей то непоправимо разрушительное действие, которое оказывает почти на каждого человека участие в войне. Я знал, что безмолвное, почти бессознательное воспоминание о войне преследует большинство людей, которые прошли через нее, и в них есть что-то сломанное навсегда….»

</ - Да, Вольф - жертва войны. Именно она спровоцировала и развила в нем те ужасные качества, которые сделали его исчадием ада, призраком, несущим людям ужас и смерть, именно она подвела его под тот роковой выстрел в степи, после которого он начал свое жуткое существование в образе Сатаны.

































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал