7


конспект урока для 10 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  Данный конспект урока имеет целью:  познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста; развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текставоспитывать внимательное и бережное отношение к сл
предварительный просмотр материала

Урок русского языка "Морфологические средства выразительности русской речи"


Чуканова Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы


ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста;

  • развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текста

  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • привлечь внимание учащихся к способам создания художественного образа, помочь прикоснуться к тайне труда художника слова

  • формировать умение делать выводы, развивать навыки работы с текстом

  • развивать навыки представления результатов своей работы (презентация, защита работы)

Ход урока.

Орг. момент: Здравствуйте. Я рада вас видеть, надеюсь, что вы пришли в школу в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу, ваши улыбки - залог плодотворной совместной работы на уроке.

Итак, начнем.

Слово учителя: Человеку, владеющему русским языком с детства, не нужно специально учиться вести бытовую беседу, писать письма друзьям. Но нередко перед нами возникает проблема, как сделать нашу речь более выразительной, живой, яркой. За помощью мы обращаемся к мастерам слова: писателям, поэтам, публицистам. Именно они умело используют все средства выразительности нашей речи.

Для того чтобы определить тему нашего урока , я предлагаю вам составить кластер, в центре которого будет понятие « Средства выразительности русской речи».

- Назовите мне все составляющие вашего кластера.

- Назовите мне средство выразительности, в котором части речи могут стать способом выражения авторского замысла.

Определите тему и цель нашего урока. (Морфологические средства выразительности русской речи).

- Перед вами карточки с вопросами, ответьте на них.

Что мы узнаем: морфологические средства выразительности речи.

Чему научимся: определять, как слова различных частей речи делают текст выразительным

Где мы сможем применить свои знания: при создании собственных текстов.

Слово учителя: Вы правы, сегодня мы познакомимся с тем, как различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам, Мы увидим, как могут работать некоторые части речи в качестве художников слова, и вы попробуете сами стать исследователями и открывателями этого процесса.


Работа с текстом

Выразительно прочитайте текст Б.Л. Пастернака. ( Мкртычан Вика)

Вот весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности. И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!

О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!

Работа в парах, обсуждение в группах

Определите тему и основную мысль текста? ( Родина, любовь к России).

Найдите в тексте ключевые слова. Какой частью речи они являются?

(Вечер, воздух, дети, Россия, жизнь)

- Есть ли какая-нибудь особенность употребления имен существительных в этом тексте? (Имена существительные конкретизируют нашу речь, избавляют от многословия. В данном тексте раскрывают представления автора о Родине).

Учитель: Чтобы ответить нам на этот вопрос, я предлагаю вам послушать сообщения ваших одноклассников и составить бортовой журнал

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из лекции ?


Выступления учащихся

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Термин (имя) «существительное» связан со словом «суть» («сущий»), которое является причастием от глагола «быть», следовательно, существительное - это то, что существует.

Богатство имени существительного проявляется не только в количественном, но и в качественном отношении.

Среди существительных мы найдем слова, относящиеся к самым разным группам и разрядам: слова новые и устаревшие, профессиональные и диалектные, исконно русские и заимствованные, книжные, разговорные, официальные, просторечные, высокие и т.д.

Используя эти слова в художественном произведении, автор может создать общую тональность текста, особенную выразительность, эмоциональность и образность речи, может выразить свое отношение к событиям и персонажам, создать речевую характеристику действующих лиц.

Насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

( А.А. Фет)

Текст не содержит ни одного глагола. Но это не мешает поэту передать динамику, движение жизни, ее ритм. Динамизм и движения передаются отглагольными существительными нанизыванием однородных членов предложения в структуре одного предложения

Выразительными средствами речи имена существительные выступают в стихотворении А.Блока.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

В этом стихотворении метафорическое использование имен существительных вызывает чувство безысходности в круговороте жизни.

Учитель: Средствами выразительности могут являться слова различных частей речи.

Выступления учащихся

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Термин «прилагательное» в старинных русских грамматиках появился лишь в начале 17 века. До этого имя прилагательное называлось «налагательным». Налагательное связано с греческим словом «эпитет» - буквенное приложение, то есть то, что «прилагается» к имени существительному

Среди прилагательных, как и среди существительных, слова самой разной стилистической, экспрессивной, эмоциональной окраски; слова, различающиеся сферой употребления и т.п.

Очень богата синонимия имен прилагательных, с помощью которой можно передавать самые тонкие оттенки значений, стилистической и эмоциональной окраски.

Образность речи достигается употреблением прилагательных в переносном значении. Их называют эпитетами - выразительными средствами речи, тропами от греческого «тропос» - «образ, поворот, оборот».

Нейтрально окрашенные прилагательные тоже могут быть выразительными средствами речи с определенной синтаксической конструкцией предложений, с определенной речевой организацией текста.

В художественной речи чаще всего прилагательные выступают эпитетами с переносным значением, в качестве красочных определений, изобразительные, красочные имена прилагательные, в отличие от нейтральных и постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.

Учитель: Частотность использования глаголов также высока. Они необходимы поэту, чтобы передать его переживания.

Выступления учащихся

ГЛАГОЛ

Термин «глагол» означает «речь», «слово», возник в старославянском языке как перевод с греческого.

Глагол - одна из самых богатых и значимых частей речи. Об экспрессивных возможностях глагола писали многие лингвисты, писатели. Например, А.Н. Толстой: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка, найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

Богата глагольная синонимия. Особую роль в художественном произведении может выполнять синонимия глагольных форм: видов, времен, наклонений, личных форм и др. Например, глаголы однократного и многократного действия имеют разговорный оттенок. Дополнительную экспрессию вносит употребление форм одного лица глагола в значении другого. Употребление второго лица вместо первого придает высказыванию обобщающее значение. Многочисленны случаи использования в художественной речи форм одного времени вместо другого.

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.):

Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)


Комментарий. Формы глаголов настоящего времени в данном случае актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными.

...И, как судьба меня ни хлопай,

Я устремлен душою всей

К тебе, о синий Енисей! (И. Северянин)


Комментарий. Форма повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.

Он вышел из-за своего большого рабочего стола, и мы уселись в креслах около низкого дополнительного стола... Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (В. А. Солоухин)

Комментарий. Употребление форм множественного числа прошедшего времени глаголов-сказуемых вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному как неопределенное.

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

Комментарий. Использование большого количества глаголов в повелительном наклонении усиливает эмоциональность и экспрессивность текста, представляющего собой страстную речь лирического героя.

Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные.

Глаголы, как и многие другие знаменательные части речи, используются для построения многих стилистических фигур и тропов. Наиболее часто употребляются глаголы в составе метафор, олицетворений, противопоставлений, градаций, оксюморонов и др.

Иносказательные словесные обороты (луна взошла; снег лежит; весна наступила; ветер воет) так прочно вошли в наш язык, что их метафорическая иносказательность уже не ощущается.

Богатыми метафорическими возможностями обладает и инфинитив. Его экспрессия связана с тем, что, давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называет действие как отвлеченное понятие. Придает высказыванию оттенок обобщенности и «всеохватности» во времени. Например:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!


Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой.

Выступления учащихся

НАРЕЧИЕ

Слово «наречие» уже было в древнерусском языке. Его значение как части речи было отражено в словаре И.И.Срезневского. С этимологической точки зрения интересен корень речь-. Слово «речь» в древнерусском языке имело различные значения, одно из значений - название части речи «глагол».Это значение и сохраняется в корне речь-, входящем в слово «наречие» И связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние ученые главное содержание наречия видели в том,что оно должно быть при глаголе или «накладываться» на глагол.

Лингвист А.М.Пешковский пишет: «Если мы вдумаемся в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как и в глаголе и в прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, а в наречии же - чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо - это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал…Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относиться к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самым людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем». Главная особенность наречия - признак действия, как главная особенность прилагательных указывать на признак предмета.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: »Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

Среди наречий встречаются слова различной стилистической и экспрессивной окраски.

Многие наречия образованы от знаменательных слов. При этом они, как правило, сохраняют стилистическую и экспрессивную характеристику производящего слова.

Наречия могут принадлежать книжному стилю речи, просторечью, нейтральной лексике и др.

Наречия, образованные от прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, также сохраняют этот оттенок и разговорную стилистическую окрашенность. Формы превосходной степени наречий на -ейше (-айше) носят книжный, торжественный характер.

Наречия могут использоваться как выразительные средства речи, создавать фигуры и тропы. Наиболее типичными для наречия средствами выразительности являются метафора, эпитет, антитеза, градация, оксюморон, каламбур и др

(Д.Н.Толстой)

Учитель: Спасибо, скажите , опираясь на записи бортового журнала, что нового, интересного вы узнали?

- Сможем ли мы ответить на вопрос по тексту Пастернака.

Работа в парах, обсуждение в группах

Задание : Прочитайте выразительно стихотворение. ( Дима)

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа,

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.


Работа в парах, обсуждение в группах


  1. О чем пишет автор? Какие чувства переживает его герой?

(Стихотворение о разлуке с неназванной любимой. Основной эмоциональной нотой становится грусть по ещё не совсем исчезнувшей из сердца любви,

мы понимаем безысходность увядания, трагизм потери нежного, питающего жизненные силы чувств ) .

  1. 2. Как связана тема этого стихотворения с отношением поэта к Родине

. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)

Группа 1

2. В стихотворении С. Есенина найдите эпитеты (экспрессивно окрашенные и нейтральные, общеупотребительные). Какую роль играют прилагательные в художественном тексте?

- Прилагательные помогают отразить красоту природы и эмоций, испытываемых влюбленным человеком. С этим связано и смысловое разграничение используемых автором прилагательных:

1)Нейтральные- обозначающие цвет: кустах багряных, волос овсяных, алым соком, закат розовый, ты лучиста, светла, синий вечер;

2) эмоционально окрашенные: ты нежная, красивая, имя тонкое, невинных рук, говор кроткий, светлой тайне.

Два прилагательных в краткой форме.

Оставшиеся прилагательные "гибкий стан», "водяных сот» также служат описанию пейзажа и возлюбленной.

Группа 2

Задание: Какую роль играют глаголы в стихотворении Есенина.

Нужно заметить, что в стихотворении довольно много глаголов прошедшего времени с суффиксом - л - (отоснилась, была, осыпались, завяли, растаяло, остался, была, выдумал, приложил, отоснилась), подчеркивающих законченность, неизбежность.


Кроме того, в тексте встречаются инфинитивы (не бродить, не мять, не искать) в значении будущего времени. Повтор этой формы и отрицательных частиц показывают, что все переживания в прошлом.

Группа 3

Задание: Какую роль играют наречия в стихотворении Есенина.


Наречие "навсегда» в соответствии с принципом кольцевой композиции повторяется в начале и в конце стихотворения. Несмотря на это, воспринимается это слово по-разному. Если в первой строфе оно подчеркивает окончательность расставания, то в последней несет другой смысл. Складывается ощущение, что, растворившись в природе и в поэзии, дорогой поэту образ остался с ним навсегда.

Группа 4

Какую роль играют существительные в художественном тексте?

Автор использует существительные. Большинство из них конкретные: куст, лебеда, след, сноп, волосы, сок, ягода, кожа, снег, зерна, глаза, складки, шаль, руки, котенок, лапка, рот, соты, стан, плечи. Их по смыслу можно разделить на две группы: называющие черты внешности и явления природы. Это закономерно и соответствует замыслу автора.


Среди существительных есть несколько отглагольных: закат, запах, говор, песня, мечта, тайна. Они абстрактные и соединяют в себе смысл глагола и существительного и позволяют передать неосязаемость, воздушность образа возлюбленной, ее таинственную суть.

Обращают на себя внимание личные и притяжательные местоимения ("твоих», "ты», "мне»), создающие эффект разговора автора со своей любимой, обращения к природе, в которой все напоминает ему о возлюбленной, дышит ею.


Вывод: Итак, мы видим, что использование частей речи также соответствует идейному смыслу стихотворения.

ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Беседа.

- Итак, подведём итоги работы.

Что вы узнали:

Чему вы научились:

Где вы сможете применить свои знания:

2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах )

- Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Средства выразитедльности».

Как это делать:

Тема (существительное)____________________________________________

Описание (два прилагательных)______________________________________

Действие (три глагола)______________________________________________

Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________

Повторение сути (синоним темы)_____________________________________

Оценки: у вас на столах разноцветные листочки, оцените свою работу самостоятельно:

Возьмите оранжевые, если вы считаете, что вы работали на отлично.

коричневые- 4

Синие - 3

Обсудите ваше решение с группой.

ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

В качестве домашнего задания я хотела бы предложить вам любой вид работы, тот, что интереснее.

- Написать сочинение на лингвистическую тему «Как красиво работает слово в художественном тексте»

- Создать презентацию «Служебные части речи как морфологические средства выразительности»

- Определить роль существительных в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Листок»

- Свой вариант домашнего задания.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал