- Учителю
- Литературная викторина по книге Р. Толкиена Хоббит, или туда и обратно
Литературная викторина по книге Р. Толкиена Хоббит, или туда и обратно
Литературная викторина по книге
Джона Роналда Руела Толкиена «Хоббит, или туда и обратно».
Цели урока: развитие познавательной активности детей, соревновательного духа, дружеской поддержки.
Вид урока: обобщение и контроль знаний.
Тип урока: урок - игра.
Оборудование: издание книг Толкиена; бумага, ручки, фломастеры; карта Хоббитании с закрытыми листочками названиями мест; платки для завязывания глаз; предметы для последнего конкурса: кекс, ключ, носовой платок, трубка, мешок, яйцо, шишка.
Ход урока.
-
Разминка.
Придумаем названия двум нашим командам так, чтобы они были связаны с книгой Толкиена. (Названия пишутся на табличках и ставятся на столы).
Вопросы:
-
Где обитают хоббиты? (В Хоббитании, в благоустроенных домах-норках.)
-
Почему хоббиты не носили обуви? (На ногах у хоббитов были жесткие кожаные подошвы и теплый мех.)
-
Что унаследовал Бильбо от своей матушки Беладонны из рода Туков? (Любознательность, авантюризм, тягу к приключениям.)
-
Что нацарапал Гэндальф на двери Бильбо? (Знак «Опытный взломщик возьмется за хорошую работу, предпочтительно рискованную, оплата по соглашению».)
-
Сколько гномов отправились в экспедицию за сокровищами? (Тринадцать гномов.)
-
Почему Бильбо согласился пойти с гномами? (Бильбо обиделся на презрительную усмешку: гномы прозвали его «пузан».)
-
Какая спортивная игра была изобретена хоббитом по имени Бычий Рев во время битвы на Зеленых Холмах? (Гольф.)
-
Что вы можете сказать о повадках драконов? (У драконов есть страсть к золоту, они выдыхают пламя, живут в пещерах и т.д.)
-
В чем заключается секрет кошелька троллей? (Кошелек начинал говорить, если его брал чужой.)
-
Как Гэндальфу удалось спасти гномов от троллей? (Гэндальф, подражая голосам троллей, заставил их подраться, и рассвет превратил их в камни.)
-
Конкурс «Бесшумная походка».
Всем игрокам одной команды завязывают глаза и выстраивают их
парами друг против друга на расстоянии в две вытянутые руки. Игроки (не обязательно все) другой команды должны бесшумно пройти по этому коридору. Игроки с завязанными глазами, услышав идущего, могут поднять руки и поймать его. Затем команды меняются местами. За каждый бесшумный поход команда получает очко.
-
Где гномы достали себе знаменитые эльфийские мечи и как эти мечи назывались? (Гномы достали мечи в пещере троллей, назывались они Оркрист (Сокрушитель гоблинов) и Глемдинг (Молотящий врагов).)
-
Что такое лунные буквы? Когда их можно было различить? (Лунные буквы - руны, которые изобрели гномы и писали их серебряными перьями; лунные буквы становились видны только при той фазе Луны, когда они были написаны.)
-
Кто такие гоблины? (Гоблины - жестокие, злобные, агрессивные, скверные, неопрятные существа, живущие в подземелье.)
-
Когда начинали светиться эльфийские мечи? (При приближении врага.)
-
Какое существо называло себя «Моя прелесть»? (Голлум - большая черная скользкая тварь с двумя огромными глазами, жившая а подземелье гоблинов.)
-
Как к Бильбо попало кольцо? (Бильбо случайно наткнулся на кольцо в темноте и положил его в карман.)
-
В чем заключалось волшебство этого кольца? (Обладатель кольца, надевая его на руку, становился невидимым.)
-
Какое состязание предложил Горлум Бильбо? (Отгадывать загадки.)
-
Конкурс загадок.
Команды загадывают друг другу по три загадки. За интересные загадки и остроумные отгадки начисляется по очку.
-
Как назывались волки по ту сторону Туманных гор? (Варги.)
-
Кто помог путешественникам спастись от варгов и гоблинов? (Орлы.)
-
Чье обличье мог принимать Беорн? (Медведя.)
-
В чем особенность Черного ручья? (Этот ручей усыплял и давал забвение после пробуждения.)
-
Почему Бильбо и его спутники сошли с тропинки в Черном лесу? (Им захотелось есть, и их заманили лесные эльфы.)
-
Как гномам и Бильбо удалось сбежать от короля лесных эльфов? (С помощью кольца Бильбо освободил гномов из камер и сплавил их по реке в пустых бочках, а сам плыл верхом на бочке.)
-
Что сделал Бильбо, когда в первый раз попал на гору? (Украл золотую чашу.)
-
Что удалось выяснить Бильбо при второй встрече с драконом? (Бильбо узнал, где у дракона уязвимое место.)
-
Что такое Аркенстон? (Священный камень гномов, огромный алмаз.)
-
Кто и с чьей помощью убил дракона? (Дракона убил лучние Бэрд из Эсгарота с помощью дрозда.)
-
Что сделал с Аркенстоном Бильбо и что стало с камнем в конце? (Бильбо отдал Аркенстон людям, надеясь избежать сражения, после смерти Торина камень положили с ним в могилу.)
-
Конкурс картографов.
1-ая команда: по карте с закрытыми названиями восстановить пункты путешествия Бильбо;
2-ая команда: самостоятельно нарисовать карту путешествия Бильбо.
Вопросы:
-
Какие слова Бильбо о драконе стали пословицей? Объясните смысл этой пословицы. Приведите ее русский аналог. («Неразумно смеяться над живым драконом», «Не надо дразнить гусей», «Хорошо смеется тот, кто смеется последним».)
-
Чем закончилось сражение пяти армий в битве под Одинокой горой? (Победой людей, эльфов и гномов над гоблинами и варгами.)
-
Что происходило в домике Бильбо, когда он туда вернулся? (Аукцион, на котором распродавались вещи Бильбо.)
-
Что утратил Бильбо, кроме серебряных ложечек? (Репутацию респектабельного хоббита.)
-
Конкурс «О ком говорит эта вещь?»
Предлагается отгадать, кому принадлежат предметы:
-
Кекс (хоббитам).
-
Ключ (от Одинокой горы, говорит о Бильбо).
-
Носовой платок (его Бильбо забыл дома и очень сокрушался об этом).
-
Трубка (ее любили курить Гэндальф и Бильбо).
-
Мешок (им тролли ловили гномов).
-
Яйцо (это была загадка Бильбо).
-
Шишка (светящимися шишками Гэндальф отпугивал волков).
-
Подведение итогов.
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами ученики, активно участвовавшие в игре. Остальным участникам - символические призы.