7


  • Учителю
  • Научно- исследовательская работа на тему Лингвистические особенности диалога

Научно- исследовательская работа на тему Лингвистические особенности диалога

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Школьный этап областной научно-практической конференции школьников городского округа Тольятти



Возрастная категория: «Первые шаги в науке»







Секция: русский язык



Название работы:

«Лингвистические особенности диалога»







Автор работы:

Буланова Алиса Дмитриевна

г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 79», 8 класс



Соавтор:

Глушкова Полина Сергеевна

г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 79», 8 класс







Научный руководитель:

Байщерякова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы первой категории, МБУ «Школа № 79»











Тольятти 2015

Содержание

Введение………………………………..………….………………..…………… ………3

Глава 1. Лингвистические особенности диалога

  1. Из истории диалога…...…………….……….…..………………….……...4

  2. Лингвистическое изучение диалога………………………………………4

  3. Определения диалога……………………………………………………….4

1.4. Типы диалогов.. …………………………………………….………………5

1.5. Структура диалогов…………………………………………………………5

1.6. Диалоги письменные и устные…………………………………………….6

Глава 2. Умеем ли мы общаться?

2.1.Исследование «Диалогическая речь учащихся нашей школы».................8

2.2. Правила эффективной коммуникации.…………………………………...9

2.3. Инструкция для тех, кто хочет стать успешным………………………..10

Заключение……….………………......................................................................................10

Список литературы………………….................................................................................10

Приложения













Введение

«Встречают по одежке, а провожают по уму»- гласит русская пословица. Действительно, часто первое впечатление о человеке составляется по его внешнему виду, но второе, естественно, зависит от того, как он говорит.

Диалог присутствует во всех сферах нашей жизни, везде он полезен и необходим, он служит для беседы и обмена мнениями между двумя людьми. Мы часто слышим его в фильмах и на радио. Когда нам нужно выяснить что-то у другого человека, мы вступаем с ним в диалог. Такой разговор может быть и телефонным, и виртуальным, но это тоже диалог, если два человека обмениваются репликами.

Невозможно, находясь в обществе, не вступать ни с кем в диалог. Человеку постоянно нужна информация о чем-либо, и он готов ее получать от других людей, обладающих нужными знаниями. Мы постоянно с кем-то разговариваем - в транспорте, в школе, на работе, по телефону, в кафе, в магазине. Без этих мини-диалогов нельзя представить себе день. Это естественная потребность человека - общение с другими людьми.

Те, кто быстро находит общий язык с другими, идут по жизни легко, без труда заводят новые знакомства, строят карьеру.

А умеем ли мы правильно строить диалог?

Целью данной работы является исследование диалогической речи учащихся нашей школы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю диалога.

2. Изучить лингвистические особенности диалога.

3. Изучить диалогическую речь учащихся нашей школы.

4. Разработать правила эффективной коммуникации.

Мы выдвинули гипотезу исследования: учащиеся нашей школы владеют правилами использования диалога в устной речи.

Предмет исследования: особенности устной диалогической речи.

Объект исследования: устная диалогическая речь учащихся нашей школы.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по теме.

  2. Наблюдение за речью учащихся.

  3. Запись диалогов учащихся нашей школы.

  4. Анализ собранного материала.

  5. Обобщение.

Глава 1. Лингвистические особенности диалога

  1. Из истории диалога

Диалог - первоначальное значение - разговор, беседа

в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми;

вопрос одного ответ другого - в философском и научных смыслах специфическая форма и организация общения, коммуникации.

В литературе диалог - органический признак драматических жанров, но иногда является основой также и недраматических произведений.

Согласно М. М. Бахтину, диалог в своём универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие.

Диалог как жанр на Среднем востоке и в Азии восходит к диспутам шумеров, копии которых сохранились с начала II-го тысячелетия до н. э., а также в диалогических гимнах Ригведы и в Махабхарате.

Считается, что в Европе в систематическое использование диалог, как независимую литературную форму ввёл Платон: указывают на его ранние эксперименты с жанром в его работе Лахет. Диалог Платона (или по Платону), однако, имеет свои основания в пантомиме , которую сицилийские поэты Софрон и Эпихарм культивировали на половину столетия ранее. Эти работы, которыми восхищался и которым подражал Платон не сохранились, но учёные воображают и представляют их, как сыгравшие небольшую роль, обычно представляя только этих двух исполнителей.

После Платона, диалог стал основным литературным жанром в античности, в котором были написаны некоторые значимые работы на латинском и греческом языке.

  1. Лингвистическое изучение диалога

Лингвистическое изучение диалога - новое исследовательское начинание. Разумеется, предпосылки современных исследовательских подходов могут быть найдены и на более ранних периодах развития науки. Так, в отечественной традиции одна из наиболее цитируемых ранних работ - О диалогической речи Л.П. Якубинского (1923). Тем не менее, углубленное лингвистическое изучение диалога началось лишь в последние несколько десятилетий.

  1. Определения диалога

Изучая литературу по данной теме, мы познакомились с несколькими определениями диалога:

Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство - смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Диалог - форма разговорной речи, но присутствует также в публицистической, научной и официально-деловой, художественной речи.



  1. Типы диалогов

По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.

Деловая беседа - это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от деловых переговоров) и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.

Отличительные черты бытового диалога - возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения, разговорный стиль.

Интервью - общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта - двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

  1. Структура диалога.

Диалог по русскому языку всегда имеет определенную структуру, в большинстве типов остающуюся одинаковой:

  • зачин,

  • основная часть,

  • концовка.

Зачином может являться одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) или первая вопросительная реплика (Который час?), а также реплика-суждение (Замечательная погода сегодня!).

Концовкой может служить:

фраза речевого этикета (До свидания!),

реплика-согласие (Несомненно!),

реплика-ответ.

В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи, и очень часто используются полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля:

«Не может он не прийти» (т. е. «Он непременно придет»),

«Станет он работать!» (т. е. «Не будет он работать»),

«Дождешься от вас помощи!» (т. е. «Вы не окажете помощи»),

«Нашел мастера!» (т. е. «Он плохой мастер»),

«Нужна мне твоя игрушка!» (т. е. «Я не брал твоей игрушки»),

«Я тебе возьму!» (т. е. «Я запрещаю тебе брать») и др.

Предложения такого строения не употребляются в монологической речи.

  1. Диалоги письменные и устные.

Выделяются диалоги письменные и диалоги устные.

Диалог на письме оформляется по определенным правилам, с которыми мы знакомимся в 5 классе, повторяем на протяжении остальных лет обучения, а в 10 классе, готовясь к ЕГЭ, будем знакомиться с наиболее трудными случаями оформления диалогов на письме.

Основные правила написания диалогов

Реплика - фраза, которую произносят вслух или про себя персонажи.

Слова автора - фраза, содержащая атрибутивный глагол (сказал, ответил, спросил и т. д.) или заменяющее его словосочетание.

  1. Диалоги без слов автора.

Если в разговоре участвуют 2 человека, зачастую можно обойтись и без слов автора. Тогда перед репликой ставят тире.

- Простите, это что?

- Модная стрижка…

- Этот кошмар вы называете модной стрижкой?!

2. Диалог со словами автора после реплики.

Тут ситуация сложнее. Точка меняется на запятую, остальные знаки остаются неизменными. Слова автора ВСЕГДА пишутся с маленькой буквы.

- Простите, это что? - спросила я.

- Модная стрижка, - уверенно ответила парикмахерша.

- Этот кошмар вы называете модной стрижкой?! - возмущенно возразила я.

3. Диалог со словами автора перед репликой.

В этом случае после слов автора, которые в начале диалога обычно не выделяют абзацем, ставится двоеточие, затем с новой строки идет реплика. Фраза, относящаяся к следующей реплике, также должна начинаться с новой строки.

Я взглянула в зеркало и спросила:

- Простите, это что?

Парикмахерша уверенно ответила:

- Модная стрижка.

4. Слова автора внутри реплики

Это самое сложное. Именно тут делается большинство ошибок, потому что мы

имеем больше вариантов. Основных вариантов два: слова автора разрывают предложение или слова автора находятся между предложениями. В обоих случаях реплика начинается так же, как и в примере «реплика - слова автора».

4.1. Слова автора внутри одного предложения реплики.

В этом случае после слов автора ставится запятая и реплика, перед которой ставится тире, продолжается с маленькой буквы.

- Бог с тобой, - сказал мечник, - но смотри, если хоть веточку сделаешь не так, пожалеешь.

4.2. Слова автора между предложениями.

Здесь слова автора заканчиваются точкой, а реплика (после тире, конечно) начинается с большой буквы.

- Я зайду завтра вечером, - пообещала она. - Принесу тебе книгу.

Следующий вариант встречается редко, слова автора в этом случае чаще всего включают два атрибутивных глагола, и представляет собой сочетание вариантов «реплика - слова автора» и «слова автора - реплика», соединенных в одну структуру. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире. Пишутся одной отдельной строкой.

- Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?

- Здравствуй, Михаил Прославович! - скороговоркой выпалил он, бросаясь к воину. И тут же добавил: - Пойдем, не хочу книгам учиться, хочу на мечах биться!

Правила устных диалогов.

Умение виртуозно владеть навыками диалога - неотъемлемая часть уверенного и успешного человека.

Глава 2. Умеем ли мы общаться?

2.1. Исследование «Диалогическая речь учащихся нашей школы»

А как же общаемся мы, ученики школы № 79? Сможем ли мы в будущем стать уверенными и успешными людьми? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы провели исследование: в течение двух недель мы собирали, записывали, а потом анализировали диалогическую речь наших сверстников.

Всего участвовало в исследовании - 21 диалог.

Участники диалогов - учащиеся нашей школы (9- 15 лет).

Место проведения диалогов:

  • в школе- 11 диалогов,

  • на улице -5 диалогов,

  • ТРЦ «Капитал»- 2 диалога,

  • в квартире - 1 диалог,

  • в детском саду- 1 диалог,

  • по телефону- 1 диалог.

Основные темы наших разговоров:

  • уроки (какой следующий?),

  • игры,

  • планы на день,

  • интересные выходные,

  • подарки,

  • книги,

  • родственники,

  • домашние любимцы,

  • школьная дискотека,

  • день рождения

По структуре диалоги распределились следующим образом:

- Структура выдержана полностью (присутствуют 3 элемента: вступление, основная часть, заключение)- 4 диалога.

- Структура выдержана частично (присутствуют 2 элемента: вступление, основная часть)- 9 диалога.

- Структура выдержана частично (присутствуют 2 элемента: основная часть, заключение)- 8 диалогов.

Во всех диалогах используются неполные предложения.

Кроме того, в ходе наблюдения за речью учащихся было выявлено использование:

  • школьных жаргонов и слов, относящихся к сниженной лексике: дискач, литра, не парься, лага, супер, переться, днюха, киношка, тухнуть, художка, родоки, круто, музыкалка и других,

  • бранных нецензурных слов -2 диалога (эти диалоги в работе не представлены по этическим соображениям),

  • использование жестов, мимики - во всех диалогах, не обоснованно (на наш взгляд)- в 10 диалогах,

  • проявление такта -5 диалогов.

Вывод:

Учащиеся нашей школы знакомы с понятием диалог, постоянно используют его при общении, но далеко не всегда соблюдают правила успешной коммуникации.



2.2. Правила эффективной коммуникации.

1) Делайте паузы. Ошибка - выдать всю информацию «на одном дыхании». Слушатели могут быть не в состоянии воспринять столько информации сразу. Нужно научиться говорить немного медленнее, делая небольшие паузы.

2) Поставьте себя на место собеседника.

3) Установите контакт. Следите за реакцией собеседника, которая будет указывать, что вас слушают и понимают.

4) Излучайте уверенность .

5) Следите за громкостью голоса. Звучание вашего голоса часто может стать причиной формирования отношения к вам. Уверенного человека с хорошо поставленным голосом и правильной речью всегда приятно слушать .

Правила для того, кто говорит:

1)Доброжелательность, уважение к собеседнику.

2)Вежливость, избежание категоричности.

3)Скромность в самооценке, ненавязчивость.

4)Ориентация на партнера.

5)Стимулирование интереса партнера к проблемам общения.

6) Логичность изложения своих взглядов и предложений.

7) Соблюдение дистанции в общении, использование жестикуляции и мимики.

Правила для того, кто слушает:

1) Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника.

2)Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.

3) Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.

4) Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность.

5) Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.

2.3. Инструкция для тех, кто хочет стать успешным.

1) Первым шагом необходимо записать свою речь на диктофон и внимательно ее прослушать. Таким образом вы сможете узнать все свои плюсы и минусы и поймете, над чем предстоит работать. Такие диктофонные записи должны стать для вас регулярными.

2) Возьмите также за правило каждый день тренироваться в спокойной обстановке перед зеркалом. Вы можете читать какой-то текст, рассказывать стихотворение или же просто разговаривать с собой.

3) Обратите внимание на слова-паразиты, которые встречаются в речи любого человека. Если вам тяжело избавиться от них, попробуйте заменять их синонимами. Также искореняйте из своей речи жаргонные и сленговые выражения. Ну а мата, естественно, в речи любого человека просто не должно быть.

4) Обратите внимание на то, как вы выражаетесь. Иногда бывает очень трудно понять человека, который говорит слишком заумно. Поэтому старайтесь выражаться как можно проще.

5) Иногда вам не хватает слов, чтобы объяснить что-то. Это указывает на то, что ваш словарный запас очень мал. Для этого читайте больше книг, особенно классическую литературу. Когда вы смотрите передачи по ТВ, слушаете радио, читаете статьи, обращайте внимание на незнакомые вам слова. Записывайте их и выясняйте значения.

6) Очень важно правильно расставлять ударения в словах. Чтобы быть уверенным в том, что вы правильно говорите, пользуйтесь словарем. Пусть он станет вашим неразлучным другом.

Заключение

Диалог присутствует во всех сферах вашей жизни, везде он полезен и необходим.

Умение общаться очень важно и в семье, и в школе, и в работе. Относитесь к собеседнику так, как хотите, чтобы он относился к вам. Уважайте мнение других людей, умейте слушать, тогда вы сможете вести конструктивные диалоги, которые помогут вам всегда. Умело выстроенная беседа поможет добиться поставленных целей.

Умение виртуозно владеть навыками диалога - неотъемлемая часть уверенного и успешного человека. Так учитесь общаться, и успех обязательно придет к вам.

Список литературы.

Диалог - статья из Большой советской энциклопедии

Диалог - статья из Литературной энциклопедии 1929-1939 (автор - Я. Зунделович)

Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1.

Манусаджян Н. Э. Роль репрезентативных систем при построении коммуникативного диалога в командах, играющих в «Что? Где? Когда?»

www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/20.htm

fb.ru/article/161503/chto-takoe-dialog-i-monolog-v-russkom-yazyike

mypresentation.ru/presentation/5415_dialog_pravila_vedeniya_dialoga

www.kakprosto.ru/kak-127221-kak-nuzhno-pravilno-</</u> azgovarivat?utm_source=kakprosto&utm_medium=articles&utm_campaign=related_articles_bottom

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал