- Учителю
- Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе
Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе
МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
Программа
подготовки учащихся 11 класса
к итоговой аттестации по литературе
«Сочинение как форма
допуска к ЕГЭ»
Учитель: Поспелова Л.Н.
2016/2017 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Сочинение как форма подготовки к ЕГЭ» составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (12 часов) рассчитана на учащихся 11 класса и представляет систему поэтапной работы над сочинением по литературе, которое предлагается написать в декабре (повторно в феврале, апреле-мае) и которое будет допуском к единому государственному экзамену. Сочинение является заданием повышенного уровня сложности. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Это задание открытого типа сразвернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказываниена основе предложенной темы. Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать тему, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения по литературе и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Цель курса: помочь успешно справиться с написанием сочинения; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.
Задачи курса: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; овладение нормами русского литературного языка.
В процессе обучения учащиеся отрабатывают следующие умения:
1) опознавать языковые единицы;
2) группировать языковые явления по определенным признакам, давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
3) правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; грамотно строить предложения разных структур;
4) находить в слове орфограммы, а в предложениях смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
5) сформировать умение воспринимать и понимать художественный текст, развить умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
6) создавать тексты разных жанров.
Курс позволяет осуществить практическую деятельность школьников. Ученику предлагаются тексты для анализа по тематическим направлениям, тренировочные упражнения, сочинения учащихся, с помощью которых он может подготовиться к ЕГЭ и объективно замерить уровень своей подготовки. Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по литературе за курс полной средней школы.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи учащихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему. Задания помогают формировать:
- литературоведческую компетенцию, то есть умение проводить элементарный анализ языковых явлений художественного произведения, его своеобразия, особенностей;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать художественные особенности произведений и создавать собственные высказывания на предложенные темы.
Письменные работы учащихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально и содержат индивидуальные практические рекомендации.
Учебно-методическое обеспечение программы
Долинина Т.А. Русский язык 10-11 классы. Алгоритм написания сочинения. Учебное пособие. - Екатеринбург, ИРРО, 2008.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Работа над сочинением по публицистическим текстам. В.Ю.Лобанова, «Дрофа», 2010г.
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. -М.:Астрель, 2002.
Как написать сочинение? Справочник школьника. - М.:Слово, 1997.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 1987.
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 20 07г.
Работа над сочинением по публицистическим текстам. В.Ю.Лобанова, «Дрофа», 2010г
Учебно-тематический план
Учебно-тематическое планирование
№занятия
Тема занятия
Форма занятия
Виды деятельности учащихся
Планируемые результаты освоения материала
Примечания
1.
Введение. Знакомство с направлениями и темами. Задачи курса «Сочинение как форма допуска к ЕГЭ» по литературе 2016-2017 учебного года.
лекция
коллективная
Знать направления, тематику сочинений, авторов произведений, основные сюжеты .
2-3
Разум и чувство
Лекция, практикум
Коллективная, индивидуаль-ная
Знать произведения о разуме и чувстве как двух важнейших
составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его
устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как
в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве,
составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и
эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед
выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Уметь писать сочинение на заданную тему.
Перечитать:
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»
И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Натали", «Солнечный удар», «Легкое дыхание»
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
И.А. Гончаров «Обломов»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
4-5
Честь и бесчестие
Лекция, практикум
Индивидуаль-но-групповая
Знать произведения, в основе которых лежат полярные понятия,
связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать
моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных
проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных
форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения
личности.
Уметь писать сочинение на заданную тему.
Перечитать: А.С. Пушкин
«Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
В.В. Быков «Сотников»
А.П. Чехов «Студент»
В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни»
В.П. Астафьев «Печальный детектив»
О.О. Павлов «Конец века»
6-7
Победа и поражение
Лекция, практикум.
Коллективно-групповая
Знать произведения, в которых автор размышляет о победе и
поражении в разных аспектах: социально-историческом,
нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть
связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека,
страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее
причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и
относительность понятий «победа» и «поражение» в разных
исторических условиях и жизненных ситуациях.
Уметь писать сочинение на заданную тему.
Перечитать: В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Жизнь взаймы»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «На дне»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
8-9
Опыт и ошибки
Лекция, практикум.
Коллективно-групповая
Знать произведения о ценности духовного и практического опыта
отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на
пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и
ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых
невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых,
трагических.
Уметь писать сочинение на заданную тему.
Перечитать:
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Ги де Мопассан «Ожерелье»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
10-11
Дружба и вражда
Лекция, практикум.
Коллективно-групповая
Знать произведения о ценности человеческой
дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми,
их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и
последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой
человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы
во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не
способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или
сеющего вражду.
Уметь писать сочинение на заданную тему
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М. Ремарк «Три товарища»,
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А. Каверин «Два капитана»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»
А.А. Фадеев «Разгром»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
12
Сочинение по литературе (разнообразие жанров: эссе, сочинение-рассуждение, дневниковые записи и др.)
Практи-кум
Коллективная, индивидуальная
Знать жанровое своеобразие сочинений.
Уметь писать сочинения разных жанров.
Написание фрагментов сочинений (вступительной, основной, заключительной частей сочинения)
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка к сочинению и написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений