7


  • Учителю
  • Урок вне классного чтения 'По литературным сказкам'

Урок вне классного чтения 'По литературным сказкам'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема ВЧ. Писатели-сказочники и их герои.

Цель: создание условий для активизации творческого интеллектуального потенциала учащихся через применение современных пед технологий на уроках литературы.

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения


Ход урока:


  1. Орг момент

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания (принести книги с литературными сказками)

  2. Задания на оценку (карточки) самостоятельная работа

  3. Игра «Цепочка». Назвать поочерёдно народные и литературные сказки.

Например:

I. 1. «Царевна-лягушка»

2. «Царевна-лягушка», «Марья Моревна»

3. «Царевна-лягушка, «Марья Моревна», «Финист ясный сокол»

(и далее).

II. 1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина

2. «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена

3. «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена, «Конек-горбунок» Ершова и т.д.


  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

- Мы продолжаем разговор о литературных сказках.


Эпиграф « Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин) - и с ним невозможно не согласиться. Сегодня мы с вами поговорим о сказках….


  1. Назовите авторов литературных сказок, изученных на уроках.

  2. Согласны ли вы с тем, что перед нами сказки?

  3. Отличается ли литературная сказка от народной?

  4. Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые).

  5. Назовите отличительные черты волшебной сказки. (Волшебный предмет, мотив запрета, нарушение запрета, положительные и отрицательные герои, сказочные действия, наличие трудных задач, потеря, поиск, помощники-волшебники)

  6. Какова композиция литературной сказки?

В качестве иллюстративного материала выставка книг, предметы из сказок.

- Какие цели и задачи вы перед собой ставите?


  1. Работа по теме урока

Шарль Перро «Спящая красавица» (1697),

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» (1816-1818),

В.А. Жуковский «Спящая царевна» (1831),

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833).

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829)


- фото авторов, название произведения, герои


Королевич

Волшебные предметы

Зеркальце

Яблоко

Гребешок

Шнурочек

Егерь

Королева-мать

Гномы

Мачеха

Белоснежка

Братья Гримм

Феи

Старушка


Принц

Король, королева


Волшебные предметы

Веретено

Волшебная палочка

Принцесса

Шарль Перро

Королева-мать


Мачеха

Царь Матвей

с царицей


Царевна

Чародейки

Богатыри


Царевна

Чернавка


Царевич

Царь


Волшебные предметы

Рак

Веретено

Силы природы

Королевич

Елисей

Волшебные предметы

Яблоко

Зеркало





Алёша

Волшебные предметы

зёрнышко

Чёрная курица

(министр)


Пансион


Гл министр


Игра «что объединяет эти сказки?» волшебство

Викторина «Назови сказку»

«… если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою». («Чёрная курица....»)

…Молодица

Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. («Сказка о мёртвой царевне...»)


Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет. («Спящая царевна»)


Дом царевна обошла, Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку,

На полати взобралась И тихонько улеглась . («Сказка о мёртвой царевне...»)


«Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их».

(«Чёрная курица....»)


Игра «Расскажи про героя сказки» Выбрать иллюстрацию, рассказать про героя.


Какой вывод о сюжете этих сказок мы можем сделать? ( Они очень похожи: например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) и др ).

А в чем разница?


Сказка «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро

Сказка «Спящая царевна» Жуковского

1. Имена

героев

Имена не упоминаются

Русское имя царя - Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду)

3. Детали быта

1) королевский дворец-замок со множеством комнат

2) кровать красавицы с пологом

царский терем-чудо старины с винтовой лестницей

Речевой колорит .

Рыцари, латники, фея, залы

Царевич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» - русские фразеологизмы

5. Концовки

Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе - придворный поэт сочинил о спящей красавице песню

Концовка, характерная для русских народных сказок

Детали содержания

7 фей

Отсутствие 8 прибора

7 специально спряталась

100 лет сна

Старушка не знала о запрете.

Всех усыпила фея, кроме короля с королевой.

12 чародеек

Украли 12 блюдо

11 не успела одарить

300 лет

Старуха ждала царевну.

Все заснули.

Вывод: несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки.


Национальный колорит сказок о спящей красавице.

В.А. Жуковский

«Спящая царевна»

Ш. Перро

«Спящая красавица»

Царь, царица, царевна, чародейка, хлебосольный, горница, стража, дворец, ловчие, витязь, ланиты, очи, легкий сарафан, губки алые, «заплетенные косой кудри черной полосой обвились кругом чела» и др.

Король, королева, королевский дворец (замок), королевство Матаквинское, карлик, семимильные сапоги (ср. сапоги-скороходы), фрейлины, камеристки, привратники (ср. стража), пажи, призраки в замке и др.


  1. Итог урока

1. Что понравиось на уроке7

2. Что нового узнали?

3. С чем было трудно справляться?

4. «Смайлик- настроение»

  1. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе стр. 57 - 149 «Литературные сказки»


В сказках разные места действия: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.

Композиция Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.

У Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет; А детей все нет, как нет.

У Пушкина:

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна.

Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери.

У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Кульминация:

у Жуковского:

На колени ставши, к ней Он приблизился лицом:

Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит, Он души не удержал

И ее поцеловал.

У Пушкина:

Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка - свадьба, пир.

У Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало, В рот ни капли не попало.

У Пушкина:

И никто с начала мира Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Форма произведения: сказки написаны в стихотворной форме. Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.

Художественные средства выразительности

Постоянные эпитеты - их много в обоих произведениях

у Жуковского: мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др.

У Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др.

Сравнения: у Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.

У Пушкина: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?; Всех я краше; Он лесного зверя злей.

Финал сказок. Финал в сказках одинаковый: пробуждение царевен, свадьба, пир. Родственность с народными сказками. Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной.

Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их черты и особенности

Первое мы видим - отступление от традиций:

русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка - перекличка рифм, одинаковых и сходных звуко.

У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.


У. Какой момент здесь изображен? Найдите это описание у Жуковского, зачитайте.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал - сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.


У. Какие средства выразительности использует автор? ( Анафора, фразеологизм)


У. Найдите описание этого фрагмента у Ш. Перро.

Жили на свете король с королевой. Детей у них не было, и это их так огорчало, так огорчало, что и сказать нельзя.

И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.

Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили!..


  1. Второй слайд ( №14)

У. Кого вы узнаете здесь? Сравните эти иллюстрации? Что общего? В чем разница?

Найдите описание этого фрагмента у Жуковского.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал