- Учителю
- Использование регионального компонента на уроках литературы
Использование регионального компонента на уроках литературы
Использование регионального компонента на уроках литературы
Ашаева А.С., преподаватель КФ МГГЭУ
Современный урок литературы - это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств обучающихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей. Отличительной чертой современного этапа развития образовательных систем стало использование национально-региональных возможностей в образовании и воспитании будущих специалистов. Для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема теоретической и практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию обучающихся. Содержание регионального компонента должно cтроиться на основе принципов научности, доступности. Мы должны создать условия для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней, поэтому привлечение школьников к познанию родного края - это процесс дарования им Родины
Пришло время, когда нужно так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной - наш город, район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за наследие. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране», - так сказал в свое время известный литературовед Д.Лихачев. Поэтому одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Согласно программе по литературе, студенты - первокурсники, исходя из школьного опыта, могут более подробно говорить о Пушкине, но уже и как об историке. Тема Родины, позволяющая увидеть поэта с новой стороны, актуальна и интересна, но мало кто задумывался: какими же источниками пользовался автор. А это может помочь при чтении произведений, их осмысливании.
Пушкин много сделал в становлении национального самосознания и самоутверждения. Для него был важен приоритет общечеловеческих ценностей всех неисчисляемых культур мира.
Например, в «Капитанской дочке» решающим, подлинно ключевым эпизодом в раскрытии идейно-эстетического пафоса романа предстает калмыцкая сказка об Орле и Вороне.
Русско-калмыцкая фольклорная струя позволила Пушкину достичь высокой достоверности в изображении Пугачева.
На уроке я привожу пример о том, что выдающийся востоковед Борис Владимирцов называл Калмыкию второй после Индии, родиной сказок. Известно также, что Пушкин был знаком с калмыцким фольклором, о чем свидетельствует знаменитая сказка об Орле и Вороне, рассказанная Пугачевым Гриневу в «Капитанской дочке».
В продолжение темы привожу другой интересный факт, что одна из «русских» сказок Владимира Даля «О Георгии Храбром и о волке», рассказанная ему Пушкиным, тоже относится к произведениям устного народного творчества калмыков - ещё одно доказательство того, что Пушкин хорошо знал калмыцкий фольклор.
Отдельные студенты готовят сообщения по теме занятия. Приведем пример одного выступления о многолетней дружбе ученого-востоковеда той поры Н.Я.Бичурина (в монашестве отец Иакинф) с Пушкиным: «… мечтая о своем путешествии с Бичуриным в Китай, Пушкин писал: А сколько нам открытий чудных еще готовят Ум и Труд». Бичурин в России положил начало подлинно научному изучению Китая и соседних с ним государств. Его труды по истории Китая, Монголии, Джунгарского ханства, калмыков, алтайцев, тувинцев и юных народов востока по сей день служат надежным фундаментом для многих исследователей. Особое внимание автора Пушкина привлекла трагедия ушедших в Джунгарию калмыков, преследуемых казахами. Поэтому судьба калмыков заинтересовала Пушкина и вызывала особую симпатию. Из исторических документов известно, что Пушкин знал о калмыках задолго до своей поездки на Кавказ в 1829году. Впервые упоминание о калмыках промелькнуло у Пушкина в рассуждениях из эпилога поэмы «Кавказский пленник» об участи собираемых под «руку» России народов, в том числе и «правнуков Батыя». А затем увертюрно прозвучало в строке о вольных «сынах степей» из пролога поэмы «Братья разбойники», пророчески предвосхитившей поименование «языков» в составе «всей Руси Великой» из «Памятника»:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Всякий, кто помнит веселое, молодое вольнолюбие двустишие:
Налей мне вина кометы,
Желай мне здравия, калмык!
В заключение урока делаем вывод: наследие Пушкина вечно живое, и слава поэта всемирна. Пушкинский гений помог всей России впервые ясно и образно осознать свой многонациональный состав без насилий и произвола, с надеждой и упованием. Он стремился объяснить национальную самобытность каждого народа множеством объективных причин.
Содержание регионального компонента в рабочей программе по литературе конкретизирует знания, обеспечивает углубленное изучение предмета, имеет самостоятельную цель, социальную значимость, статус и потенциал. С моей точки зрения, для успешной работы в этом направлении необходима целостная система подачи материала. Информация должна преподноситься не от случая к случаю, а в комплексе и с учетом межпредметных связей.
Список использованной литературы.
-
Фейнберг И.Незавершенные работы Пушкина. М.1979.
-
Овчинников Р.В. «Над пугачевскими страницами Пушкина», М,1985.
-
Суржок А.И. «Пушкин и калмыки».1991